Организация прогулок с детьми дошкольного возраста
консультация

Ирина Владиславовна Литвинцева

Прогулка - это часть образовательного и воспитательного процесса, значение которой трудно переоценить. Во время гулянья на свежем воздухе есть смысл посвятить время наблюдению за природными явлениями и сезонными изменениями в окружающем мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_progulok.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Значение прогулки в развитии детей

дошкольного возраста»

Прогулка - это часть образовательного и воспитательного процесса, значение которой трудно переоценить. Во время гулянья на свежем воздухе есть смысл посвятить время наблюдению за природными явлениями и сезонными изменениями в окружающем мире. 

Каждое из времён года предоставляет для этого поистине неисчерпаемые возможности. Прогулка даёт широкий простор для организации подвижных игр, многие из которых в помещении мало осуществимы. И правила дорожного движения на улице постигать зачастую гораздо интересней. 

Прогулки способствуют обогащению знаний детей о сезонных изменениях в жизни растений, животных, птиц, насекомых, помогают закрепить понятия о взаимосвязи всего сущего в окружающей среде; развивать эмоциональную отзывчивость и интерес к родной природе. 

На прогулках происходит формирование положительной мотивации для развития познавательной, динамической активности детей на прогулке. Закрепление умений замечать изменения, происходящие в природе, понимание явлений природы в разные времена года. Объяснение детям, что в природе ничего не происходит случайно, например опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.

На прогулке дети активно двигаются, дышат свежим воздухом, познают окружающий мир, приучаются к труду. Все это полезно для здоровья, физического и умственного развития детей. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность.

Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, новые ФГОС в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.

Прогулка – обязательный элемент режима дня. На прогулках дети познают мир во всей его красе. Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности.

Планирование разнообразной деятельности на прогулке позволяет воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

Но действительно приносит пользу только правильно организованная прогулка.

Структура прогулки:

  1. Наблюдение.

(и другие)

  1. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
  2. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
  3. Труд детей на участке.
  4. Самостоятельная игровая деятельность.

Виды прогулок в детском саду

1. По месту проведения:

•   на территории участка детского сада;

• за пределами территории детского сада (возможны в старших группах, на небольшие расстояния).

2. По содержанию:

• традиционная, включающая в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т. д. ,подвижные и тихие игры и т. д. ;

• тематическая: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные, облака, деревья, городской транспорт и т. д., может представлять собой уличную театральную постановку, квест с преодолением несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария;

• целевая: организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние (до 2 км);

• экскурсия (как правило, музейная: музей природы, парк, сквер, на проезжую часть, к светофору и т.д): должна проводиться хотя бы 1 раз в месяц, начиная со средней группы.

В ходе планирования прогулки нужно учитывать интеграцию различных образовательных областей, таких как  «социально-личностное», «познавательное», «речевое», «физическое», «художественно-эстетическое» развитие, а также в соответствии тематике текущего месяца. Например: Тема недели «Осень» - наблюдение за листьями, солнцем, ветром, облаками, небом (обратить внимание детей на цвет листьев, как шуршат они под ногами, летят по ветру, не жарко, как одеты дети, какого цвета небо, облака и т.д.)

Последовательность проведения прогулок зависит:

- от предшествующей деятельности детей

-от времени года

-от индивидуально-возрастных особенностей детей

-от познавательных интересов детей.

На прогулке детям больше всего нравиться ставить различные опыты (в зимний период), сооружать различные конструкции из различных природных материалов, отыскивать различных насекомых (в осенне-весенний период).

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности — не превышали 15 минут в младшем возрасте и 20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

• Индивидуальные трудовые поручения;

• Работа в группах;

• Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

И еще один вид деятельности на прогулке, не прописанный в методических пособиях и санитарных нормах — это ОБЩЕНИЕ.

Просто усадите детей рядом, расскажите какую-нибудь историю, задайте по ней вопросы. Рассмотрите книжки по природе, профессиях, покажите наборы картинок. Расспросите, что дети больше всего любят, как собираются проводить выходные.

Поверьте, иногда живое общение, интерес к рассказам ребенка могут быть ему приятнее и уместнее, чем даже самые увлекательные игры.

Таким образом, прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать ребенка к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (растите...

Консультация для родителей и педагогов ДОУ на тему :«Организация наблюдений с детьми дошкольного возраста за кормушкой в зимний период во время прогулок».

Наблюдения – это важный источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы, обобщать. Важную ценность имеют повторные, систематические наблюде...

Рекомендации для родителей. Организация летних прогулок с детьми дошкольного возраста.

Старшие дошкольники продолжают обогащать и закреплять свой «погодный» словарь. Надо стремиться к тому, чтобы они точно описывали погоду, активнее используя в своей речи эпитеты, образные в...

Методические рекомендации по организации и проведению прогулок с детьми дошкольного возраста в зимний период"

Искрящийся на солнце снег, сугробы, сосульки ледяные глыбы не только необыкновенно красивы, но и очень интересны. Сколько занимательных веселых игр предлагает зима! И при этом дарит здоровье и хорошее...

«Организация тематических прогулок с детьми дошкольного возраста» (Консультация для педагогов)

Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации. Наряду с традиционной прогулкой можно проводить ...