Игра в шашки - инновационная технология интеллектуального развития дошкольников
проект (подготовительная группа) на тему

Актуальность проблемы. Проект "Умные шашки". История возникновения игры "Шашки". Правила игры в русские шашки для дошкольников. Перспективное планирование кружка "Умные шашки". Работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_v_shashki.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА В ШАШКИ - ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

       Федеральные государственные образовательные  стандарты дошкольного образования нацелены на интеллектуальное развитие дошкольников. В современном мире компьютерных гаджетов необходимо уберечь подрастающее поколение от интеллектуальной пассивности. В связи с этим необходим поиск инновационных путей и создание нестандартных условий для развития умственных способностей детей. Мы решили, что нам могут помочь шашки, т. к. это одна из самых интеллектуальных игр.

        Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; пространственное воображение; вырабатывает умение мыслить абстрактно; развивает способность действовать в уме; развивает память. Ребенок, становиться собранным, самокритичным, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка. Нами был разработан проект «Умные шашки».

Проект «Умные шашки»

Тема: «Интеллектуальная игра»

Название: «Умные шашки!»

Авторы: Шарапова Н.В. – воспитатель высшей категории.

Место проведения: МАДОУ №74, старшие и подготовительные группы.

Участники: дети, родители, воспитатели, специалисты.

По продолжительности: долгосрочный.

Вид проекта: интеллектуально – игровой.

Цель:

- создание эффективных условий интеллектуального развития дошкольников, а так же популяризация и развитие шашечного спорта среди детей и родителей.

Задачи:

Образовательные:

– познакомить  детей с теорией шашечной игры;

– обучить технике игры в шашки.

Развивающие:

– активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

– развивать умственные способности: умение производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

– обучать ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

– вызвать желание играть в шашки;

– воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе;

– формировать умение применять полученные знания на практике.

Актуальность проекта:

       В современном мире компьютерных гаджетов необходимо уберечь детей от развития интеллектуальной пассивности. В этом нам могут помочь шашки! Шашки – это волшебная игра и она по праву признана одной из самых интеллектуальных игр.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети и родители овладели знаниями об истории возникновения шашечной игры.
  2. Родители осведомлены о значении шашечной игры на формирование интеллектуального развития дошкольников.
  3. Дети и родители овладели элементарными навыками игры в шашки.
  4. Возрос  интерес и желание родителей к совместным интеллектуальным  играм со своими детьми дома.
  5. Дети чаще проявляют интерес и играют в различные интеллектуальные   игры в группе.

Реализация проекта:

1-й этап – подготовительный:

- мониторинг знаний детей и родителей о шашечной игре;

- мониторинг умений и навыков детей игры в шашки;

- приобретение методической литературы и оборудования (комплектов шашек с досками), наглядного материала, изготовление пособий для д/игр и занятий;

2-й этап – основной:

- реализация мероприятий проекта.

3-й этап -  аналитический:

- анализ результатов реализации проекта;

- подведение итогов.

Мероприятия проекта:

  1. Кружковые занятия в соответствии с планом с октября по май.
  2. Шашечные турниры внутри групп.
  3. Шашечный турнир в дошкольном учреждении среди победителей групп.
  4. Дружеские встречи и игры со школьниками -  выпускниками детского сада.
  5. Шашечный турнир между детскими садами района.
  6. Шашечный турнир детей и родителей в рамках «Недели семьи».

Работа с родителями:

  1. Анкетирование родителей.
  2. Выпуск папок-передвижек на темы: «История шашечной игры», «Шашечные чемпионы», «Подборка детской и взрослой литературы по шашкам», «Правила игры в шашки».
  3. Консультации на темы: «Игра в шашки в детском саду и ее влияние на развитие ребенка», «Правила игры в шашки».
  4. Выпуск фотогазеты «Играем в шашки».
  5. Создание лэпбуков  «Умные шашки».
  6. Презентация для родителей о проведенных шашечных турнирах на сайте детского сада.
  7. Приглашение родителей в качестве зрителей или жюри на детские шашечные турниры внутри сада и между садами.
  8. Участие родителей в шашечном турнире в рамках «Недели семьи».

Приложение:

История рождения игры «Шашки»

         А вы знаете, что игра в шашки появилась очень, очень давно. Она зародилась задолго до н. э. в Древнем Египте.

       Но шашки распространялись по миру очень медленно. Сначала в шашки играли в Англии, Франции и Испании. А в 16 веке игра стала приобретать популярность и распространилась по всей Европе.

       В России шашки появились в эпоху правления киевского князя Владимира Мономаха (на рубеже 11-12 веков).

       А при Петре 1 шашки становятся очень популярными. Они являлись обязательным атрибутом любого бала. Сам Петр 1 очень любил играть в шашки и почти всегда выигрывал.

       В Советском союзе в 50-60 годы шашки были самым массовым видом спорта.

Правила игры в русские шашки

  1.  Начинают игру белые. Цвет разыгрывается жеребьевкой.
  2.  Шашка ходит только вперед.
  3.  Взятие в русских шашках обязательно. В один прием шашка должна побить столько шашек соперника, сколько их стоит на ее пути.
  4.  Бить шашку соперника можно ходом вперед и назад.
  5.  Если игрок сделал ход и отнял руку от своей шашки, считается, что ход сделан.
  6.  При обоюдном зажиме проигрывает тот, чья очередь хода.
  7.  При возникновении невозможности окончания партии отсчитывается 15 общих ходов и если ситуация не меняется, засчитывается ничья.

Стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры:

1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!

2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!

3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!

4) Знают все : и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!

5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!

6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!

7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!

8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!

Перспективное планирование кружка «Умные шашки»

МЕСЯЦ

ТЕМА

Октябрь

Знакомство с историей шашечной игры

Мониторинг

ЗОЖ шашиста

Ноябрь

Знакомство с шашечной доской, фигурами, терминами

Знакомство с правилами игры

Практические занятия

Декабрь

Игры детей  друг с другом

Разбор различных комбинаций

Конкурс рисунков «Шашечное королевство»

Январь

Шашечные турниры внутри групп

Викторина «Умные шашки»

Игра в «уголки»

Февраль

Шашечный турнир между группами

Игра «Чапаев»

Март

Дружеские встречи со школьниками

Развлечение «Путешествие по Шашечному королевству»

Апрель

Шашечный турнир между детскими садами

Квест-марафон «Волшебные шашки»

Май

Шашечные турниры с родителями

Игра в «Поддавки»

Рекомендуемая литература:

1. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки.-Киев:Здоровье,1985.

2. Погрибной В.К. Шашки – Шашки для детей,2010.

3. Герцензон Б., Наприенков А. Шашки –это интересно.1992.

4. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций.2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологий интеллектуального развития дошкольников»

Подборка диагностических методик для определения интеллектуального уровня развития ребенкаТест для дошкольника: что я знаю о школе?Как обращаются к учителю?Как привлечь к себе внимание, если нуж...

«Использование технологий интеллектуального развития дошкольников»

Индивидуальная работа с ребенком  Диагностическое обследование уровня речевого развития ребенка  Комплекс методик для диагностики уровня речевого развития детей старшего дошкольног...

Инновационные технологии интеллектуального развития ребенка дошкольника

В связи с введением ФГОС актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Единственно возможный путь — инновационная деятельность детского сада в целом и каждого пед...

Выступление для педагогов "Инновационные технологии речевого развития дошкольников: «Синквейн»

Задачи синквейна;- пополнять знания детей по лексическим темам;- обогащать пассивный и активный словарный запас;- совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;- развивать ассоциати...

Шашки как средство интеллектуального развития дошкольников

Современные родители хотят видеть своих детей успешными и умными. Папы и мамы рано приобщают дошкольников к компьютеру, видя в этом залог развития ребенка. Однако есть очень древний и эффективный спос...

Методическая разработка "Игра в шахматы и шашки как средство интеллектуального развития дошкольников"

Методическая разработка «Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития дошкольника» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психическ...