Консультация «Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников»
консультация

Селезнёва Наталья Викторовна

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные детиживут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение              Киселевского городского округа

детский сад № 61 комбинированного вида

Консультация

«Педагогическая технология

«Дети – волонтеры»

как средство эффективной социализации дошкольников»

Выполнила:

 Селезнёва Наталья Викторовна

(Старший воспитатель)

«Педагогическая технология «Дети – волонтеры»

как средство эффективной социализации дошкольников»

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные детиживут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

В детских садах педагоги реализуют технологиюэффективной социализации «Дети- волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагогипомогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.

Волонтерство- это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры» следующие:

1) развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;

2) развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении

младших детей;

3) создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой

деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показуи рассказу воспитателя.

Для организации и реализации данной технологии необходимо специально в режимных моментах предоставлять старшим детям возможность помочь или научитьмладших детей. Например, дети подготовительной к школе группы (по просьбевоспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу инаучить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести непосредственную образовательную деятельность у малышей,помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.

Опыт внедрения технологии «Дети-волонтёры» показал, что самый простой способорганизации разновозрастного общения – проведение еженедельных «Клубных часов» напрогулке, ведь для этого не нужно особенных условий, только желание самогопедагогического коллектива. Старшие дошкольники же всегда готовы пойти на площадкук малышам.

Однако, большинство воспитателей (до 80 % от числа опрошенных) не считают организацию и проведение этойтехнологии своей первостепенной задачей, ссылаясь на недостаток времени и неумениеэто делать. А главное – они не видят, в чём могут быть преимущества данного подхода.

Таким педагогам важно доказать, что неумение детей старшего дошкольного возрастаиграть в сюжетно-ролевые игры кроется, прежде всего, в отсутствии у дошкольникаразновозрастного общения, в том, что им не был передан игровой опыт.

И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реальноотвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов испециалистов дошкольного учреждения.

При реализации данной технологии взаимодействие детей проявлялось в различных совместных действиях:

- дети учились решать спорные вопросы и улаживать конфликты

- в процессе игры происходил обмен опытом и эмоциональное общение детей;

- были отмечены дружеские отношения между детьми разного возраста, уважительное отношение к окружающим;

- дети-волонтёры проявляли инициативу в заботе о младших, а малыши с благодарностью относились к помощи и знакам внимания;

- у детей появился опыт вежливого выражения своих просьб, чаще зазвучали слова благодарности;

- у младших детей было замечено увеличение словарного запаса, что позволило им самостоятельно находить различные пути общения со старшими детьми;

- многие дети стали пользоваться правом самостоятельного выбора, которого так не хватает им в повседневной жизни;

- дети - волонтёры активно помогали младшим во всех режимных моментах. Тем самым они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными, к чему в норме многие стремятся в возрасте 6-7 лет, но как правило не получают такого опыта;

- педагоги поощряли попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Для этого проводились «Круги рефлексии», с помощью которых каждый ребёнок-волонтёр мог высказать мнение, ответить на вопросы психолога.

Очевидно, что дети, участвуя в подобных видах деятельности, приобретают жизненный опыт и переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции, что способствует их успешной социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Дети - волонтеры" как средство эффективной социализации дошкольников

Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации детей – дошкольников...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников.

Данная статья посвящена вопросу технологии «Дети – волонтеры».. В статье рассматривается вопрос о роли организации  волонтёрского движения в ДОУ.  Статья раскрывает со...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

Наблюдая за дошкольниками, в ходе образовательной и самостоятельной деятельности, мы обратили внимание на такие негативные качества как: отчуждённость, замкнутость, вспыльчивость, агрессивность. ...

Педагогическая технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников в разновозрастных группах ДОО.

Волонтерство — это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориент...

Статья на тему: "Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников"

    Социализация — это процесс получения ребенком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Сегодняшние дошкольники живут и развиваются в совершенно новых соци...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников...