Режиссерская игра как средство развития воображения у детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Яценко Светлана Геннадьевна

В статье раскрыта роль режессерских игр для детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.Г. Яценко

воспитатель

МДОУ № 18  «Детский сад «Сказка»

г. Коряжма, Архангельской области

Режиссерская игра как средство развития воображения у детей дошкольного возраста

Как часто мы слышим о том, что в маленькой голове ребенка находится огромный мир. Удивляемся тому, как дети в столь юном возрасте могут придумать захватывающие истории или рисовать интересные необычные картинки. Развитое воображение открывает перед ребенком огромные творческие горизонты, а вот его отсутствие вселяет в ребенка тревогу, беспокойство. Дошкольник с недостаточно развитым воображением часто не может включиться в игру, выполнить какое-либо задание, и при этом он чувствует себя очень не комфортно.

Многие взрослые часто ошибочно полагают, что детское воображение не имеет границ. Но, к сожалению, это не так. Дети любого возраста действительно склонны к фантазированию, но это еще далеко не показатель большого творческого потенциала. Развитие воображения ребенка происходит за счет постоянного усвоения знаний и представлений об окружающем мире. Соответственно, чем больше видел и знает ребенок, тем больше комбинаций из своих познаний он может построить. В детском возрасте, кроме того, проблемы с комбинированием действий, фактов и понятий отсутствуют или присутствуют минимально в связи с тем, что детское мышление обладает низкой критичностью. Ребенок верит тому, что скажут взрослые, для него любые варианты развития событий возможны и, на его взгляд, вполне реальны.

Одним из вариантов применения в жизнь полученной информации – это воплощение ее в играх. Детям интересно переносить то, что они видят вокруг себя в свои игровые занятия. Отсюда появляется игра в детскую посудку, где каша легко заменяется песком, а чай водой. «Больница» – лечение игрушек производится посредством различных подручных предметов. «Зоопарк» создается из зверей-игрушек, школа из картинок и книг и так далее. Зачастую у детей основной замысел игры рождается уже в ее процессе, часто не имея особого смысла, начала и конца. Детям более интересен сам процесс игры, чем ее результат, а образы и условности, которые ребенок устанавливает, обычно неустойчивы и легко изменяемы. Так один и тот же предмет может выполнять множество ролей, совершенно не противореча сознанию ребенка.

Многие психологи отмечают, что формирование воображения происходит именно в дошкольном возрасте, начиная с его раннего периода. Тот фундамент, который будет заложен в этот период, станет основой для многих мыслительных и творческих процессов ребенка в будущем. Если упустить развитие данного качества в дошкольном возрасте, то это может стать причиной неуспешного освоения школьной программы, проблем в общении со сверстниками и другими неприятными результатами.

Недостаточная развитость воображения и фантазии влияет не только на успешность усвоения школьной программы. В будущем, в профессиональной деятельности это тоже может оказаться большим минусом. В современном мире очень востребованы люди творческих профессий. Но кроме этого, часто, казалось бы, действующим по отработанной схеме работникам конвейерных производств приходится искать нестандартные решения, особые выходы из сложных ситуаций. И здесь опять без творческих способностей не обойтись. Отсюда вывод, если уделить недостаточное внимание развитию воображения ребенка, то последствия будут негативно сказываться всю его жизнь. В таком случае, как же помочь развить воображение?

Существует огромное количество различных способов, методов и форм развития фантазии и воображения у ребенка. Из их многообразия можно выделить одну очень интересную и, на мой взгляд, не слишком раскрытую форму – это режиссерская игра. Данная форма появилась в копилке методов воспитателей и педагогов совсем недавно. Ранее, воспитание было нацелено на развитие и формирование коллектива, где часто не брали во внимание особенности отдельной личности. Сейчас, часто прибегая к личностно-ориентированной модели, мы можем применять в педагогической деятельности все больше индивидуальных методов, к которым и относится режиссерская игра.

В данной игре ребенку задается какая-либо воображаемая ситуация. На этом активная деятельность воспитателя заканчивается: ребенок сам придумывает содержание игры, определяет ее участников, распределяет роли, придумывает свои правила и условия. Такой вид игр отлично подойдет для детей, которым сложно вступать в контакты со сверстниками – здесь они вольны использовать в качестве партнера по игре игрушки, либо исключить их вовсе. В дальнейшем, самостоятельное проигрывание сюжетов и рассмотрение различных исходов помогает ребенку развить уверенность в себе и снять коммуникативные барьеры.

К этому можно добавить и другие плюсы режиссерской игры. Во-первых, ребенок в процессе игры получает опыт и дополнительные тренировки во взаимоотношениях, в процессе общения, в любых других видах взаимодействия с окружающими. Во-вторых, у ребенка активизируется воображение, самостоятельность, артистичность, тренируются конструктивные навыки, а также навыки планирования. В-третьих, оказывают неоценимую помощь в социальном развитии детей, так как активно тренируют способность ребенка понимать жизненные ситуации, адекватно воспринимать поступки людей и их действия.

Как правило, выделяют две разновидности режиссерской игры. Первая из них заключается в том, что ребенок сам играет в ней главную роль, а остальные по своему усмотрению распределяет между окружающими предметами и игрушками. Часто в таких играх ребенок становится тем, кто должен управлять каким-либо предметом. Например, ребенок может играть в шофера, используя стул в качестве машины, а обруч в качестве руля. Второй вид игр подразумевает под собой процесс, где ребенок является режиссером, организатором взаимодействия и общения, а игрушки – это действующие персонажи игры. Второй вид игр считается более ярким воплощением игр режиссерского типа.

Режиссерская игра, благодаря своей специфике развивает не только воображение и фантазию, но и помогает становлению игровых навыков, способствует развитию мышления, речи и других функций психики. Дошкольник учится рассматривать ситуацию с разных сторон, придумывать всевозможные варианты развития событий, ведь он не ограничен ни какими-либо правилами игры, ни мнением партнера.

В данном процессе можно наблюдать отличительные особенности ребенка, ведь он волен самостоятельно организовывать процесс игры, использовать любые игрушки и предметы. Индивидуальная игра раскрывает творческий потенциал ребенка, подталкивает его к самостоятельному поиску вариантов развития событий, к представлению дальнейших действий. Это способствует развитию воображения, активирует фантазию, заставляет дошкольника выйти за рамки принятых в коллективе стереотипов и позволяет раскрыть себя с другой стороны.

Стоит добавить, что режиссерские игры детей разного возраста могут иметь существенные различия. Если в раннем возрасте детей игры данного типа носят весьма поверхностный характер, они просты в организации и исполнении, не обременены большим количеством правил и ролей, то с взрослением ребенка режиссерская игра усложняется. Сюда могут добавляться дополнительные участники, может расширяться круг правил и условий, увеличиваться количество ролей, усложняться сюжет игры.

В старшем дошкольном возрасте игра редко остается индивидуальной, так как дети уже склонны объединяться по интересам, а чаще всего – для совместной деятельности. Но и тут есть особенность: хоть игра и перестает быть индивидуальной, но все, же обычно она объединяет в себе не более двух-трех участников. Это оптимальное количество детей, так как самостоятельно организовать общую деятельность большему детскому коллективу в силу возраста и отсутствия такового опыта весьма проблематично.

Важным здесь является и то, что наполнение режиссерской игры – это удивительная смесь из различных впечатлений ребенка. Сюда могут войти и эмоции от просмотра фильма или мультика, либо впечатление от книги, а также его наблюдения из реальной жизни и какие-либо вымышленные моменты. Режиссерская игра позволяет дошкольнику соединить вместе полученный опыт из окружающей среды с личными представлениями и фантазиями, и использовать их для творческой и игровой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что режиссерская игра – это прекрасный способ для развития воображения и фантазии детей. Ничто не может помочь в формировании воображения лучше, чем предоставленная свобода творчества. Ведь режиссерская игра – это возможность для ребенка раскрыть свой внутренний мир, самостоятельно продумать весь ход процесса игры, наполнить ее теми правилами, условиями и объектами, которые ему близки и приятны. Кроме того, данный вид игры благотворно влияет на речь и мышление, формирует игровые навыки, что необходимо для дальнейшего полноценного развития ребенка.

Список информационных источников

  1. Васильева, О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. – М.: Детство-пресс, 2003. – 144 с.
  2. Выгодский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  3. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. – 197 с.
  4. Ильина, М.В. Развитие невербального воображения.// Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ООО Книголюб, 2004. – 72 с.
  5. Ильина, М.В. Развитие вербального воображения // Пособие для педагогов детских учреждений. – М.: ООО Книголюб, 2005. – 43 с.
  6. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
  7. Немов, Р.С. Психология: Учебник в 3 т. для студентов высших педагогических заведений. – М.: Владос, 2004. – 655 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра – как средство развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей....

"Игра как средство развития креативности у детей дошкольного возраста "

Старший дошкольный возраст это один их этапов психического развития детей в возрасте 5–7 лет. У детей в данном возрасте игра является основной формой деятельности. Игра – особый вид деятель...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...

Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

  В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития общения у детей дошкольного возраста

Социальное развитие – это активное вхождение ребёнка в социум, умение строить социальные отношения с окружающими, актуализировать личностный потенциал во взаимодействии со значимыми людьми ближайшего ...

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....