Главные вкладки

    СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
    статья (подготовительная группа)

    Тузова Наталья Анатольевна

    В статье рассматриваются возможности  социально – коммуникативного развития детей в процессе  использования игровой деятельности. Рассматривается  возможность расширения образовательного пространства дошкольной организации за счет взаимодействия с социумом. Описывается совместная деятельность педагогов, детей  и родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx24.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

    ТузоваН.А.

    старший воспитатель МДОУ «Ишеевский детский сад «Ромашка»

    Аннотация. В статье рассматриваются возможности  социально – коммуникативного развития детей в процессе  использования игровой деятельности. Рассматривается  возможность расширения образовательного пространства дошкольной организации за счет взаимодействия с социумом. Описывается совместная деятельность педагогов, детей  и родителей.

    Ключевые слова: социально – коммуникативное развитие, социальное партнерство, игровая деятельность, образовательный стандарт.

    В эпоху интернет – технологий произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность развивающей предметно-пространственной среды (РППС)  в дошкольной образовательной организации (ДОО) и дома. Вместе с тем, педагоги обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии старших дошкольников: многие из них испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, в результате чего или часто конфликтуют со сверстниками, или замыкаются в одиночестве.

    Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Не случайно в  ФГОС ДО отмечено, что проблема формирования социально – коммуникативных навыков у  детей дошкольного возраста на современном этапе продолжает оставаться как никогда актуальной, а образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» является приоритетным направлением современной системы дошкольного образования.  Задача современной ДОО,  состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом  представлений, умений и навыков, но и люди  инициативные, самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, любознательные.

    В связи с этим коллективом ДОО «Ромашка» р.п. Ишеевка Ульяновской области была разработана и апробирована  парциальная образовательная программа «Войди в мир игры» по  формированию  у детей дошкольного возраста социально - коммуникативных навыков посредством использования ресурсов игровой деятельности и с учетом социальной ситуации развития детей. Наша  парциальная образовательная программа «Войди в мир игры» основана на региональном материале и предназначена для  детей дошкольного возраста. Специфика  образовательной программы заключается  в том, что  содержание программы реализуется  через игровую деятельность. «Игра — одно из наиболее ценных новообразований младшего дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте — со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их» [4,108].        

    Позиция авторов  парциальной образовательной  программы «Войди в мир игры» созвучна с требованиями ФГОС ДО, ориентирующими педагогов  на применение в практике ресурсов игровой деятельности, как сквозного механизма развития личности ребенка.

    В процесс работы над программой нами разработана серия игр для   детей каждой возрастной группы по теме «Палеонтологическая экспедиция»: дидактические игры с предметами, настольно-печатные игры, игры - конструирование, игровые упражнения, конструирование из прищепок, игры художественного цикла, сюжетно-дидактические, которые поддерживают интерес детей к исчезнувшим животным – динозаврам.

    Во второй младшей группе это сюжетно – дидактическая игра «Путешествие к динозаврам», в средней группе – игровая деятельность в Палеонтологическом музее, в старшей группе - палеонтологическая экспедиция, а в подготовительной к школе группе образовательная деятельность вместе с родителями  «Палеонтологическая экспедиция на берег реки Свияги».

    Содержание деятельности детей было отобрано и структурировано в процессе взаимодействия нашего детского сада с социальным партнером – Ундоровским палеонтологическим музеем.  В музее собраны уникальные находки –  фрагменты динозавров Юрского периода, представлены макеты  исчезнувших животных. 

     В итоговой игре для  детей второй младшей группы воспитатель приглашает детей отправиться в древний мир на Времяскоке, когда на земле ещё не было людей, а жили удивительные животные – динозавры. Творческая игра «Движемся на Времяскоке» и экстатическая игра  «Волшебные волны», когда дети выходят из Времяскока к берегу моря –  эти две игры побуждают детей отзываться на игры - действия со звуками (неживой и живой природы – звуками космоса и шумом волн): качаться, подпрыгивать в кресле Времяскока, отбегать назад, чтобы не замочить ноги и снова двигаться вперед, вслед за спадающими волнами. Эти, казалось бы, простейшие игры способствуют развитию «целенаправленности и саморегуляции собственных действий»[5,п. 2.6]. А когда, выходя из Времяскока, воспитатель просит детей далеко от него не отходить, потому что в незнакомом месте легко потеряться, - дети с готовностью следуют его совету, хотя им очень хочется все потрогать, обследовать, покопаться в песке, везде заглянуть. Именно в такой ситуации происходит «формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [5, п.2.6].

    В следующей  игровой деятельности - «Кто это?» - дети пытаются по внешнему виду определить, что это за вид динозавра. Предполагают и высказывают мнения, что это  особый вид динозавра - брахиозавр, ведь у него передние ноги длиннее задних, на длинной шее - маленькая голова с шишечкой над глазами.

    В процессе экспериментальной деятельности «Покорми динозаврика» дети убеждаются, что динозаврик – не хищник, ведь он отказался от косточки, колбаски, зато с удовольствием съел зелененькую травку. А это значит, что он травоядный, брахиозавр, как они и предполагали, благодаря длинной шее он легко достает листву с высоких деревьев.

    Динозаврик Дино загрустил:  у него теперь много друзей, но он не знает, где его мама. Воспитатель предлагает детям поискать маму брахиозавра Дино. Дети предполагают, что Дино и мама похожи, и в процессе  игровой деятельности «Найди маму брахиозавра Дино» складывают из напольных пазлов большой силуэт брахиозавра. Динозаврик радуется встрече с мамой и благодарит детей за помощь.

    Эти и другие игры с динозавриком Дино способствуют «формированию эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формируют готовность к совместной деятельности со сверстниками для достижения общей цели» [5, п..2.6]

    Следует отметить, что итоговой деятельности предшествует большая предварительная работа. Дети рассматривают иллюстрации в книгах, просят рассказать им о динозаврах, слушают аудиозаписи звуков природы, подражают движениям животных. «Содержательно - насыщенная, развивающая, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная, здоровьесберегающая, эстетически-привлекательная РППС» [4, 84], [5, 16] позволяет детям в свободной деятельности конструировать дино – парки, играть с песком в раскопочных модулях, выкладывать изображение динозавра шерстяной ниткой по контуру на бархатной бумаге, переводить изображение на бумагу и раскрашивать его и т.д.

    Современный Стандарт образования ориентирует нас на то, что важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Об этом же говорится и в Методических рекомендациях для родителей: «Взаимодействие семьи и детского сада, создание условий для организации совместной деятельности ребенка со взрослым в детском саду, самостоятельная активность в РППС, являются высокоэффективными средствами, позволяющими реализовать Стандарт. В Стандарте уделяется значительное внимание сотрудничеству с семьей» [3,60].

    Именно благодаря  взаимодействию с нашими главными социальными партнерами – родителями наших воспитанников,  мы смогли реализовать  проект «Палеонтологическая экспедиция» для старших дошкольников. Многие родители искренне недоумевают, зачем нужно знакомить детей с профессиями, которые им, возможно, никогда не понадобятся. Те же, кто знаком с сюжетной игрой как средством социально-коммуникативного развития старшего дошкольника, сокрушаются, что в условиях семьи представления о трудовой деятельности людей детям дать сложно, потому что, «как правило, трудовая деятельность людей происходит за пределами жилища, а практическая бытовая деятельность носит однообразный характер. Тем самым, ребенок лишен возможности наблюдать за ней, и посильно участвовать», [3, 22] - говорится в Методических рекомендациях для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО.

    В ходе реализации программы, мы проследили динамику достижений детей в области формирования игровых и социально - коммуникативных навыков во всех возрастных группах и убедились, что реализация задач была успешно выполнена через использование крупных игровых проектов во всех возрастных группах.   Но, сколько ни рассказывай детям о профессии палеонтолога, лучше всего – предложить им самим оказаться в этой роли. И тогда у нас появилась замечательная идея – итоговая образовательная деятельность, «Палеонтологическая экспедиция на берег реки Свияги» с участием родителей в роли партнеров по игровой деятельности.   Эта игровая технология была снята  нашими родителями и представлена в виде видеофильма.

    Это значимое для всех образовательное мероприятие требовало огромной подготовки со стороны педагогов и родителей. Родителями было выбрано укромное местечко на берегу Свияги для лагеря, на квадроциклах завезен песок для раскопок, закуплены продукты, подготовлены и завезены дрова для костра. Мы, педагоги, слепили из глины, высушили и спрятали в песке на месте раскопок новые «артефакты», нарисовали карту местности, уточнили с детьми, люди каких профессий нам будут нужны в экспедиции, кто кем хочет быть и что они будут в экспедиции делать.

    В назначенный день,  все участники экспедиции  собрались на крыльце детского сада. Детьми были выбраны роли, распределено необходимое оборудование и атрибуты, оговорены действия, рассмотрена карта движения к месту раскопок. Когда организационный момент был завершен, мы отправились в  путешествие. Организованным строем мы вышли из ворот детского сада. Впереди группы, ориентируясь на ходу, шел «проводник» с картой местности, показывал дорогу, оговаривая маршрут. Дети пели походную песню «Если с другом вышел в путь…», а флагоносец с гордостью нес флаг детского сада.

    Дойдя до места назначения, мы разбились на группы, и  каждый занялся своим делом: «копальщики» приступили к раскопкам, «палеонтологи – эксперты» собирали и очищали артефакты, делали научно - обоснованные заключения, «фотокорреспонденты» вели фотосъемку, а «журналисты» освещали ход раскопок в СМИ. Параллельно велась работа в лагере, где участники похода собирали дрова для костра, раскладывали палатки, разводили костер, «повара» нарезали хлеб, овощи и фрукты для обеда. Нужно отметить, что родители тоже принимали непосредственное участие в образовательной деятельности, выполняя роли вместе со своими детьми, как - бы, дублируя их.

    Пока готовился обед, семьи соревновались между собой в ловкости, быстроте и выносливости: перетягивали канат, выполняли различные спортивные задания. Это очень сплотило детей и родителей: мы увидели много счастливых разгоряченных лиц, свободное общение взрослых и детей, улыбки родителей и веселый смех ребятишек. Итог образовательной деятельности – горячий плов, который «костровые» (папы и мальчиками) с любовью приготовили на костре, чай с дымком из самовара, песни у костра «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…», «Милая моя – солнышко лесное….»

    Мы сделали выводы, что работу по взаимодействию с семьей, как ориентирует нас ФГОС ДО, нужно продолжать, все больше вовлекая в образовательный процесс семьи воспитанников, создавая возможность партнерских взаимоотношений для решения общей задачи - воспитания наших детей. Хоть она и трудна, но уже  дает свои плоды.

    Список литературы

    1. Войди в мир игры: формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.А.Гора, Н.Ю. Майданкина, Л.В.Мартышкина [и др.] под ред. Н.Ю. Майданкиной.- Ульяновск: УИПКПРО, 2013.- 142с.

    2. Майданкина Н.Ю., Тузова Н.А., Михайлова Л.А., Мартышкина Л.В., Гора Г.А., Использование ресурсов игровой деятельности в социально – личностном развитии детей // Журнал «Управление ДОУ» - 2013. - №1, № 2.

    3. Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО. URL: http://ippk.arkh-edu.ru/upload/iblock/459/mr-dlya-roditeley.pdf (дата обращения: 12.03.2018.)

    4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. [Текст] URL:http://www.rvsn2.narod.ru/document/fgos/dosh/f_program4.pdf (дата обращения: 13.03.2018.)

    5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст] URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 11.03.2018.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНКУРС, Научно-методическая работа СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

    Аннотация: в статье представлен опыт использования театрализованных игр в детском саду. В работе обоснована актуальность использования театрализованных игр в процессе социально-коммуникативного развит...

    «Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольника посредством социально-ориентированных игр в условиях реализации ФГОС ДО»

    Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольника посредством социально-ориентированных игр в условиях реализации ФГОС ДОДошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни чело...

    Социально-коммуникативное развитие дошкольника в процессе общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками через художественное слово

    Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вош...

    Реализация социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО Тема: «Взаимодействие с родителями старших дошкольников по вопросам трудового воспитания"

    laquo;Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого сч...

    СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ

    Море эмоций, хорошее настроение, бодрый заряд, активное проявление себя, общение  со сверстниками и взрослыми, и, как итог, активные занятия физической культурой и спортом взрослых и детей....

    СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВАМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

    Статья посвящена поэтапному развитию у дошкольников коммуникативной компетенции посредствам сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО. Описывается разработанный план педагогом способствующий ...

    «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

    laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...