Рабочая программа по ознакомлению детей с русской культурой "Русские узоры"
рабочая программа (старшая группа)

Барышева Диана Владимировна

Рабочая программа "Русские узоры" напрвлена на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русской культурой,  жизнью, бытом и творчеством русского народа. Программа ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №163 «Гармония» ОАО «РЖД»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  ознакомлению детей с

русской  культурой

«Русские узоры»

   

 Воспитатель: Барышева Д.В.

Новосибирск 2018

                            СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………..2
  2. Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой…………………...........................5
  3. Тематическое планирование работы с детьми 5-6 лет………………………………………………...............7
  4. Тематическое планирование работы с детьми 6-7 лет………………………………………………............9
  5. План экскурсионной деятельности………………….13
  6. Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Русские узоры…………………………………………………..14

Литература…………………………………………….16

       1.Пояснительная записка

 Рабочая программа «Русские узоры» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей.

      В основу данной рабочей программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Кроме этого программу «Русские узоры» существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно-прикладному искусству. Данная рабочая программа «Русские узоры» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

      Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный  

программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными блоками по каждому виду народных промыслов

(Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к

сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.

      Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

      Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыке, народным играм и промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

     Актуальность.  Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

       Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство-этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы, и является частью его истории.

       Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия-нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребенку открыть этот мир во всем его многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа-подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребенка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

         Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

         

      Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством- подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому я поставила перед собой цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества. С этой целью была разработана Программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

         На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

     Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети работают по ней в течении двух лет, занятия по художественному конструированию дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

        Программа знакомства ребенка с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

  Целью данной программы является:

Ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

  Задачи:

  • вовлечение детей в художественно-творческую деятельность;
  • освоение историко-культурного наследия России через памятные даты народного календаря;
  • знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
  • приобщение к эстетической культуре;
  • формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • развитие художественно-творческих способностей у детей, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • обогащение словарного запаса детей.

Направления:

  1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
  2. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
  3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

2. Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий русского декоративно-прикладного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Выставки в мини-музее изделий декоративно-прикладного искусства;
  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, загадок, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в том числе и хороводных;

В работе используются различные методы и приемы:

  • Метод наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов);
  • Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения)
  • Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
  • Эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый;
  • Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
  • Сотворчество.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек в кабинете «Русская изба». Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность 20-30 минут.

Срок реализации: 2 года

Форма подведения итогов-диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Предполагаемый результат:

  • Формирование устойчивого интереса детей к истории и культуре русского народа;
  • Наличие у детей представлений о народных промыслах и умении различать изделия разных народных промыслов;
  • Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
  • Развитие творческих способностей детей и формирование уважения к историческому наследию.

Работа с родителями.

Используются разнообразные формы работы:

  • Индивидуальные консультации по русской народной культуре;
  • Беседы;
  • Выпуск папок-раскладушек по декоративно-прикладному искусству.

Итогом детской деятельности  могут служить выставки детского творчества в детском саду; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.

  1. Тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Тема мероприятия

Цель

Форма проведения

1.

История и быт русского народа

Знакомство с бытом русского народа. Формирование представлений о богатстве, разнообразии, благородстве, нравственности и красоте культуры русского народа.

Экскурсия в кабинет

 «Русская изба»

2.

Как строилась русская изба

Развитие у детей интереса к крестьянской избе, ознакомление с традицией строительства

Презентация

3.

Славянские обереги

Изготовление оберегов «Подкова-талисман удачи, успеха и богатство»

Беседа,

мастер-класс

4.

К истокам русской старины

Знакомство с бытом, обычаями, гостеприимством, развитие интереса к русской культуре

Экскурсия

5.

Кузьминки

Проведение праздников народного календаря с разучиванием народных игр

Досуг

6.

Оберег в жизни наших предков

Изготовление обереговой куклы-десятиручки

Мастер-класс

7.

Волшебное путешествие в русскую сказку

Знакомство со сказочными, мифологическими и фольклорными персонажами славянской культуры: домовой, кикимора, лихоглазое, Лада, Ярило, Велес, Даждьбог и т.д.

Беседа, презентация

8.

Вечера долгие, руки умелые

Знакомство детей с рукоделием, прялкой, веретеном, с тем, какое место они занимали в жизни женщины

Беседа, супрялки

(Посиделки)

9.

Кукла, подаренная природой

Изготовление обереговой народной куклы Крупенички

Беседа, мастер-класс

10.

Васильев день или старый новый год

Проведение праздников, развитие интереса культуре русского народа

Колядки, гадания

11.

История старинных вещей

Знакомство детей с предметами обихода: коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской, рубелем, утюгом

Мастер-класс

12.

Обереги своими руками

Изготовление обереговой народной куклы «Колокольчик»

Мастер-класс

13.

Ярмарка народных ремесел

Развитие интереса к быту и изделиям народно-прикладного искусства: знакомство с матрешками, ложками, шкатулками, солонками, плошками

Экскурсия, беседа

14.

Берегини из бабушкиного сундука

Изготовление обереговой народной куколки. Куколка на здоровье «Травница»

Мастер-класс

15.

Широкая Масленница

Изучение народных традиций и праздников, отражающих характер времен года

Досуг

16.

Печка греет, печка кормит, печка лечит

Знакомство детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.

Экскурсия, беседа

17.

Жаворонки весну кличут

Изучение календарного фольклора через участие в календарных праздниках

Познавательно-развлекательное мероприятие

18.

Волшебные куклы Древней Руси

Изготовление обереговой народной куклы «Птица-Радость», куклы Веснянки, «Мартиничка»

Мастер-класс

19.

Одежда повседневная и праздничная

Знакомство детей с куклами в костюмах народов России, воспитание чувства толерантности к людям других национальностей

Ознакомительная беседа

20.

Традиции русского гостеприимства

Знакомство с традицией русского чаепития, развитие интереса к культуре русского народа

Беседа, посиделки

21.

Обереги для дома своими руками

Изготовление оберега. Домовенок. Венок.

Беседа. Мастер-класс

22.

Чудеса-кудеса

Знакомство детей с музыкальными инструментами: гуслями, балалайкой, гармошкой

Экскурсия, ознакомительная беседа

23.

Обереги своими руками

Изготовление обереговой куклы «Отдарок-на подарок»

Мастер-класс

  1. Тематическое планирование по работе с детьми подготовительной группы(6-7лет).

Тема

Программное содержание

1.

Открытие кружка «Русские узоры»

Познакомить детей с особенностями работы кружка «Русские узоры». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. Вспомнить с детьми попевку «Гости».

2.

«Что летом родится, зимой пригодится»

Беседа о лете. Повторение пословиц, стихов, поговорок о лете. Рассматривание иллюстраций о сенокосе. Знакомство со старинными орудиями труда. Активизировать словарь за счет слов: коса, вилы, грабли, стог сена, копна.

3.

«Восенушка-Осень- сноп последний»

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-Осень». Разучивание песни «Осень, осень ,в гости просим…»

4.

«Хлеб-всему голова!»

Рассматривание колосков ржи и пшеницы. Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. Знакомство с игрой «Тетушка Арина». Разучивание игры с пением «Сеяли девушки» в обр. И. Кишко.

5.

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа об уме и глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля»

6.

«Октябрь-грязник, ни колеса, ни полоза не любит»

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. Музыкально-фольклорная игра «Осень-осень». Слушание русской народной песни «Жито пожали…»

7.

«Синичкин день» (12 ноября)

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. Разучивание орнаментального хоровода «Сею, вею росу…»

8.

«Осенины- осени именины!»

Фольклорный праздник, посвященный сбору урожая.

9.

Интегрированное занятие по декоративно-прикладному рисованию совместно с педагогом по ИЗО на тему: «Веселая ярмарка»

Дать детям представление о ярмарке. Продолжить знакомство детей с дымковскими изделиями, их художественными особенностями; продолжать формирование навыков коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь). Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту.

10.

«Зима-не лето, в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение и обыгрывание русской народной песни «Как на тоненький ледок». Музыкально-фольклорная игра «Дударь»

11.

Вологодские кружева. Конструирование из нитей на тему : «Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. Художественное слово о вологодских кружевах. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой воздушной сеткой, учить аккуратно старательно «плести» кружева-рисовать узор из знакомых форм.

12.

Конструирование из нитей на тему: «Зимние узоры»

Рисование нитками на клейкой бумаге. Учить аккуратно плести кружева используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию.

13.

«Светит- да не греет»

Беседа о различных источниках освещения. Показ теневого театра. Разучивание хоровода «Выйду ль я на реченьку» рус. нар. в обр.  В. Иванникова

14.

Интегрированное занятие по декоративному рисованию на тему: «Чудо- Гжель»

Знакомство с Гжельским художественным промыслом. Слушание «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичикова сб. «Ромашковая Русь». Учить узнавать изделия Гжельских мастеров, называть характерные отличия. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кисти и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

15.

«Пришла Коляда накануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение колядок. Разучивание русских народных песен «Зимушка-сударушка»

16.

Декоративное рисование «Городецкие узоры-сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске)

Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске. Закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев черными тоненькими закругленными штрихами, белыми точками.

17.

«Дело мастера боится»

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. Музыкально-фольклорная игра «А мы просо сеяли»

18.

«Живет в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Слушание и разучивание русской народной песни «Во поле березка…»

19.

«На героя и слава бежит»

Рассказ о русских богатырях. Знакомство с былинами как формой русского народного творчества.

20.

«Масленица -Прасковейка» Встречаем тебя хорошенько!»

Беседа о Масленице. Разучивание русской народной песни с пением «Ой, вставала я ранешенько!» Музыкально-фольклорная игра «Коршун».

21.

«Масленицу встречаем»

Фольклорный праздник, посвященный проводам зимы, встрече весны.

22.

«Сердце матери лучше солнца греет»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок о семье. Слушание русской народной песни «Ой, ты маменька родимая». Игровой хоровод «Ходит царь»

23.

Русская матрешка

Рассказ о матрешке, об истории создания этой игрушки. Чтение стихов, потешек. Разучивание частушек. Закрепить знания детей о русской матрешке, способами её изготовления; умения видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; уметь составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрешку по своему замыслу. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию.

24.

Интегрированное занятие на тему: «В гости к нам пришла матрешка!»

Закрепить знания детей о матрешках из разных областей России (Семеновская, Загорская, Полхо-Майданская). Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками.

25.

Поэзия народного костюма

Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен в записи. Показ видеоматериалов по русскому народному костюму.

26.

Интегрированное занятие на тему: «Украсим сарафан и рубаху Прасковье»

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представление об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма.

27.

«Грач на горе-весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. Разучивание русской народной песни «Как во поле калина». Музыкально-фольклорная игра «Гори, гори ясно»

28.

«Шутку шутить- всех веселить»

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница»

29.

Путешествие по народным ремеслам

Расширять представление детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусства.

30.

«Красная горка»

Рассказ о Пасхе. Словесные игры «Садовник2, «Бирюльки»

Разучивание русской народной песни «Лето ясно в рубашке красной»

31.

«Пасха в гости идет!»

Фольклорный праздник для детей старшего возраста

32.

«Путешествие на златогривой чудо-тройке»

Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская, мезенская роспись). Рассказ о мастерах Палеха.

33.

Декоративное рисование «Жостовские цветы»

Знакомство с жостовской росписью. Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги) по мотивам жостовской росписи. Учить помещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

34.

Конструирование из природного материала

Познакомить детей с чудесным природным материалом. Рассказать о свойствах бересты. Рассмотреть готовые изделия. Научить детей делать берестяные бусы.

35.

Рисование «Золотые травы Хохломы»

Слушание «Наша хохлома» муз. Ю. Чичкова сб. «Ромашковая Русь». На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать свои узоры, свой растительный орнамент.

36.

«Человек без Родины, что соловей без песни»

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр видеоматериалов. Заключительная коллективная работа по теме: «Моя малая Родина».

  1. План экскурсионной деятельности

Месяц

Название

Цель

Сентябрь

Октябрь

Экскурсия в осенний лес.

Воспитывать в детях любовь к русской природе, родному краю.

Показать красоту осеннего леса.

Ноябрь

Декабрь

Посещение выставки «Народная деревянная игрушка»

Познакомить детей с народными промыслами, русской деревянной игрушкой. Формировать познавательный интерес.

Январь Февраль

Экскурсия в краеведческий музей

Дать детям представление о жизни славян. Пробудить интерес к истории русского народа.

Март Апрель

Экскурсия в музей Бересты

Познакомить детей с изделиями бересты, особенностями их изготовления.

Май

Экскурсия по городу «Начало города»

Познакомить детей с произведениями деревянного зодчества нашего города. Воспитывать чувство гордости и патриотизма.

  1. Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания программы по приобщению к истокам русской народной культуры «Русские узоры»

Работая в тесном контакте с психологом детского сада, я провожу педагогическую оценку развития и актуального состояния ребенка.

Педагогическая оценка включает в себя:

  • сбор информации;
  • регистрация полученных данных;
  • интерпретация полученных знаний;

Сбор информации осуществляется средствами наблюдения за детьми во время обычных видов деятельности, бесед с другими воспитателями и специалистами, работающими в детском саду и психолого-педагогической диагностикой. Регистрация полученных данных производится в групповой психолого-педагогической карте развития детей, разработанной кандидатом психолого-педагогических наук, доцентом кафедры общей психологии и истории НГУ Белобрыкиной О.А. Такие психолого-педагогические карты есть в детском саду на каждого ребенка. По ним прослеживается динамика развития ребенка ;анализируя их, мы видим  на что нужно обратить внимание, где ребенку нужна помощь специалистов.

  1. Психолого-педагогическая диагностика включает:
  • навыки социализации;
  • развитие моторно-двигательной сферы;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • культурно-гигиенические навыки и культура здоровья;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • навыки моделирования;
  • общая осведомленность и речевое развитие.

В данной психолого-педагогической диагностике я для своей работы выделяю разделы «Общая осведомленность и речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», способствующие выделению знаний детей о русской культуре. Например, меня интересует, имеет ли ребенок следующие показатели:

-представление об особенностях различных уголков России (природе, труде, людях);

- представление о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой;

-представление о всенародных праздниках;

-знает ли о различных приемах работы гончара (приготовление глины, обжиг в печи и глазуровка, литье изделий из шликера по формам);

-знает ли об историческом прошлом своего города;

-включает ли узоры и декоративные элементы изображения птиц и животных по типу народного декоративно-прикладного искусства;

Такую диагностику мы проводим совместно с психологом в начале и конце учебного года.

Методы диагностики:

  • собеседование с детьми;
  • наблюдение в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
  • анализ результатов продуктивной деятельности.

     

           

Литература

  1. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятие) Мозаика-Синтез, 2001.
  2. Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва,1988.
  3. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996
  4. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
  5. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб,1975
  6. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО,1999.
  7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Просвящение,1999.
  8. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвящение,1998.
  9. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изодеятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». Москва. Просвящение,1999.
  10. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изодеятельность детей. Москва. Просвящение,2000.
  11. Жалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
  12. Жигалова С. Росписи Хохломы.  Москва. Детская литература, 1991.
  13. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика,1983.
  14. Казакова Т.Г. развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвящение, 1985
  15. Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ,1993.
  16. Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
  17.  Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город,2002.
  18.  Кочаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс,2003.
  19. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2005.
  20. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвящение,1991.
  21. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвящение,1990
  22. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 1998.
  23. Комарова Т.С. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа-детский сад №1607, 1999.
  24. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство,1997.
  25. Мосин И.Г. Для обучения детей в семье, детском саду.Екатеринбург. У-Фактория,1996.
  26. Лабунская Г.В. Художественное воспитание в семье. Москва. Педагогика,1970.
  27. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Педагогика,1970.
  28. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. Москва. Гном и Д,2001.
  29. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий,2003
  30. ШвайкоГ.С. Занятия по изодеятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. «Владос», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством...

Рабочая программа по ознакомлению детей с предметным окружением и миром природы с привлечением познавательно-исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ-технологии«Познаю мир» Образовательная область «Познавательное развитие»(3 –7 лет).

Презентация программы, написанной  в рамках регионального проекта "Внедрение   модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации"...

Рабочая программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями железнодорожного транспорта

С первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ребенок дошкольного...

рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным творчеством

рабочая программа  по ознакомлению детей с русским народным творчеством...

Рабочая программа кружка "Ознакомление детей с архитектурой" для детей 5-6 лет.

Программа предпологает формирование элементарных представлений у детей 5-6 лет об архитектуре: рассматривание различных типов архитектурных строений, их функционального назначения; а также средства вы...

рабочая программа по ознакомлению детей с народно- прикладным искусством "Русский колорит"

В данном материале представлен опыт работы по декоративному рисованию на основе декоративно- прикладного искусства народов России. Материал состоит из рабочей программы, расщитанной на два года работы...

Рабочая программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения «Дорожно-светофорная наука»

Цель программыСоздание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, ус...