Особенности развития осязания и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
статья

Буксман Анастасия Николаевна

В статье описываются разные игры на развитие мелкой моторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития осязания и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум

ребенка находится на кончиках его пальцев».

Как нам всем известно, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают импульсы  в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных  точек,  массируя  которые  можно  воздействовать  на  внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как

результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук,

но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

У  детей  при  ряде  речевых  нарушений  отмечается  выраженная  в  разной

степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений

пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

В своей работе с детьми мы  используем  различные игры и массажи.

Выполняя  различные  пальчиковые  упражнения  кисти  рук,  приобретают  хорошую  подвижность,  гибкость,  исчезает  скованность  движений. Наряду  с традиционными играми, такими как:

Игры с мелким материалом:

- Игры с мозаикой  «Разноцветная мозаика»

Детям предлагается мозаика, а к ней картинки (репка, рыбка, зонт, солнце, елка и тд.) в которой нужно достроить недостающий предмет (лучики, украсить игрушками  елку, хвост и тд.) Игра очень заинтересовывает детей, также в этой игре можно делать усложнение добавлять других персонажей.

- Игры с конструктором Лего Duplo «Лего–загадки»

Детям предлагается конструктор Лего  Duplo , дети очень любят в него играть. Игр  можно придумать много, но мы  чаше всего  играем в игру «Лего–загадки».

Для начала взрослый строит из Лего Duplo персонажа с узнаваемыми деталями или ситуацию, с которой ребенок хорошо знаком. Ребенок  должен угадать. Потом можно поменяться местами. Некоторым детям  больше нравится загадывать загадки, чем их отгадывать.

- игры с пуговицами, бусинами.

- игры с кубиками  – выложи по образцу дом, машину и тд.

Кубики Никитиной «Сложи узор»

Детям предлагаются кубики, дается образец для выполнения, дети могут выполнять, как по образцу, так  и по замыслу. Но чаще всего детям нравится выкладывать кубики по замыслу, придумывают сюжет, берут игрушки из киндер сюрприза и обыгрывают, следом могут менять сюжет.

- игры с пуговицами, бусинами и др.

Развитие графической моторики:

- рисование по трафарету;

- рисование по фигурным линейкам;

- различная штриховка.

Игры по теме недели: «Овощи и фрукты»,  «Грузовой – легковой - специальный транспорт», «Посуда», «Основные геометрические фигуры» - дети  ищут предметы различной формы, величины, и фактуры вследствие чего позволяет максимально активизировать пальцевой гнозис, развить тактильные ощущения.

В процессе игровых заданий дети получают следующие навыки:

- совершенствуют  общую  и  мелкую  моторику,  тактильный  и  зрительный

анализаторы,  умение  классифицировать  по  заданному  принципу,  выполнять движения рукой в заданном направлении;

- работают над темпом выполнения задания, усидчивостью и аккуратностью,

над развитием устойчивого внимания и воображения;

- развивают зрительно - моторные координации, дифференциацию лево - право, вперед - назад,  произвольность  психических  процессов, умение выполнять задание по схеме и по описанию на слух;

- закрепляют знания о свойствах разных материалов, углубляют понятия о цвете, величине, толщине;

- корректируют зеркальное письмо в изображениях различной конфигурации,

каналы восприятия.

В своей коррекционной работе мы широко используем различные виды массажа и пальчиковые игры.

Развивающий массаж и пальчиковые игры:

-самомассаж  кистей  и  пальцев  рук с  помощью  су-джока.

Предлагаем игру, в которую дети очень любят играть

«Нанизывание бусин»

Нам понадобится: лоток, веревка, бусы из разноцветных трубочек.

Ребенку предлагается собрать разноцветные бусы, но по ходу можно усложнять, предложить детям собрать только желтые, красные и тд., чередовать синюю и желтую и тд. Иногда дети предлагают собирать бусы на скорость.

Литература

1.  «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа  дошкольного образования». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

2. Мясникова Л.В. Развития  осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения [Текст]: Мясникова Л.В – Саратов 2006- 19 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Данный материал поможет логопедам, родителям, специалистам, работающими с детьми данной категории. Материал апробирован и одобрен...

Развитие координации и мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие координации и мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте инт...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.                   От пальцев, образно говоря,...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи».

Речевая активность у детей неразрывно связана с развитием мелкой моторики, поэтому логопеды и психологи не устают повторять о том, как важн...

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Лепка из пластилина – одно из самых любимых занятий дошкольников. Сколько можно сделать интересного из яркого, мягкого, послушного материала! Ребенок чувствует себя настоящим волшебником, способ...