Главные вкладки

    Использование технологии проектной деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
    проект (старшая, подготовительная группа)

    Александрова Светлана Александровна

    В данном тексте можно  познакомиться с результатами многолетнего проекта "На истоках сказки", реализованного воспитателями и музыкальным руководителем.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование технологии проектной деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

             Современное общество для того, чтобы нормально развиваться, как никогда нуждается в людях с развитыми творческими способностями.

    Уделять внимание развитию творческих способностей необходимо еще в дошкольном возрасте, так как он является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности.

    Внедрение ФГОС ДО дает возможность реализации особых задач в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» через различные виды детской деятельности, в том числе и в прикладном творчестве.

    Воспитание трудолюбия, творческого подхода к труду,- вот те аспекты, на которые стоит обращать внимание в современном обществе. Через творческую деятельность ребенок может выразить свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его внутреннего мира.

    Идея использования современных техник по прикладному творчеству не является новой, но она очень эффективна. Она помогает любому ребенку достигнуть результата, но по-своему, вызывают интерес к работе, стимулируют мыслительную деятельность. Дети любят новизну, им интересно разнообразие. Это также расширяет творческие возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца".

     Исходя из этого, я выбрала направление на развитие творческого потенциала детей средствами художественно-творческой деятельности. А именно знакомство детей с художественно – прикладным искусством народных мастеров, которое обобщает представления о прекрасном, отражает эстетические идеалы, мудрость народа, передающиеся из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Для этого  необходимо вызвать у них интерес, который проявляется в желании узнать более подробно об истории возникновения  промыслов. Встречи с яркими народными игрушками: индюком-свистулькой, фигурками людей, петухом и др., вызывает у детей большую радость и желание самим лепить фигурки барышень, баранов, и раскрашивать их яркими красками по мотивам народных росписей. Для этого я создала мини- музей народных промыслов: Дымки, Городца, Хохломы, Гжели. В свое время я получила специальность руководителя изо деятельности в дошкольных учреждениях, и эти знания мне помогают работать с детьми по данной теме, а также изготавливать все необходимые экспонаты своими руками. Планируя свою работу с детьми учитываю сложность воспринимаемого материала, связанную с психолого-физиологическими особенностями развития ребенка, поэтому определила последовательность, согласно теории «от простого к сложному»: освоение сначала дымковской росписи затем городецкой, хохломской и гжельской.  Я считаю, что для обеспечения подлинно творческого развития ребенка, необходимо единство содержательного общения с взрослыми. В своей работе стараюсь привлечь родителей: провожу консультации, беседы, предлагаю совместно со своими детьми выполнить творческую работу дома на определенную тему. Многие родители, видя работу в группе с детьми, с желанием идут навстречу. Так, например, было предложено принять участие в изготовлении русских национальных костюмов для кукол, оформить плакаты по сюжету Дымковской росписи, в качестве украшения уголка по декоративно – прикладному искусству. Все работы заслуживают огромного внимания и используются в работе с детьми.          

    Прежде чем начать работу по данной теме был составлен перспективный план по прикладному творчеству, в который вошли изучение литературы, проведение серии  занятий, организация кружка, реализация проекта, работа с родителями.

    Современные дети теряют потребность в умении играть с игрушками. Несмотря на огромный ассортимент предлагаемых игрушек, дети предпочитают проводить время с электронными заменителями (телефоны, телевизоры, планшеты). Нам сейчас сложно представить всё богатство народной игрушки, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной игрушки в современных условиях.

    Народная игрушка всегда занимала особое место в воспитании ребенка, она отвечает потребностям познавательной деятельности дошкольника. Она дает представление ребенку об окружающей действительности. Через нее ребенок показывает свои умения, свои знания о жизни, что является показателем его развитости и умений.

    В 2015 году я реализовала среднесрочный проект «Дымковская игрушка». Знакомство детей с изделиями народных мастеров -  дымковскими игрушками прививает ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду, а так же вызывает желание сделать нечто красивое. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: дымковские барышни, веселые дымковские свистульки.

    Цель проекта – развитие творческих способностей детей через знакомство с народно – прикладным искусством «Дымковская игрушка».

    Проект реализован с 1 марта по 31 апреля 2015г.

    В ходе проекта были решены следующие задачи:

    воспитанники познакомились с народным промыслом «Дымковская игрушка», с его характерными особенностями техники росписи;

    воспитанники овладели основными приёмами и элементами Дымковской росписи;

    у воспитанников сформировалось уважительное отношение и умение восхищаться художественным мастерством умельцев, которое способствовало нравственному воспитанию дошкольников, сформирован интерес к познавательной деятельности;

    привлечены родители и дети к поисково-исследовательской деятельности.

    Проект состоял из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.

    Подготовительный этап включал в себя подбор и изучение методической и художественной литературы, составление конспектов занятий и развлечений, создание  наглядного материала: альбомы «Дымковская игрушка», «Виды росписи».

    Основной этап включал выполнение работ детьми, создание вместе с детьми и родителями дидактических игр, проведение с детьми занятий. Также были проведены консультации для родителей: «Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью», «Народное искусство как средство художественно нравственного  воспитания детей», «Современная игрушка и влияние ее на ребенка»; мастер-класс «Изготовление дымковской игрушки». В работе с родителями использовала анкетирование по формированию творческих способностей воспитанников, подготовила информацию в родительском уголке (памятка «Чем заняться с ребенком?»).

    На заключительном этапе были подведены итоги. У детей сформированы знания о дымковской игрушке. Оформлены альбомы лучших работ детей, создана картотека подвижных и народных игр, в группе оформлен мини-музей, в котором собраны разные дымковские игрушки.

    Технология проектирования дала возможность дошкольникам и их родителям стать активными участниками воспитательного процесса. Совместный сбор материалов, создание поделок - раскрывали творческие способности детей. Привлечение родителей в воспитательный процесс позволило получить положительные результаты. У детей появилось осознанное отношение к себе и потребность в творчестве.

    Работа в этом направлении будет продолжаться. Считаю, что взаимодействие педагогического коллектива детского сада с семьей обеспечит хороший уровень развития творческого потенциала.         В рамках  проекта были проведены  занятия: по ознакомлению  с дымковской игрушкой,  по художественно-эстетическому развитию (лепка  на тему  «Дымковская птица», роспись силуэтов дымковских игрушек). Был создан макет «Село Дымково» для театральной деятельности детей в группе. Также с детьми рассматривался альбом «Дымковские игрушки». Для родителей был проведен мастер-класс «Народная игрушка», консультация «Народная игрушка в жизни дошкольника». В группе сделана выставка с работами детей по данной теме. Лучшие работы отправлены на Всероссийские конкурсы.

    Продуктами проектной деятельности стали: конспекты занятий  «Путешествие в село Дымково», «Подарок для друга», дидактические игры «Собери картинку», «Составь узор», «Домино», альбом фотографий, создание альбомов с лучшими рисунками детей по теме «Дымковская роспись». Вместе с родителями оформили мини-музей. Родители приняли участие в развлечении «Русская ярмарка».

    В результате использования технологии проектной деятельности расширились знания всех детей группы о народно – прикладном искусстве «Дымковская игрушка», дети научились технике дымковской росписи, у них сформировался устойчивый интерес к народно-прикладному искусству.

    Литература:

    1.Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание.- М.:Карапуз, 2009.

    2. Величкина Г.А., ШпикаловаТ . Рабочая тетрадь по основам народного искусства.-  Издательство Мозаика-Синтез.

    3.Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. - «Академия развития», 1998 .

    4.Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С.23-25.

    5.Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной. М.: ТЦ Сфера, 2007.

    6. Выгодский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.: Мозаика Синтез,

    7.Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка», «Гжельская игрушка», «Хохломская роспись», «Городецкая роспись».

    8. Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

    В статье рассматривается актуальная форма работы для реализации положений ФГОС ДО – эстетический интегрированный кружок....

    Роль проектной деятельности в оздоровлении детей старшего дошкольного в условиях реализации ФГОС ДО.

    В последнее время приоритетным направлением дошкольного образования стала физкультурно-оздоровительная работа. Это вызвано целым рядом объективных причин: слабое здоровье детей; недостаточная организа...

    Использование технологий проектной деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

    В статье рассказывается о реализации проекта "Дымковская игрушка" в художественно-эстетическом развитии в рамках реализации ФГОС....

    Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

    Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Эстетическ...

    Семинар-практикум "«Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО». «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 летИными словами, художествен...

    «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС»

    laquo;Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС»...