Главные вкладки

    Рабочая программа по ознакомлению детей с русской культурой "Русские узоры"
    рабочая программа (старшая группа)

    Барышева Диана Владимировна

    Рабочая программа "Русские узоры" напрвлена на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русской культурой,  жизнью, бытом и творчеством русского народа. Программа ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Частное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №163 «Гармония» ОАО «РЖД»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по  ознакомлению детей с

    русской  культурой

    «Русские узоры»

       

     Воспитатель: Барышева Д.В.

    Новосибирск 2018

                                СОДЕРЖАНИЕ

    1. Пояснительная записка………………………………..2
    2. Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой…………………...........................5
    3. Тематическое планирование работы с детьми 5-6 лет………………………………………………...............7
    4. Тематическое планирование работы с детьми 6-7 лет………………………………………………............9
    5. План экскурсионной деятельности………………….13
    6. Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Русские узоры…………………………………………………..14

    Литература…………………………………………….16

           1.Пояснительная записка

     Рабочая программа «Русские узоры» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей.

          В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

    Кроме этого программу «Русские узоры» существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно-прикладному искусству. Данная рабочая программа «Русские узоры» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

          Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный  

    программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными блоками по каждому виду народных промыслов

    (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к

    сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.

          Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

          Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыке, народным играм и промыслами.

    Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

         Актуальность.  Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

           Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство-этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

    Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы, и является частью его истории.

           Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров.

    Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия-нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребенку открыть этот мир во всем его многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа-подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребенка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

             Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

             

          Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством- подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому я поставила перед собой цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества. С этой целью была разработана Программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

             На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

         Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети работают по ней в течении двух лет, занятия по художественному конструированию дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

            Программа знакомства ребенка с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

      Целью данной программы является:

    Ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

      Задачи:

    • вовлечение детей в художественно-творческую деятельность;
    • освоение историко-культурного наследия России через памятные даты народного календаря;
    • знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
    • приобщение к эстетической культуре;
    • формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
    • развитие художественно-творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;
    • обогащение словарного запаса детей.

    Направления:

    1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
    2. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
    3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

    2. Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

    • Беседы;
    • Занятия на основе метода интеграции;
    • Рассматривание подлинных изделий русского декоративно-прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
    • Выставки в мини-музее изделий декоративно-прикладного искусства;
    • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
    • Экскурсии;
    • Дидактические игры;
    • Экспериментирование с различными художественными материалами;
    • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
    • Заучивание считалок, загадок, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
    • Использование народных игр, в том числе и хороводных;

    В работе используются различные методы и приемы:

    • Метод наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов);
    • Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения)
    • Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
    • Эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый;
    • Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
    • Сотворчество.

    Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.

    Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек в кабинете «Русская изба». Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность 20-30 минут.

    Срок реализации: 2 года

    Форма подведения итогов-диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

    Предполагаемый результат:

    • Формирование устойчивого интереса детей к истории и культуре русского народа;
    • Наличие у детей представлений о народных промыслах и умении различать изделия разных народных промыслов;
    • Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
    • Развитие творческих способностей детей и формирование уважения к историческому наследию.

    Работа с родителями.

    Используются разнообразные формы работы:

    • Индивидуальные консультации по русской народной культуре;
    • Беседы;
    • Выпуск папок-раскладушек по декоративно-прикладному искусству.

    Итогом детской деятельности  могут служить выставки детского творчества в детском саду; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.

    1. Тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

    Тема мероприятия

    Цель

    Форма проведения

    1.

    История и быт русского народа

    Знакомство с бытом русского народа. Формирование представлений о богатстве, разнообразии, благородстве, нравственности и красоте культуры русского народа.

    Экскурсия в кабинет

     «Русская изба»

    2.

    Как строилась русская изба

    Развитие у детей интереса к крестьянской избе, ознакомление с традицией строительства

    Презентация

    3.

    Славянские обереги

    Изготовление оберегов «Подкова-талисман удачи, успеха и богатство»

    Беседа,

    мастер-класс

    4.

    К истокам русской старины

    Знакомство с бытом, обычаями, гостеприимством, развитие интереса к русской культуре

    Экскурсия

    5.

    Кузьминки

    Проведение праздников народного календаря с разучиванием народных игр

    Досуг

    6.

    Оберег в жизни наших предков

    Изготовление обереговой куклы-десятиручки

    Мастер-класс

    7.

    Волшебное путешествие в русскую сказку

    Знакомство со сказочными, мифологическими и фольклорными персонажами славянской культуры: домовой, кикимора, лихоглазое, Лада, Ярило, Велес, Даждьбог и т.д.

    Беседа, презентация

    8.

    Вечера долгие, руки умелые

    Знакомство детей с рукоделием, прялкой, веретеном, с тем, какое место они занимали в жизни женщины

    Беседа, супрялки

    (Посиделки)

    9.

    Кукла, подаренная природой

    Изготовление обереговой народной куклы Крупенички

    Беседа, мастер-класс

    10.

    Васильев день или старый новый год

    Проведение праздников, развитие интереса культуре русского народа

    Колядки, гадания

    11.

    История старинных вещей

    Знакомство детей с предметами обихода: коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской, рубелем, утюгом

    Мастер-класс

    12.

    Обереги своими руками

    Изготовление обереговой народной куклы «Колокольчик»

    Мастер-класс

    13.

    Ярмарка народных ремесел

    Развитие интереса к быту и изделиям народно-прикладного искусства: знакомство с матрешками, ложками, шкатулками, солонками, плошками

    Экскурсия, беседа

    14.

    Берегини из бабушкиного сундука

    Изготовление обереговой народной куколки. Куколка на здоровье «Травница»

    Мастер-класс

    15.

    Широкая Масленница

    Изучение народных традиций и праздников, отражающих характер времен года

    Досуг

    16.

    Печка греет, печка кормит, печка лечит

    Знакомство детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.

    Экскурсия, беседа

    17.

    Жаворонки весну кличут

    Изучение календарного фольклора через участие в календарных праздниках

    Познавательно-развлекательное мероприятие

    18.

    Волшебные куклы Древней Руси

    Изготовление обереговой народной куклы «Птица-Радость», куклы Веснянки, «Мартиничка»

    Мастер-класс

    19.

    Одежда повседневная и праздничная

    Знакомство детей с куклами в костюмах народов России, воспитание чувства толерантности к людям других национальностей

    Ознакомительная беседа

    20.

    Традиции русского гостеприимства

    Знакомство с традицией русского чаепития, развитие интереса к культуре русского народа

    Беседа, посиделки

    21.

    Обереги для дома своими руками

    Изготовление оберега. Домовенок. Венок.

    Беседа. Мастер-класс

    22.

    Чудеса-кудеса

    Знакомство детей с музыкальными инструментами: гуслями, балалайкой, гармошкой

    Экскурсия, ознакомительная беседа

    23.

    Обереги своими руками

    Изготовление обереговой куклы «Отдарок-на подарок»

    Мастер-класс

    1. Тематическое планирование по работе с детьми подготовительной группы(6-7лет).

    Тема

    Программное содержание

    1.

    Открытие кружка «Русские узоры»

    Познакомить детей с особенностями работы кружка «Русские узоры». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. Вспомнить с детьми попевку «Гости».

    2.

    «Что летом родится, зимой пригодится»

    Беседа о лете. Повторение пословиц, стихов, поговорок о лете. Рассматривание иллюстраций о сенокосе. Знакомство со старинными орудиями труда. Активизировать словарь за счет слов: коса, вилы, грабли, стог сена, копна.

    3.

    «Восенушка-Осень- сноп последний»

    Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-Осень». Разучивание песни «Осень, осень ,в гости просим…»

    4.

    «Хлеб-всему голова!»

    Рассматривание колосков ржи и пшеницы. Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. Знакомство с игрой «Тетушка Арина». Разучивание игры с пением «Сеяли девушки» в обр. И. Кишко.

    5.

    «К худой голове своего ума не приставишь»

    Беседа об уме и глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля»

    6.

    «Октябрь-грязник, ни колеса, ни полоза не любит»

    Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. Музыкально-фольклорная игра «Осень-осень». Слушание русской народной песни «Жито пожали…»

    7.

    «Синичкин день» (12 ноября)

    Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. Разучивание орнаментального хоровода «Сею, вею росу…»

    8.

    «Осенины- осени именины!»

    Фольклорный праздник, посвященный сбору урожая.

    9.

    Интегрированное занятие по декоративно-прикладному рисованию совместно с педагогом по ИЗО на тему: «Веселая ярмарка»

    Дать детям представление о ярмарке. Продолжить знакомство детей с дымковскими изделиями, их художественными особенностями; продолжать формирование навыков коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь). Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту.

    10.

    «Зима-не лето, в шубу одето»

    Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение и обыгрывание русской народной песни «Как на тоненький ледок». Музыкально-фольклорная игра «Дударь»

    11.

    Вологодские кружева. Конструирование из нитей на тему : «Зимние узоры»

    Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. Художественное слово о вологодских кружевах. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой воздушной сеткой, учить аккуратно старательно «плести» кружева-рисовать узор из знакомых форм.

    12.

    Конструирование из нитей на тему: «Зимние узоры»

    Рисование нитками на клейкой бумаге. Учить аккуратно плести кружева используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию.

    13.

    «Светит- да не греет»

    Беседа о различных источниках освещения. Показ теневого театра. Разучивание хоровода «Выйду ль я на реченьку» рус. нар. в обр.  В. Иванникова

    14.

    Интегрированное занятие по декоративному рисованию на тему: «Чудо- Гжель»

    Знакомство с Гжельским художественным промыслом. Слушание «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичикова сб. «Ромашковая Русь». Учить узнавать изделия Гжельских мастеров, называть характерные отличия. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кисти и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

    15.

    «Пришла Коляда накануне Рождества»

    Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение колядок. Разучивание русских народных песен «Зимушка-сударушка»

    16.

    Декоративное рисование «Городецкие узоры-сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске)

    Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске. Закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев черными тоненькими закругленными штрихами, белыми точками.

    17.

    «Дело мастера боится»

    Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. Музыкально-фольклорная игра «А мы просо сеяли»

    18.

    «Живет в народе песня»

    Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Слушание и разучивание русской народной песни «Во поле березка…»

    19.

    «На героя и слава бежит»

    Рассказ о русских богатырях. Знакомство с былинами как формой русского народного творчества.

    20.

    «Масленица -Прасковейка» Встречаем тебя хорошенько!»

    Беседа о Масленице. Разучивание русской народной песни с пением «Ой, вставала я ранешенько!» Музыкально-фольклорная игра «Коршун».

    21.

    «Масленицу встречаем»

    Фольклорный праздник, посвященный проводам зимы, встрече весны.

    22.

    «Сердце матери лучше солнца греет»

    Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок о семье. Слушание русской народной песни «Ой, ты маменька родимая». Игровой хоровод «Ходит царь»

    23.

    Русская матрешка

    Рассказ о матрешке, об истории создания этой игрушки. Чтение стихов, потешек. Разучивание частушек. Закрепить знания детей о русской матрешке, способами её изготовления; умения видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; уметь составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрешку по своему замыслу. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию.

    24.

    Интегрированное занятие на тему: «В гости к нам пришла матрешка!»

    Закрепить знания детей о матрешках из разных областей России (Семеновская, Загорская, Полхо-Майданская). Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками.

    25.

    Поэзия народного костюма

    Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен в записи. Показ видеоматериалов по русскому народному костюму.

    26.

    Интегрированное занятие на тему: «Украсим сарафан и рубаху Прасковье»

    Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представление об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма.

    27.

    «Грач на горе-весна на дворе»

    Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. Разучивание русской народной песни «Как во поле калина». Музыкально-фольклорная игра «Гори, гори ясно»

    28.

    «Шутку шутить- всех веселить»

    Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница»

    29.

    Путешествие по народным ремеслам

    Расширять представление детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусства.

    30.

    «Красная горка»

    Рассказ о Пасхе. Словесные игры «Садовник2, «Бирюльки»

    Разучивание русской народной песни «Лето ясно в рубашке красной»

    31.

    «Пасха в гости идет!»

    Фольклорный праздник для детей старшего возраста

    32.

    «Путешествие на златогривой чудо-тройке»

    Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская, мезенская роспись). Рассказ о мастерах Палеха.

    33.

    Декоративное рисование «Жостовские цветы»

    Знакомство с жостовской росписью. Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги) по мотивам жостовской росписи. Учить помещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

    34.

    Конструирование из природного материала

    Познакомить детей с чудесным природным материалом. Рассказать о свойствах бересты. Рассмотреть готовые изделия. Научить детей делать берестяные бусы.

    35.

    Рисование «Золотые травы Хохломы»

    Слушание «Наша хохлома» муз. Ю. Чичкова сб. «Ромашковая Русь». На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать свои узоры, свой растительный орнамент.

    36.

    «Человек без Родины, что соловей без песни»

    Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр видеоматериалов. Заключительная коллективная работа по теме: «Моя малая Родина».

    1. План экскурсионной деятельности

    Месяц

    Название

    Цель

    Сентябрь

    Октябрь

    Экскурсия в осенний лес.

    Воспитывать в детях любовь к русской природе, родному краю.

    Показать красоту осеннего леса.

    Ноябрь

    Декабрь

    Посещение выставки «Народная деревянная игрушка»

    Познакомить детей с народными промыслами, русской деревянной игрушкой. Формировать познавательный интерес.

    Январь Февраль

    Экскурсия в краеведческий музей

    Дать детям представление о жизни славян. Пробудить интерес к истории русского народа.

    Март Апрель

    Экскурсия в музей Бересты

    Познакомить детей с изделиями бересты, особенностями их изготовления.

    Май

    Экскурсия по городу «Начало города»

    Познакомить детей с произведениями деревянного зодчества нашего города. Воспитывать чувство гордости и патриотизма.

    1. Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Русские узоры»

    Работая в тесном контакте с психологом детского сада, я провожу педагогическую оценку развития и актуального состояния ребенка.

    Педагогическая оценка включает в себя:

    • сбор информации;
    • регистрация полученных данных;
    • интерпретация полученных знаний;

    Сбор информации осуществляется средствами наблюдения за детьми во время обычных видов деятельности, бесед с другими воспитателями и специалистами, работающими в детском саду и психолого-педагогической диагностикой. Регистрация полученных данных производится в групповой психолого-педагогической карте развития детей, разработанной кандидатом психолого-педагогических наук, доцентом кафедры общей психологии и истории НГУ Белобрыкиной О.А. Такие психолого-педагогические карты есть в детском саду на каждого ребенка. По ним прослеживается динамика развития ребенка ;анализируя их, мы видим  на что нужно обратить внимание, где ребенку нужна помощь специалистов.

    1. Психолого-педагогическая диагностика включает:
    • навыки социализации;
    • развитие моторно-двигательной сферы;
    • художественно-эстетическое развитие;
    • культурно-гигиенические навыки и культура здоровья;
    • развитие коммуникативных навыков;
    • навыки моделирования;
    • общая осведомленность и речевое развитие.

    В данной психолого-педагогической диагностике я для своей работы выделяю разделы «Общая осведомленность и речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», способствующие выделению знаний детей о русской культуре. Например, меня интересует, имеет ли ребенок следующие показатели:

    -представление об особенностях различных уголков России (природе, труде, людях);

    - представление о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой;

    -представление о всенародных праздниках;

    -знает ли о различных приемах работы гончара (приготовление глины, обжиг в печи и глазуровка, литье изделий из шликера по формам);

    -знает ли об историческом прошлом своего города;

    -включает ли узоры и декоративные элементы изображения птиц и животных по типу народного декоративно-прикладного искусства;

    Такую диагностику мы проводим совместно с психологом в начале и конце учебного года.

    Методы диагностики:

    • собеседование с детьми;
    • наблюдение в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
    • анализ результатов продуктивной деятельности.

         

               

    Литература

    1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятие) Мозаика-Синтез, 2001.
    2. Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва,1988.
    3. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996
    4. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
    5. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб,1975
    6. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО,1999.
    7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Просвящение,1999.
    8. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвящение,1998.
    9. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изодеятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвящение,1999.
    10. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изодеятельность детей. Москва. Просвящение,2000.
    11. Жалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
    12. Жигалова С. Росписи Хохломы.  Москва. Детская литература, 1991.
    13. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика,1983.
    14. Казакова Т.Г. развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвящение, 1985
    15. Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ,1993.
    16. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
    17.  Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город,2002.
    18.  Кочаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс,2003.
    19. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2005.
    20. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвящение,1991.
    21. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвящение,1990
    22. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 1998.
    23. Комарова Т.С. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа-детский сад №1607, 1999.
    24. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство,1997.
    25. Мосин И.Г. Для обучения детей в семье, детском саду.Екатеринбург. У-Фактория,1996.
    26. Лабунская Г.В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика,1970.
    27. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Педагогика,1970.
    28. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д,2001.
    29. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий,2003
    30. ШвайкоГ.С. Занятия по изодеятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. «Владос», 2001


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

    Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством...

    Рабочая программа по ознакомлению детей с предметным окружением и миром природы с привлечением познавательно-исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ-технологии«Познаю мир» Образовательная область «Познавательное развитие»(3 –7 лет).

    Презентация программы, написанной  в рамках регионального проекта "Внедрение   модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации"...

    Рабочая программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями железнодорожного транспорта

    С первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ребенок дошкольного...

    рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным творчеством

    рабочая программа  по ознакомлению детей с русским народным творчеством...

    Рабочая программа кружка "Ознакомление детей с архитектурой" для детей 5-6 лет.

    Программа предпологает формирование элементарных представлений у детей 5-6 лет об архитектуре: рассматривание различных типов архитектурных строений, их функционального назначения; а также средства вы...

    рабочая программа по ознакомлению детей с народно- прикладным искусством "Русский колорит"

    В данном материале представлен опыт работы по декоративному рисованию на основе декоративно- прикладного искусства народов России. Материал состоит из рабочей программы, расщитанной на два года работы...

    Рабочая программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения «Дорожно-светофорная наука»

    Цель программыСоздание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, ус...