Главные вкладки

    Опыт работы по направлению «Активизация словаря старших дошкольников»
    материал (подготовительная группа)

    Блохина Светлана Владимировна

    Опыт работы по направлению «Активизация словаря старших дошкольников»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл aktivizatsiya_slovarya_starshih_doshkolnikov.docx33.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы.

    Тема: «Активизация словарного запаса

    старших  дошкольников »

    Актуальность

    Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса.

    Сегодня вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Медицинская статистика подтверждает, каждый второй ребёнок нуждается в коррекции развития речи. Причин, появления такого количества нарушений  в развитии речи много, что   создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковойкатастрофы.

    Актуальность выбранной мною темы  подтверждает ФГОСДО, одним из целевых ориентиров которого на этапе завершения  дошкольного  образования  является «владение  устной речью, умение выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний».

    Одним из  эффективных  средств активизации словаря   являются дидактические игры. Именно они:

    - закрепляют и уточняют словарь,

    - упражняют в составлении связных высказываний,

    -  развивают объяснительную речь.

    - помогают развитию как видовых, так и родовых понятий,

    - помогают освоению слов в их обобщённых значениях.

    - ставит  ребенка в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.

    Я уверена в том, что уже в детском саду  в результате целенаправленной работы у детей может быть  сформировать необходимый словарный запас.

    Теоретическое обоснование

    Опираясь на содержание  образовательной программы, где прописано, что    необходимо  пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены,  работая в данном направлении,  я использовала   литературу таких авторов как:

    - Н.А. Гвоздев, В.В. Гербова , М.И. Запорожец , Н.С. Жукова, которые

     занимались  проблемой развития речи;

    - исследованием эффективности дидактических игр в воспитании и обучении детей  занимались  педагоги Л. А Венгер, А. П. Усова, Е.И. Удальцова, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко;

    -  большое количество дидактических игр было разработано  Е. И. Тихеевой. Именно их я использовала в своей работе;

    - статьи журналов, интернет сообщество.

    Проработав литературу, я  пришла к выводу, что данная работа вызывает у меня  интерес и просто необходима в работе с детьми.

    Цели и  задачи

    Проанализировав литературу, я определила цель своей работы:

    создание условий для обогащения словаря детей дошкольного возраста через дидактические игры.

    Задачи:

    1.Расширять представления детей об окружающем мире, других людях, о

    себе и о своей деятельности

    2. Обогатить словарь за счет перехода пассивного словаря  в активный

    3.Продолжать формировать навыки речевого общения.

             Для выявления особенностей развития словаря  речи детей, я провела педагогическую диагностику. Для этого я использовала наблюдение за свободным общением детей в разных видах деятельности, организовывала проблемные и диагностические ситуации.

    В результате диагностики я отметила, что  из 30 обследуемых детей только 9 не испытывали  затруднений:

    -  при рассматривании предмета и егоописании;

    - в выражении  грамотно своих мыслей;

    - в подборе  и употреблении прилагательных, глаголов и наречий;

    -в составлении связных высказываний и употреблении объяснительной  речи.

    Выше перечисленные особенности развития речи детей подтверждают необходимость проведения  систематичной  работы, направленной на развитие словаря  детей.

    Первым этапом моей работы было   обогащение группового уголка уголок «Язычок», в который вошли:

    Дидактический материал, направленный на развитие

    1. Артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы)
    2. Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
    3. Пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
    4. Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков);
    5. Игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
    6. Игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.
    7. Картотеки:
    • дидактических игр речевых, загадок, пословиц, поговорок;
    •  пальчиковых игр;
    • артикуляционной гимнастики;
    • дыхательной гимнастики.
    1. Альбом с фотографиями детей  «Как я провел лето», «Насекомые», созданные  детьми совместно с родителями»

    9. «Сундучок» мини-игрушек;

    10.  Дидактическое пособие «Чудесный мешочек»;

            11.  Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

    1. Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия».

    1. Дидактические игры на формирование словаря,  связной речи.

    Рядом с уголком находится  книжный уголок, в котором:

    - книги, по какой либо тематике

     - открытки для рассматривания;

    - портреты писателей в соответствии с программой.

    Я  разбила предстоящую работу с детьми  на этапы основных задач, а именно:

    1. Обогащение словаря
    2. Закрепление и уточнение словаря.
    3. Закрепление и уточнение словаря.

    Обогащение словаря

    Эту задачу я  осуществляла  за счет накоплениязнаменательных слов. Например: Как ребенок узнавал  о новом предмете.

    Для этого я и направляю мышление ребенка на то, чтобы он усвоил особенности этого предмета по определенным признакам: (цвет, форма, величина, вкус…..)

    Для работы с детьми я использовала:

    -игры - задания  «Кто это, что это?», «Исправь Незнайку», «Закончи мое предложение», «Почемучка», «Из чего сделаны предметы?» (дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло) какой предмет по форме, какого размера, цвета.

    - задания на классификацию, группировку по родовому признаку по различным лексическим темам:  «Разложи картинки и выбери домашних животных», «Найди отличия» (бурый и белый медведь) и т. д.

    - Работая над антонимами использовала дидактическую игру «Скажи наоборот». Дети  сопоставляли  предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу.

    - Для обогащения речи  прилагательными проводила упражнение «Это что?» (круглое, румяное, сладкое – что это?), «Что может быть широким? Что может быть узким?» «Кто больше вспомнит и назовет частей предмета?» а также речевые упражнения «Сахар сладкий, а лимон ….»

    - Для закрепления обобщающий понятий проводила игру «Четвертый лишний», «Подбери красивое слово, к слову кошечка» (пушистая, веселая, быстрая, умная) Приучала детей дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная).

    - Особенно уделяла внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, эпитетами, сравнениями.

     Игра «Объяснялки» - объясни, что это такое? (Водопад – вода падает с горы).

    - Знакомила и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка и т.д.)

    Задачи по формированию словаря включала в различные виды  непосредственно образовательной деятельности: по познанию  и  художественному творчеству. (Например, темы: «Обувь»,составление рассказа: «Мой друг», рисование: «Сказочный лес»).

    2.Следующее направление работы с детьми это- закрепление и уточнение словаря:

    На этом этапе:

    - осваивали  обобщающее значение слов и в их запоминание. Это закреплениетрудных  для детей: собирательных существительных, отвлеченных  существительных, числительные, относительные прилагательные, а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении.Для этого использовалась  игра «Что ползает, летает, идет, едет?», «Кто у кого» ,  «Что не так?»,  «Помоги детёнышам найти свою маму».

    - повторяли  и закрепляли слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия;

    - упражнялись в словоизменении и словообразовании. Эти задания    помогали  научится точно  подбирать  правильные слова: Как называется суп из фасоли? (фасолевый) «Чья голова, чей хвост?» (коровья, коровий).

    -  многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка — принадлежность для письма, ручка — фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.

    3.Активизация словаря — важнейшая задача словарной работы.

    - В процессе этой работы:

     - побуждала детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Например «Литературное лото» ведущий называет литературного героя, а второй игрок дает ему характеристику

    -  работали  над синонимами, которые  помогает понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексического богатства. Это игры…..-  работали над  антонимами, в процессе  заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине, свойствам и т. д. Игры……

    Работа с родителями

    Понимая, что работа, проводимая мною с детьми в детском саду должна продолжаться в условиях семьи, я провела ряд мероприятий для родителей.

    Через следующие формы работы:

    - Родительское собрание «  «

    - анкетирование «Речевое развитие ребенка».

     Консультации:

    - «Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»;

    - «Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для обогащения словаря детей».

    - «Речевые игры по дороге в детский сад».

    - «Словарик» по лексическим темам.

    Так же мною  проводила индивидуальные беседы с родителями конкретных детей необходимости обращать внимание на речь детей, словарный запас.

    Итоги

    Работа, проведённая с детьми, позволила увидеть:

    - обогатился словарь детей за счёт перехода пассивного в активный, подбора синонимов, антонимов, омонимов.

    - сформировались  видовые (названия отдельных предметов), родовые(фрукты, транспорт…) и отвлечённые (добро, красота…),  обобщающие понятия с их последующей дифференциацией(транспорт наземный, воздушный…);

    - детям стало легче  объяснять лексическое значение слов, их многозначность, осмысливать образные выражения и фразеологические обороты.

    - расширяющийся словарный запас: дети стали активизировать в самостоятельных высказываниях.

    -Обогатились представления о мире.

    Транслируемость

    Данный опыт опубликован на страничкеNCработников образования,

    А также  был представлен коллегам  в ДОУ на педагогическом совете.

    Перспектива:

    Продолжать создавать и совершенствовать условия для обогащения

    словаря детей с помощью дидактических игр с детьми подготовительной к школе группы.

    Литература

    1..  А.М.Бородич«Методика развития речи детей»;

    2.  В.В. Гербова  «Развитие речи в детском саду» (младшая группа), 2014 г.

    3. В.В. Гербова  «Развитие речи в детском саду» (средняя группа), 2014 г

    4. «Примерная  образовательная программа дошкольного образования

    «От рождения до школы»/ под ред.  Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, 2015 г.;

    5.  «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. О. С. Ушаковой, 2002г.

    6.   «Развитие речи детей дошкольного возраста»/ под ред. Ф. А. Сохина, 1984г.

    7. «Скажи по-другому» (речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии)/ под ред. О.С. Ушаковой .

    8.Тихеева Е.И. «Развитие речи детей».

    9.  Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методики обследования развития речи дошкольников».

    10.Ушакова О.С.  «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду».

    11.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. «Методика развития речи детей дошкольного возраста ».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Словесно-дидактические игры для активизации словаря старших дошкольников

    Подборка словесно-дидактических игр, используемых как средство активизации словаря старших дошкольников антонимами и синонимами....

    Опыт работы "Формирование социального поведения у старших дошкольников"

    Формирование социально-адаптивного поведения у старших дошкольников в процессе коррекционно-педагогической работы в группе компенсирующей наравленности....

    Опыт работы: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников».

    В своем опыте я обучаю детей правилам правильного поведения дошкольников на улице, дома, в природе. Это работа не одного дня,  она должна быть систематичной. Важное требование: детям не достаточн...

    Опыт работы "Активизация словаря старших дошкольников с ОНР III уровня"

    Опыт работы на тему "Активизация словарного запаса старших дошкольников с ОНР III уровня" был опробован на практике и по результатам диагностики признан успешным. Может быть пелезен логопедам и воспит...

    Опыт работы "Развитие творческих способностей у старших дошкольников через театрализованную деятельность"

    Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому, как и многие педагоги, я стала искать  нетрадиционные пути во взаимодействи...

    Опыт работы: "Развитие вокально-певческих навыков старших дошкольников."

    Процесс пения помогает ребенку не только приобрести определенные навыки в развитии голоса, но и способствует формированию в целом личности, умения выражать себя; развитию его музыкального вкуса; содей...

    Опыт работы по теме "Патриотическое воспитание старших дошкольников"

    С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-кул...