Развивающая предметно-пространственная среда средней группы: реализация требований ФГОС.
статья (средняя группа) на тему

Комарецкая Мария Валентиновна

Развивающая предметно-пространственная среда средней группы: реализация требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_institut_razvitiya.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда средней группы: реализация требований ФГОС.

   Образовательная среда имеет особо важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Эта роль связана прежде всего со спецификой возраста, с теми особенностями, которыми дошкольники отличаются от школьников или студентов. Ребенок дошкольного возраста получает представления о действительности от взрослых (педагогов и родителей) и из того, что его окружает. Важнейшим источником опыта и стимулом к деятельности ребенка является предметная среда и пространство, в котором находится ребенок. Именно среда является для маленького ребенка носителем знаний об окружающем. Действия ребенка с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать и понять отношения предметов и вещей, а также осознать себя и свои возможности. От того, в каком пространстве растет ребенок, какая среда окружает его, во многом зависит интеллектуальное, физическое, нравственное и эстетическое развитие наших детей. Поэтому очень важно, чтобы среда была именно развивающей.

    Развивающая среда создает благоприятные условия для познания мира и развития в процессе его самостоятельной и совместной деятельности. Так, разные виды конструктора позволяют детям создавать собственные постройки, знакомиться с различными способами соединения деталей. При этом ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями. Образные игрушки являются основой для сюжетных игр, в процессе которых дошкольник начинает осознавать свой опыт, планировать свои действия, создавать воображаемые миры, постигает отношения между людьми. Красочные альбомы и книги с иллюстрациями способствуют развитию представлений о человеке, о животном и растительном мире, о временах года. Детские музыкальные инструменты и звуковые игрушки помогают детям в овладении миром звуков, приобщают их к музыкальной культуре.

    Созданию адекватной предметной среды в дошкольной педагогике всегда уделялось важное место. Однако в последнее время в связи с принятием Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.

    На данный момент я работаю в средней группе. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе построена с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет, с учетом их склонностей, интересов, уровня активности и выражения своих эмоций. Образовательная среда в группе составляет систему условий социализации и развития детей, гибкость и трансформируемость предметного пространства, доступность и разнообразие видов деятельности. Создает условия для развивающего вариативного дошкольного воспитания.

     Развивающая предметно-пространственная среда также способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Оборудование предметно-пространственной среды в группе безопасно и соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим, эстетическим и пожарным требованиям в соответствии с сертификатом качества. Все предметы убранства и оборудования гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены, без запаха. Все шкафы, стеллажи, кашпо для комнатных растений закреплены. Растения находятся в безопасном месте, ядовитых нет.

     Пространство группы трансформируется, что позволяет изменить предметно-пространственную среду по ситуации, предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов по мере необходимости с помощью применения перегородок, ширм, игровых ковриков, использование пространства образующих материалов.

     Игры, пособия, мебель в группе полуфункциональны и пригодны для использования в разных видах детской деятельности. Одно и то же оборудование ребенок может использовать в различных центрах: оборудование для двигательной активности можно использовать в сюжетно-ролевых играх, переносные мольберты – в познавательно-исследовательской деятельности и т.п. В группе открывается возможность для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности.

     Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей и условно подразделена на зоны.

Содержание образовательной области

 «Познавательное развитие»:

Для умственного развития создана среда познавательного развития (ФЭМП): где находятся дидактические игры, счетные материалы, геометрические фигуры разной формы.

Мир природы расположен в экологическом уголке. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Так же сочетает в себе уголок экспериментирования с различными предметами, схемами и природными материалами для интересной работы.

Содержание образовательной области

 «Художественно - эстетическое развитие»

Для развития изобразительной деятельности имеется широкий спектр изобразительный материалов для формирования творческого потенциала детей младшего возраста, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Для формирования интереса к музыке, знакомства с музыкальными инструментами в группе создана коллекция различных инструментов, что позволяет детям самостоятельно их изучать и применять в играх, а так же есть аудио магнитофон с дисками различных музыкальных произведений и детских песенок.

В центре строительно-конструктивных игр находятся различные виды конструкторов (лего, пазлы, кубики разных размеров). Свободное пространство на полу дает возможность сооружать постройки. Так же самостоятельно по выбору и по желанию придумывать разные сюжеты.

Содержание образовательной области

«Развитие речи»

Мини библиотека расположена в читальном уголке. Там представлены книги в соответствии с программой (авторские книги, народное творчество, потешки, загадки). Все книги с иллюстрациями и обновляются 1-2 раза в месяц.

Также в группе находятся разнообразные виды театров (би-ба-бо, деревянные фигурки, маски) для разыгрывания сценок и спектаклей. В уголке ряженья есть различные костюмы, атрибуты и украшения. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого появления.

Содержание образовательной области

 «Физическое развитие»

Для физического развития, цель которого является развитие двигательной активности физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей. Для сенсомоторного развития предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговки и др. Так же в уголке физического развития содержится картотека подвижных игр, мячи разных размеров, скакалки, кегли и т.д.

Содержание образовательной области
«Социально - коммуникативное развитие»

Игровое пространство позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

Игровое пространство оснащено атрибутами для сюжетно-ролевых игр, таких как «Семья», «Магазин», «Доктор», «Салон красоты», подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью.

  Для формирования основ безопасности создан центр безопасности, который включает в себя: методические разработки, наглядные материалы в картинках, дорожные знаки, книги, макет светофора, дидактические игры.

  Для развития трудовой деятельности детям представлены картинки о труде взрослых. Художественная литература с иллюстрациями. Алгоритм навыков самообслуживания. Картотеке пословиц и поговорок о труде. В бытовой зоне располагается уголок дежурства - формирует умение выполнять обязанности дежурных, прививая положительное отношение к труду, самостоятельность.

 Развивающая     предметно - пространственная среда    создана с соблюдением возрастных особенностей детей. Материал размещен таким образом, чтобы дети могли сами подбирать игрушки, комбинировать их под замыслы.  Игры хранятся компактно в специальных коробках или контейнерах. Широко используются стены группы для размещения иллюстрированных плакатов, карт и т.д.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группе учитывает ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

РППС средней группы: реализация требований ФГОС

ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала к...

Развивающая предметно-пространственной среда группы. Реализация требований ФГОС (из опыта работы)

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....