Методическая разработка по познавательному развитию для детей 6-7 лет на тему: «Путешествие в прошлое книги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Прослеживается историческая цепочка развития (появления) книги : первые рисунки- Древний мир, первые книги - Египет, появление бумаги- Китай, книгопечатание -Русь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Путешествие в прошлое книги201.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей 6-7 лет
Тема: «Путешествие в прошлое книги»
ОО «Познавательное развитие»

Воспитатель:

Шведова Елена Игоревна

Санкт-Петербург
2019

Цель: познакомить детей с основными историческими фрагментами появления книги.

Задачи:

Образовательные

  • Дать представления о первых письменных материалах: рисунки на камне, наскальные рисунки, глиняные дощечки, бумага.
  • Познакомить с  понятиями  книгопечатание.

Развивающие

  • Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей путем исследования свойств материалов (камень, песок, глина); развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, размышлять.
  • Продолжать совершенствовать устную речь, побуждая к активному общению, умение детей обоснованно отвечать на вопросы, умение поддерживать беседу.
  • Обогащать словарный запас детей за счет слов: древний мир, высекать, наскальные, сыпучий, иероглифы,  книгопечатание.
  • Закреплять умение употреблять и согласовывать существительные с прилагательными.
  • Развивать координацию движений, мелкую моторику.

Воспитательные

  • Воспитывать любознательность, доброжелательность, взаимопомощь.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание довести ее до конца, желание работать в коллективе.

Оборудование, используемый методический инструментарий: проектор, 2 мольберта,  презентация «Прошлое книги», пещера, иллюстрации, камень, лейка, влажные салфетки, песок, глина, палочки, одноразовые тарелки, печатки-буквы, палитра.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, двигательная, коммуникативная.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, работа в малых подгруппах, экспериментирование, моделирование.

Методы и приемы: словесный, наглядный, ИКТ, игровой.

Ход:

Б: Здравствуйте, ребята.
Вы ребята проходите,
На гостей вы посмотрите,
Громко здравствуйте, скажите.
А меня узнали вы?

Б: Мне Мальвина говорила,
НЕ УЗНАЕТЕ меня.
Значит,  любите, наверно,
Сказки вы читать?
Б: …………….УРА!

ПОМОГИТЕ, мне ребята,
Быстро выполнить Урок.

Задала мне тут Мальвина,
Все про книги разузнать.
Расскажите, что за ТАЙНЫ
книги разные хранят?

ДЛЯ ЧЕГО, ребята, книги?

Б: Получается ИЗ КНИГ?
можно обо всем узнать?

Б: КАК ЖЕ книга появилась,
Надо ТАЙНУ разгадать.
КТО поможет, КТО со мной?

Б: Раз, два, три,
На очаг ты посмотри
Он волшебный, не горячий.
Знаем мы его секрет!

Очаг поможет нам попасть в прошлое и узнать, как появилась книга.

Друг за дружкою ступаем,
Тайну Книги разгадаем.
 (Буратино с детьми проходит через очаг под музыкальное сопровождение «Волшебная Дверь» из К\Ф «Приключения Буратино»).
Б: Место с другом ты займи, но в пещеру не ходи (рассаживаемся у пещеры).
Ребята, где мы?

Б: Мы оказались в древнем мире, у пещеры древнего человека.
 Почему так много рисунков в пещере?


Б: С помощью чего мы с вами разговариваем?
Древний человек говорить не мог, он издавал лишь отрывистые звуки.
Первобытные люди придумали общаться с помощью рисунков.
Сначала рисовали угольками от костра (показываю камень с рисунком),
а вот почему стали ВЫСЕКАТЬ или царапать камнем по стенам пещеры, вы сейчас догадаетесь сами.
Я дождик, дождик, дождик (Буратино балуется, поливает камень водой из лейки).
Ой,  Что произошло?
(показываю детям камень)
Б: Почему древние люди стали высекать свои рисунки, догадались?
Б: Уголь смывался дождем, а  если нацарапать камнем, то точно рисунок останется на месте.
Мы разгадали одну из тайн. С чего началось появление книги?
Все началось с рисунков в Древнем мире.

Б: Друг за дружкою ступаем, ТАЙНУ дальше разгадаем. (Под муз. сопровождение проходим через очаг)
За черту не заходи,
На экран ты посмотри.
(встаем перед экраном)

D:\ПУтешествие в прошлое книги\Картинки египет\пирамиды.jpg

Б: Ух, ты… как много песка. Где мы?    
Египтяне предлагают нам разгадать, какой материал они использовали  для своей первой книги.


Друг за дружкою идем,
Сядем ровно за столом.
 ( Проходим и садимся за столы)

Б:  Чтобы, что-то разгадать, пальцы нужно нам размять.
Приготовили, пальчики, спинки ровные:

Пальчиковая гимнастика.
Чтобы тайну разгадать, нужно пальцы разминать (сжимаем кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять (каждый пальчик касается другого пальчика на противоположной руке)
Будем книгу мы писать! (показываем две ладошки рядом друг с другом)
В ней напишем обо всём, (кулачок, ладошка в рифму со словами)
Что мы любим? Как живём? (кулачок, ладошка в рифму со словами)

Спинки ровно, и нарисуйте… что-нибудь небольшое.

Б: (имя ребенка) у тебя получилось? (имя ребенка) твое изображение видно?
Б: Положите палочки.  
Представим, что мы понесли  показать свой рисунок друзьям.
Нам пришлось бежать - бег сидя.
Прибежали, но  тарелочка наша двигалась вместе с нами.
Не отрывая, тарелочки от стола подвигайте ее чуть-чуть, слегка.  
(Имя ребенка) что стало с твоим рисунком? А у тебя (имя ребенка)?
Б: Почему так произошло?

Б:  Ребята, песок какой?
Можно ли с помощью песка сохранить рисунок.
Проверяем  глину.  Спинки ровно.
Рисуем что-нибудь небольшое.
(Имя ребенка) у тебя получилось? А у (имя ребенка)?
Положите палочки.
Снова мы побежали показать наши рисунки  (бег сидя).
Прибежали. Подвигали доски.
Что стало с твоим (имя ребенка) рисунком?
А у тебя (имя ребенка) рисунок сохранился?
Б: Подходит глина для создания книги?
Б: Люди Египта тоже решили, что очень удобно писать на глине.
Как вы думаете, как называли дощечки из глины.
Разгадали мы еще одну тайну,  про…какие дощечки?

Друг за дружкою ступаем,
Тайну дальше разгадаем
 
(под муз. сопровождение проходим через очаг)
За черту не заходи,
На экран ты посмотри,

Дети какой страны нас встречают?

Б: Это Китай. Китайцы первые,
кто научился изготавливать бумагу,
и поделились ее секретом с нами.

C:\Users\Елена\Desktop\IMG_20191006_202801.jpg   
Какое-то послание?
Не знаете  что это, и что здесь написано?

Б: Пишут китайцы иероглифами.
 Иероглифы. Это символы, которые обозначают целые слова.
Здесь написано слово -  гимнастика.
Китайцы следят своим здоровьем.
И нам напоминают, что пора размяться.
На полянку выходи,
Иероглиф  ты найди,
На него ты встань, замри.

 (Звучит китайская музыка)

Ф/М (корригирующая гимнастика)
Сначала мы
поприветствуем солнце.
В Китае очень любят
зонтики
Станем
деревьями - стройными,
В Китае очень любят чай, превращаемся в
чайнички.
Ребята, у нас чай горячий, его надо
остудить.

Б:  Как замечательно мы провели время в Китае.  О какой тайне (секрете) мы узнали в Китае?
Но нам надо возвращаться домой, чтобы успеть узнать последнюю тайну
Друг за дружкою ступаем,
Тайны ВСЕ мы разузнаем
 (под муз. сопровождение проходим через очаг с обратной стороны)

Б: Вот мы и дома. В какой стране мы живем?

Во времена, когда были  деревянные города,  когда славились богатыри своей силой (иллюстрации ),  именно в те давние времена, нашу страну называли – Русь. Тогда и появились печатные буквы (показываю деревянные буквы).
Буквы вырезали из дерева, наносили краску и прижимали к листу бумаги.
Появилось книгопечатание.
Ребята хотите попробовать стать книгопечатниками?
Б: Подойдем к столу (большой стол, дети не садятся).
Возьмите страничку, любую букву, прижмите к цветной палитре и отпечатайте.
Работа детей.
 Возьмите ваши странички, покажите мне.
Много разных букв вы напечатали. Кем вы сейчас были?

Б: Если вы соедините ваши странички с буквами. Какая  Книга   у вас получиться? Как вы ее назовете?

Раздается телефонный звонок от Мальвины.
М: Здравствуй, Буратино. Ты  выполнил задание?
Б: Да,  я с ребятами путешествовал…
М: Ты путешествовал с ребятами. Расскажите, как появилась книга?
Б: Ребята, вспомните первую тайну, с какими рисунками вы познакомились и где? В какой стране вы изготовили глиняные дощечки? Каким секретом поделились Китайцы?
Кем вы были, когда печатали книги?

М: Какие вы молодцы!!! До свидания.
Б: До свидания, Мальвина.
Б: Ребята, спасибо, что помогли узнать, как появилась  книга?
(немного грустно): нам пора прощаться. Мне с вами было интересно (озорной тон). А вам?
прощаемся с гостями.
 До новых встреч.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Путешествие на Луну» в рамках открытого показа на методическом объединении №1 Тема МО: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  "Путешествие на Луну".  Вид деятельности: опытно-экспериментальная...

Методическая разработка по познавательному развитию во 2 младшей группе на тему "Свойства воды"

Цель: способствовать развитию у детей знаний о природе, любознательности, через экспериментальную деятельность.Задачи:Образовательные:·        продолжать формировать...

Методическая разработка по познавательному развитию для детей 4-5 лет на тему: «В царстве льда»

Методическая разработка по познавательному развитию для  детей 4-5 лет на тему: «В царстве льда». Конспект урока...

Методическая разработка по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: "Живые и неживые предметы"

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Живые и неживые предметы».Цель: Обобщить знания де...

Методическая разработка по познавательному развитию в первой младшей группе по теме: «День Победы»

Данная методическая разработка поможет воспитателю в первой младшей группе познакомить малышей с важным праздником - Днём Победы....