Главные вкладки

    Методическая разработка:
    Представление опыта работы "Предметно - развивающая среда как одно из условий мотивации ребенка к самостоятельной деятельности"

    Бажина Наталья Анатольевна

    Материал для педагогов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Предметно-развивающая среда как одно из условий мотивации ребёнка к самостоятельной деятельности»

    Слайд1.

    Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными,  общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать  возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями. А это во многом зависит от нас.

      Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.

     

    Слайд 2

    Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать  - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.  Нами делается всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

     

    Слайд 3

    Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  

     Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

        Осуществление поисково-исследовательской деятельности в группе напрямую зависит от интереса детей, актуальности в выборе проблемы, от системы планирования педагогического процесса, от создания условий в группе, от качества организации исследовательской деятельности.

     

    Слайд4.

     Вся воспитательно-образовательная работа в нашей группе построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей.  От успешности планирования зависит дальнейшее развитие ребёнка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.

     

    Слайд 5  

    Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.

    Поэтому в группе создаём  развивающую среду так, чтобы она направляла на развитие познавательных способностей, на развитие поисково-исследовательской деятельности детей.

      Слайд 6

    Создали необходимую для проведения исследований «мини-лабораторию», оснащённую специальным оборудованием, разнообразными материалами и т.д.

    Слайд 7

      Постепенно «лабораторию» наполняем новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

      Слайд 8

      Предметно – развивающую среду, обогащаем и систематизируем  в соответствии с погружением детей в ту или иную тему.  Началом проведения некоторых экспериментов могли послужить кем-то выдвинутые проблемы или любопытство. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно –дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.

      Слайд 9

    В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

       Слайд 10.11.

    Эксперименты проводим не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и роста растений (от 1-2 недель); при знакомстве с почвой, с понятием перегной (2-3 месяца).  

        Слайд 12.

    Свои результаты фиксировали в дневниках наблюдений, рисовали рисунки, составляли схемы.  

      Слайды  13.14.

    Используемая литература. Авторы: Шапиро А.И., Н.М.Зубкова, О.В.Дыбина.

      Слайд 15.

    Из всего, вышесказанного, можно сделать вывод, что созданная предметно-развивающая среда в группе является одним из эффективных условий способствующим обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. И наша задача – обогащать предметно-развивающую среду, поддерживать и развивать в ребенке интерес  к исследованиям, экспериментам и открытиям. Ведь знания, полученные  в результате собственных опытов, значительно прочнее и надежнее.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Предметно-развивающая среда как одно из условий мотивации ребёнка к самостоятельной деятельности

    Слайд 2

    «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» Н.Н.Подьяков , 1995

    Слайд 3

    ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ : Способствует формированию интегративных качеств: Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Обеспечивает интеграцию образовательных областей: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, ФЭМП, социализация, труд, безопасность, здоровье, художественное творчество. Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность , инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности

    Слайд 4

    Цели и задачи поисково-исследовательской деятельнос ти Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению Задачи : Формировать умение самостоятельно добывать знания. Обобщать полученную информацию в ходе экспериментирования (учиться управлять процессом усвоения знаниями). Способствовать воспитанию самостоятельности , наблюдательности , развитию коммуникативных навыков.

    Слайд 5

    Создание условий для детского экспериментирования в группах

    Слайд 6

    Памятка для воспитателя«Организация детского экспериментирования» 1. В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности. 2. Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире. 3. Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной). 4. Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности. 5.Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами. 6. Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе. 7. Ведется фиксация результатов детского экспериментирования. 8. Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности. 9. Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе. 10. Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и данной возрастной группе.

    Слайд 7

    В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены : - место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); - место для приборов; - место для хранения материалов (природного, "бросового"); - место для проведения опытов; - место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);

    Слайд 8

    схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы; простейшие приборы; коллекции; материалы , распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

    Слайд 9

    Пособия и приборы для определения: веса: разнообразные весы, набор гирь условные мерки объема: мерные кружки ,, ложки, т.д. количества : разнообразные счеты направления: компас .

    Слайд 10

    Для игр с водой: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, с редства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы

    Слайд 11

    Набор развивающих карточек

    Слайд 12

    Литература в помощь

    Слайд 13

    Благодарю за внимание Спасибо «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности» С.Л. Рубинштейн


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

    Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

    Из опыта работы«Формирование умственной активности и творческого подхода к выполнению поставленных задач, как одно из средств подготовки детей к учебной деятельности»

    Детский сад – первое и очень ответственное звено системы образования. В этот период идёт интенсивное развитие психических, физических и конечно, умственных качеств ребёнка.«Ядром» умственного развития...

    Гостевой обмен опытом на тему: "Предметно-развивающая среда как одно изусловий мотивации ребенка к самостоятельной деятельности"

    Самостоятельность — важнейшая характеристика личности и одновременно условие ее развития. «…субъект  в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляе...

    РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»         РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ У...

    РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНВТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Межрегиональная научно-практическая конференция «Психолого-педагогический, социальный и управленческий аспекты реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...

    Презентация ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Обострение экологической обстановки в стране  обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим взаимодействие или интеграция экологических з...