Главные вкладки
План самообразования на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы».
рабочая программа (средняя группа) на тему
Планиремая работа с детьми и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования воспитателя средней группы на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями. Как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ.
К.Д. Ушинский
Актуальность выбранной темы
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых—указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.
Ребёнок 3-4 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.
Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.
Воспитателям, также как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.
Цель работы по теме самообразования: способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;
- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;
- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;
- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
Срок реализации: 1 год (2018-2019 учебный год):
Изучение методической литературы: 1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.
2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996.
3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992.
4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.
5. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.
6. Интернет-ресурсы
План работы с детьми
Сентябрь.
«Дары осени»
Ю. Тувим «Овощи»;
Т. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка»
- ознакомление детей с видами овощей;
-развитие памяти;
-привитие навыков трудового воспитания.
«Наш город»
С. Михалков «Овощи»;
Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;
Сказка «Лисичка со скалочкой»
-развитие воображения детей;
-воспитание ответственности и порядочности
«Золотая осень»
С. Михалков «Веселый турист»;
«Осень в лесу»
-ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу;
-развитие воображения детей;
-воспитание желания оберегать окружающую природу
Октябрь
«Родная земля – кормилица – хлеб»
Сказка «Колосок»;
А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»;
Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом»
-ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции;
-способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью.
-воспитание желания трудиться
«В гостях у бабушки Ульяны»
Сказка «Жихарка»;
Ш. Перро «Красная Шапочка»;
-ознакомление с русскими народными и авторскими
сказками;
-развитие эмоционального отношения детей к
сказочным персонажам;
-воспитание культуры поведения с незнакомцами
«Домашние животные»
Сказка «Три поросенка»,
Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,
М. Пришвин «Журка»,
К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка»
-ознакомление детей с рассказами о животных;
- развитие памяти;
-воспитание желания заботиться о братьях наших меньших
Консультация для родителей
«Роль книги в нравственном воспитании детей»,
Ноябрь
«Труд взрослых в детском саду»
А. Карандашова «Большая стирка»,
Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;
А. Фомин «Подружки»
-ознакомление детей с трудом взрослых;
- развитие умения делать выводы;
-содействование трудовому воспитанию
Поздняя осень (живая и неживая природа)
С. Воронин «Трусишка»
-углубление представлений о жизни животных;
-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;
-воспитание в детях единства слова и дела
«Я и моя семья»
В.Осеева «Волшебное слово»
-подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;
-развитие умений делать выводы;
-воспитание чувства гордости за свои поступки
Уроки Здоровейки
К. Чуковский «Айболит»,
Е. Зайцев «Уроки Айболита»
-продолжение ознакомления детей с произведениями К. Чуковский;
-развитие памяти;
-воспитание желания помогать другим
Консультация для воспитателей
«Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Декабрь
«Начало зимы (неживая природа, растительный мир)»
Л. Воронкова «Хитрый снеговик»,
И. Суриков «Зима»,
А. Барто «Елка»,
Н. Некрасов «Мороз – воевода»,
З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»,
Я. Аким «Первый снег»,
И.С. Никитин «Встреча зимы»
-продолжение формирования у детей понятий смены времен года;
-способствование развитию произвольного внимания;
-воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности
«Бытовая техника»
К. Чуковский «Федорино горе», «Телефон»
-ознакомление детей с произведениями К. Чуковского;
-развитие эмоционального отношения детей к персонажам;
-воспитание желания делать работу самостоятельно и своевременно
«В мире сказок»
«Лисичка – сестричка и серый волк»,
«Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,
С. Козлов «Зимняя сказка»
А,И. Одоевский «Мороз Иванович»
-углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;
-способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам;
-разъяснение сущности моральных норм
«Новый год»
С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»
-расширение представлений детей о праздновании Нового года;
-развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам;
-обеспечение нравственного воспитания
Оформление выставки для родителей
Выставка книг.
Январь
«Дикие животные зимой»
С. Маршак «Детки в клетке»,
«Где обедал воробей»,
Е. И. Чарушин «Что за зверь»
-обучение детей слушанию стихотворного текста;
-способствование развитию произвольного внимания;
-воспитание желания бережно относиться к живым существам
«Предметы быта: посуда»
С. Могилевская «Поваренок Люли»,
Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»;
С. Капутикян «Маша обедает»
-выявление специфики работы с посудой;
-развитие умения логически излагать мысли;
-содействие трудовому воспитанию
«Зимующие птицы»
М. Пришвин «Лесные хоромы»,
В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко»,
З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили»
-подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой;
-развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время года;
-воспитание чувства сопереживания пернатым, желания помочь им в трудную минуту
Февраль
«Транспорт»
Б. Житков «Что я видел»,
З. Александрова «Светофорчик»,
«Маша и медведь"
-обучение детей внимательности и аккуратности через произведения;
-развитие самостоятельности мышления;
-воспитание культуры поведения
«Наша армия»
В. Маяковский «Вот какой рассеянный»,
З. Александрова «Дозор»,
А. Барто «На заставе»
-ознакомление детей с произведениями на военную тематику;
-развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели;
-воспитание чувства гордости за свою страну
«Наши папы»
А. Барто «Есть такие мальчишки»,
С. Сахарнов «Самый лучший пароход»
-Ознакомление с проявлениями мужества у людей разного возраста;
-развитие умения слушать не перебивая;
-воспитание патриотизма и ответственности за себя и других.
Картотека игр
Март
«Праздник мам»
Л. Квитко «Бабушкины руки»,
С. Михалков «А что у вас?»,
Е. Благинина «Вот какая мама»,
М. Карим «Эту песню мама пела»
А. Аким «Кто кому кто?»
Г. Бойко «Март»,
С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
-расширение представления детей о празднике 8 марта;
-развитие желания помогать своим мамам;
-воспитание чувства гордости за свою маму
«Наши добрые дела»
В. Осеева «Хорошее»,
А. Барто «Медвежонок – невежа»,
«Два жадных медвежонка»
-продолжение формирования у детей нравственных представлений о хорошем и плохом;
-развитие умений детей выражать свои эмоции;
-воспитание чувства коллективизма
«Вежливость»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
А. Барто «Младший брат»,
К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
-обучение детей понятиям вежливости и гуманизма;
-развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях;
-воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали
«Ранняя весна и ее признаки»
И. Соколова – Микитина «Весна – красна»
-ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских авторов;
-развитие фантазии воспитанников;
-воспитание желания оберегать природу.
Март
Создание картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов
Апрель
«Уроки Здоровейки»
Р. Ротенберг «Расти здоровым»,
В. И. Мирясова «Таня и мячик»
- продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здорового образа жизни;
-развитие желания заниматься спортом;
-воспитание чувства ответственности за свое здоровье
«Космос»
И. Левитан «Малышам о звездах и планетах»,
Е. Баруздин «Как мы на ракете летали»,
Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»,
«Жил был звездочет»
-продолжение ознакомления детей с космосом;
-развитие желания узнать побольше о других планетах;
-воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина
«Мой город»
В. Маяковский «Кем быть»,
С. Михалков «Дело было вечером»
-ознакомление детей с новыми профессиями;
-развивать желание трудиться;
-воспитание чувства патриотизма
«Домашние животные»
Т. Шорыгина «Моя корова»,
Е. Чарушин «Собака»,
Е. Благинина «Щенок»,
Л. Толстой «Котенок»,
В. А. Сухомлинский «Старый пес»,
С. Маршак «Усатый – полосатый»
- ознакомление детей с жизнью животных;
-развитие желания помогать и защищать домашних животных;
-воспитание бережного отношения ко всему живому.
Консультация для родителей
«Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка»
Май
Мониторинг
- выявить уровень развития детей
Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
Алгоритм работы с книгой
1. Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.
2. Чтение
3. Беседа и рассматривание иллюстраций.
4. Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно нравственное воспитание...

свидетельство область...

инновационный педагогический опыт ао теме : "Духовно -нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"...

laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»....

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...