Главные вкладки

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «Детско-родительский клуб «РАСТЕМ ВМЕСТЕ» - модель сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ детский сад «Алёнушка»)
    проект

    Бархатова Анжела Юрьевна

    Процесс взаимодействия семьи и ДОУ практически всегда запускается по инициативе педагогов. И насколько продуманным он будет, настолько эффективным будет результат.

    В нашем дошкольном образовательном учреждении детский сад «Алёнушка» с целью создания пространства развития ребенка «детский сад - семья», педагогического сопровождения родителей ребенка раннего возраста, для привлечения внимания родителей к проблемам развития и воспитания ребенка раннего возраста была разработана программа взаимодействия педагогов с семьями воспитанников раннего возраста, которая реализовалась в рамках детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл detsko-roditelskiy_klub_rastem_vmeste.odt32.43 КБ

    Предварительный просмотр:

                                      ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

    на секционном заседании по теме «Создание условий для раннего развития детей до 3-х лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей»

    районной августовской конференции педагогических работников

    30.08.2018 г.

     ТЕМА: 

    «Детско-родительский клуб «РАСТЕМ ВМЕСТЕ» - модель сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ детский сад  «Алёнушка»)     

          На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. В раннем возрасте раскрывается индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, креативность и т.д.

    В первые три года жизни закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка. В связи с чем, трудно переоценить уникальное значение периода раннего детства для последующего развития ребенка. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.

    Решить проблемы раннего возраста - значит обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном и школьном периоде. Именно поэтому рядом с малышом должны быть люди, не только любящие его, но и прекрасно знающие особенности этого возраста.

    Согласно пункта 1 ст.18 Закона РФ «Об образовании» «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». И успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и педагогов. Поэтому сегодня детский сад должен стать социальным центром помощи семье в воспитании ребенка и объединить ДОУ и семью в одно воспитательно-образовательное пространство развития дошкольника.

    Процесс взаимодействия семьи и ДОУ практически всегда запускается по инициативе педагогов. И насколько продуманным он будет, настолько эффективным будет результат.

    В нашем дошкольном образовательном учреждении детский сад «Алёнушка» с целью создания пространства развития ребенка «детский сад - семья», педагогического сопровождения родителей  ребенка раннего возраста, для привлечения внимания родителей к проблемам развития и воспитания ребенка раннего возраста на 2017-2018 учебный год была разработана программа взаимодействия педагогов с семьями воспитанников раннего возраста, которая реализовалась в рамках детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе». 

    Целью программы является обеспечение психолого-педагогического и методического сопровождения родителей детей раннего возраста. Это одна из интересных форм работы, которая апробирована воспитателями  группы раннего возраста и имела большой успех у родителей.

    Преимущества Клубной организации состоят в следующем:

    1) появляется возможность объединять родителей, сплачивать родительский коллектив, благодаря доброжелательной атмосфере, свободному добровольному участию, выбору тем с учетом общих интересов;

    2) атмосфера свободного общения позволяет участникам более открыто выражать свое мнение, увереннее чувствовать себя.

    3) родители получают возможность не только открыто задать свои вопросы и поделиться проблемами, но и осознать само наличие таких проблем. Зачастую, родители боятся сами себе признаться в том, что у них что-то идет не так, как хотелось бы или не обращают внимания на мелкие признаки. Придя из любопытства на заседания клуба, многие находят ответы на свои еще до конца не оформившиеся вопросы.

    4) формат свободного общения, вопросов и ответов, обмена мнениями позволяет не учить родителей педагогике и психологии, а дать им возможность самим прийти к разрешению своих сомнений.

    Работа клуба «Растем и развиваемся вместе» предусматривает построение отношений с семьями на принципах добровольности и личной заинтересованности.  

    Для работы клуба составлен тематический план. Тематика встреч определена запросами родителей и предусматривала гибкую коррекцию в случае необходимости. Прежде чем начать работу, были подготовлены опросники с перечнем тем на выбор родителям, самые актуальные  для родителей темы вошли в план работы, и по ним подготовлен материал информационного и практического характера.

    Программа содержала 2 раздела: практический, который предполагает работу с детьми и родителями, и теоретический, разработанный для родителей.

    Родительский клуб работал в течение учебного года, встречи организовывались один-два раза в месяц. Заседания клуба имели свободную форму проведения: семинары-практикумы, тренинги, практические занятия совместно с детьми, тематические встречи с чаепитием и т.д. На заседании клуба выносились вопросы, которые на данный промежуток времени волновали как родителей, так и педагогов ДОУ. Разбор конкретных случаев и педагогических ситуаций, отработка умений и навыков в тренинговых упражнениях являлись основными в работе клуба.

    На заседания клуба приглашались специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра, старший воспитатель, заведующий детским садом. 

    Клуб  объединял  общей  проблемой и совместным поиском оптимальных форм помощи ребенку. Вся работа была направлена на формирование у родителей осознанного отношения к развитию детей, а также информирование о проблемах воспитания и развития ребенка раннего возраста. В частности, заседания клуба позволяли обсудить и разобрать насущные задачи, связанные с созданием оптимальных условий для полноценного интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного и физического развития детей.

    Родители во время таких встреч узнавали новое для себя в плане воспитания, обучения детей, а также  обсуждали встречающиеся трудности в воспитании детей.

    Предусмотрена была также совместная работа с детьми и родителями, которая включает в себя развивающие занятия с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на развитие ребенка. Малыши вместе с родителями посетили серию занятий, цель которых - вызвать у детей радость от прихода в детский сад, от занятий вместе с мамой, от взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

     Координация движений, мелкая моторика, чувство ритма развивались через использование на занятиях подвижных игр, пальчиковой гимнастики, развивающих игр с использованием игрушек, различных видов терапии, а также с помощью продуктивной творческой деятельности.  Были представлены все виды деятельности, доступные детям раннего возраста.  

    Занятия проходили в спокойной доброжелательной обстановке. Этому способствовали такие условия, как активное взаимодействие родителей и детей, атмосфера и условия помещения, где проводится занятие, специально подобранное музыкальное сопровождение, которое создает положительный эмоциональный настрой.  

    Главное в работе клуба – это оптимизация и гармонизация отношений между матерью и ребенком, формирование потребности у родителей в совместной деятельности с ребенком. Педагогу же отводилась роль консультанта, обучающего родителей специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Специалист и родитель находились на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет наиболее эффективно решать поставленные задачи.

    Эффективность реализации программы клуба определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, индивидуальных бесед. Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей, уровня родительской удовлетворенности,  мониторинга образовательного процесса по освоению детьми образовательных областей на конец учебного года.

    В целом можно сказать, что взаимодействие педагогов и родителей  в рамках клуба позволили детям безболезненно пережить первый год пребывания в детском саду.  Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство требований, которые предъявляли к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования одинаковы, то малышу легко было в них сориентироваться.

    Программа клуба, по нашему мнению, полностью смогла удовлетворить запросы родителей, а также повысить их педагогическую компетентность, в рамках клуба были созданы для этого определённые условия.

    Результаты реализации программы клуба:

    - повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка;

    - осознание родителями значимости своей воспитательной деятельности, актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка;

    - установление партнерских отношений между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями и педагогами;

    - расширение возможности понимания собственного ребенка;

    - улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком.

         Таким образом, в нашем детском саду деятельность по созданию условий для успешного развития детей раннего возраста затрагивает всех участников образовательного процесса, т.е. работа  ведётся в триаде «Педагоги – родители – дети».

    Нельзя сказать, что система работы полностью отработана и максимально эффективна: в процессе работы возникают определенные трудности, "шероховатости", но они отрабатываются, т.е. все довольно пластично и гибко.

    Главное, то что самым маленьким жителям Курильска в нашем детском саду комфортно, уютно, о них заботятся, их любят. Педагоги прилагают все усилия для их всестороннего развития, сохранения физического и психического здоровья.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация «Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста в условиях МБДОУ детского сада №40»

    Презентация  «Модель сопровождения  семьи и ребёнка раннего возраста в условиях МБДОУ  детского сада №40»...

    Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста

    Описание модели сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста...

    Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

    В современном мире актуальность данной проблемы состоит в том, что происходит снижение возраста детей при поступлении в детский сад. Если раньше родители отдавали своего ребенка в дошкольную организац...

    Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

    Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

    Детско-родительский клуб "Растем вместе"

    Проект создан для приобщения  детей к народным традициям, посредством привлечения родителей  к активному участию в воспитательно-образовательном процессе....

    «Организация совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка в условиях дошкольной образовательной организации» (из опыта работы)

    laquo;Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного ...