| Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Формирование нравственных ценностей у детей 5-7 лет средствами художественной литературы |
| Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики | Не достаточно развита способность, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; Несформированность умения обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»); Не умение соблюдать нравственные нормы поведения; Низкий уровень компетентности родителей в этом вопросе.
|
| Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи | Цель: Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Составить календарно-тематическое планирование с учетом, углубленной работы по формированию нравственных ценностей. Составить перспективный план ознакомления с литературными произведениями, способствующими развитию способности, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; Составить цикл бесед по художественным произведениям, способствующих формированию умения обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей. Разработать программу кружка, направленную на формирование представлений о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь, образы художественной литературы. Составить план взаимодействия с семьей по повышению уровня компетентности родителей в вопросе формирования нравственных ценностей у детей.
|
| Концепция изменений | Концепция изменений связана с использованием художественных произведений, как средства формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. В основу концепции положены теоретические основы социального становления личности дошкольника «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Роза Семеновна Буре; авторские разработки: Елены Владимировны Бариновой методическое пособие по детскому этикету «Уроки вежливости и доброты»; Веры Ивановны Петровой, Татьяны Дмитриевны Стульник пособие по проведению этических бесед с дошкольниками |
| Сущность ИПО | Календарно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса составлено с учетом особенностей форм, методов работы связанной с формированием нравственных ценностей у дошкольников. Составлен перспективный план ознакомления с литературными произведениями, способствующими развитию способности, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; Составлен цикл бесед по художественным произведениям, направленных на формирование умения обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей. Разработана программа кружка «Расту добрым» Способствующая, формированию представлений о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь, образы художественной литературы. Программа содержит следующие разделы: вежливость, семья, дружба, взаимопомощь, доброжелательность, правда – неправда, трудолюбие, бережливость. Составлен план взаимодействия с семьей по направлениям информирования, консультирования, просвещения родителей в вопросах связанных с формирования нравственных ценностей у детей. |
| Описание инновационной деятельности автора, трудоемкость, ограничения, риски | Инновационная деятельность связана с использованием произведений художественной литературы как действенным средством ознакомления с разнообразными поступками и оценкой из нравственной значимости. Обсуждения помогают детям осознать моральную суть поступков персонажей, их соответствия моральной норме, в процессе беседы ребенок погружается в ситуацию, чувствует себя ее участником, выбирает выход соответствующий положительной оценке. |
| Условия реализации изменений | Личная заинтересованность педагога, осознание необходимости работы над темой. Изучение нормативно-правовых документов и методической литературы по социально-нравственному воспитанию дошкольников. Использование методического и педагогического опыта современных авторов по данной проблеме. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; Использование индивидуальной и групповой формы организации детской деятельности. Создание личностно-значимой для ребенка мотивации. Сотрудничество с родителями и социальными партнерами. |
| Результат, полученный автором в ходе реализации ИПО |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | 2014год | 2016 год | н | с | в | н | с | в | 50% | 50% | 0% | 20% | 60% | 20% |
Дошкольники овладели следующими умениями: могут учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей; стараются соблюдать нравственные нормы поведения; могут видеть нравственную сторону той или иной ситуации; правильно используют нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности; |
| Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
|
| Ф.И.О. составителя карты | Николаева Валентина Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад №1 г. Велижа |
| Дата составления информационной карты (число, месяц, год) | 28.10.16 |