Главные вкладки

    ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ для детей с нарушением зрения МБОУ "СК Начальная школа – детский сад № 144»
    календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме

    Карпова Марина Васильевна

    Коррекционно-развивающий процесс строится с учётом контингента воспитанников с ОВЗ и их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При обеспечении процесса необходимо решать в единстве развивающие, воспитательные, обучающие и коррекционные задачи, при этом необходимо избегать перегрузки детей, максимально приближаясь к разумному "минимуму". Эту цель позволяет достичь построение коррекционно-развивающего процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У детей появляется возможность для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип сочетает в себе сезонно-общественные события. Одной теме уделяется 1 неделя, за время которой решается весь комплекс общеобразовательных и коррекционно-развивающих задач. Завершается тема итоговым мероприятием.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл planirovanie.docx29.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  

    В   ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ   ГРУППЕ

    для детей с нарушением зрения

    МБОУ "СК Начальная  школа – детский сад  № 144»

    СЕНТЯБРЬ

    ТЕМА НЕДЕЛИ,

    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ЗАДАЧИ

    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

    КОРРЕКЦИОННЫЕ

    I

    Школа. Школьные принадлежности.

    *Обогащать представления детей о школе через экскурсию, чтение художественных произведений с последующим обсуждением, игру.

    *Уточнить назначение каждого предмета школьных принадлежностей.

    *Закреплять умение при необходимости пользоваться подставкой, указкой, лупой.

    Развлечение «День знаний»

    1.09. - День знаний

    II

    Я и улица

    *Формировать представления о реальных возможностях ориентировки в большом пространстве, самостоятельного передвижения при имеющимся дефекте.

     *Учить изображать простейшие схемы пространства (макет улицы).

    *Развивать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности.

    Спортивный досуг

    «В гостях у Светофора»

    III

    Детский сад.

    Игрушки

    * Учить сравнивать помещения детского сада  по местоположению, оборудованию, назначению.   *Упражнять в умении подключать сохранные анализаторы при ориентировке в помещениях детского сада и на участке.*Учить читать план, узнавать различные помещения детского сада по плану.

    *Развивать способность детей различать составные формы в игрушках, расположенных в большом пространстве, определять их форму, величину.

    Игра-путешествие

    «В мире игрушек»

    IV

    Откуда хлеб пришел

    *Учит строить наглядно – схематические модели трудового процесса.

    *Формировать сенсорные представления о разных видах зерновых.

    Экологическая игра

    «Как хлеб на стол пришел»

    ОКТЯБРЬ

    ТЕМА НЕДЕЛИ.

    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ЗАДАЧИ

    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

    КОРРЕКЦИОННЫЕ

    I

    Урожай

    (овощи, фрукты)

    *Расширять и углублять представления о труде людей по уборке урожая и заготовке его на зиму.

    *Обогащать и систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Познакомить с кабачком, баклажаном.

    *Закрепить умение определять знакомые овощи и фрукты с помощью сохранных анализаторов.

    *Учить сравнивать овощи и фрукты по алгоритму.

    Театрализованная игра

    «Огород»

    1.10. – День пожилого человека

    II

    Лес

    (грибы, ягоды)

    Учить детей работать со схемами, знать условные обозначения (дерево, куст и т. п.). Развивать активное использование детьми пространственных терминов (между, за, около и т. п.).

    Досуг

    «На лесной полянке»

    III

    Золотая осень

    Деревья, кустарники

     

    *Расширять и углублять представления о сезонных  изменениях природы.

    *Обогащать и систематизировать представления детей о периодах этого времени года.

    *Учить сравнивать листья и плоды деревьев по алгоритму.

    *Учить распознавать и называть 5-6 деревьев и 2-3 кустарника по листьям, плодам, коре. Учить узнавать плодовые деревья.*Совершенствовать умение подключать мануальные действия при обследовании коры, веток, формы листьев, конфигурации плодов.

    Коллаж

    «Золотая осень»

    IV

    Одежда. Обувь. Головные уборы»

    Учить детей делать обобщения; дифференцировать предметы внутри одного рода (обувь -домашняя, спортивная, зимняя и т.д.)

    *Учить сравнивать и группировать предметы обуви и одежды по цвету, величине, назначению, по наличию лил отсутствию каких-либо особенностей.

    Познавательный досуг

    «Сто одежек!»

    НОЯБРЬ

    ТЕМА НЕДЕЛИ.

    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ЗАДАЧИ

    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

    КОРРЕКЦИОННЫЕ

    I

    Наша Родина – Россия

    Закреплять знания детей о России,  ее столице – город-герой - Москва. Познакомить с портретом руководителя страны -президентом.   Воспитывать  гордость за нашу родину (достижения  в спорте, в науке, в культуре).

    Воспитывать  толерантность  к другим национальностям, проживающим  в России.

    Учить находить на карте г. Москва, г. Дзержинск,

    г.Н –Новгород.

    «Что мы знаем о Родине?» - викторина

    1.10. – День пожилого человека

    II

    Домашние животные и птицы

    Обогащать представления детей о домашних животных и птицах. Упражнять  в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида животного и птицы, узнавать их по описанию, по части, сравнивать по алгоритму. Учить узнавать животных и птиц в условиях затрудненного восприятия - зашумление и т.д..

    «Попугай Кеша - корреспондент» - вечер коммуникативных игр

    III

    Дикие животные средней полосы

    Обогащать представления детей о диких животных.

    Упражнять детей в умении соотносить внешние особенности животных со средой их обитания, повадки – со способом питания. Учить узнавать животных в условиях затрудненного восприятия, создавать в рисунке и на фланелеграфе сюжетные изображения.

    «Экскурсия в лесную чащу» - физкультурный досуг

    ӀV

    «Семья.

     День Матери»

    Учить называть свою фамилию, имя и отчество, а так же имя и отчество родителей, близких взрослых. Знать свой возраст и сравнивать с возрастом членов семьи.

    «Моя семья» - выставка рисунков в соавторстве с родителями

    V

    Профессии

    Совершенствовать умение устанавливать связи между названием профессии и инструментами.

    Уточнять представление детей о многообразии профессий: учитель, продавец, библиотекарь, врач, строитель.

    «Кем я буду» - конкурс творческих рассказов

    ДЕКАБРЬ

    ТЕМА НЕДЕЛИ.

    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ЗАДАЧИ

    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИ.

    ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

    КОРРЕКЦИОННЫЕ

    I

    Зимующие  птицы

      Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида зимующих птиц.

    Формировать связи между условиями жизни и внешним видом зимующих птиц.

    Исследовательский проект

    «Зимующие птицы»

    1-10.12 – декада милосердия

    II

    Я и мое тело

    Закрепить умение детей ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи. пространственное расположение частей своего тела.

    Формировать представление о человеческом облике (мимика, жесты, осанка, походка, речь, одежда)

    Учить сравнивать, соотносить пространственное расположение частей собственного тела и стоящего напротив человека.

    Развлечение

     «Айболит у нас в гостях»»

    III

    Транспорт.

    Уточнять представления о транспортных средствах и их назначении. Научить разные виды грузового, пассажирского, социального транспорта.

    Учить выделять и описывать существенные признаки транспортных средств.

    Обогащать представления детей о многообразии специального транспорта.

    Викторина

    «Знатоки транспорта

    IV

    Новый год

    Расширять представления детей о праздновании  Нового  года  в других странах.

    *Учить  различать гендерные  особенности  в  какрнавальных костюмах   сказочных персонажей.

    Праздник

    «Новогодняя елка»

    ЯНВАРЬ

    ТЕМА НЕДЕЛИ.

    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ЗАДАЧИ

    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИ.

    ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

    КОРРЕКЦИОННЫЕ

    II

    Зима.

    Зимние забавы.

    Продолжать формировать у детей обобщенные представления о сезоне, замечать изменения в растительном мире, в жизни животных и птиц; прослеживать зависимость этих изменений от состояния погоды; учить устанавливать логические взаимосвязи.

    Зимний праздник

    «Румяные щеки»

    III

    Жизнь народов Севера.

    Животные Севера.

    Формировать представления об особенностях жизни народов Севера(жилища, способы передвижения по тундре).

    Познакомить с таким природным явлением , как северное сияние.

    Мини-выставка «Бескрайний Север»

    IV

    Дом. Мебель.

    Учить группировать, обобщать предметы мебели по существенным признакам внутри рода ( по назначению, по форме, по цвету).

    Продолжать учить ориентироваться в новом помещении, составлять план комнаты самостоятельно

    Конкурс юных художников

    «Кто лучше украсит детскую мебель»

    ФЕВРАЛЬ

    ТЕМА НЕДЕЛИ. ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ЗАДАЧИ

    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ.

    ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

    КОРРЕКЦИОННЫЕ

    I

    Животные жарких

    стран

    Закреплять умение выделять главные и существенные признаки (цвет, пространственное положение частей животных жарких стран).

    Продолжать учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений животных.

    КВН

    «Ну и Африка!

    Вот так Африка!»

    II

    Посуда. Продукты питания.

    Различать конфигурацию частей в предметах посуды в пределах одного вида: строение частей, оттенки цвета, особенности материала.

    Упражнять в умении самостоятельно моделировать на макете, плане-схеме взаимоположение предметов посуды, предъявленных детям в изображении (натюрморт, фото, картинка), расставлять посуду, согласно плану.

    Инсценировка сказки «Маша и медведь»

    III

    Бытовая техника.

    .Величество ток.

    Продолжать знакомство с электроприборами, бытовой техникой, средствами связи.

    Учить пользоваться пылесосом, осветительными приборами, телефоном под руководством взрослых. Знакомить с пультом дистанционного управления.

     Выставка детских поделок «Домашние помощники»

    IV

    Наша Армия

    Совершенствовать умение детей ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги).

    Развивать пространственное воображение детей. Развивать внимание, координацию движений, глазомер (стрельба по мишени).

    Спортивный праздник с папами

    «День Защитника Отечества»»

    23.02- День защитника Отечества

    МАРТ

    ТЕМА НЕДЕЛИ. ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ЗАДАЧИ

    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ.

    ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

    КОРРЕКЦИОННЫЕ

    I

    Мои помощники.

     

    Расширять представления об органах чувств, их работе,  защите и  охране. Совершенствовать навыки, полученные с помощью сохранных анализаторов и органа зрения. Побуждать описывать свои впечатления об окружающем, полученные с помощью различных анализаторов по алгоритму.

    Досуг «Короб чудес»

    II

    Мамин день.

    Учить называть свое имя , фамилию, имя, отчество, а также имя и отчество родителей, близких людей. Знать свой возраст и возраст членов семьи. Учить рассказывать о своей семье, о традициях, интересных случаях, семейных успехах и достижениях.

    Совершенствовать умение понимать сюжетные изображения по теме «Семья», составлять рассказы по картинам самостоятельно и по алгоритму.

    Праздник «Мамин день».

    III

    Вода, обитатели водоемов.

    Обогащать представления детей об обитателях водоемов ( водоросли , рыбы). Учить описывать рыб по алгоритму.  Учить узнавать рыб на зашумленном фоне, в разных модальностях, в сюжетном, силуэтном, контурном изображениям.

    Коллективная работа

    «Подводный мир»

    IV

    Комнатные растения

    Упражнять, активизировать зрительные функции при  узнавании объектов  в контурных, силуэтных изображениях,  узнавать  комнатное растение по его части. Учить находить комнатные растения по описанию и  самостоятельно описывать их. Закреплять умение  раскладывать основные цвета по насыщенности.

    Создание коллажа

    совместно с родителями

    «Мой любимый цветок»

    V

    Мой город

    Совершенствовать навыки ориентировки на улицах города, учитывая удаленность и заслоненность предметов. Учить передавать заслоненность в чертеже и рисунке. Закреплять умения ориентироваться на улице с помощью зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных органов чувств.

    Создание фотоальбома

    «Я и мой город»

    30.03 – День рождения города Дзержинска

    АПРЕЛЬ

    ТЕМА НЕДЕЛИ. ИТОГОВОЕ МЕРОПРЯТИЕ

    ЗАДАЧИ

    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ.

    ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

    КОРРЕКЦИОННЫЕ

    I

    Транспорт

    *Уточнять представления о транспортных средствах и их назначении. Научить разные виды грузового, пассажирского, социального транспорта.

    *Учить выделять и описывать существенные признаки транспортных средств. Обогащать представления детей о многообразии специального транспорта.

    II

    Космос

    *Уточнить знания детей  о Солнечной системе. Учить находить различные планеты ,учитывая их удаленность от Солнца (на макете)

    *Формировать умение различать планеты по величине и цвету.

    Коллективная работа

    «Наш планетарий»

    12.04. – День космонавтики

    III

    Земля наш общий дом

    *Уточнять знания детей о планете Земля; учить находить материки, моря и океаны  на карте мира.

    *Формировать умение находить на материках горы, реки, леса, различая их по цвету.

    Экологический досуг

    «День Земли»

    22.04 – День Земли

    IV

    Перелетные птицы

     *Учить различать и называть перелетных птиц.

    *Учить узнавать птиц на зашумленном фоне, в разных модальностях, в сюжетном, силуэтном, контурном изображениям.

    *Учить описывать птиц по алгоритму, составлять о них загадки.

    Досуговая игра

    «Путешествие вместе с птицами»

    V

    Вода.

     Обитатели водоемов

    *Обогащать представления детей об обитателях водоемов( водоросли , рыбы)

    *Учить описывать рыб по алгоритму.

    *Учить узнавать рыб на зашумленном фоне, в разных модальностях, в сюжетном, силуэтном, контурном изображениям.

    Творческие поделки совместно с родителями

    «Рыбка мала и велика»

    МАЙ

    ТЕМА НЕДНЛИ. ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ЗАДАЧИ

    ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ.

    ПРАЗДНИЧНАЯ ДАТА

    КОРРЕКЦИОННЫЕ

    I

    День Победы

    *Расширять знания детей о событиях ВОВ.

    *Учить чтить память погибших героев на примере погибших в годы войны продедушек и пробабушек семьи.

    *Знакомить с  фронтовыми письмами и наградами участников ВОВ .

    Концерт, совместный со школьниками

    «Этот день Победы!»

    9.05.- День Победы.

    II

    Насекомые

    *Учить узнавать и называть насекомых; самостоятельно пользоваться лупой при рассматривании мелких насекомых или их частей; находить сходства и различия у насекомых, описывать их по алгоритму.

    *Развивать навыки ориентировки в пространстве при наблюдении за насекомыми.

    *Совершенствовать умение различать и узнавать движущихся насекомых, наблюдать за ними.

    Драматизация сказки

    «Муха-цокотуха»»

    15.05- День семьи

    III

    Откуда книга пришла

    *Расширять знания детей о книгоиздательской продукции.

    *Учить понимать структуру книги (обложка, страницы, переплет)

    *Учить находить заданную страницу в книге, ориентироваться на её листа

    Экскурсия в библиотеку

    24.05 – День славянской письменности

    IV

    Цветущая весна

    *Развивать способность выделять информативные признаки весны в природе и изображении.

    *Учить узнавать и называть 4-7 видов луговых, садовых и лесных травянистых цветущих растений, отличать их от цветущих кустарников и деревьев.

    *Обогащать представления о строении травянистого цветущего растения, цветка, о разнообразии формы, окраски, качества стеблей, листьев , стебельков, семян.

    *Учить  составлять букет  (натуральные или в рисунке, аппликации), ориентируясь на цветовой спектр, соотносить части растения с эталоном формы.

    Презентация

    «Вовка в стране цветов»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологические особенности и готовность к школе у детей с нарушениями зрения

    В формировании психики детей с нарушениями зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения. В основу ствтьи положен опыт ра...

    Проведение диагностики уровня готовности к школе у детей с нарушениями зрения.

    Специфические особенности проведения психологической диагностики у детей с различными нарушениями зренияю...

    Сценарий выпускного бала в детском саду для детей с нарушением зрения "До свидания, детский сад!"

    Любой педагог хочет, чтобы выпускной бал остался надолго в памяти детей. Предлагаем Вашему вниманию выпускной бал из детского сада для детей с нарушением зрения. К его разработке мы подошли очень тщат...

    Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Рыбы»

    Уточнить и расширить представления о строении рыб;Учить различать и называть геометрические фигуры в различных пространственных положениях;Учить ориентировки на листе бумаги; повторить счет в пр. 20Ра...

    Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию пространственной ориентировки для подготовительной к школе группы детей с нарушением зрения по теме «Новый год»

    Учить узнавать и называть геометрические фигуры, изображенные в различных пространственных положениях, зрительно и на ощупь, по словесной инструкции педагога;уточнить и расширить представления о празд...

    Организованная образовательная деятельность по социально-бытовой ориентировке в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения.

    Тема занятия: Пластмасса, её качества и свойстаЦель: Формировать умение распознавать предметы из пластмассы, побуждать определять её качества и свойстваОборудование: различные по форме, цвету. величин...

    Сценарий игровой обучающей ситуации с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (нарушение зрения).

    Игра-квест "За космическими сокровищами" позволило пополнить мою копилку инновационными решениями обычных занятий. Игра заинтересовала детей, ведь искать "клады" - это так весело! ...