Сенсорная интеграция в работе по автоматизации звуков у детей с дизартрией
статья

Шильштут Ольга Александровна

В настоящее время отмечается достаточно большое количество детей с дизартрией. При дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата). Кроме нарушений звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорная интеграция в работе по автоматизации звуков у детей с дизартрией

В настоящее время отмечается достаточно большое количество детей с дизартрией. При дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата). Кроме нарушений звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения.

Основные жалобы при дизартрии: нечеткое, смазанное звукопроизношение; речь монотонна, маловыразительна; нарушена дикция; искажение и замена звуков и слогов в сложных по слоговой структуре словах и в более простых словах на фоне предложения; пропуск или замена предлогов и др.

В своей практической деятельности я использую элементы сенсорной интеграции, которые способствует обогащению словаря, развитию грамматического строя речи, автоматизации поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь у детей с дизартрией.

Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть, все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.

Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.        

Как правило, традиционно организация автоматизации поставленных звуков у детей с дизартрией сводится к проведению групповых и индивидуальных занятий с логопедом, и отработке полученных знаний и умений с воспитателями и родителями. Но такая деятельность часто не вызывает интереса у детей, поскольку работа по устранению недостатков речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого.        

Результаты будут значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. А логопедические игры с использованием элементов сенсорного развития помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.        

Внедрение элементов сенсорной интеграции  в логопедическую работу с детьми с дизартрией  позволит решить сразу несколько задач:

пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;

развивать общую и мелкую моторику;

развивать глазодвигательные функции;

формировать графомоторные навыки;

формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);

оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;

повысить познавательную активность и работоспособность детей.

Как известно, большая часть коррекционной логопедической работы отводится автоматизации поставленного звука. При автоматизации и дифференциации звуков в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я применяю в работе сенсорные дорожки. Во время упражнений дети практикуются в многоразовом проговаривании слога.

         Инструкции, которые даются ребенку:

- Прошагай по синим ступенькам, проговаривая слог …;

     Параллельно с автоматизацией можно развивать графические навыки ребенка, используя специальные карточки.

         Инструкции, которые выполняет ребенок:

- Найди слова, которые начинаются со звука …, назови их, обведи картинки, проговаривая это слово, посчитай картинки;

- назови предмет, соединяя раскрашенную картинку с нераскрашенной, и произнеси звук, с которого начинается это слово;

- обведи картинку, произнося звук, с которого начинается это слово, а затем произнеси слово;

- послушай предложение и соедини слова по порядку, а сейчас я нарисую тебе стрелки, а ты составь предложение.

Работая над автоматизацией можно использовать всевозможные пособия: бусины, пояски, прищепки и т.д.

         Инструкции, выполняемые ребенком:

- Двигаясь с машинкой (змейкой и т.д.) по дорожкам, произнеси звук… долго, коротко и отрывисто;

- Аня должна выбрать только те картинки, в которых слышится звук [Р], назови картинки, которые выбрала Аня, определи, где слышится звук  в слове, придумай предложение;

- дотрагиваясь до бусины, придумай и назови  слово на данный звук;

- возьми картинку, назови ее, если в слове слышится данный звук.

«Цветные бусинки» (на резинке)

На резинке прикреплены цветные бусины. Ребенку нужно щелкать пальчиками только по бусинам определенного цвета, называя нужный звук.

«Разноцветные прищепки»

На стене прикреплены шнурки четырех цветов. Ребенок достает из мешочка прищепку, закрепляет ее на веревке соответствующего цвета и произносит звук. Количество вариантов работы с прищепками и цветными шнурками зависит от фантазии педагога

 С целью коррекции дефектов речи у детей я также использую в своей работе сенсорные планшеты.

        Исполняемые инструкции: 

- Назови слова, которые, отдал кошке  (собаке);

- назови предметы с данным звуком, поставь фишку  напротив нужного предмета, переверни карточку и проверь;

- нажимая на зеленую (мягкую) подушечку, произнеси слог…, а на синюю (твердую) произнеси слог…;

- послушай слоговые ряды и выложи подушечки, проговори слоговые ряды;

- послушай слоги (слова) и, нажимая на нужную подушечку, произнеси слоги (слова);

- прошагай с Петрушкой и проговори слоги, используя символы гласных звуков;

- бабочка летает с цветка на цветок, а ты произносишь звук … или слог …;

  • правой рукой захвати красный шнурок и проведи сверху вниз, произнося звук…, когда дойдешь до узелка произнеси слово с данным звуком;

                 Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала на логопедических занятиях с детьми с дизартрией имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:  

- учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;

 -  многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;

 - каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции  вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.

 Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Сообщение из опыта работы «Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией».

Сообщение из опыта работы«Особенности автоматизации звуков у детей с алалией и дизартрией»....

Система работы по постановке и автоматизации звуков у детей с ТНР со стёртой дизартрией

Система работы по постановке и автоматизации звуков у детей с ТНР со стёртой дизартрией...

Игры-забавы в картинках для автоматизации звуков у детей с дизартрией

У детей, имеющих дизартрию, часто отмечаются различные сопутствующие и вторичные отклонения в развитии нервно-психической сферы. К ним относятся нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбуд...

Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».

Мастер – класс на тему «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом ихдоминантной модальности».  Анно...

Презентация к мастер-классу «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».

Существуют различные системы восприятия информации (модальности): зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая).Поэтому я предлагаю работу, которая поможет детям дошк...