Опыт работы по теме "Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Сивова Снежана Викторовна

Математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc51.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_vystupleniyu.ppt1.7 МБ

Предварительный просмотр:

«Занимательная математика как средство познавательного  развития детей дошкольного возраста»

Приоритетное направление своей педагогической деятельности я определила в теме «Занимательная математика как средство познавательного  развития детей дошкольного возраста». Вы спросите, почему именно математика? Все очень просто! Еще в школе этот предмет  всегда был для меня интересен. И сейчас работая с дошкольниками, данной  теме решила уделить особое внимание.

Математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления.

Формирование элементарных математических представлений осуществляю в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения. 

Планирование деятельности осуществляю в соответствии с  целью:

развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством занимательного материала.

Для  достижения поставленной цели я выделила ряд задач, которые представлены на слайде:

  • Эмоционально вовлекать ребенка в познавательную деятельность;
  • Стимулировать любознательность ребенка, используя занимательные пособия и материалы, которые вызывают интерес и удивление;
  • Передавать инициативы от взрослого ребенку, самостоятельно находить способы их реализации;
  • Поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.

  Виды занимательного математического материала, его характеристика (Данилова В.В. «Обучение математике в детском саду»)

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.

В своей работе я использую:

- развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Игры и упражнения я применяю в определённой системе. Постепенно игры усложняю как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно-практический характер.

Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

- математические игры и задачи

        Игра есть средство познания ребёнком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. В своей работе я применяю следующие этапы при ознакомлении с новой игрой.

1 этап – это внесение новой игры в группу. Цель этого этапа – знакомство с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 этап – это игра. Цель этого этапа – развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные отношения, познавательные процессы, мыслительные операции.

3 этап – это самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель этого этапа – развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

- Математические сказки.

Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.

Например: сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единицу. Прискакал зайка, и стало их трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.

Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?

Сказка «Три медведя» - это математическая супер сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести медведей  с соответствующими стульями, тарелками.

В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.

 Для того чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, я организую педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. В групповой комнате мной организовано специально оборудованное место, где концентрируются все игры и пособия – «Уголок занимательной математики».

 «Уголок» - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребёнок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний.

    Взаимодействие с родителями и коллегами.

Включая математические упражнения и игры в жизнь детей своей группы, одновременно организую работу с родителями, тем самым обеспечивая разностороннее воздействие на ребят, воспитание у них интереса к занимательным задачам, обучения их способам поиска ответа, решения.

Прежде всего, я направила внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей в период дошкольного детства в связи с возросшими требованиями школы, осуществлением постепенного перехода к обучению детей в школе с шестилетнего возраста. С этой целью знакомлю родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, методикой руководства соответствующей детской деятельностью.

Формы и методы работы с родителями по данной теме я использую разнообразные: тематические родительские собрания, беседы и консультации, оформление уголков для родителей по соответствующей тематике, пропаганда знаний о роли занимательной математики, даю конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр.

Заключение.

      Мой опыт еще совсем небольшой, но я и точно уверена,  что  занимательный математический материал является хорошим средством формирования у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, умения сосредоточить внимание на проблемных ситуациях.  При использовании такого  материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, потому что эмоционально вовлечены в процесс.

И закончить свое выступление хочется словами писателя Л.Н. Толстого «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного».


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сивова Снежана Викторовна, воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири» Апрель, 2018 год «Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Слайд 2

Цель: развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством занимательного материала

Слайд 3

Задачи: эмоционально вовлекать ребенка в познавательную деятельность; стимулировать любознательность ребенка, используя занимательные пособия и материалы, которые вызывают интерес и удивление; передавать инициативы от взрослого ребенку, самостоятельно находить способы их реализации; поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.

Слайд 4

Виды занимательного математического материала (Данилова В.В. «Обучение математике в детском саду»)

Слайд 5

Развивающие (дидактические) упражнения

Слайд 6

математические игры и задачи

Слайд 7

Математическая сказка

Слайд 8

Уголок занимательной математики

Слайд 9

Формы взаимодействия с родителями и коллегами: тематические родительские собрания; беседы и консультации; оформление уголков для родителей по соответствующей тематике; пропаганда знаний о роли занимательной математики; конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр.

Слайд 10

«Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного» Л.Н. Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Сказки - средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Для чего нужны нам сказки?    Что в них ищет человек?       Может быть, добро и ласку.           Может бы...

Участие в акции "Педагогические открытия" - "Коллекционирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Участие в акции "Педагогическое открытие" с  докладом по теме "Коллекциониование как средство познавательного развития дошкольников"...

Статья "Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования....

Консультация для педагогов ДОУ («Детское экспериментирование как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения зна...

Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".

Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации...