Консультация для родителей "Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к живой природе"
консультация (средняя группа)

Стаканова Лилия Игоревна

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiyamicrosoft_office_word.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к живой природе

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Сегодня – экология, не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение.  Необходимо помнить, что небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу, дыхание растений, шелест травы, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними.  Мы, взрослые, понимаем живое исходя опыта собственных ощущений, и в этом залог «родства» со всем, что существует на земле. Поэтому, когда мы хотим объяснить ребенку, что стоит за словами «беречь природу», мы тоже должны обращаться к его опыту. А как он действительно понимает? Охранять – это значит ходить с ружьем вокруг чего-то и отгонять злодеев. Это может и происходит в действительности на территории каких-нибудь заповедников, но к ребенку прямого отношения не имеет, и лично ребенка это ни к чему не обязывает. Зато детям понятно, что означает «обижать» и что значит «делать больно». Живому нельзя делать больно.    С этого и начинается бережное отношение к природе. И начинается оно со слова «не». «Не хватай!». «Не ломай!». «Не дави!». Но ребенок должен иметь альтернативу – если этого делать нельзя, то, что можно? Поэтому в работе с дошкольниками мы вводим правила поведения в природе и обозначаем это тремя видами карточек (знаков): запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, их можно нюхать, любоваться ими; жуков собирать, топтать нельзя, но можно за ними наблюдать) и рекомендательных (нужно поливать цветы, вешать кормушки, кормить птиц…)

Очень важно научить детей наблюдать! Наша задача – научить ребенка не хватать живое руками, а наблюдать, что происходит, это и есть важнейший шаг к развитию экологической культуры.

На территории нашего детского сада сохранены зеленые островки, которые мы стараемся сохранить и пополнить новыми насаждениями. На участке детского сада много деревьев  (березы, кусты сирени). Благодаря этому наши дети ежедневно на прогулках могут наблюдать за птицами (воробьи, сороки, вороны, снегири и даже прилетает дятел). Дети изучают, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц. На участке уже много лет дети наблюдают за белками, которые каждый раз удивляют ребят своими головокружительными прыжками с дерева на дерево. Надеемся, что скоро мы сможем кормить их с руки.  Дети узнают и выполняют основное правило наблюдения. Оно гласит так: хочешь рассмотреть птицу (белку), узнать о ее повадках – научись вести себя тихо, не кричи, не делай резких движений, не подходи близко! Благодаря этому время наблюдения увеличивается.

Ежегодно нужно проводить экологические акции «Помоги дереву», закладывать глиной или пластилином места слома веток – ранки. Дети знают, что если ранку не замазать, в нее попадут микробы, дерево заболеет, начнет сохнуть. Проводить рыхление почвы вокруг деревьев и кустов, что бы им легче дышалось, готовить кустарники к зиме, подвязывать ветки. Каждую зиму проводить акцию «Птичья столовая». Собирать крупу, делать кормушки. Конкурс семейного творчества «Птичья кормушка» (на самую оригинальную кормушку) стал традиционным..

Предметно-развивающая среда обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности. В группах оборудован экологический центр, который разбит на зоны: «научная лаборатория», уголок познавательной деятельности. В лаборатории дети превращаются в ученых, проводящих опыты, эксперименты, наблюдения. В уголке познавательной деятельности можно собрать экологические игры: – «Найди дерево по листочку», «Что будет, если…», «Что хорошо, что плохо», «Времена года». Модели, энциклопедии, календари погоды, альбомы – «Домашние животные и дикие звери», «Времена года», «Мои домашние любимцы», «Дары осени», «Что растет в лесу».

Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети проверяют в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное — познавательное и игровое — занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, чувстве радости, восторге, эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, действенной готовности детей участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому приобщать детей к богатому и разнообразному миру природы необходимо, прежде всего, через их чувства, затрагивая сердце и душу ребенка.

Чтобы воздействовать на чувства детей, очень действенным методом может оказаться ведение «Книги правил поведения в лесу и на водоемах», благодаря которой дети учатся сопереживать животным и растениям, ухаживать за ними и стараться выполнять правила поведения в природе, чтобы не причинять боль живому.

Что бы пробудить в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах, можно вести «Панораму добрых дел» и регулярно с ней работать. Это - информационный стенд, в котором фиксировались и прослеживались любые хорошие проявления детей по отношению к природе.

Ожидаемые результаты:

Продолжается развитие личности неравнодушной с эмоционально-целостным эстетическим отношением к миру.

Формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Приходит понимание необходимости бережного отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Наша цель – научить искать и находить новое в уже известном. Одна из главных нравственных задач – воспитывать любовь к Родине, а значит, и бережное отношение к ее природе. Мы достигнем этого, если научим детей наслаждаться пейзажами родных мест.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать. Должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей; понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей. Все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Воспитание бережного отношения детей раннего возраста к живой природе» (Для воспитателей младших групп)

Воспитание бережного отношения детей раннего возраста к живой природе. Актуальность работы: выбранная тема, на мой взгляд, как никогда актуальна в наше время, когда пагубное воздействие человека ...

Модель экологического содержания как средство формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о живой природе

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка.  Начинается  он  с  чувственного  восприятия.  Однако некоторые явления  природы  невозможно  воспри...

Воспитание гуманного отношения детей дошкольного возраста к живому и окружающему миру

Каждый человек с детства взаимодействует с окружающим его миром, это взаимодействие складывается из общения ребёнка со взрослыми, в ходе которого происходит преобразование деятельности через введение ...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе»

Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его...

ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАНИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К МИРУ ПРИРОДЫ " МИР НА ЛАДОШКЕ"

Программа по воспитанию и формированию ценностного отношения детей дошкольного возраста к миру природы "МИР НА ЛАДОШКЕ"...

Консультация для родителей «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе»

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна. Из-за наблюдаемых в последнее время среди молодежи жестокости, повышенной агрессивности, имеющих свои истоки в раннем и дош...

Консультация для родителей "Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе ДОУ"

Консультация для родителей "Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе ДОУ"...