Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр"
проект (младшая группа)

Жексембенова Айжаркын Жаксылыковна

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). В своем проекте я описываю опыт своей работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_sensorike.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» города Новосибирска

Проект:

«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Выполнила: Жексембенова Айжаркын Жаксылыковна,

воспитатель первой квалификационной категории

Новосибирск 2018

Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека"

Б. Г. Ананьев.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему : «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»

Актуальность темы:

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого  является сенсорное воспитание.  

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Я считаю, что эта тема наиболее  актуальна в наше время. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно  на  сенсорном  развитии  сосредоточили  свое  внимание  отечественные  и  зарубежные  ученые, так  как   сенсорное  развитие  имеет  огромное  значение  у  ребенка  на  определенном  этапе  его  развития. Из своего  опыта работы я  убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Недаром этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.  Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр  по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Основная цель проекта: Формирование сенсорной культуры у детей раннего возраста посредством дидактических игр.

В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

- Развивать умение группировать и сравнивать предметы.

- Формировать сенсорные эталоны.

- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)

Основные направления в работе:

1. Формирование практических способов ориентировки.
2. Формирование восприятия цвета.

3. Формирование восприятия формы.
4. Формирование восприятия величины.

 5. Формирование восприятия пространственных отношений.

   

Гипотеза.

Сенсорное воспитание в дошкольном учреждении будет эффективным, если:

  • оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы непрерывного сенсорного образования и как часть развития общей культуры ребенка;
  • для его реализации создается система определенных условий:

учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника;

  • диагностика результатов сенсорного развития направлена на выявление уровня знаний ребенка-дошкольника, с целью дальнейшего воспитания и формирования его сенсорной культуры.

Работу по данному направлению я начала с создания предметно – развивающей среды. Это зоны сенсорного развития.

 Каждый элемент среды имеет свое функциональное значение. Определены принципы организации таких элементов (зонирование территории, подбор предметов), обеспечивающие вариативный подход в создании развивающей предметной среды.

Свою работу я проводила в соответствии с вариативной программой по сенсорному воспитанию, с которой можно ознакомиться на сайте нашего учреждения http://ds373nsk.edusite.ru/p95aa1.html 

Был разработан и сделан своими руками комплекс дидактических игр направленных на сенсорное развитие.

   Разработаны:

- план непосредственной образовательной и индивидуальной деятельности с детьми;

- план работы с родителями по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Перед тем как начать свою работу я провела диагностику уровня сенсорного развития детей.  Согласно исследованиям выяснилось, что уровень сенсорного развития дошкольников не соответствует возрастной норме.

Занятия кружка «Солнечные лучики» проходили 1 раз в неделю, согласно перспективному плану.

Кроме этого реализация задач сенсорного воспитания детей требует тесного взаимодействия с родителями. Поэтому родителей малышей я знакомлю с технологией работы по сенсорному воспитанию.

   Это позволит им:

- Углубить свои представления о раннем детском возрасте,  по-новому оценить возможности ребенка, почувствовать его индивидуальность;

- Оценить значение дидактических игр  в умственном развитии малыша;

- Осознать необходимость включаться в игру с ребенком,   уделять больше внимания общению с ним.

  Для эффективного         взаимодействия с семьей проводятся консультации, тренинги, деловые игры, привлечение родителей к  совместному изготовлению дидактических пособий.

В мая я провожу повторную диагностику, из которой следует, что 75 – 80% детей имеют высокий уровень развития сенсорных эталонов. Так как я постоянно работаю только на ясельной группе, я собрала отзывы своих коллег. Все коллеги, к которым мои дети идут дальше отметили высокий уровень сенсорного развития моих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр»

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст наших детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоп...

Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр"

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обу...

"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи дидактических самодельных развивающих панно"

В первой части работы рассматривается, почему мелкую моторику необходимо развивать, начиная именно с раннего возраста. Далее дается описание самодельных развивающих панно: "Ежик", "Паро...

Презентация "Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с помощью дидактических игр"

В презентации представлены дидактические игры на развитие мелкой моторики рук, выполненные своими руками....

консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр»

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.Познание окружающего мира начинается с восп...

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

статья : " Развитие речи детей раннего возраста при помощи дидактических игр"

Современные дети  поздно начинают говорить. Поэтому для развития речи детей используем дидактические игры с помощью которых развиваем мелкую моторику рук, что способствует развитию внимания, любо...