Главные вкладки

    Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук через различные виды деятельности для детей средней группы "Умные пальчики"
    рабочая программа (средняя группа)

    Программа дополнительного образования «Умные пальчики»  описывает курс по развитию мелкой моторики  детей среднего дошкольного возраста (4-5лет). Данная Программа не дублирует ООП ДО, а дополняет содержание Основной образовательной Программы ДОУ и является кружковой работой с детьми.Основной целью программы является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_umnye_palchiki._gotovo.docx59.46 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    «Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев.

             От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

      которые питают источник творческой мысли.

           Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

       тем умнее ребенок».

    В.А. Сухомлинский

    Актуальность
        Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Речевые зоны Брокка и Вернике расположены непосредственно рядом с зоной, отвечающей за движения мелкой моторики, поэтому, стимулируя моторику, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Кончики пальцев рук — это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом». 

          Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни.

    Вследствие этого очень важно развивать у ребенка мелкую моторику с раннего возраста. В результате вышесказанного актуальность программы «Умные пальчики» для дошкольников необходима и продиктована временем. Учитывая значимость развития мелкой моторики дошкольников, была предпринята попытка создания системного подхода в обучении по указанному направлению. 

    Пояснительная записка

    Программа дополнительного образования «Умные пальчики» (далее Программа) описывает курс по развитию мелкой моторики  детей среднего дошкольного возраста (4-5лет). Данная Программа не дублирует ООП ДО, а дополняет содержание Основной образовательной Программы ДОУ и является кружковой работой с детьми.

    Программа составлена в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155, СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013г.

      Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
     Целенаправленное воспитание двигательно-координационных способностей (включая упражнения на «ручную ловкость») учащихся способствует коррекции нарушений психомоторного развития, а также улучшает умственную работоспособность, тем самым активно включает их в речевое общение.
    Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет особое значение.
       Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе я отвожу моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.                 Учитываю особенность периода от 4-7 лет, отличающую его от других, последующих этапов развития: он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности.       Формирую такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

         Данная Программа ориентирована на применение широкого комплекса различных дополнительных мероприятий с целью  развития мелкой моторики детей. Каждое занятие направлено на приобщение детей к активной речевой, познавательной и творческой деятельности.

    Особенности возрастной группы детей  Программа реализуется с группами детей от 4 до 5 лет. Средний  дошкольный возраст. В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же, как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть, как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста.

    В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и

    совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах,

    геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

    В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого,

    встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

        Основной целью программы является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольников

    Задачи:

    Образовательные: формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с различными материалами;

    Развивающие: развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память; развитие речи детей;

    Воспитательные: воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

    Возраст детей, сроки реализации и режим занятий:

      Программа реализуется в форме специально-организованных занятий по подгруппам, во вторую половину дня.

     Настоящая программа описывает курс по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста (4 – 5 лет) , срок реализации программы 1 год. Длительность занятий в средней группе – 20 минут. Всего 33 занятия. Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и в мае)

    Формы, методы :

    Во время занятия часто происходит смена методов и видов деятельности, такие как:

    • Дидактические игры и игровые упражнения.
    • Занимательные задания и игры-соревнования.
    • Изобразительная и творческая деятельность.

    -наглядный метод обучения и метод практических действий.

    -ориентировочно-исследовательская деятельность.

    Принципы программы:

    1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С.Л.Рубинштейну).
    2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.
    3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
    4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

    Условия реализации программы :

    1. Систематическое проведение занятий.

    2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

    3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

    4. Сотрудничество педагога с семьей.

    Здоровьесберегающие технологии:

    - дыхательная гимнастика;

    - артикуляционная гимнастика;

    - пальчиковые игры со словами;

    - гимнастика для глаз;

    - физкультминутка, динамические паузы.

        Эффективность коррекционных занятий значительно повышается, если соблюдаются правила организации занятий, предлагаемые М. М. Безруких. Основные из них:
    1. Перед каждым занятием следует объяснить его цель: что будем делать, как, для чего. 
    2. Через каждые 5—7 мин занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для глаз. 
    3. Начинать занятие следует с разминки, далее давать более легкое задание, затем переходить к более сложному заданию и заканчивать выполнением заданий, которые не вызывают у ребенка особых затруднений. 
    4. Соотношение известного материала и совсем неизвестного может составлять 75% к 25%. 
    5. Предоставить возможность воспитаннику  самому выбрать оптимальный темп деятельности; установки всех заданий давать, не на скорость, а на качество. 
    6. Обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. Любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.
    7. Поощрять инициативу детей, интерес, желание задавать вопросы, обратиться за помощью. 
    8. Следить за соблюдением правильной осанки. 
    9. Закончить занятие следует на оптимистичной ноте.
    Программа включает в себя следующие 
    разделы:

    • пальчиковая гимнастика
    • аппликация
    • рисование
    • лепка
    • графические упражнения
    • игры и действия с предметами.

      В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

    В разделе «Рисование» дети учатся пользоваться материалами и оборудованием для рисования; самостоятельно создавать сюжеты и образы пользуясь различными средствами выразительности.

      В разделе «Лепка» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.

      В разделе «Аппликация» дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

    В разделе «Графические упражнения» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.

      В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

    Этапы реализации программы: 
    1.
    Ориентировочный этап – посвящен решению следующих задач:
    а) знакомство детей с рабочими материалами: прищепками, блоками Дьёнаша, палочками Кьзенера, соленым тестом, дидактическими играми для развития мелкой моторики, и правилами их использования;
    б) создание в подгруппах доброжелательной атмосферы, снятие тревожности, эмоционального напряжения.
    2. Коррекционно-развивающий этап– направлен на достижение основных задач программы.
    3. Заключительный этап – направлен на закрепление и отработку навыков и умений, сформированных в ходе занятий.

    Ожидаемые результаты реализации программы:

    • Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий;
    • Ориентируется в пространстве и на микроплоскости;
    • Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук;
    • Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции;
    • Сформированы графические навыки;
    • Увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
    • Возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
    • Дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
    • У детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.
    • Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.

         

    Календарно-тематическое планирование в средней группе (4-5 лет)

    Месяц,

    № недели

    Тема

    Цель

    Содержание

    Сентябрь

    1-2

    Диагностика

     

    3

    «Овощи и фрукты-полезные продукты».

    Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

    Развитие координации и точности движений.

    1.«Д/и  «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи(фрукты).

    2. Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Апельсин»

    3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»

    4. Аппликация «Репка» скатывание шариков из салфеток (Т.И.Гризик пособие для детей 4-5 лет «Умелые пальчики» №15).

    4

    «Правила дорожного движения»

     

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики .

    Учить работать с ножницами.

    Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру.

    1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

    2. Обвести транспорт по трафарету и вырезать.

    3. Пластилинография .

    «Светофор»

    4. С предметами:

    - бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму

    -знакомство с Блоками Дьёнеша:все формы, цвета, размер.

    Октябрь

    1

    «Домашние животные»

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

    Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами.

    1.  «Маленький конструктор»-выкладывание из геометрических фигур животных.

    2. Пальчиковая игра «На ладошку села

     кошка».

    3. Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами.

    4. знакомство с Палочками Кьюзенера: все размеры, цвета.

    2

    «Дикие животные»

    Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций.

    Продолжать учить работать с ножницами.

    Познакомить с новым видом штриховки: клубок.

    1. Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет.

    2. Игра «Кто, чем питается?» В сухом бассейне определить на ощупь предмет, назвать и сказать, кто это ест.

    3. Штриховка диких животных.

    3

    «Детский сад и игрушки».

    Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность.

    Формировать графические умения и навыки.

    Развитие координации и точности движений.

    1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

    2. Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)

    3. Аппликация «Пирамидка» скатывание шариков из салфеток (Т.И.Гризик пособие для детей 4-5 лет «Умелые пальчики № 14).

    4

    «Профессии»

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

    Формировать графические умения и навыки.

    Развивать тактильную чувствительность.

    1. Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим…»

    2. «Рельсы для поезда» - рисование прямых линий.

    3. «Собери машину» из геометрических фигур.

    4. «Помоги повару отделить фасоль от гороха»

    5.С предметами:

    - бельевые прищепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем «человечка»

     

    Ноябрь

    1

    «Дом. Семья»

    Развивать мелкую моторику пальцев;

    ориентировку на плоскости.

    Продолжать формировать графические навыки.

    1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

    2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.

    3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить.

    4.С предметами:

    - Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 2,3стр.

    2

    «Мой город»

    Упражнять в работе с трафаретами.

    Учить ориентироваться на плоскости.

    1. «Кто в домике живет» найти фигурку в сухом бассейне.

    2. Пальчиковая гимнастика «Дом».

    3. Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.

    3

    «Я человек»

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

     

    1. Самомассаж ладоней.

    2. «Поможем бабушке развязать узелки на веревке».

    3. «Рисунок на платье» на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток.

    4

    «Детский сад и игрушки»

     

    Развивать мелкую моторику пальцев;

    Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

    1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики»,

    2. Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.

    3. Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч».

    4.С предметами:

    -пуговицы – делаем бусы ,с разными по размеру и по цвету

    - собираем маленькую пирамидку

    Декабрь

    1

    «Транспорт»

    Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук.

    Закрепить назначение транспорта.

    Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.

    1. Рисуем машину пальчиками на крупе.

    2. Игра «Назови вид транспорта и его назначение»

    3. «Машина» (оригами)

    2

    «Зима, зимний лес»

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

    Развитие координации и точности движений.

    1.Пальчиковая игра «Зима».

    2.Аппликация «Новогодняя ветка» скатывание шариков из салфеток  (Т.И.Гризик пособие для детей 4-5 лет «Умелые пальчики» № 11)

    3. «Зимний лес» выложить по трафарету из наждачной бумаги при помощи белых ниток.

    3

    «Зимующие птицы».

    Развивать мелкую моторику пальцев.

    Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

    1. Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох.

    2. Пальчиковая игра «Снегири»

    3. «Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях

    4

    «Новый год».

    Развивать мелкую моторику пальцев.

    Учить складывать круг пополам, находить середину круга.

    Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур.

    1. Игра «Наведем порядок». ( группировка предметов по признаку).

    2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности.

    3. «Елочная игрушка». (оригами)

    Январь

    2

    «Народные промыслы»

    Развивать мелкую моторику пальцев.

    Закреплять приёмы владения ножницами. 

    1.Пальчиковая игра «Матрешки»

    2.Аппликация «Узор на платочке»

    3. «Бусы для матрешки» нанизывание бусин на шнурок.

    4. Д/упр. «Обведи по точкам»

    3

    «Птицы зимой»

    Развивать мелкую моторику пальцев.

    Развивать тактильную чувствительность.

    1. «Ворона и воробей» определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги.

    2. Работа с тактильными дощечками.

    3. «Угощение для птиц» сортировка семян.

    4

    «Дикие животные и их детеныши»

    Развивать мелкую моторику пальцев.

    Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций.

    Развивать тактильную чувствительность.

    1. «Кто это» крупные трафареты из наждачной бумаги, детям надо определить где мама, где детеныш.

    2. «Ёж и ежата» втыкание спичек в пластилиновый комочек.

    3. «Подарок для мышек и мышат» сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

    4. Упражнение «Ёжик» с шариками Су-Джок.

    Февраль

    1

    «Зимние забавы»

    Упражнять в координации движений с речью.

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

     Продолжать учить скатывать шарики из салфеток.

    1. Хороводная игра «Снежная баба»

    2. Игра с пробками «Лыжи»

    3. «Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

    2

    «День Святого Валентина».

     

    Учить действовать по словесной инструкции.

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

    Учить работать с бумагой.

    1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

    2. Массаж ладошек. Прокатывание шарика Су-Джок.

    3. Изготовление «Валентинки» из бумаги.

    3

    «Наша Армия».

     

    Продолжать развивать зрительно моторные функции.

    Учить штриховать в разных направлениях.

    1. Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

    2. Пальчиковая игра «Солдаты».

    3. Штриховка «Танк».

    4

    «Дружба»

    Активизировать моторику рук, выработать умение управлять своими движениями.

    1.Пальчиковая игра «Дружба»

    2. «Кто это?» собирание фигуры человека из геометрических фигур по образцу.

    3. Д/упр. «Обведи по точкам».

    Март

    1

    «Мебель, квартира».

    Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности.

    Развитие ориентировки на плоскости.

    Совершенствовать зрительную память.

    1. «Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана.

    2 Массаж ребристым карандашом между ладонями.

    3. «Продолжи узор». Раскрась геометрические фигуры.

    2

    «Мамин праздник»

    Развивать мелкую моторику.

    Учить действовать по словесной инструкции.

    Продолжать учить складывать цветы из бумаги.

    1. Завязываем бантик на подарке

    2. Смотать клубок для бабушки.

    3. Открытка для мамы. ( оригами)

    3

    «Одежда, обувь»

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

     

    1. Пальчиковая игра «Ладошки»

    2. Разложи пуговицы по цвету.

    3. «Помоги развесить одежду после стирки» игры с прищепками.

    4. «Застегни одежду» на пуговицы, на молнию, на кнопки, на липучки.

    5.С предметами:

    -шнуровка – шнуруем ботинок(один)

    4

    «Посуда»

    Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

    Развивать речь, внимание.

     

    1. Пальчиковая игра «Мы посуду перемыли»

    2. Выкладывание силуэтов посуды (чашка, кастрюля и т.д.) из пуговиц.

    3. Д/упр. «Обведи по точкам»

    Апрель

    1

    «Весна»

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

    Учить работать с крупой.

    1. Пальчиковая игра «Дождик»

    2. «Солнце светит ярко» игры с прищепками.

    3. Аппликация из пшена «Солнышко»

    4. С предметами:

    -канцелярские скрепки – учимся их правильно держать, открывать и нанизывать на форму, делаем лучики у «солнца»

    2

    «Космос»

    Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

    Развивать речь, внимание.

     

    1.Пальчиковая игра «1,2,3,4,5»

    В космос полетел отряд»

    2. Выкладывание из счетных палочек , геометрических фигур космического транспорта по образцу.

    3. Д/упр. «Обведи по точкам»

    3

    «Комнатные растения»

     

    Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

    Учить штриховать в разных направлениях.

    1. П \и «На окошке в горшочке»

    2. Обрывание цветка по контуру.

    3. Штриховка цветка в горшке.

    4.Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 12стр.

    4

    «Рыбы».

     

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

    Развивать зрительное внимание, память.

    Продолжать учить работать с пластилином.

    1. Пальчиковая игра «Рыбка»

    2. Упражнение «Чего не хватает»

    3. Пластилинография . Коллективная работа «Рыбки в аквариуме»

    4.Блоки Дьёнеша: альбом «Маленькие логики» 14стр.

    Май

    1

    «Насекомые»

    Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений.

    Закрепить умение работать в технике оригами.

    1.Пальчиковая игра «Бабочка» .

    2. Д/упр. «Обведи по точкам».

    3. «Бабочка» (оригами )

    4.С предметами:

    - палочки Кьюзенера, альбом «Колокольчик», делаем дорожку гусеничке, стр. 1

    2

    «Ягоды»

    Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.

    Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

    1. Пальчиковая игра «По ягоды».

    2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды)

    3. Пластилинография. «Клубника

    С предметами:

    -шнуровка – делаем дорожку

    -коробочка с крупой – перебираем фасоль, горох и семечки

    3-4

    Диагностика

    Приложение

    Пальчиковая гимнастика.

    Месяц

    № недели

    Пальчиковая гимнастика

    Сентябрь

     

    3

    «Мы делили апельсин»

    Мы делили апельсин. 
    Много нас, 
    А он один.
    Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.
    Эта долька - для ежа. 
    Эта долька - для стрижа. 
    Эта долька - для утят. 
    Эта долька - для котят. 
    Эта долька - для бобра
    По очереди загибают пальцы, начиная с большого.
    А для волка - кожура.
    Сжимают пальцы обеих рук в кулаки
    Он сердит на нас - беда; 
    Разбегайтесь –
    Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки
    Кто куда!
    «Капуста»

    Мы капусту рубим, рубим

    Дети ставят ладошки на ребро

    Мы капусту трем, трем

    Кулачками трут друг о друга

    Мы капусту солим, солим

    Солим щепотью

    И в баночку кладем
     

    4

    «Лодочка»

    Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя

    большие пальцы
    Две ладошки прижму,
    И по морю поплыву.

    Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт"
    Две ладошки, друзья, -
    Это лодочка моя.
    У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять

    вверх большие пальцы
    Паруса подниму,
    Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой»
    Синим морем поплыву.
    Полностью соединить друг с другом две ладошки для

    имитации рыбок и снова волнообразные движения –

    "рыбки плывут"
    А по бурным волнам
    Плывут рыбки тут и там.

     

    Октябрь

    1

     

    «На ладошку села кошка»

    Подставляй ладошку

    Вытягиваем вперед руку ладошкой вверх

    Расскажу про кошку

    Гладим ладонь другой рукой

    Будем пальчики считать?

     Шевелим пальчиками

    1,2,3,4,5!

    Поочередно загибаем пальчики на руке

    Вот – кулак,

    Сжимаем пальцы в кулак

    А вот – ладошка.

    Разжимаем их

    На ладошку села кошка!

    Ставим на ладонь пальцы второй руки

    И крадется потихоньку,

    «пробегают» пальчиками по руке до плеча

    И крадется потихоньку …

    Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину

    Видно мышка там живет!

     

     

    3

    «Дружат пальчики»

    Дружат в нашей группе         пальцы рук соединяют

    Девочки и мальчики.             в замок (несколько раз)         

    Мы с тобой подружим

    Маленькие пальчики.

    Раз, два, три, четыре, пять     пальцы с мизинчика поочередно

    Начинаем мы считать.           соединяют друг с другом

    Раз, два, три, четыре, пять

    Мы закончили считать               (Руки вниз, встряхивают

    кистями)  

     

    4

    «Капуста»

    Мы капусту рубим, рубим

    Дети ставят ладошки на ребро

    Мы капусту трем, трем

    Кулачками трут друг о друга

    Мы капусту солим, солим

    Солим щепотью

    И в баночку кладем

     

    Ноябрь

    1

    «Как у нас семья большая»

    Как у нас семья большая

    Да веселая

    (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
    Два у лавки стоят,

    (Загибают большие пальцы)
    Два учиться хотят.

    (Загибают указательные пальцы)
    Два Степана сметаны объедаются.

    (Загибают средние пальцы)
    Две Дашки у кашки питаются.

    (Загибают безымянные пальцы)
    Две Ульки в люльке качаются.

    (Загибают мизинцы)

    2

    «Дом»

    На поляне дом стоит,

    «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы

    левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
    Ну а к дому путь закрыт.

     Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние

    пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы —

    вверх («ворота»).
    Мы ворота открываем,

    Ладони разворачиваются параллельно друг другу
    В этот домик приглашаем.

    4

    «Дружат пальчики»

    Дружат в нашей группе           пальцы рук соединяют

    Девочки и мальчики.           в замок (несколько раз)         

    Мы с тобой подружим

    Маленькие пальчики.

    Раз, два, три, четыре, пять        пальцы с мизинчика поочередно

    Начинаем мы считать.            соединяют друг с другом

    Раз, два, три, четыре, пять

    Мы закончили считать            (Руки вниз, встряхивают кистями)  

     

    Декабрь

    2

    «Зима»

    Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
    Мы во двор пришли гулять.
    Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
    Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми

    пальчиками)
    С горки мы потом катались. (Вести указательным

    пальцем правой руки по ладони левой руки)
    А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то

    одной, то другой стороной)
    Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
    Съели суп и спать легли. (Производить движения

    воображаемой ложкой,положить руки под щеку)

    3

     

    «Снегири»

    Сел на ветку снегирек,

    Брызнул дождик

    Он промок.

    Ветерок, подуй слегка,

    Обсуши нам снегирька.

    «Попрыгать» ладошками по плечам.

    Потрясти кистями рук перед собой.

    Обхватить себя руками и слегка «подрожать»,

    как от холода.

    Поднять руки вверх и покачать ими.

    Помахать руками – «крылышками»

     

    Январь

     

    2

     

     

    «Матрешки»

    Мы веселые матрешки

    Ладушки, ладушки

    На ногах у нас сапожки

    Ладушки, ладушки

    В сарафанах наших пестрых

    Ладушки, ладушки

    Мы похожи словно сестры

    Ладушки, ладушки

    Февраль

    2

    «Солнышко»

    Солнышко, солнышко
    Погуляй у речки
    Шевелят пальцами обеих рук.

    Солнышко, солнышко,
    Разбросай колечки.
    Быстро сжимают и разжимают кулаки.

    Мы колечки соберем,
    Золоченые возьмем.
    Делают хватательные движения щепотью.

    Покатаем, поваляем
    Круговыми движениями трут ладонь о ладонь.

    И назад тебе вернем.
    Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.

     

    3

    «Солдаты»

    Мы солдаты, мы солдаты,

    Бодрым шагом мы идём.

    (Пальцы маршируют по столу.)

    В нашу армию, ребята,

    Просто так не попадёшь.

    (Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят в

    верх и покачивается вправо-влево.)

    Нужно быть умелыми,

    Сильными и смелыми.

    (Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)

     

    4

    «Дружба»

    В гости к пальчику большому
    В гости к пальчику большому
    Приходили прямо к дому
    Указательный и средний, 
    Безымянный и последний. 
    Сам мизинчик-малышок, 
    Постучался на порог. 
    Вместе пальчики-друзья, 
    Друг без друга им нельзя.

    Март

    3

    «Ладошки»

    Ладошки вверх, 
    Ладошки вниз,
    А теперь их на бочок
    И зажали в кулачок.

    4

    «Мы посуду перемыли»

    Раз, два, три, четыре,            Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.

    Мы посуду перемыли:                         Одна ладонь скользит по другой

    Чайник, чашку, ковшик, ложку

    И большую поварешку.                    Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.

    Мы посуду перемыли,                      Одна ладонь скользит по другой.

    Только чашку мы разбили,

    Ковшик тоже развалился,

    Нос у чайника отбился,                     Снова загибаем пальчики.

    Ложку мы чуть-чуть сломали.

    Так мы маме помогали.     Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.

     

    Апрель

    1

    «Дождик»

    Дож-дик, Дож-дик, по-ли-вай 
    (на каждый слог пальцами обеих рук поочередно стучите по столу, изображая дождь), 
    Будет хлеба каравай 
    (указательным пальцем правой руки загните большой палец на левой руке). 
    Будут булки 
    (перечисляя сдобы, этим же пальцем по очереди загибайте остальные пальчики на левой руке), 
    Будут сушки, Будут пряники, Ватрушки. 
     

    2

    «1,2,3,4,5 в космос полетел отряд»

    Раз, два, три, четыре, пять

      В космос полетел отряд.        

      Командир в бинокль глядит,        

      Что он видит впереди?        

      Солнце, планеты, спутники, кометы,

      Большую жёлтую луну.

      По одному загибают пальчики на обеих руках.

      Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

      Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

      Загибают пальчики обеих рук

     

    4

    «Рыбка»

    Рыбка плавает в водице,

      Рыбке весело играть.

      Рыбка, рыбка, озорница,

      Мы хотим тебя поймать.

      Рыбка спинку изогнула,

      Крошку хлебную взяла.

      Рыбка хвостиком вильнула.

      Рыбка быстро уплыла.

      Ладони сложены вместе дети

      изображают, как плывёт рыбка.

      Грозят пальчиком.

      Медленно сближают ладони.

      Делают хватательное движение.

      Снова «плывут».

     

    Май

     

    3

    «Бабочка»

    Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.

    Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.

     

    Ах, красавица какая-

    Эта бабочка большая!

    Над цветами полетала-

    И мгновенно вдруг пропала.

     

     

    4

    «По ягоды»

    Раз, два, три, четыре, пять 
    (пальцы обеих рук «здороваются» — соприкасаются друг с другом: сначала соединяйте большие пальцы, затем указательные и т. д.), 
    В лес идем мы погулять 
    (указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу). 
    За черникой за малиной 
    (указательным пальцем правой руки нагибайте пальцы на левой, начиная с большого), 
    Зa брусникой и за калиной. 
    Землянику мы найдем 
    И братишке отнесем 
    (указательный и средний пальцы обеих рук «идут» по столу). 

    Используемая литература:

    1. Буцикина Т.П. , Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у школьников,2005.
    2. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005.
    3. Богатеева 3.А. Чудесные поделки из бумаги. - М., 1992
    4. Выгорнов В.В. Оригами. - М., 2003
    5. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий.- Скрипторий, 2008
    6. Гризик  Т.И. пособие для детей 4-5 лет «Умелые пальчики»
    7. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
    8. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования
    9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.-М.: Карапуз, 2007
    10. Нoвикoвa E.В. Кaк пoдгoтoвить руку рeбенкa к письму: кoмплeкс упрaжнeний для трeнингa мышц рук у дeтeй. - М.: Гнoм и Д, 2010..
    11. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. - М.: Корона Принт, 2008..
    12. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: ЭКСМО, 2010.
    13. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М.: Дом ХХI век, 2014.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук через различные виды деятельности"

    Данная консультация проводится для повышения уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития мелкой моторики младших дошкольников...

    Родительское собрание « Развитие мелкой моторики руки через различные виды деятельности»

    . Перед родителями и педагогами стоит важная задача - как можно больше на этом этапе жизни малыша вложить в него знаний и умений. А чтобы процесс обучения был интересным и увлекательным, занятия необх...

    Проект « Развитие мелкой моторики руки через различные виды деятельности»

       Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способносте...

    Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей младшей группы посредством кружковой деятельности «Веселые пальчики»

    Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. На...

    Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук через различные виды деятельность»

    Данная методическая разработка раскрывает особенности работы по развитию мелкой моторики рук через различные виды детской деятельности. Методическая разработка может быть инте...

    Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук через различные виды деятельности в подготовительной группе. « Поможем Деду Морозу».

    В конспекте описаны методы и приемы для развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей подготовительной группы в процессе непосредственно образовательной деятельности.Развитие мелкой моторик...