Представление педагогического опыта учителя-логопеда
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Представление педагогического опыта

учителя-логопеда

МДОУ «Детский сад №127 комбинированного вида» г. о. Саранск

Курашкиной Елены Уразбаевны

Тема: « Развитие словесно-логического мышления у детей с ОНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_kurashkina.docx52.11 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

учителя-логопеда

МДОУ «Детский сад №127 комбинированного вида» г. о. Саранск

Курашкиной Елены Уразбаевны

Тема: « Развитие словесно-логического мышления у детей с ОНР»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Часто дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей.

Одна из распространенных причин такого положения — недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. Как показывают исследования Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, нередко у выпускников детских садов, и особенно групп компенсирующей направленности, к моменту поступления в школу обнаруживаются следующие особенности мыслительной деятельности:

  • поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
  • трудности в синтезировании информации;
  • неумение планировать;
  • неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
  • трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.

Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их рассуждения и умозаключения бедны, отрывочны,  логически не связаны друг с другом. Например: «Зимой дома тепло, потому что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше». Дети  могут отнести к мебели настольную лампу, телевизор, дверь, так как они находятся в комнате. Некоторые из них с трудом решают простейшие математические задачи, затрудняются в отгадывании даже несложных загадок, объяснении переносного смысла пословиц.

Для большинства детей с общим недоразвитием речи значительную трудность представляет работа с серией сюжетных картин. Они не всегда верно определяют главную мысль, обращаясь к несущественным деталям, путают последовательность действий и событий, затрудняются в установлении причинно-следственных связей (что – первично, а что - вторично), искажают или пропускают  смысловые звенья. Типичными для детей с ОНР являются следующие высказывания (пересказ сказки «Репка» с опорой на серию сюжетных картинок): «Вот дед репку садил. Она выросла большая-большая. Нужно тащить. Он стал всех звать: бабку, дочку, собаку, киску и крысу. Они тащили, тащили и вылезла».

Словесно-логическое мышление – один из трех видов мышления - характеризуется использованием понятий, суждений, умозаключений.

Ребёнок родится, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью.

Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок учится вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. д.  

На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего мира складывается у ребёнка мышление. Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно учится правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы. То есть переход от конкретного (наглядно-действенного) мышления к абстрагированному (словесно-логическому) в дошкольном возрасте возможен только в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

Все вышесказанное указывает на то, что проблема развития словесно-логического мышления у детей с ОНР является достаточно актуальной, а поиск и реализация наиболее оптимальных способов и методов преодоления данной проблемы будут способствовать всестороннему интеллектуальному и речевому развитию ребенка и тем самым позволят усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. Таким образом, перспективность опыта заключается в том, что в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР, одно из ведущих мест должна занимать планомерная систематическая работа по развитию словесно-логического мышления.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Как показывает практика, к моменту поступления в группу у детей с общим недоразвитием речи недостаточно развиты практически все мыслительные операции, что выявляется при первичном обследовании.

Обобщая многолетний опыт работы, ниже приведем данные исследования уровня развития и особенностей мыслительных операций у детей с ОНР II-III уровня и ОНР III уровня.

Лучше остальных у детей данной категории развита операция сравнения: 45-52% детей, сравнивая предметы, правильно выделяют и называют признаки различия, несколько труднее – признаки сходства. Остальные дети при сравнении предметов обращают внимание на несущественные признаки («У коровы хвост непушистый, а у волка – пушистый» при сравнении коровы и волка) или выделяют и называют признаки, относящиеся к разным свойствам предмета («Этот большой, а этот белый» при сравнении двух мячей).

Операции классификации и обобщения недостаточно развиты у 58% детей, 25% детей не выполняют задания и лишь 17% детей выполняют задания верно. Причем, при выполнении заданий на выделение четвертого лишнего предмета, отличающегося по какому-либо признаку или принадлежности к определенному классу предметов, отмечается следующая особенность: дети легче выделяют «лишний» предмет, отличный от остальных по хорошо видимому внешнему признаку (цвету, форме, величине) – 99% детей. На наш взгляд, это объясняется тем, что зрительное восприятие формы, цвета, величины, как правило, у детей сохранно. В тех случаях, когда предмет отличается от остальных своей принадлежностью к другому классу, роду или виду (3 овоща +1 фрукт; 3 домашних животных + 1 дикое животное и т.д.), более половины детей (55%) испытывает трудности в классификации и обобщении. Одна из причин такого явления – ограниченность, бедность активного словаря детей. Часто дети не знают названий некоторых предметов и их частей (например, дно, крышка, носик, стенки и т.д.), свойств, назначения (например, для чего нужен кувшин), в их речи наблюдаются лексические замены (чашка, стакан, бокал = кружки). Но даже тогда, когда дети верно выделяют «лишний» предмет, в большинстве случаев без помощи взрослого они затрудняются верно объяснить свой выбор (только 17 % детей смогли логично объяснить, почему именно этот предмет «лишний»).

Для исследования уровня развития операций анализа и синтеза детям была предложена серия сюжетных картинок, которые нужно разложить  по порядку. 34% детей определили последовательность событий верно, 50% - выполнили его с помощью взрослого, 16%  - задание не выполнили. Рассказ, составленный по серии сюжетных картинок, практически во всех случаях не отличался логичностью, полнотой, не было смысловой целостности (отсутствовали или искажались смысловые звенья); дети с трудом устанавливали причинно-следственные и временные связи. Кроме того, детям предлагался рассказ со скрытым смыслом («Черный котенок»). Лишь 33% детей смогли установить причинно-следственные связи между явлениями.

Закономерно выявляемые у детей с проблемами в речевом развитии несовершенства мыслительных операций, знание взаимосвязей развития речи и интеллекта, стремление к всестороннему развитию личности ребенка явились условиями формирования ведущей идеи опыта, суть которой состоит в:

  • разработке системы заданий, упражнений, игр, направленных на развитие словесно-логического мышления детей;
  • отборе и адаптации, имеющегося в педагогической литературе практического материала и органичное включение его в процесс коррекционной работы.

В качестве дополнительного источника упражнений, игр, заданий были использованы работы Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, Т.А. Ткаченко, Л.Ф. Тихомировой, О.А. Белобрыкиной,  О.И. Крупенчук, Н.В. Новоторцевой и др.

Теоретическая база

Проблема развития мышления интересовала ученых уже давно. В трудах известных психологов Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, Р.С. Немова,  В.В. Давыдова, В. Штерна, Ж. Пиаже, А. Валлона и др. указывается, что словесно-логическое мышление достигает высокого уровня развития лишь в подростковом возрасте, у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Не сомневаясь в данном утверждении, можно предположить, что  чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление,  базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более сложной  форме - словесно-логическому. Ведь в эпоху технического прогресса, компьютерных технологий к дошкольникам предъявляются всё более высокие требования. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, как при нормальном развитии, так и в условиях патологии.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий. Содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Реализация опыта работы осуществлялась с использованием следующих методов обучения (по типу познавательной деятельности):

  • объяснительно-иллюстративные методы (объяснение, рассказ с использованием картинки, иллюстрации, схемы и т.п);
  • репродуктивные (многократное повторение, воспроизведение изученного материала);
  • методы проблемного изложения (постановка проблемы и поиск путей ее решения);
  • частично поисковые методы (поиск решения проблемы на отдельном этапе);
  • исследовательские (постановка познавательных задач, требующих творческого решения).

Используя различные упражнения и игры, направленные на развитие словесно – логического мышления у детей, педагог должен решать следующие задачи:

  • включать упражнения на развитие всех операций мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции);
  • из заданий, предназначенных для развития мышления, выбрать те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка;
  • расположить задания в составе упражнений в порядке нарастания сложности.

Упражнения повышенной трудности должны чередоваться с более легкими, не требующими от ребенка значительных усилий, что позволяет повысить уверенность в своих возможностях и настроить на дальнейшую работу.

Для детей, овладевших основными речевыми навыками, педагог  выбирает упражнение, сложность которого вполне соответствует возможностям ребенка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут дошкольнику и уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Постепенно следует переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий. В современной методической литературе можно найти огромное количество упражнений и игр, способствующих развитию словесно – логического мышления. Вот некоторые из них: «3 – лишний», «4 – лишний», «Закончи предложение», «Превращения», «Назови одним словом», «Парные картинки»  и т. д.

В процессе этих упражнений у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только существенно повысит готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит его к обучению в школе.

Каждый раз в ходе упражнения дошкольнику потребуется использовать развернутые речевые высказывания, подбирать точные лексические и грамматические средства. При выполнении одних заданий особенно активно будет задействовано внимание, других – память. Многие упражнения стимулируют воображение и активизируют творческие способности ребенка.

Для детей с проблемами в речевом развитии некоторые задания могут показаться сложными. Однако если взрослый вдумается сам, а затем полно и подробно объяснит ребенку цель и способы работы, дальнейшее выполнение упражнения будет для малыша понятным и доступным.

Известно, что лексический запас и грамматическое оформление речи детей с ОНР нуждаются в совершенствовании. Использование подобных заданий поможет существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказываний детей.

Не все упражнения, используемые при обучении детей должны опираться на наглядность. И это не случайно. Абстрагирование и обобщение наиболее существенных признаков полноценнее протекает в ситуации, когда ребенок не «привязан» к конкретному объекту.

При решении указанных интеллектуальных задач малышу потребуется помощь, совет педагога. Участие в игре взрослого, его заинтересованное общение помогут дошкольнику не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.

Практическая значимость работы по развитию словесно-логического мышления у детей с ОНР заключается в том, что игры и упражнения для развития словесно-логического мышления включаются в содержание как  фронтальных и индивидуальных коррекционных занятий, так и  общеобразовательных, которые проводят воспитатели, в ходе режимных моментов (во время прогулок, во время чтения художественной литературы, бесед с детьми в свободное время). С целью обеспечения системного,  комплексного подхода в развитии словесно-логического мышления, а также для достижения единства требований, предъявляемых к детям, опыт представляемой работы был сообщен воспитателям данной  группы, которые также используют его в своей работе.

При включении заданий и упражнений в учебно-воспитательный процесс педагог сам определяет наиболее оптимальные и, на его взгляд, наиболее эффективные средства и методы воздействия в зависимости от этапа занятия, конечной цели,  уровня подготовленности и развития детей.

В ходе фронтальных занятий данные игры, упражнения, вопросы включаются в содержание каждого занятия на любом его этапе (в зависимости от темы и задач занятия), начиная  с организационного момента, заканчивая этапом поведения итогов.

На фронтальных коррекционных занятиях широкое распространение получили такие виды работ, как угадывание загадок, ребусов, игры «4 – лишний», «Назови одним словом»,  объяснение смысла пословиц и поговорок и др. (см. фрагменты занятий в Приложении 1).

Игры и упражнения, развивающие высшие психические процессы, в том числе и словесно-логическое мышление, на некоторых занятиях могут выступать как отдельный этап. Кроме того, на каждом занятии по мере возможности необходимо создавать проблемные ситуации, когда детям необходимо самостоятельно сделать вывод или доказать правильность своего ответа. Такие приемы работы реализуются логопедом ежедневно. Например, ребенок  характеризует на занятии звук: «Звук [у]- гласный». Логопед не просто принимает ответ ребенка, а побуждает его и других детей анализировать ситуацию, доказывать свое утверждение, делать самостоятельный вывод: «Ребята, как вы думаете, Никита верно ответил? Докажите, что звук [у] – гласный».

На фронтальных занятиях по развитию связной речи большое место отводится работе по серии сюжетных картин. Содержание данных занятий также предполагает работу по развитию словесно-логического мышления, ведь детям требуется первоначально разложить картинки в логической последовательности, определить главную мысль, а затем составить связный рассказ. В перспективный план работы по развитию связной речи также была включена работа над рассказами с проблемным сюжетом (особенно на втором году обучения).

На индивидуальных занятиях с детьми логопедом также используются игры, задания и упражнения, развивающие словесно-логическое мышление. С этой целью была создана картотека игр в форме карточек, что очень  удобно для использования.

К работе по развитию мышления и других психических процессов необходимо привлекать и родителей. На родительском собрании или на индивидуальной встрече нужно рассказать об особенностях развития психических процессов детей с речевыми нарушениями, разъяснить, каким образом родители в домашних условиях, играя и занимаясь с ребенком, могут развить его психические процессы, в том числе и мышление.

Анализ результативности

Положительных результатов в развитии словесно-логического мышления удается достичь уже к концу первого года обучения. Так  при диагностическом обследовании к  6 годам уровень развития мыслительных операций у детей оказывается значительно более высоким. Для диагностирования детям предлагались более сложные задания по сравнению с началом учебного года: составление загадок-описаний, объяснение смысла пословиц, объяснение смысла картины с проблемным сюжетом, а также оценивалось умение самостоятельно делать выводы и умозаключения.  Результаты этой работы отражены в Приложении 2. Таким образом, для достижения высоких результатов в развитии речемыслительной деятельности работа должна проводиться систематически как в условиях детского сада логопедом и воспитателями, так и дома родителями (Приложение 3).

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Главной  трудностью, с которой пришлось столкнуться при использовании данного опыта, явилось чрезмерное многообразие и разнообразие наглядного и дидактического материала (пособий, книг, индивидуальных тетрадей и т.п.). Поэтому для применения в практической деятельности было необходимо систематизировать материал, адаптировать его для работы с детьми, имеющими речевые нарушения. По мере становления опыта данная проблема была успешно решена и реализована в виде картотеки игр и упражнений для развития словесно-логического мышления у детей.

Некоторые трудности возникали также при работе с родителями, которые в большинстве случаев понимали и принимали проблемы детей в познавательном развитии, но не всегда могли их самостоятельно решить по причине недостаточной педагогической компетентности. Этот вопрос решался практическим путем: проводились консультации, беседы, мастер-классы, открытые занятия, тренинги для родителей, на которых они обучались конкретным приемам работы с детьми (Приложение 3).

Адресные рекомендации по использованию опыта

Представленный опыт работы  может быть интересен и полезен учителям-логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических ВУЗов и колледжей.

Опыт работы в формате методических рекомендаций был представлен педагогам и родителям МДОУ «Детский сад №127 комбинированного вида»

г. о. Саранск, опубликован на сайтах:


Приложение 1

Фрагменты фронтальных коррекционных занятий с использованием упражнение и игр для развития словесно-логического мышления

1. Тема: Дикие животные наших лесов

Орг. момент (игра «Продолжи цепочку», цель – повторение и закрепление ранее изученных лексических тем)

- Дети, послушайте задание. Сядет на свое место тот, кто продолжит цепочку слов:

Снегирь, ворона, голубь…

Чайник, чашка, сахарница…

Ботинки, сапоги, валенки…

Сарафан, юбка, носки…

2. Тема: Составление рассказа о весне с опорой на сюжетную картину

Орг. момент (Игра «4-лишний», цель – актуализация закрепление знаний по лексическим темам «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»)        

- Сядет на свое место тот,  кто назовет лишнее слово:

Ласточка, аист, грач, воробей;          Почему?

Журавль, ворона, сорока, голубь;

Лебедь, дикая утка, ласточка, свиристель.

3. Тема: Звук С. Буква С (2-е занятие)

Сообщение темы занятия (Игра «4- лишний», цель – закреплять навыки звукового анализа)

На панно выставляются картинки, в названии которых есть звук С и одна картинка без звука С в названии.

         стол              усы             дым         ананас

- Дети, рассмотрите картинки. Назовите их (по цепочке).

- Какая картинка не подходит к остальным? Почему? (Не подходит «дым», потому что в слове «дым» нет звука С, а в названиях остальных картинок есть звук С).

- Правильно. Сегодня на занятии мы продолжим работу над звуком С.

4. Тема: Профессии. Инструменты. Составление рассказа о людях разных профессий (по выбору)

Сообщение темы занятия (Упражнение «Назови одним словом», цель – актуализировать и закрепить знания по данным лексическим темам)

На панно выставляются картинки с изображение людей разных профессий (повар, учитель, продавец, уборщица, милиционер, врач и т.д.)

- Дети, рассмотрите картинки.

- Назовите одним словом занятия этих людей. (Это профессии).

- Какие профессии вы знаете?

Затем выставляются картинки с изображением различных инструментов.

Проводится аналогичное упражнение.

Закрепление лексико-грамматических категорий (творительный падеж им. сущ. ед. числа).

Игра «Кто чем работает»

На панно выставляются картинки с изображением людей разных профессий и инструментов.

- Дети, давайте поиграем в игру «Кто чем работает»: подберите инструмент, нужный человеку на работе.

- Расскажите, кто чем работает.

- Портниха шьет иголкой. Уборщица подметает пол веником. Повар мешает суп поварешкой. и т.д.

5. Тема: Составление рассказа по теме «Семья»

Беседа по содержанию картины.

Логические вопросы (цель: закреплять понимание детьми родственных отношений между членами семьи)

- Кем приходится девочка Наташа для своей бабушки? А для дедушки?

- Кто мальчик Саша для девочки Наташи? Для папы? Для мамы?

- Кем приходится мама для папы?

- Кем приходится папа для бабушки? А она для папы кто? и т.п.

6. Тема: Составление рассказа по теме «Осень» с опорой на предметные картинки

Работа по содержанию картины.

Договаривание предложений с союзом потому что.

- Дети, закончите предложения об осени.

- Осенью люди надевают теплую одежду, потому что…

- Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, потому что…

- Белка готовит осенью запасы на зиму, потому что…

- Осенью деревья стоят голые, потому что…и т.д.

7. Тема: Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания»

Вводная беседа. Сообщение темы занятия.

- Дети, угадайте загадки.

1. Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинки –

Над миром пушинки.

(Это зима)

2. Тает снежок.

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

(Это весна)

3. Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

(Это лето)

4. Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

(Это осень)

- Молодцы, вы правильно  отгадали все загадки. Сегодня на занятии мы поговорим с вами о временах года.

8. Тема: Понятие «предмет» и «действие». Одушевленные  и неодушевленные предметы

Закрепление понятия об одушевленных и неодушевленных предметах.

Игра с мячом «Живое - неживое»

- Дети, давайте поиграем в игру «Живое – неживое». Я буду называть разные предметы. Если назову живой предмет, то вы ловите мяч, если неживой – отбиваете мяч.

Кошка                            Книга                             Зеркало

Ручка                              Люда                              Письмо и т.д.

9. Тема: Звук У

Сообщение темы занятия (цель – закреплять умение выделять гласный звук в начале слова)

- Дети, угадайте загадку:

Что это у галочки?

Ниточка на палочке,

палочка в руке,

А ниточка в реке?

(Удочка) – выставляется картинка.

- Молодцы, дети, отгадали загадку. Назовите в слове УДОЧКА первый звук. (Первый звук в этом слове У)

- Правильно, сегодня на занятии мы будем работать над звуком У.

10. Тема: Составление описательного рассказа о предметах мебели.

 Логические упражнения для развития словесно-логического мышления.

Игра «Превращения»

- Ребята, давайте поиграем в игру «Превращения».

Во что превратятся следующие предметы:

Стул без спинки?

Стол без ножек?

Телевизор без электричества?

Чашка без ручки?


Приложение 2

Таблица 1.

Результативность работы по развитию словесно-логического мышления

 у детей  с ОНР первого года обучения (2017-2018 уч. г.) 

Понимание рассказа со скрытым смыслом

4 лишний

(выделить/ объяснить)

Обобщение, классификация

Серия сюжетных картинок (определение последова-тельности

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец

 года

33%

83%

50%/ 17%

100%/ 83%

17%

92%

34%

83%

Таблица 2.

Результативность работы по развитию словесно-логического мышления

у детей с ОНР второго года обучения (2016 – 2017 уч. г.).

Составление загадки – описания предмета

Объяснение смысла пословицы

Объяснение смысла рассказа с проблемным сюжетом

(по картинке)

Умение самостоятельно делать выводы, формулировать умозаключения

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

47%

73%

27%

53%

60%

93%

53%

73%


Приложение 3

Консультация для родителей «Как развивать логическое мышление

у детей старшего дошкольного возраста»

Половина успеха в развитии личности ребенка, его интеллекта, творческих способностей, умения общаться, развития эмоциональной сферы зависит от нас, - взрослых. И, конечно, в первую очередь от его родителей. Как это сделать? Да очень просто через игру! Игра, а точнее, обучающая игра, - это та волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать, писать, считать, а главное, думать, рассуждать, изобретать и доказывать. В определенном возрасте игра необходима ребенку как воздух. И именно этим благотворным периодом родители могут воспользоваться для того, чтобы не только развлечь, но и максимально развить творческие и интеллектуальные способности своего малыша в игре. С этой целью предлагаем вам рекомендации и интеллектуальные игры на развитие логического мышления вашего ребенка. Предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы, и здесь важно обратить внимание на то, чтобы ребенок выделял как можно больше признаков сравниваемых предметов, опираясь при этом на разносторонний анализ объекта.

Игра «Исследователь» 

Вы и ребенок «исследователи». Выберите какой-нибудь предмет и начинайте его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-то свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например: назовите этот предмет, скажите, зачем он нужен; каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож «на», отличается «от» (каких-нибудь других предметов); что случится, если его: бросить в воду, огонь, с третьего этажа, ударит по нему, подбросить и т. д.

Игра «Чем похожи и чем отличаются» 

Игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Вам необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающих изображенные на них предметы или явления. Например: платье и кроссовки; роза и тюльпан; заяц и волк; сосна и каштан; холодильник и пылесос; тетрадь и книга; клюшка и ракетка; рыбы и птицы; море и океан; человек и обезьяна. Назовите ребенку одну из пар и попросите определить, чем похожи и чем отличаются входящие в нее объекты. Необходимо указать как можно больше признаков (или свойств), отличия и сходства. В этой игре задание тем сложнее, чем более сложные и менее известные ребенку понятия нужно сравнивать. Значительно легче сравнивать реальные предметы, чем понятия, их обозначающие.  Так же, как нарисованного человека и обезьяну сравнить намного проще, чем просто эти два слова. И так же намного проще сравнить конкретные понятия, допустим, воду и хлеб, чем абстрактные: добро и зло. Но смысл упражнения в том, чтобы идти от простого к сложному, и чтобы ребенок научился сравнивать не сами предметы, а понятия, без демонстрации предметов, то есть постепенно переходил от конкретного к абстрактному мышлению, а также умел сравнивать не только конкретные, но и абстрактные понятия). С помощью этой игры, построенной на вопросах и ответах, вы можете стимулировать развитие не только логического мышления ребенка, но и его общей эрудиции. Вы задаете вопрос, а ребенок должен на него логично ответить.

Вопросы должны быть трех типов: на предположение, угадывание, додумывание; на выяснение причины или смысла происходящих событий; на принятие решения и планирование своих действий.

Например: Вопросы первого типа:

- Как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?

- Зачем эти люди пришли в ресторан?

- Для чего нам нужны книги?

- Для чего нам нужны печки и плиты?

- Для чего нам нужны ножницы?

- Для чего человек спит?

Вопросы второго типа:

- Почему масло тает на раскаленной сковороде?

- Почему вода в холодильнике замерзает?

- Почему зимой включают отопление?

- Почему предметы падают вниз, а не вверх?

- Что требуется для жизни собаке, кошке, рыбке?

Вопросы третьего типа:

- Мы хотим пригласить на следующее воскресенье гостей. Перечисли все, что мы должны сделать.

- Роман пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?

- В очереди за помидорами Коля втиснулся впереди Иришки. Как ей быть?

- Леночка пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечисли все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться?

- Как узнать, сколько времени?

Разнообразить игру можно поочередной сменой ролей: один вопрос задаете вы, второй ребенок. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов. Если малыш не уверен в правильности вашего суждения, попросите кого-нибудь со стороны оценить этот ответ. Малыш тоже имеет право сомневаться! И старайтесь это право не подавлять своим авторитетом.

Следующий комплекс игр направлен на развитие логических приемов классификации и систематизации. Овладение приемом классификации научит ребенка анализировать материал, сопоставлять друг с другом его отдельные элементы, находить в них общие признаки и осуществлять на этой основе обобщение. Т.о., классификация предполагает использование приемов сравнения и обобщения.

Овладение приемом систематизации (т. е., умением приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать определенную последовательность) научит ребенка выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять их по этим признакам, т. е. уметь выполнять элементарные действия сравнения и классификации.

Игра «Универсальный магазин» 

Игра на классификацию, умение осуществлять опережающее обобщение, а также умение использовать понятия третьей степени обобщенности (абстрактные родовые понятия). Для игры нужны картинки с изображением предметов 4 групп: фрукты, овощи, музыкальные инструменты, школьные принадлежности (по 3-4 карточки каждой группы). Сюжет игры таков. В универмаг привезли много разного товара, но сложили его в беспорядке. Малышу, который играет роль продавца, предстоит трудная работа разложить товар по отделам. В один отдел должны попасть товары, которые подходят друг другу так, что их можно назвать одним словом. Подскажите ребенку, что всего должно получиться четыре отдела. После выполнения этого задания предложите малышу сократить количество отделов в два раза, но так, чтобы в каждом из двух оставшихся отделов товары также подходили друг другу, были бы чем-то похожи, чтобы их тоже можно было назвать одним словом. Второе задание более сложное. Оно требует осуществления обобщенности третьей степени (когда обобщенное слово, в свою очередь, может быть включено в понятие более широкого объема). В данной игре овощи и фрукты входят в понятие «продукты», а музыкальные инструменты и школьные принадлежности в понятие «вещи». В конце игры важно, чтобы малыш объяснил свои действия и ответы. Так же можно использовать в игре и другие группы объектов.

Игра «Кто самый-самый» 

Игра позволяет научить малыша мысленно упорядочивать словесно представляемые объекты. Совершенствуется и оперативная память. Итак, примеры задач (читать условие надо медленно, при необходимости повторить еще раз).

1. Дружили три девочки Люся, Оксана, Лена. Люся выше Оксаны, а Оксана выше Лены. Кто из девочек самая высокая? Кто самая низкая?

2. Роман, Саша, Борис любят играть в теннис. Роман играет лучше Саши, а Саша играет лучше Бориса. Кто играет лучше всех? А кто играет средне?

3. Алла, Ира, Люда научились шить. Алла шьет хуже Иры, а Ира хуже Люды. Кто шьет лучше всех? А кто хуже всех? Если ребенок не понял условие, перефразируйте задачу. Если опять возникнет затруднение, изобразите условие в виде рисунков или полосок цветной бумаги (более узких - широких, длинных - коротких).

Данный тренинг должен проводиться системно, в игровой форме. Обязательное условие игры: увлекательность, доступность, соревновательность. Итак, не бойтесь играть со своим ребенком, и тогда с вашей помощью он вырастет действительно высокоразвитым и высокоинтеллектуальным человеком.

Успехов Вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя - логопеда МБДОУ "Детский сад № 3 "Солнышко" п. Адамовка

«Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста»....

Представление собственного инновационного опыта учителя-логопеда Бояркиной Елены Тихоновны

Представление собственного инновационного опыта  «Формирование фонематического слуха у детей  с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»...

Статья "Педагогическое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в инклюзивном образовательном пространстве (из опыта работы)

В мае 2017 года мы с коллегой были участниками IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики". Данная тема близка...

Обобщение педагогического опыта учителя-логопеда «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточно...

Справка о распространении педагогического опыта учителя-логопеда Василенко Г.А. в разных формах работы

Справка о распространении педагогического опыта учителя-логопеда Василенко Г.А. в разных формах работы...