Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобович.
материал

Назарова Елена Владимировна

Игра - самоценная деятельность для дошкольника, позволяющая ребенку наиболее полно реализовать себя « здесь и теперь». А сделать игру ведущей деятельностью помогает современная технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Эта игровая технология создана на основе игр данного автора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобович.

       «Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

      Дошкольное детство - это период рождения личности, раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности.                         Игра - самоценная деятельность для дошкольника, позволяющая ребенку наиболее полно реализовать себя « здесь и теперь». А сделать игру ведущей деятельностью помогает современная технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Эта игровая технология создана на основе игр данного автора. Первые игровые пособия  появились в начале 90-х годов («Геоконт», «Игровой квадрат») и с каждым годом их становилось все больше, появились первые методические сказки.  А в конце 90-х годов, игры были объединены в комплекты по принципу постепенного и постоянного усложнения. Так  появилась игровая технология «Сказочные лабиринты игры».       В октябре 2011 года на базе нашего дошкольного учреждения проходил авторский семинар, на котором мы не только познакомились с данной технологией, но и получили практический опыт применения  игр в своей педагогической деятельности. Использование игр в коррекционнопедагогическом процессе позволило нам перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий к игровой деятельности.    В чем особенность игр В.В.Воскобовича? 1.Конструктивность элементов.   Игры включают отдельные элементы, которые являются средствами конструирования. К примеру, в  «Геоконте» - динамичная «резинка»  как средство конструирования, в «Квадрате Воскобовича» - жесткость и гибкость одновременно.

 2.Широкий возрастной диапазон участников игр. Одна и та же игра привлекательна для детей и трех, и семи лет, и  даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

3.Многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных  задач. В отличие от других дидактических разработок, материал изложен так просто, что им могут воспользоваться родители, педагоги и воспитатели без дополнительного обучения. 4.Сказочная «огранка».  Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с нетающими льдинками и разноцветными паутинками, разгадывают вместе с Малышом Гео секреты. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.  Хотелось бы отметить, что структура игр имеет строго алгоритмированный характер и позволяет  использовать ее в различных моделях образования.  

Игровой материал В.В. Воскобовича развивает у ребенка:

•   познавательный интерес и исследовательскую деятельность;

 •   психические процессы  (воображение, память, внимание, мышление);

 •   творческий потенциал;

•   речь;  

 •   мелкую моторику;

 •   личностные качества.  

 Прослушав авторский курс и поработав с материалом, я сделала вывод, что данные игры могут быть эффективным средством коррекции речевых нарушений и залогом успешного обучения в школе. «Сказочные лабиринты игры» - чисто  игровая технология (авторские сказки; большое количество предметных игр, направленных на различные аспекты детского развития - математика, конструирование, подготовка к чтению; совместные игры детей и взрослых).  Принципы  игровой технологии В.В.Воскобовича: Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста в форме взаимодействия взрослого и ребенка через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание. Вторым принципом данной технологии является построение такой детской игровой деятельности, в результате которой  развиваются  все психические процессы. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне ближайшего развития. Еще одним принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является раннее творческое развитие детей, где взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Создается, по сути, развивающая сенсомоторная зона. Ребенок в ней действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. Хочется обратить ваше внимание на то, что особенности  технологии «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки.  

    Сейчас игровая технология включает в себя более 50 игр В.В.Воскобовича, которые условно можно разделить на 8 блоков  (или серий).

 I. Серия «Логовкладыши» включает в себя игры «Логоформочки 3», «Логоформочки 5».  Игры отличаются количеством и размером деталей. Развивают мелкую моторику, интеллект, сенсорные и творческие способности. Игра «Логоформочки 5» состоит из частей эталонных фигур, включает подвижную линейку,  а сборник игр, предложенный автором, неуклонно поддерживает детский интерес.

 II. Серия «Цифроцирк»  объединяет  игры  «Фонарики», «Математические корзинки 5, 10» , «Счетовозик». «Математические корзинки» не только помогают закрепить знание цифр, количественный счет, а буквально  «на ощупь» освоить состав числа до 10.Оказывается,  сравнивать,  вычитать,  складывать, решать разные задачи можно с помощью шнура в игре “Счетовозик”.

 III. Серия « Чудо-Головоломки». Даже двухлетний ребенок научится собирать целые крестики, соты, цветики из частей, различать цвета и сравнивать размеры деталей. Для детей  постарше  предлагается огромное разнообразие схем (более 100): драконы, человечки, солдатики, насекомые и многое другое - занятие не на один день. Все это  можно найти в «Альбоме фигурок».

 IV. Серия «Золотые плоды».    

 Игра «Геоконт».  На фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые в сказке «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» называются «серебряными». На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов.  Создаются силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, по схеме-образцу и словесной модели. В результате игр с «Геоконтом» у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы, конструктивные умения, творчество.    Игра «Волшебная  восьмерка». Элементы этой игры  можно использовать по-разному: моделирование цифр, конструирование различных предметов, автоматизация звуков, заучивание стихов.  

 «Квадрат Воскобовича»  представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется. Квадрат может быть двухцветным и четырехцветным. Складываем фигуры по алгоритму, по образцу. Предназначен для развития у детей мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики и счетных навыков.    

V. Серия «Филькина грамота».

    Игра  «Шнур-затейник». В играх со  «Шнуром – затейником» развиваются и мелкая моторика, и психические процессы, идет подготовка к обучению чтению, формируются математические представления, пространственная ориентировка. Можно: « вышивать» буквы и слова, цифры, узоры,  проводить «графический диктант».     Игра  «Конструктор букв». Складывание букв из различных элементов конструктора, трансформация одной буквы в другую, замена модулей – все это помогает запомнить графический образ каждой буквы.  Элементы букв имеют свои интересные названия («клюшка», «уголок», «лапка»). Из элементов можно складывать забавные фигуры, несложные слова.  

 VI. Серия  «Шнур– грамотей» включает игры  «Снеговик», «Яблонька», «Ромашка», «Парусник». Игры выполнены из фанеры, на которой расположены буквы с кнопками - отверстиями. Шнурок может продеваться в кнопку, огибать ее или закручиваться вокруг нее. Пишем и читаем  с помощью шнура! На первом этапе учим буквы. Дети старшего возраста читают придуманные и «написанные» взрослыми слова, самостоятельно составляют и «пишут» смешные слова. А написать можно более 200 слов.    

 VII. Серия «ЧИТАЙКА» помогает педагогам решать ряд задач по обучению грамоте: • развивать  фонематический слух; • формировать навыки  различения звонких и глухих, твердых и мягких звуков; • формировать навыки звукового анализа и синтеза слов; • закреплять  навыки деления слов на слоги,  обучение слоговому чтению; • развивать навыки конструирования слов. Данная серия включает в себя пособия «Складушки», «Теремки Воскобовича», «Читайка на шариках», «Игровизор».    Игровое пособие «Cкладушки» предназначено для детей от 2 лет по обучению чтению  и состоит из картинок, стихов, песенок.  Каждая страница пособия содержит рисунок, смысловой стишок, который заканчивается песенкой слияния. Включен еще один этап обучения чтения – песенный.  «Теремки Воскобовича» - базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок - получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и  составляются в слова. Всего в комплекте 12 кубиков, 12 теремков - очень компактная, удобная конструкция. Большое и разнообразное количество игр с теремками привлекает внимание наших ребят.

  Игра «Читайка на шариках» предназначена для тренировки навыков чтения.  Ребенок загибает один уголок с буквами и составляет слово. Загибает другой уголок с буквами, составляет новое слово, отвечает на вопросы, выполняет задания. Таким образом, прочитывается 130 слов.   «Игровизор» - это блокнот из двух листов. Один - картон с изображением сетки. Второй - прозрачная пленка. Листы с заданиями подкладываются под лист пленки и ребенок пишет маркером. Пособие включает серию журналов для работы  «Лабиринты букв», «Лабиринты цифр», «Лабиринты предметов».  Главное достоинство комплекта - экономичность, пособие формирует у ребенка уверенность в своих силах  (ошибку быстро можно исправить).

  VIII. Коврограф  «Ларчик» - незаменимое пособие в коррекционнологопедической работе. Включает  полотно из ковролина,  разлинованное клетками 10Х10 см.,  комплект прозрачных букв и цифр, разноцветные липучки, держатели на липучках, цветные круги, разноцветные квадраты и т.д. Как может логопед использовать коврограф в  коррекционнологопедической работе?  Можно использовать на всех занятиях,  решать практически все коррекционные задачи. Логопед ставит коррекционную задачу,  подбирает  картинки  и ребенок работает с коврографом. Игры  В.В.Воскобовича дают простор для творчества не только детям, но и нам педагогам. Я использую коврограф «Ларчик» при формировании лексикограмматических средств языка, при автоматизации и дифференциации звуков, на занятиях по обучению грамоте.          Практически любая из предложенных игр может использоваться на логопедических занятиях.  Так, кораблик «Плюх-Плюх», предназначенный для детей 2-4 лет, я эффективно использую на занятиях для автоматизации звуков,  формированию слоговой структуры слов и даже при заучивании стихотворных текстов.     Игра « Черепашки»- это разновидность пирамидки для детей 2-3 лет. Но обратите внимание, сколько коррекционных задач можно решить  c помощью этой игрушки:  сравнение предметов, классификация, сериация предметов, использование как модели  для моделирования содержания текстов.       Элементы всех игр  «Фонарики», «Логоформочки», «Крестики», «Восьмерка», «Cоты» можно использовать при пересказе текстов,  а особенно продуктивно при составлении творческих рассказов. Алгоритм работы таков: определяем сюжет рассказа, выбираем элементы, раскладываем на листе бумаги, обводим, дорисовываем предметы и составляем рассказы. Заучивание стихотворных текстов  проводится аналогично.    Особое значение  в игровой технологии В.В. Воскобовича  отводится созданию предметно-развивающей среды в условиях группы. Она должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел

возможность заниматься любимым делом.  Игры В. В. Воскобовича прекрасно вписываются в развивающую среду нашей  логопедической группы. Своим многофункциональным применением и красочным видом они постоянно привлекают внимание детей, побуждая их к игре.      Игровая технология «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича очень популярна и используется во многих дошкольных учреждениях нашей страны. Разработана система интегрированных занятий по данной технологии, в помощь специалистам изданы пособия по учебно-игровой деятельности, организуются семинары.     Как показывает практика,  использование игровой технологии в коррекционном процессе в работе с дошкольниками с ТНР является эффективным средством преодоления речевых нарушений. Поэтому, своей задачей считаю продолжение работы по адаптации игр к коррекционной практике.

 

Литература:

 1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ  ( Конспекты занятий по      развивающим играм Воскобовича).- Воронеж, 2012.  2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в  старшей группе детского        сада. – Воронеж, 2009.  3. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе         детского сада.- Воронеж, 2009. 4. Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. -  СПб.,2000. 5. Столяр А.А. Давайте поиграем. - М., 1991.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ»

quot;ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ»СЛАЙД 2 Авторами технологии интенсивного развития интеллектуальных...

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

Для дошколят игра – учеба, игра – труд, игра - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.  Цель воспитателя - обогащать...

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры»

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительн...

Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича

Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича...

Опыт работы по использованию Технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Авторы: В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая.

Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую завис...