Главные вкладки

    План самообразования на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы».
    рабочая программа (средняя группа) на тему

    Клюшникова Ольга Владимировна

    Планиремая работа с детьми и родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_klyushnikovoy.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    План самообразования воспитателя средней группы на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

    Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями. Как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ.

    К.Д. Ушинский

    Актуальность выбранной темы

    Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

    Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых—указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.

    Ребёнок 3-4 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.

    Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.

    Воспитателям, также как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым и т.д.

    Цель работы по теме самообразования:   способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.

    Задачи:

    - проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;

    - подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;

    - развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;

    - вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.

    Срок реализации: 1 год (2018-2019 учебный год):

    Изучение методической литературы: 1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.

    2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996.

    3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992.

    4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.

    5. Торшилова Е.М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998.

    6. Интернет-ресурсы

    План работы с детьми

    Сентябрь.

    «Дары осени»

    Ю. Тувим «Овощи»;

    Т. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка»

    - ознакомление детей с видами овощей;

    -развитие памяти;

    -привитие навыков трудового воспитания.

    «Наш город»

    С. Михалков «Овощи»;

    Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;

    Сказка «Лисичка со скалочкой»

    -развитие воображения детей;

    -воспитание ответственности и порядочности

    «Золотая осень»

    С. Михалков «Веселый турист»;

    «Осень в лесу»

    -ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу;

    -развитие воображения детей;

    -воспитание желания оберегать окружающую природу

    Октябрь

    «Родная земля – кормилица – хлеб»

    Сказка «Колосок»;

    А. Мусатов  «Откуда хлеб пришел»;

    Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом»

    -ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции;

    -способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью.

    -воспитание желания трудиться

    «В гостях у бабушки Ульяны»

    Сказка «Жихарка»;

    Ш. Перро «Красная Шапочка»;

    -ознакомление с русскими народными и авторскими

    сказками;

    -развитие эмоционального отношения детей к

    сказочным персонажам;

    -воспитание культуры поведения с незнакомцами

     «Домашние животные»

    Сказка «Три поросенка»,

    Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,

    М. Пришвин «Журка»,

    К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка»

    -ознакомление детей с рассказами о животных;

    - развитие памяти;

    -воспитание желания заботиться о братьях наших меньших

    Консультация для родителей

                               «Роль книги в нравственном воспитании детей»,

    Ноябрь

    «Труд взрослых в детском саду»

    А. Карандашова «Большая стирка»,

    Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;

    А. Фомин «Подружки»

    -ознакомление детей с трудом взрослых;

    - развитие умения делать выводы;

    -содействование трудовому воспитанию

    Поздняя осень (живая и неживая природа)

    С. Воронин «Трусишка»

    -углубление представлений о жизни животных;

    -развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;

    -воспитание в детях единства слова и дела

    «Я и моя семья»

    В.Осеева «Волшебное слово»

    -подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;

    -развитие умений делать выводы;

    -воспитание чувства гордости за свои поступки

    Уроки Здоровейки

    К. Чуковский «Айболит»,

    Е. Зайцев «Уроки Айболита»

    -продолжение ознакомления детей с произведениями К. Чуковский;

    -развитие памяти;

    -воспитание желания помогать другим

    Консультация для воспитателей

    «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

    Декабрь

    «Начало зимы (неживая природа, растительный мир)»

    Л. Воронкова «Хитрый снеговик»,

    И. Суриков «Зима»,

    А. Барто «Елка»,

    Н. Некрасов «Мороз – воевода»,

    З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»,

    Я. Аким «Первый снег»,

    И.С. Никитин «Встреча зимы»

    -продолжение формирования у детей понятий смены времен года;

    -способствование развитию произвольного внимания;

    -воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности

    «Бытовая техника»

    К. Чуковский «Федорино горе», «Телефон»

    -ознакомление детей с произведениями К. Чуковского;

    -развитие эмоционального отношения детей к персонажам;

    -воспитание желания делать работу самостоятельно и своевременно

    «В мире сказок»

    «Лисичка – сестричка и серый волк»,

    «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка»,

    С. Козлов «Зимняя сказка»

    А,И. Одоевский «Мороз Иванович»

    -углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;

    -способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам;

    -разъяснение сущности моральных норм

    «Новый год»

    С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз»

    -расширение представлений детей о праздновании Нового года;

    -развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам;

    -обеспечение нравственного воспитания

    Оформление выставки для родителей

    Выставка книг.

    Январь

    «Дикие животные зимой»

    С. Маршак «Детки в клетке»,

    «Где обедал воробей»,

    Е. И. Чарушин «Что за зверь»

    -обучение детей слушанию стихотворного текста;

    -способствование развитию произвольного внимания;

    -воспитание желания бережно относиться к живым существам

    «Предметы быта: посуда»

    С. Могилевская «Поваренок Люли»,

    Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»;

    С. Капутикян «Маша обедает»

    -выявление специфики работы с посудой;

    -развитие умения логически излагать мысли;

    -содействие трудовому воспитанию

    «Зимующие птицы»

    М. Пришвин «Лесные хоромы»,

    В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко»,

    З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили»

    -подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой;

    -развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время года;

    -воспитание чувства сопереживания пернатым, желания помочь им в трудную минуту

    Февраль

    «Транспорт»

    Б. Житков «Что я видел»,

    З. Александрова «Светофорчик»,

     «Маша и медведь"

    -обучение детей внимательности и аккуратности через произведения;

    -развитие самостоятельности мышления;

    -воспитание культуры поведения

    «Наша армия»

    В. Маяковский «Вот какой рассеянный»,

    З. Александрова «Дозор»,

     А. Барто «На заставе»

    -ознакомление детей с произведениями на военную тематику;

    -развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели;

    -воспитание чувства гордости за свою страну

    «Наши папы»

    А. Барто «Есть такие мальчишки»,

    С. Сахарнов «Самый лучший пароход»

    -Ознакомление с проявлениями мужества у людей разного возраста;

    -развитие умения слушать не перебивая;

    -воспитание патриотизма и ответственности за себя и других.

    Картотека игр

    Март

    «Праздник мам»

    Л. Квитко «Бабушкины руки»,

    С. Михалков «А что у вас?»,

    Е. Благинина «Вот какая мама»,

    М. Карим «Эту песню мама пела»

    А. Аким «Кто кому кто?»

    Г. Бойко «Март»,

    С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

    -расширение представления детей о празднике 8 марта;

    -развитие желания помогать своим мамам;

    -воспитание чувства гордости за свою маму

    «Наши добрые дела»

    В. Осеева «Хорошее»,

    А. Барто «Медвежонок – невежа»,

    «Два жадных медвежонка»

    -продолжение формирования у детей нравственных представлений о хорошем и плохом;

    -развитие умений детей выражать свои эмоции;

    -воспитание чувства коллективизма

    «Вежливость»

    В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,

    А. Барто «Младший брат»,

    К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

    -обучение детей понятиям вежливости и гуманизма;

    -развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях;

    -воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали

    «Ранняя весна и ее признаки»

    И. Соколова – Микитина «Весна – красна»

    -ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских авторов;

    -развитие фантазии воспитанников;

    -воспитание желания оберегать природу.

    Март

    Создание картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов

    Апрель

    «Уроки Здоровейки»

    Р. Ротенберг «Расти здоровым»,

    В. И. Мирясова «Таня и мячик»

    - продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здорового образа жизни;

    -развитие желания заниматься спортом;

    -воспитание чувства ответственности за свое здоровье

    «Космос»

    И. Левитан «Малышам о звездах и планетах»,

    Е. Баруздин «Как мы на ракете летали»,

    Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»,

    «Жил был звездочет»

    -продолжение ознакомления детей с космосом;

    -развитие желания узнать побольше о других планетах;

    -воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина

    «Мой город»

    В. Маяковский «Кем быть»,

    С. Михалков «Дело было вечером»

    -ознакомление детей с новыми профессиями;

    -развивать желание трудиться;

    -воспитание чувства патриотизма

    «Домашние животные»

    Т. Шорыгина «Моя корова»,

    Е. Чарушин «Собака»,

    Е. Благинина «Щенок»,

    Л. Толстой «Котенок»,

     В. А. Сухомлинский «Старый пес»,

    С. Маршак «Усатый – полосатый»

    - ознакомление детей с жизнью животных;

    -развитие желания помогать и защищать домашних животных;

    -воспитание бережного отношения ко всему живому.

    Консультация для родителей

    «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка»

    Май

    Мониторинг

    - выявить уровень развития детей

    Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

        

    Алгоритм работы с книгой

    1.     Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.

    2.     Чтение

    3.     Беседа и рассматривание иллюстраций.

    4.     Игра-драматизация или рисование иллюстраций к произведению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"

    инновационный педагогический опыт ао теме : "Духовно -нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"...

    План по самообразованию педагога «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы».

    laquo;Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»....

    «Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

    Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...