«Метод квест, как инновационная форма обучения детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
методическая разработка

Исмагилова Гузель Римовна

Квест является инновационным приемом среди игровых методов обучения, который еще не получил широкого развития в дошкольных образовательных программах, несмотря на факторы, определяющие данный метод, как успешный в раннем обучении: сюжетная игра с определенной целью, для достижения которой необходимо принять правила игры, и выстраивать иноязычную коммуникацию. Выполнение заданий способствуют развитию навыков аудирования и чтения на татарском языке, поиск решений проблемных ситуаций активизирует логическое и творческое мышления дошкольника, способствуя его всестороннему развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Метод квест, как инновационная форма обучения детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Исмагилова Гузель Римовна,
старший воспитатель МАДОУ №401,
г. Казань

В современном образовании существует множество игровых методов, позволяющих сделать процесс изучения  языка увлекательным и инте- ресным для дошкольников. В арсенале педагогических средств различные игровые учебно-методические пособия, интерактивная поддержка в виде аудио- визуальных средств, карточек с картинками, а также компьютерных игр, способствующих обучению детей, а также развитию – логического мышления, самостоятельности, скорости реакции. Но в наш чрезмерно компьютерный век, нам необходимо вернуться к тому, чему не может обучить ни один компьютер – живому общению, формированию ком- муникативной компетенции и готовности к построению коммуникации с представителями других языков и культур.

Одним из инновационных форм обучения дошкольников является квест. Термин «квест» становится известным с 70-х годов прошлого века, когда  он заимствуется разработчиками компьютерных игр из литературы в жанре фэнтези. Квест – «quest» с английского языка переводится как «поиск, предмет поиска, поиск приключений». Изначально под квестом понималось приключение с множеством испытаний и трудностей, которые необходимо преодолеть для достижения цели, одним из ярких примеров является миф о 12 подвигах Геракла. Таким образом, в квесте должны присутствовать главные герои, цель поиска или приключения, дополнительные персонажи, помогающие или мешающие героям, задания, в которых нужно проявить не только физическую силу, но и логическое мышление.

Квест позволяет наполнить игру множеством интересных и познавательных заданий, позволяющих участникам игры не только выполнять задания, но и укрепить командный дух в детском коллективе, создать ситуацию успеха, и сгладить соревновательные моменты между детьми.

В рамках нашего исследования метод квест как метод обучения татарскому языку использовался в группе дошкольников 6–7 лет. В данном возрасте од- на из наиболее интересных тем – это пиратские приключения c поиском сокровищ.

Завязка:

Детям рассказывается легенда, в которой существуют 2 пирата – хороший и плохой. По легенде один из пиратов спрятал сокровища от ребят и зашифровал карту, и только те, кто сможет разгадать все загадки пирата, вернет сокровища. Образ второго, злого пирата является абстрактным, лично дети с ним не встречаются.

Реквизит игры: карта сокровищ с зашифрованными подсказками.

Команда движется в соответствии с заданиями в записках, в которых зашифровано то место, в котором их ждут задания. Команду сопровождает пират, принимающий на себя обязанности консультанта- игротехника, готового дать подсказку или повести ситуацию в игре в нужном направлении. Квест объединен единой темой, в рамках которой изучаются лексические единицы.

Рассмотрим пример использования метода квест с целью изучения лексических единиц по теме «Еда».

Первый этап: В помещении обязательно должен быть телевизор, проектор или другой экран для демонстрации видео. На видном месте находится пульт. На первом этапе детям выдаются картинки с различными предметами еды (по программе УМК).

Пират спрашивает детей, что это и выясняет, в наборе есть лишняя карточка – карточка с пультом, наводит детей на мысль о пульте. Дети используют пульт и запускают видео с песней/ видео словарем по теме еда. Смотрят два раза, после чего Пират- игротехник проводит игру на распознавание и повто- рение слов.

Второй этап: Дети движутся соответственно по карте к следующему этапу. На данном этапе предлагается собрать паззл из трех частей, содержащих в себе картинку и слово. В комнате расположены «плакаты » со словами с одной пропущенной буквой и недостающей картинкой, задачей команды является добавить букву (буквы прилагаются) и добавить (приклеить) картинку к слову. Дети читают слова, при необходимости прибегая к помощи инструктора Пирата.

Третий этап: Ребята смотрят видео, в котором Пират, спрятавший клад, рассказывает о своей любимой еде и предлагает детям приготовить для него что-нибудь. В реквизите имеются заготовки из цветной бумаги, из которых можно составить (склеить, собрать) элементы еды, изученные на занятии, и сделать аппликацию на заготовке тарелки, имеющейся у каждого ребенка. В конце рассказать об этом своим товарищам по команде и Пирату, если ребята справились с заданием (а они должны справиться при помощи хорошего Пирата). Включается видео со вторым «злым» пират, который хвалит детские «блюда» и дает последнее задание – расставить карточки с картинками и словами в алфавитном порядке и назвать их. Когда задание выполнено, дети получают подсказку, где можно найти ключ от сундука, внутри которого находятся дипломы, сладкие подарки и словарь с картинками с изученными словами.

Кроме того, метод квест использовался при изучении следующих тем: «Дом», «Животные», «Семья», «Игрушки».

Применение данного метода в процессе обучения татарскому языку детей дошкольного возраста позволяет нам сделать вывод о том, что квест является инновационным приемом среди игровых методов обучения, который еще не получил широкого развития в дошкольных образовательных программах, не- смотря на факторы, определяющие данный метод, как успешный в раннем обучении: сюжетная игра с определенной целью, для достижения которой необходимо принять правила игры, и выстраивать иноязычную коммуникацию. Выполнение заданий способствуют развитию навыков аудирования и чтения на татарском языке, поиск решений проблемных ситуаций активизирует логическое и творческое мышления дошкольника, способствуя его всестороннему развитию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Дворягина Л.А. Развитие детской лингвистической одаренности в дошкольном возрасте // Образование личности. 2014. № 3. С. 100–103.

2.Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родите- лей. 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006. 96 с.

3.Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 1999. 624 с.

4.Алексеева Н.Д. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. 2015.

№ 1. С. 14–17.

5.Рублёва Е.В. Новые образовательные тренды в обучении языкам // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2014. № 1. С. 124–130.

6.Размыслова Л.И. Квест-ориентирование как эффективная форма воспитания при обучении английскому языку // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы материалы III Международной научно-практической конференции. 2015. С. 132–139.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое ...

Консультация для воспитателей ДОО на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое значен...

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое ...

технология «Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателя

Цель и задачи дидактической игры в детском садуИгра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая ...

«Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателя Скрябиной Ирины Георгиевны

laquo;Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста»Из опыта работы воспитателяСкрябиной Ирины Георгиевны...