Игра как средство формирования любознательности у дошкольников
статья

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости, любознательности». В.А. Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_ka_sredstvo_formirovaniya_lyuboznatelnosti.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                          Жилкина О.Н., воспитатель

                                                                         ГБДОУ детский сад №83 Центрального района

                                                                                                                         Санкт- Петербурга

Игра как средство формирования любознательности у дошкольников

Любознательность-стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Любознательность - это один из важнейших мотивов учения дошкольников. Он связан с другими мотивами (ответственностью перед родителями и коллективом и др.). Любознательность как мотив учения побуждает ребенка к самостоятельной деятельности. Процесс овладения знаниями становится более активным, творческим.. Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, то есть создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.        

   Активизация  познавательной деятельности  дошкольников  без формирования любознательности не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять любознательность дошкольников.

      У  дошкольников любознательность может иметь разный уровень своего развития и характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

        Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса на занятиях, наряду с другими методами, является игра. Игра - один из основных видов деятельности дошкольника.

        Игра – это первая простейшая форма деятельности, которой овладевают дети. Целью ее является сам процесс игры. При этом дети в определенной мере готовятся как к учению, так и к труду. Игровая деятельность сохраняется, видоизменяется и занимает значительное место и в первые  годы обучения ребёнка в школе.

Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий. 

        Высоко оценивал значение игры, В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости, любознательности».

        В играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализы, делает обобщение.

    Современные педагоги  также уделяют большое внимание воспитанию интересов у ребенка как фактору формирования всестороннего развития личности. Именно воспитатель пробуждает интерес к занятиям, раскрывает таланты.

    Основные характеристики интереса:

 - положительная эмоция по отношению к деятельности;

 - наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;

Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо о т других мотивов.

  Как рождается любознательность? Сначала возникает любопытство – срабатывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Для того,чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.

      Игра, учение и труд являются основными видами деятельности  дошкольного возраста. При этом игра готовит ребёнка не только  к учению, но  и к труду,  сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра – лишь забава и развлечение.

       Важную роль в формировании любознательности детей дошкольного возраста имеет дидактическая игра. Дидактические игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое  воображение.

      Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличаете от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.  

      В отличие от игр,   дидактическая игра выделяется существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. 

      Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые вытекают из правил  игры, способствуют познавательной активности дошкольников, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения  и навыки для достижения целей игры.

        Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме  решения  поставленной задачи и даёт  дошкольникам моральное и умственное удовлетворение от участия. Для преподавателя результат игры всегда является показателем уровня достижений дошкольников  или в усвоении знаний, могут или в их применении.

      При использовании дидактических игр  очень важно следить за сохранением интереса детей к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к. игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – эмоциональное начало. При потере интереса к игре педагогу следует своевременно  принять действия, которые  ведут к изменению обстановки, этому служит эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка детей.

         При наличии интереса дошкольники  занимаются с желанием, большой охотой.

      Таким образом, игра является важным средством формирования любознательности у детей. Использование на занятиях различных игр, создаёт мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать  и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей  детей.     


        Литература

1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших       школьников и дошкольников. М.:»Речь», 2005.

2. Куликова Т.А. О воспитании у детей познавательных интересов// Дошкольное воспитание. 1976, №9.

3. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры//Советская педагогика/ 1944, №7-8.

4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.-М., 1982.

5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком.-М.:Педагогика, 1990.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х тоах.-М.,1989. http://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве» Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1982.

8. Ушинский К.Д. Собр.соч.-М, 1950, т.10 9. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.:Педагогика, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования любознательности у дошкольников.

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного на...

Статья "Игра как средство формирования любознательности у дошкольников."

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию статью, в которой говориться о том, как с помощью игры формируется любознательность дошкольников....

Методическая разработка «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников»

Методическая разработка «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников»...

Выступление на тему:"Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"

Выступление на тему:"Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"...

Статья "Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В игре нет реальной обусловленности обстоятельствами, простр...

Семинар "Игра как средство формирования любознательности у дошкольников"

laquo;Только та игра целесообразна, в которой ребенок активнодействует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует,преодолевает трудности»...