ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ для детей с нарушением зрения МБОУ "СК Начальная школа – детский сад № 144»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме

Карпова Марина Васильевна

Коррекционно-развивающий процесс строится с учётом контингента воспитанников с ОВЗ и их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При обеспечении процесса необходимо решать в единстве развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные задачи, при этом необходимо избегать перегрузки детей, максимально приближаясь к разумному "минимуму". Эту цель позволяет достичь построение коррекционно-развивающего процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У детей появляется возможность для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип сочетает в себе сезонно-общественные события. Одной теме уделяется 1 неделя, за время которой решается весь комплекс общеобразовательных и коррекционно-развивающих задач. Завершается тема итоговым мероприятием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  

В   ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ   ГРУППЕ

для детей с нарушением зрения

МБОУ "СК Начальная  школа – детский сад  № 144»

СЕНТЯБРЬ

ТЕМА НЕДЕЛИ,

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ЗАДАЧИ

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

КОРРЕКЦИОННЫЕ

I

Школа. Школьные принадлежности.

*Обогащать представления детей о школе через экскурсию, чтение художественных произведений с последующим обсуждением, игру.

*Уточнить назначение каждого предмета школьных принадлежностей.

*Закреплять умение при необходимости пользоваться подставкой, указкой, лупой.

Развлечение «День знаний»

1.09. - День знаний

II

Я и улица

*Формировать представления о реальных возможностях ориентировки в большом пространстве, самостоятельного передвижения при имеющимся дефекте.

 *Учить изображать простейшие схемы пространства (макет улицы).

*Развивать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности.

Спортивный досуг

«В гостях у Светофора»

III

Детский сад.

Игрушки

* Учить сравнивать помещения детского сада  по местоположению, оборудованию, назначению.   *Упражнять в умении подключать сохранные анализаторы при ориентировке в помещениях детского сада и на участке.*Учить читать план, узнавать различные помещения детского сада по плану.

*Развивать способность детей различать составные формы в игрушках, расположенных в большом пространстве, определять их форму, величину.

Игра-путешествие

«В мире игрушек»

IV

Откуда хлеб пришел

*Учит строить наглядно – схематические модели трудового процесса.

*Формировать сенсорные представления о разных видах зерновых.

Экологическая игра

«Как хлеб на стол пришел»

ОКТЯБРЬ

ТЕМА НЕДЕЛИ.

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ЗАДАЧИ

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

КОРРЕКЦИОННЫЕ

I

Урожай

(овощи, фрукты)

*Расширять и углублять представления о труде людей по уборке урожая и заготовке его на зиму.

*Обогащать и систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Познакомить с кабачком, баклажаном.

*Закрепить умение определять знакомые овощи и фрукты с помощью сохранных анализаторов.

*Учить сравнивать овощи и фрукты по алгоритму.

Театрализованная игра

«Огород»

1.10. – День пожилого человека

II

Лес

(грибы, ягоды)

Учить детей работать со схемами, знать условные обозначения (дерево, куст и т. п.). Развивать активное использование детьми пространственных терминов (между, за, около и т. п.).

Досуг

«На лесной полянке»

III

Золотая осень

Деревья, кустарники

 

*Расширять и углублять представления о сезонных  изменениях природы.

*Обогащать и систематизировать представления детей о периодах этого времени года.

*Учить сравнивать листья и плоды деревьев по алгоритму.

*Учить распознавать и называть 5-6 деревьев и 2-3 кустарника по листьям, плодам, коре. Учить узнавать плодовые деревья.*Совершенствовать умение подключать мануальные действия при обследовании коры, веток, формы листьев, конфигурации плодов.

Коллаж

«Золотая осень»

IV

Одежда. Обувь. Головные уборы»

Учить детей делать обобщения; дифференцировать предметы внутри одного рода (обувь -домашняя, спортивная, зимняя и т.д.)

*Учить сравнивать и группировать предметы обуви и одежды по цвету, величине, назначению, по наличию лил отсутствию каких-либо особенностей.

Познавательный досуг

«Сто одежек!»

НОЯБРЬ

ТЕМА НЕДЕЛИ.

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ЗАДАЧИ

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

КОРРЕКЦИОННЫЕ

I

Наша Родина – Россия

Закреплять знания детей о России,  ее столице – город-герой - Москва. Познакомить с портретом руководителя страны -президентом.   Воспитывать  гордость за нашу родину (достижения  в спорте, в науке, в культуре).

Воспитывать  толерантность  к другим национальностям, проживающим  в России.

Учить находить на карте г. Москва, г. Дзержинск,

г.Н –Новгород.

«Что мы знаем о Родине?» - викторина

1.10. – День пожилого человека

II

Домашние животные и птицы

Обогащать представления детей о домашних животных и птицах. Упражнять  в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида животного и птицы, узнавать их по описанию, по части, сравнивать по алгоритму. Учить узнавать животных и птиц в условиях затрудненного восприятия - зашумление и т.д..

«Попугай Кеша - корреспондент» - вечер коммуникативных игр

III

Дикие животные средней полосы

Обогащать представления детей о диких животных.

Упражнять детей в умении соотносить внешние особенности животных со средой их обитания, повадки – со способом питания. Учить узнавать животных в условиях затрудненного восприятия, создавать в рисунке и на фланелеграфе сюжетные изображения.

«Экскурсия в лесную чащу» - физкультурный досуг

ӀV

«Семья.

 День Матери»

Учить называть свою фамилию, имя и отчество, а так же имя и отчество родителей, близких взрослых. Знать свой возраст и сравнивать с возрастом членов семьи.

«Моя семья» - выставка рисунков в соавторстве с родителями

V

Профессии

Совершенствовать умение устанавливать связи между названием профессии и инструментами.

Уточнять представление детей о многообразии профессий: учитель, продавец, библиотекарь, врач, строитель.

«Кем я буду» - конкурс творческих рассказов

ДЕКАБРЬ

ТЕМА НЕДЕЛИ.

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ЗАДАЧИ

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИ.

ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

КОРРЕКЦИОННЫЕ

I

Зимующие  птицы

  Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида зимующих птиц.

Формировать связи между условиями жизни и внешним видом зимующих птиц.

Исследовательский проект

«Зимующие птицы»

1-10.12 – декада милосердия

II

Я и мое тело

Закрепить умение детей ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи. пространственное расположение частей своего тела.

Формировать представление о человеческом облике (мимика, жесты, осанка, походка, речь, одежда)

Учить сравнивать, соотносить пространственное расположение частей собственного тела и стоящего напротив человека.

Развлечение

 «Айболит у нас в гостях»»

III

Транспорт.

Уточнять представления о транспортных средствах и их назначении. Научить разные виды грузового, пассажирского, социального транспорта.

Учить выделять и описывать существенные признаки транспортных средств.

Обогащать представления детей о многообразии специального транспорта.

Викторина

«Знатоки транспорта

IV

Новый год

Расширять представления детей о праздновании  Нового  года  в других странах.

*Учить  различать гендерные  особенности  в  какрнавальных костюмах   сказочных персонажей.

Праздник

«Новогодняя елка»

ЯНВАРЬ

ТЕМА НЕДЕЛИ.

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ЗАДАЧИ

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИ.

ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

КОРРЕКЦИОННЫЕ

II

Зима.

Зимние забавы.

Продолжать формировать у детей обобщенные представления о сезоне, замечать изменения в растительном мире, в жизни животных и птиц; прослеживать зависимость этих изменений от состояния погоды; учить устанавливать логические взаимосвязи.

Зимний праздник

«Румяные щеки»

III

Жизнь народов Севера.

Животные Севера.

Формировать представления об особенностях жизни народов Севера(жилища, способы передвижения по тундре).

Познакомить с таким природным явлением , как северное сияние.

Мини-выставка «Бескрайний Север»

IV

Дом. Мебель.

Учить группировать, обобщать предметы мебели по существенным признакам внутри рода ( по назначению, по форме, по цвету).

Продолжать учить ориентироваться в новом помещении, составлять план комнаты самостоятельно

Конкурс юных художников

«Кто лучше украсит детскую мебель»

ФЕВРАЛЬ

ТЕМА НЕДЕЛИ. ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ЗАДАЧИ

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ.

ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

КОРРЕКЦИОННЫЕ

I

Животные жарких

стран

Закреплять умение выделять главные и существенные признаки (цвет, пространственное положение частей животных жарких стран).

Продолжать учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений животных.

КВН

«Ну и Африка!

Вот так Африка!»

II

Посуда. Продукты питания.

Различать конфигурацию частей в предметах посуды в пределах одного вида: строение частей, оттенки цвета, особенности материала.

Упражнять в умении самостоятельно моделировать на макете, плане-схеме взаимоположение предметов посуды, предъявленных детям в изображении (натюрморт, фото, картинка), расставлять посуду, согласно плану.

Инсценировка сказки «Маша и медведь»

III

Бытовая техника.

.Величество ток.

Продолжать знакомство с электроприборами, бытовой техникой, средствами связи.

Учить пользоваться пылесосом, осветительными приборами, телефоном под руководством взрослых. Знакомить с пультом дистанционного управления.

 Выставка детских поделок «Домашние помощники»

IV

Наша Армия

Совершенствовать умение детей ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги).

Развивать пространственное воображение детей. Развивать внимание, координацию движений, глазомер (стрельба по мишени).

Спортивный праздник с папами

«День Защитника Отечества»»

23.02- День защитника Отечества

МАРТ

ТЕМА НЕДЕЛИ. ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ЗАДАЧИ

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ.

ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

КОРРЕКЦИОННЫЕ

I

Мои помощники.

 

Расширять представления об органах чувств, их работе,  защите и  охране. Совершенствовать навыки, полученные с помощью сохранных анализаторов и органа зрения. Побуждать описывать свои впечатления об окружающем, полученные с помощью различных анализаторов по алгоритму.

Досуг «Короб чудес»

II

Мамин день.

Учить называть свое имя , фамилию, имя, отчество, а также имя и отчество родителей, близких людей. Знать свой возраст и возраст членов семьи. Учить рассказывать о своей семье, о традициях, интересных случаях, семейных успехах и достижениях.

Совершенствовать умение понимать сюжетные изображения по теме «Семья», составлять рассказы по картинам самостоятельно и по алгоритму.

Праздник «Мамин день».

III

Вода, обитатели водоемов.

Обогащать представления детей об обитателях водоемов ( водоросли , рыбы). Учить описывать рыб по алгоритму.  Учить узнавать рыб на зашумленном фоне, в разных модальностях, в сюжетном, силуэтном, контурном изображениям.

Коллективная работа

«Подводный мир»

IV

Комнатные растения

Упражнять, активизировать зрительные функции при  узнавании объектов  в контурных, силуэтных изображениях,  узнавать  комнатное растение по его части. Учить находить комнатные растения по описанию и  самостоятельно описывать их. Закреплять умение  раскладывать основные цвета по насыщенности.

Создание коллажа

совместно с родителями

«Мой любимый цветок»

V

Мой город

Совершенствовать навыки ориентировки на улицах города, учитывая удаленность и заслоненность предметов. Учить передавать заслоненность в чертеже и рисунке. Закреплять умения ориентироваться на улице с помощью зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных органов чувств.

Создание фотоальбома

«Я и мой город»

30.03 – День рождения города Дзержинска

АПРЕЛЬ

ТЕМА НЕДЕЛИ. ИТОГОВОЕ МЕРОПРЯТИЕ

ЗАДАЧИ

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ.

ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

КОРРЕКЦИОННЫЕ

I

Транспорт

*Уточнять представления о транспортных средствах и их назначении. Научить разные виды грузового, пассажирского, социального транспорта.

*Учить выделять и описывать существенные признаки транспортных средств. Обогащать представления детей о многообразии специального транспорта.

II

Космос

*Уточнить знания детей  о Солнечной системе. Учить находить различные планеты ,учитывая их удаленность от Солнца (на макете)

*Формировать умение различать планеты по величине и цвету.

Коллективная работа

«Наш планетарий»

12.04. – День космонавтики

III

Земля наш общий дом

*Уточнять знания детей о планете Земля; учить находить материки, моря и океаны  на карте мира.

*Формировать умение находить на материках горы, реки, леса, различая их по цвету.

Экологический досуг

«День Земли»

22.04 – День Земли

IV

Перелетные птицы

 *Учить различать и называть перелетных птиц.

*Учить узнавать птиц на зашумленном фоне, в разных модальностях, в сюжетном, силуэтном, контурном изображениям.

*Учить описывать птиц по алгоритму, составлять о них загадки.

Досуговая игра

«Путешествие вместе с птицами»

V

Вода.

 Обитатели водоемов

*Обогащать представления детей об обитателях водоемов( водоросли , рыбы)

*Учить описывать рыб по алгоритму.

*Учить узнавать рыб на зашумленном фоне, в разных модальностях, в сюжетном, силуэтном, контурном изображениям.

Творческие поделки совместно с родителями

«Рыбка мала и велика»

МАЙ

ТЕМА НЕДНЛИ. ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ЗАДАЧИ

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ.

ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

КОРРЕКЦИОННЫЕ

I

День Победы

*Расширять знания детей о событиях ВОВ.

*Учить чтить память погибших героев на примере погибших в годы войны продедушек и пробабушек семьи.

*Знакомить с  фронтовыми письмами и наградами участников ВОВ .

Концерт, совместный со школьниками

«Этот день Победы!»

9.05.- День Победы.

II

Насекомые

*Учить узнавать и называть насекомых; самостоятельно пользоваться лупой при рассматривании мелких насекомых или их частей; находить сходства и различия у насекомых, описывать их по алгоритму.

*Развивать навыки ориентировки в пространстве при наблюдении за насекомыми.

*Совершенствовать умение различать и узнавать движущихся насекомых, наблюдать за ними.

Драматизация сказки

«Муха-цокотуха»»

15.05- День семьи

III

Откуда книга пришла

*Расширять знания детей о книгоиздательской продукции.

*Учить понимать структуру книги (обложка, страницы, переплет)

*Учить находить заданную страницу в книге, ориентироваться на её листа

Экскурсия в библиотеку

24.05 – День славянской письменности

IV

Цветущая весна

*Развивать способность выделять информативные признаки весны в природе и изображении.

*Учить узнавать и называть 4-7 видов луговых, садовых и лесных травянистых цветущих растений, отличать их от цветущих кустарников и деревьев.

*Обогащать представления о строении травянистого цветущего растения, цветка, о разнообразии формы, окраски, качества стеблей, листьев , стебельков, семян.

*Учить  составлять букет  (натуральные или в рисунке, аппликации), ориентируясь на цветовой спектр, соотносить части растения с эталоном формы.

Презентация

«Вовка в стране цветов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Рыбы»

Уточнить и расширить представления о строении рыб;Учить различать и называть геометрические фигуры в различных пространственных положениях;Учить ориентировки на листе бумаги; повторить счет в пр. 20Ра...

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию пространственной ориентировки для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Новый год»

Учить узнавать и называть геометрические фигуры, изображенные в различных пространственных положениях, зрительно и на ощупь, по словесной инструкции педагога;уточнить и расширить представления о празд...

Организованная образовательная деятельность по социально-бытовой ориентировке в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения.

Тема занятия: Пластмасса, её качества и свойстаЦель: Формировать умение распознавать предметы из пластмассы, побуждать определять её качества и свойстваОборудование: различные по форме, цвету. величин...

Презентация проекта в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (нарушения зрения) «Вот оно какое – мыло не простое»

Донести до детей историю создания и использования человеком мыла.Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования. Развитие способностей устанавливат...

Презентация проекта в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (нарушения зрения) «Вот оно какое – мыло не простое»

Донести до детей историю создания и использования человеком мыла.Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования. Развитие способностей устанавливат...

Сценарий игровой обучающей ситуации с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (нарушение зрения).

Игра-квест "За космическими сокровищами" позволило пополнить мою копилку инновационными решениями обычных занятий. Игра заинтересовала детей, ведь искать "клады" - это так весело! ...

Конспект НОД по развитию зрительного восприятия в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения по теме «Дом»

Цель данного занятия - развитие зрительного восприятия, Содержит основные задачи такие, как коррекционно-обучающие, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитывающие....