Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста
    методическая разработка (старшая группа)

    Белявская Анастасия Викторовна

    Формирование умения детей пересказывать текст от первого лица без наглядной опоры

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_rechi_pervaya_rybka.docx23.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83

    комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

                                     

    ФИО: Белявская Анастасия Викторовна

    Должность: Воспитатель

    Санкт-Петербург


    Цель: формирование умения детей пересказывать текст от первого лица без наглядной опоры.

    Задачи:

    Обучающие:

    • формировать умение детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства;
    • формировать умение оценивать словосочетания по смыслу.

    Развивающие:

    • развивать умение слушать вопросы воспитателя и на них отвечать;
    • развивать творческое воображение.

    Воспитывающие:

    • воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им;
    • воспитывать дисциплинированность, умение слушать других.

    Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», слова к словарной работе.

    Ход НОД

    Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка?

    Дети: Это ловля рыбы на удочку.

    Воспитатель: Верно. Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка».

    Воспитатель: Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова (объяснить значения слов): уха (суп из рыбы), вокруг (около, возле, рядом), нахваливать (много хвалить), ершище (большая рыба), навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе).

    Чтение рассказа с последующим обсуждением.

    Первая рыбка

    Е. А. Пермяк

    Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

    Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

    Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

    — Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

    А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

    Вопросы к тексту:

    Почему этот текст называется «рассказ»?

    Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

    О чем говорится в этом рассказе?

    Воспитатель: В какой семье жил Юра?

    Дети: Юра жил в большой и дружной семье.

    Воспитатель: Куда отправилась Юрина семья?

    Дети: Рыбу ловить и уху варить.

    Воспитатель: Как иначе можно сказать об этом?

    Дети: На рыбалку, на рыбную ловлю.

    Воспитатель: Сколько рыбы поймал Юра? Какими словами назван в рассказе Юрин улов?

    Дети: Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка

    Воспитатель: Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»?

    Дети: Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка» — этот вывод воспитатель должен сформулировать, когда ответят дети.

    Воспитатель: Чему радовался Юра?

    А сейчас мы тоже попробуем ловить рыбу вместе.

    Координация речи с движением «Рыбка»

    Рыбка плавает в водице,

    Рыбке весело играть.

    Рыбка, рыбка, озорница,

    Мы хотим тебя поймать.

    Рыбка спинку изогнула,

    Крошку хлебную взяла;

    Рыбка хвостиком махнула,

    Рыбка быстро уплыла

    Воспитатель: Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать.

    После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает, кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские слова и выражения.

    Воспитатель: В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому? Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу.

    Дети: Маленький, малюсенький.

    Воспитатель: Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?

    Воспитатель: Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище». Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).

    Воспитатель: Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы считаете, что нельзя?

    Дети: Нет, потому что слово «ершик» обозначает, что ерш маленький.

    А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?

    Дети: Нет, слово «ершище» обозначает, что ерш огромный.

    Воспитатель: Про что еще можно сказать «крохотный», что бывает крохотным? А что бывает большущим?

    Дети составляют словосочетания; воспитатель следит за правильным согласованием прилагательных с существительными.

    Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам нарисовать рыбу, которую вы представили, когда слушали этот рассказ.

    Дети рисуют рыб, в конце проводится анализ детских работ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию речи на тему пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок» в старшей логопедической группе

    занятие для развития всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности и воспитания у детей доброжелательного отношения к животным....

    Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

    p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

    Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

    Конспект занятия по развитию речи на тему: «Русская народная песенка «Дождик, дождик, поливай…» (для детей старшего дошкольного возраста)

    В данном конспекте представлен материал по обучению детей старшего дошкольного возраста заучиванию стихотворений...

    Конспект занятия по развитию речи на тему: "Пересказ рассказа Т.А. Ткаченко "Красавец мухомор""

    На занятии дети учатся пересказывать небольшой текст, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям....

    Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» (подготовительная группа)

    Программное содержание:  - учить детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану;  -активизировать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следс...

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи На тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для детей старшей группы.

    Конспектобразовательной деятельности по развитию речиНа тему: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»для детей старшей группы.Цель: Обучение связному последовательному  ...