ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ для детей с нарушением зрения МБОУ "СК Начальная школа – детский сад № 144»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме
Коррекционно-развивающий процесс строится с учётом контингента воспитанников с ОВЗ и их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При обеспечении процесса необходимо решать в единстве развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные задачи, при этом необходимо избегать перегрузки детей, максимально приближаясь к разумному "минимуму". Эту цель позволяет достичь построение коррекционно-развивающего процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У детей появляется возможность для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип сочетает в себе сезонно-общественные события. Одной теме уделяется 1 неделя, за время которой решается весь комплекс общеобразовательных и коррекционно-развивающих задач. Завершается тема итоговым мероприятием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
для детей с нарушением зрения
МБОУ "СК Начальная школа – детский сад № 144»
СЕНТЯБРЬ
ТЕМА НЕДЕЛИ, ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ЗАДАЧИ | ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА | |
КОРРЕКЦИОННЫЕ | |||
I Школа. Школьные принадлежности. | *Обогащать представления детей о школе через экскурсию, чтение художественных произведений с последующим обсуждением, игру. *Уточнить назначение каждого предмета школьных принадлежностей. *Закреплять умение при необходимости пользоваться подставкой, указкой, лупой. | Развлечение «День знаний» 1.09. - День знаний | |
II Я и улица | *Формировать представления о реальных возможностях ориентировки в большом пространстве, самостоятельного передвижения при имеющимся дефекте. *Учить изображать простейшие схемы пространства (макет улицы). *Развивать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности. | Спортивный досуг «В гостях у Светофора» | |
III Детский сад. Игрушки | * Учить сравнивать помещения детского сада по местоположению, оборудованию, назначению. *Упражнять в умении подключать сохранные анализаторы при ориентировке в помещениях детского сада и на участке.*Учить читать план, узнавать различные помещения детского сада по плану. *Развивать способность детей различать составные формы в игрушках, расположенных в большом пространстве, определять их форму, величину. | Игра-путешествие «В мире игрушек» | |
IV Откуда хлеб пришел | *Учит строить наглядно – схематические модели трудового процесса. *Формировать сенсорные представления о разных видах зерновых. | Экологическая игра «Как хлеб на стол пришел» |
ОКТЯБРЬ
ТЕМА НЕДЕЛИ. ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ЗАДАЧИ | ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА |
КОРРЕКЦИОННЫЕ | ||
I Урожай (овощи, фрукты) | *Расширять и углублять представления о труде людей по уборке урожая и заготовке его на зиму. *Обогащать и систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Познакомить с кабачком, баклажаном. *Закрепить умение определять знакомые овощи и фрукты с помощью сохранных анализаторов. *Учить сравнивать овощи и фрукты по алгоритму. | Театрализованная игра «Огород» 1.10. – День пожилого человека |
II Лес (грибы, ягоды) | Учить детей работать со схемами, знать условные обозначения (дерево, куст и т. п.). Развивать активное использование детьми пространственных терминов (между, за, около и т. п.). | Досуг «На лесной полянке» |
III Золотая осень Деревья, кустарники
| *Расширять и углублять представления о сезонных изменениях природы. *Обогащать и систематизировать представления детей о периодах этого времени года. *Учить сравнивать листья и плоды деревьев по алгоритму. *Учить распознавать и называть 5-6 деревьев и 2-3 кустарника по листьям, плодам, коре. Учить узнавать плодовые деревья.*Совершенствовать умение подключать мануальные действия при обследовании коры, веток, формы листьев, конфигурации плодов. | Коллаж «Золотая осень» |
IV Одежда. Обувь. Головные уборы» | Учить детей делать обобщения; дифференцировать предметы внутри одного рода (обувь -домашняя, спортивная, зимняя и т.д.) *Учить сравнивать и группировать предметы обуви и одежды по цвету, величине, назначению, по наличию лил отсутствию каких-либо особенностей. | Познавательный досуг «Сто одежек!» |
НОЯБРЬ
ТЕМА НЕДЕЛИ. ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ЗАДАЧИ | ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА |
КОРРЕКЦИОННЫЕ | ||
I Наша Родина – Россия | Закреплять знания детей о России, ее столице – город-герой - Москва. Познакомить с портретом руководителя страны -президентом. Воспитывать гордость за нашу родину (достижения в спорте, в науке, в культуре). Воспитывать толерантность к другим национальностям, проживающим в России. Учить находить на карте г. Москва, г. Дзержинск, г.Н –Новгород. | «Что мы знаем о Родине?» - викторина 1.10. – День пожилого человека |
II Домашние животные и птицы | Обогащать представления детей о домашних животных и птицах. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида животного и птицы, узнавать их по описанию, по части, сравнивать по алгоритму. Учить узнавать животных и птиц в условиях затрудненного восприятия - зашумление и т.д.. | «Попугай Кеша - корреспондент» - вечер коммуникативных игр |
III Дикие животные средней полосы | Обогащать представления детей о диких животных. Упражнять детей в умении соотносить внешние особенности животных со средой их обитания, повадки – со способом питания. Учить узнавать животных в условиях затрудненного восприятия, создавать в рисунке и на фланелеграфе сюжетные изображения. | «Экскурсия в лесную чащу» - физкультурный досуг |
ӀV «Семья. День Матери» | Учить называть свою фамилию, имя и отчество, а так же имя и отчество родителей, близких взрослых. Знать свой возраст и сравнивать с возрастом членов семьи. | «Моя семья» - выставка рисунков в соавторстве с родителями |
V Профессии | Совершенствовать умение устанавливать связи между названием профессии и инструментами. Уточнять представление детей о многообразии профессий: учитель, продавец, библиотекарь, врач, строитель. | «Кем я буду» - конкурс творческих рассказов |
ДЕКАБРЬ
ТЕМА НЕДЕЛИ. ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ЗАДАЧИ | ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИ. ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА |
КОРРЕКЦИОННЫЕ | ||
I Зимующие птицы | Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида зимующих птиц. Формировать связи между условиями жизни и внешним видом зимующих птиц. | Исследовательский проект «Зимующие птицы» 1-10.12 – декада милосердия |
II Я и мое тело | Закрепить умение детей ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи. пространственное расположение частей своего тела. Формировать представление о человеческом облике (мимика, жесты, осанка, походка, речь, одежда) Учить сравнивать, соотносить пространственное расположение частей собственного тела и стоящего напротив человека. | Развлечение «Айболит у нас в гостях»» |
III Транспорт. | Уточнять представления о транспортных средствах и их назначении. Научить разные виды грузового, пассажирского, социального транспорта. Учить выделять и описывать существенные признаки транспортных средств. Обогащать представления детей о многообразии специального транспорта. | Викторина «Знатоки транспорта |
IV Новый год | Расширять представления детей о праздновании Нового года в других странах. *Учить различать гендерные особенности в какрнавальных костюмах сказочных персонажей. | Праздник «Новогодняя елка» |
ЯНВАРЬ
ТЕМА НЕДЕЛИ. ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ЗАДАЧИ | ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИ. ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА |
КОРРЕКЦИОННЫЕ | ||
II Зима. Зимние забавы. | Продолжать формировать у детей обобщенные представления о сезоне, замечать изменения в растительном мире, в жизни животных и птиц; прослеживать зависимость этих изменений от состояния погоды; учить устанавливать логические взаимосвязи. | Зимний праздник «Румяные щеки» |
III Жизнь народов Севера. Животные Севера. | Формировать представления об особенностях жизни народов Севера(жилища, способы передвижения по тундре). Познакомить с таким природным явлением , как северное сияние. | Мини-выставка «Бескрайний Север» |
IV Дом. Мебель. | Учить группировать, обобщать предметы мебели по существенным признакам внутри рода ( по назначению, по форме, по цвету). Продолжать учить ориентироваться в новом помещении, составлять план комнаты самостоятельно | Конкурс юных художников «Кто лучше украсит детскую мебель» |
ФЕВРАЛЬ
ТЕМА НЕДЕЛИ. ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ЗАДАЧИ | ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА |
КОРРЕКЦИОННЫЕ | ||
I Животные жарких стран | Закреплять умение выделять главные и существенные признаки (цвет, пространственное положение частей животных жарких стран). Продолжать учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений животных. | КВН «Ну и Африка! Вот так Африка!» |
II Посуда. Продукты питания. | Различать конфигурацию частей в предметах посуды в пределах одного вида: строение частей, оттенки цвета, особенности материала. Упражнять в умении самостоятельно моделировать на макете, плане-схеме взаимоположение предметов посуды, предъявленных детям в изображении (натюрморт, фото, картинка), расставлять посуду, согласно плану. | Инсценировка сказки «Маша и медведь» |
III Бытовая техника. .Величество ток. | Продолжать знакомство с электроприборами, бытовой техникой, средствами связи. Учить пользоваться пылесосом, осветительными приборами, телефоном под руководством взрослых. Знакомить с пультом дистанционного управления. | Выставка детских поделок «Домашние помощники» |
IV Наша Армия | Совершенствовать умение детей ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги). Развивать пространственное воображение детей. Развивать внимание, координацию движений, глазомер (стрельба по мишени). | Спортивный праздник с папами «День Защитника Отечества»» 23.02- День защитника Отечества |
МАРТ
ТЕМА НЕДЕЛИ. ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ЗАДАЧИ | ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА |
КОРРЕКЦИОННЫЕ | ||
I Мои помощники.
| Расширять представления об органах чувств, их работе, защите и охране. Совершенствовать навыки, полученные с помощью сохранных анализаторов и органа зрения. Побуждать описывать свои впечатления об окружающем, полученные с помощью различных анализаторов по алгоритму. | Досуг «Короб чудес» |
II Мамин день. | Учить называть свое имя , фамилию, имя, отчество, а также имя и отчество родителей, близких людей. Знать свой возраст и возраст членов семьи. Учить рассказывать о своей семье, о традициях, интересных случаях, семейных успехах и достижениях. Совершенствовать умение понимать сюжетные изображения по теме «Семья», составлять рассказы по картинам самостоятельно и по алгоритму. | Праздник «Мамин день». |
III Вода, обитатели водоемов. | Обогащать представления детей об обитателях водоемов ( водоросли , рыбы). Учить описывать рыб по алгоритму. Учить узнавать рыб на зашумленном фоне, в разных модальностях, в сюжетном, силуэтном, контурном изображениям. | Коллективная работа «Подводный мир» |
IV Комнатные растения | Упражнять, активизировать зрительные функции при узнавании объектов в контурных, силуэтных изображениях, узнавать комнатное растение по его части. Учить находить комнатные растения по описанию и самостоятельно описывать их. Закреплять умение раскладывать основные цвета по насыщенности. | Создание коллажа совместно с родителями «Мой любимый цветок» |
V Мой город | Совершенствовать навыки ориентировки на улицах города, учитывая удаленность и заслоненность предметов. Учить передавать заслоненность в чертеже и рисунке. Закреплять умения ориентироваться на улице с помощью зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных органов чувств. | Создание фотоальбома «Я и мой город» 30.03 – День рождения города Дзержинска |
АПРЕЛЬ
ТЕМА НЕДЕЛИ. ИТОГОВОЕ МЕРОПРЯТИЕ | ЗАДАЧИ | ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА |
КОРРЕКЦИОННЫЕ | ||
I Транспорт | *Уточнять представления о транспортных средствах и их назначении. Научить разные виды грузового, пассажирского, социального транспорта. *Учить выделять и описывать существенные признаки транспортных средств. Обогащать представления детей о многообразии специального транспорта. | |
II Космос | *Уточнить знания детей о Солнечной системе. Учить находить различные планеты ,учитывая их удаленность от Солнца (на макете) *Формировать умение различать планеты по величине и цвету. | Коллективная работа «Наш планетарий» 12.04. – День космонавтики |
III Земля наш общий дом | *Уточнять знания детей о планете Земля; учить находить материки, моря и океаны на карте мира. *Формировать умение находить на материках горы, реки, леса, различая их по цвету. | Экологический досуг «День Земли» 22.04 – День Земли |
IV Перелетные птицы | *Учить различать и называть перелетных птиц. *Учить узнавать птиц на зашумленном фоне, в разных модальностях, в сюжетном, силуэтном, контурном изображениям. *Учить описывать птиц по алгоритму, составлять о них загадки. | Досуговая игра «Путешествие вместе с птицами» |
V Вода. Обитатели водоемов | *Обогащать представления детей об обитателях водоемов( водоросли , рыбы) *Учить описывать рыб по алгоритму. *Учить узнавать рыб на зашумленном фоне, в разных модальностях, в сюжетном, силуэтном, контурном изображениям. | Творческие поделки совместно с родителями «Рыбка мала и велика» |
МАЙ
ТЕМА НЕДНЛИ. ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ | ЗАДАЧИ | ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА |
КОРРЕКЦИОННЫЕ | ||
I День Победы | *Расширять знания детей о событиях ВОВ. *Учить чтить память погибших героев на примере погибших в годы войны продедушек и пробабушек семьи. *Знакомить с фронтовыми письмами и наградами участников ВОВ . | Концерт, совместный со школьниками «Этот день Победы!» 9.05.- День Победы. |
II Насекомые | *Учить узнавать и называть насекомых; самостоятельно пользоваться лупой при рассматривании мелких насекомых или их частей; находить сходства и различия у насекомых, описывать их по алгоритму. *Развивать навыки ориентировки в пространстве при наблюдении за насекомыми. *Совершенствовать умение различать и узнавать движущихся насекомых, наблюдать за ними. | Драматизация сказки «Муха-цокотуха»» 15.05- День семьи |
III Откуда книга пришла | *Расширять знания детей о книгоиздательской продукции. *Учить понимать структуру книги (обложка, страницы, переплет) *Учить находить заданную страницу в книге, ориентироваться на её листа | Экскурсия в библиотеку 24.05 – День славянской письменности |
IV Цветущая весна | *Развивать способность выделять информативные признаки весны в природе и изображении. *Учить узнавать и называть 4-7 видов луговых, садовых и лесных травянистых цветущих растений, отличать их от цветущих кустарников и деревьев. *Обогащать представления о строении травянистого цветущего растения, цветка, о разнообразии формы, окраски, качества стеблей, листьев , стебельков, семян. *Учить составлять букет (натуральные или в рисунке, аппликации), ориентируясь на цветовой спектр, соотносить части растения с эталоном формы. | Презентация «Вовка в стране цветов» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Рыбы»
Уточнить и расширить представления о строении рыб;Учить различать и называть геометрические фигуры в различных пространственных положениях;Учить ориентировки на листе бумаги; повторить счет в пр. 20Ра...
Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию пространственной ориентировки для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Новый год»
Учить узнавать и называть геометрические фигуры, изображенные в различных пространственных положениях, зрительно и на ощупь, по словесной инструкции педагога;уточнить и расширить представления о празд...
Организованная образовательная деятельность по социально-бытовой ориентировке в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения.
Тема занятия: Пластмасса, её качества и свойстаЦель: Формировать умение распознавать предметы из пластмассы, побуждать определять её качества и свойстваОборудование: различные по форме, цвету. величин...

Презентация проекта в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (нарушения зрения) «Вот оно какое – мыло не простое»
Донести до детей историю создания и использования человеком мыла.Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования. Развитие способностей устанавливат...

Презентация проекта в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (нарушения зрения) «Вот оно какое – мыло не простое»
Донести до детей историю создания и использования человеком мыла.Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования. Развитие способностей устанавливат...
Сценарий игровой обучающей ситуации с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (нарушение зрения).
Игра-квест "За космическими сокровищами" позволило пополнить мою копилку инновационными решениями обычных занятий. Игра заинтересовала детей, ведь искать "клады" - это так весело! ...

Конспект НОД по развитию зрительного восприятия в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения по теме «Дом»
Цель данного занятия - развитие зрительного восприятия, Содержит основные задачи такие, как коррекционно-обучающие, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитывающие....