Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Психолого-педагогические особенности обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы"
    консультация

    Нурудинова Мадина Алиевна

    Консультация для педагогов "Психолого-педагогические особенности обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_shahmaty.docx19.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей:

     «Психолого-педагогические особенности обучения детей дошкольного возраста

     игре в шахматы»

    «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». В.А. Сухомлинский

    Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

    Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает - король мертв. В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты. Покоритель городов, великий воин Тамерлан, предпочитал интеллектуальную игру в шахматы рукопашному бою. Император Фридрих Великий не мог найти себе достойного соперника по игре среди окружающих и вел «сражения» по переписке с философом Вольтером, который считал шахматы ежедневной необходимой гимнастикой для ума. Охотно проводили свой досуг за шахматной доской А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой. В 1870 году Ивана Тургенева избрали виц мировую корону. Ни в одном виде спорта у наших спортсменов нет таких достижений. Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

    Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

    Актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах мира.

    Сегодня обучение шахматам – популярный и эффективный инструмент развития интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней игрой, однако не знают, когда и с чего лучше начинать. В раннем возрасте у детей происходит формирование механизма «действия в уме». Это важный период, в котором закладываются основы мышления; ребенок учится проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем что-либо сделать.

    Шахматы – действенная модель для того, чтобы правильно сформировать этот механизм. Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием. Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым.

    Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте. Пользу шахмат можно рассмотреть по нескольким направлениям:

    - Ребенок учится самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.

     - Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость.

    - У ребенка развивается пространственное воображение.

    - У ребенка формируются навыки планирования действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества, а у ребят его нет. Учиться формировать внутренний план действий следует в дошкольном возрасте. Тогда дети сами научатся планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

    - Одна из самых привлекательных возможностей шахмат – это победа над соперником. Благодаря своей спортивной составляющей, шахматы воспитывают характер: желание побеждать заставляет ребёнка заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.

    - Шахматы учат творчеству. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.

     - Обучение шахматам дарит ребенку радость творчества, одновременно с этим являясь эффективным инструментом его умственного развития.

    - Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:  активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость, спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю; уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход событий,  воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта, культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

    - Подготовка ребёнка к школе. Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки и быстрее делают домашнее задание. Что может знать дошкольник о шахматах: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры. Дети дошкольного возраста могут уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

    Основные формы работы с детьми: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность). Этапы обучения игре в шахматы:

    1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА: Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания: «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками. «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

    2.ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ: Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания: «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети угадывают. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе воспитателя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

    3.НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР: Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания: «Мешочек». Дети по одной вынимают шахматные фигуры и расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

     4.ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР: (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», превращение пешки.

    Дидактические игры и задания:

    «Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с детьми ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

    «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

    «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

    «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

     «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

    «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

    «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

    «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

    «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

    «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

    «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.

    «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

    «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

    «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

    5.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ: Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

    Дидактические игры и задания:

    «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

    «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

    «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

    «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых воспитанники должны определить: дан ли мат черному королю.

    «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

    «Рокировка». Дети должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

    6.ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ: Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

    Дидактические игры и задания:

    «Два хода». Для того чтобы ребёнок научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ребёнок отвечает двумя своими ходами.

    Использование художественной литературы помогает педагогу по обучению детей игре в шахматы. Через художественное слово дети быстрее запоминают название шахматных фигур, расстановку их на игровом поле, как делает ход каждая фигура.

    Например, знакомя с расстановкой фигур на доске, можно сопровождать свои движения словами стихотворения:

    «По краям доски ладьи ставим мы как башни.

    Следом, словно для погони

     Встанут тут красавцы кони.

    За конями и слоны

    В строй скорее встать должны!

    Не забудь взять на заметку,

    Что с ферзями делаю:

    Черный встал на белой клетке,

    Белый любит белую!

    Заполняй ряды скорей

    Ставь на место королей!

    Закаленные в боях

    Все фигуры на местах.

    Перед ними есть стена

    – Восемь пешек, как одна».

    Весь процесс обучения шахматам строится на увлекательной игре. Только таким образом ребенок успешно осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии"

    Консультация хореографа Особенности обучения детей дошкольного возрастаискусству хореографии На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представ...

    "Особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии"

    Особенности обучения детей дошкольного возрастаискусству хореографии На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира...

    Реферат "Особенности обучения детей дошкольного возраста элементам спортивных игр"

    Данный реферат поможет студентам готовиться к проведению спортивных игр и упражнений с детьми дошкольного возраста....

    Консультация для родителей «Особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии»

    На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства,в системе эмоциональных образов. В процессе ис...

    Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы как способ развития интеллектуальных способностей детей.

    В статье раскрыта одна из инновационных технологий -обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.Предлагаются этапы ознакомления детей с шахматами....