Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр"
проект (младшая группа)
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). В своем проекте я описываю опыт своей работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_sensorike.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 373 «Скворушка» города Новосибирска
Проект:
«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Выполнила: Жексембенова Айжаркын Жаксылыковна,
воспитатель первой квалификационной категории
Новосибирск 2018
Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и ощущающего человека"
Б. Г. Ананьев.
Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Именно поэтому я выбрала для себя тему : «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры»
Актуальность темы:
В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Из своего опыта работы я убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Недаром этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Основная цель проекта: Формирование сенсорной культуры у детей раннего возраста посредством дидактических игр.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
- Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
- Развивать умение группировать и сравнивать предметы.
- Формировать сенсорные эталоны.
- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)
Основные направления в работе:
1. Формирование практических способов ориентировки.
2. Формирование восприятия цвета.
3. Формирование восприятия формы.
4. Формирование восприятия величины.
5. Формирование восприятия пространственных отношений.
Гипотеза.
Сенсорное воспитание в дошкольном учреждении будет эффективным, если:
- оно рассматривается как особая, самоценная ступень системы непрерывного сенсорного образования и как часть развития общей культуры ребенка;
- для его реализации создается система определенных условий:
учитываются психофизиологические особенности ребенка-дошкольника;
- диагностика результатов сенсорного развития направлена на выявление уровня знаний ребенка-дошкольника, с целью дальнейшего воспитания и формирования его сенсорной культуры.
Работу по данному направлению я начала с создания предметно – развивающей среды. Это зоны сенсорного развития.
Каждый элемент среды имеет свое функциональное значение. Определены принципы организации таких элементов (зонирование территории, подбор предметов), обеспечивающие вариативный подход в создании развивающей предметной среды.
Свою работу я проводила в соответствии с вариативной программой по сенсорному воспитанию, с которой можно ознакомиться на сайте нашего учреждения http://ds373nsk.edusite.ru/p95aa1.html
Был разработан и сделан своими руками комплекс дидактических игр направленных на сенсорное развитие.
Разработаны:
- план непосредственной образовательной и индивидуальной деятельности с детьми;
- план работы с родителями по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.
Перед тем как начать свою работу я провела диагностику уровня сенсорного развития детей. Согласно исследованиям выяснилось, что уровень сенсорного развития дошкольников не соответствует возрастной норме.
Занятия кружка «Солнечные лучики» проходили 1 раз в неделю, согласно перспективному плану.
Кроме этого реализация задач сенсорного воспитания детей требует тесного взаимодействия с родителями. Поэтому родителей малышей я знакомлю с технологией работы по сенсорному воспитанию.
Это позволит им:
- Углубить свои представления о раннем детском возрасте, по-новому оценить возможности ребенка, почувствовать его индивидуальность;
- Оценить значение дидактических игр в умственном развитии малыша;
- Осознать необходимость включаться в игру с ребенком, уделять больше внимания общению с ним.
Для эффективного взаимодействия с семьей проводятся консультации, тренинги, деловые игры, привлечение родителей к совместному изготовлению дидактических пособий.
В мая я провожу повторную диагностику, из которой следует, что 75 – 80% детей имеют высокий уровень развития сенсорных эталонов. Так как я постоянно работаю только на ясельной группе, я собрала отзывы своих коллег. Все коллеги, к которым мои дети идут дальше отметили высокий уровень сенсорного развития моих воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр»
Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст наших детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоп...
Статья "Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр"
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обу...
"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи дидактических самодельных развивающих панно"
В первой части работы рассматривается, почему мелкую моторику необходимо развивать, начиная именно с раннего возраста. Далее дается описание самодельных развивающих панно: "Ежик", "Паро...
Презентация "Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с помощью дидактических игр"
В презентации представлены дидактические игры на развитие мелкой моторики рук, выполненные своими руками....
консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр»
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.Познание окружающего мира начинается с восп...
Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...
статья : " Развитие речи детей раннего возраста при помощи дидактических игр"
Современные дети поздно начинают говорить. Поэтому для развития речи детей используем дидактические игры с помощью которых развиваем мелкую моторику рук, что способствует развитию внимания, любо...