Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе.«Чудеса магнита или спешим на помощь Фиксикам»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Хлюпина Ирина Викторовна

 Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Чудеса магнита или спешим на помощь Фиксикам». Проводя с детьми данное занятие, мы  формируем у детей умения приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. Расширяем знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, сыпучие вещества, воду).

Пополняем словарь детей терминами«магнетизм»«полюса магнита». Развиваем умение составлять рассказ о магните, используя карточки-символы. Развиваем активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности. Развиваем свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности. Формируем навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов. Воспитываем инициативность, самостоятельность, любознательность, навыки сотрудничества, взаимопомощи. Способствуем созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Воспитываем аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызываем радость открытий, полученных из опытов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_magnitami.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе.

Тема«Чудеса магнита или спешим на помощь Фиксикам».

                                                                        Воспитатель: Хлюпина И.В.

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать умения приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, сыпучие вещества, воду).

3. Пополнить словарь детей терминами«магнетизм»«полюса магнита».

Развивающие

1. Развивать умение составлять рассказ о магните, используя карточки-символы.

2. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

3. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

2. Воспитывать инициативность, самостоятельность, любознательность, навыки сотрудничества, взаимопомощи.

3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

4. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов.

Оборудование: аудиозапись мелодии из м. ф. "Фиксики", телефон. Белые шапочки для лаборатории. Крупный магнит. Закрывающийся сундучок с ключом. Органайзеры с предметами из разных материалов в т. ч. металлических, магниты, стеклянные стаканы, разнообразные ключи, контейнеры с сыпучими веществами (манка, мука, сахар и т. п, подносы, картинки-символы, мольберт, магниты для поощрения.)

Ход:

Звучит музыка из мультипликационного фильма «Фиксики». Дети проходит на стульчики, стоящие полукругом.

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня на занятии мы узнаем с вами много нового и интересного.

Звонит телефон. Извините, ребята. Срочный звонок. Алло! Да, это подготовительная группа. А с кем я разговариваю? Ребята, это Симка из любимого нами мультфильма. Здравствуй, Симка. У тебя что-то произошло? (Внимательно слушает и комментирует). Ребята, Симке очень нужна ваша помощь! Дело в том, что Симка и Нолик чинили компьютер.  Нужные болтики и гаички лежат в красивом сундучке. А Нолик нечаянно  его захлопнул.  Всё бы ничего, да озорная  Кусачка подхватила ключик от сундучка и куда-то его припрятала. Симка очень просит вас, ребята, отыскать ключик. Ну, что, откликнемся на просьбу Симки? Да, да, да, Симка, мы непременно найдём пропажу. Что? Что-что? (трясёт трубку) Ну вот, отключился телефон. Знаете, друзья, Симка сказала, что отыскать ключик нам поможет чудесный камень, который лежит в волшебном ящике в нашей с вами лаборатории. Ребята, вы хотите узнать, что это за чудо-камень?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Тогда послушайте  легенду.

(Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле).


В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает... Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за волшебство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.

- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

Ответы детей

(Магнитная гора)

- Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы?

Ответы детей

(Снял доспехи, сделанные из металла, железа…)

- Правильно! Магнит обладает уникальной способностью притягивать к себе металлические предметы. И чтобы проверить так ли это, я приглашаю вас и наших гостей отправиться в волшебный мир опытов и экспериментов с этим удивительным камнем .

Воспитатель : А сейчас я прошу вас пройти в нашу лабораторию. Дети надевают шапочки, подходят к лабораторным столам. Вспоминают правила поведения в лаборатории. Педагог показывает символы.

1. Соблюдай порядок на рабочем месте.

2. Нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя.

3. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием.

4. Дружно работать вместе (в паре, сообща).

Воспитатель : - Молодцы! Надеюсь, все будут соблюдать правила безопасности. Сегодня, в нашей лаборатории мы проведем эксперименты для того, чтобы узнать о чудесных свойствах магнита.

Воспитатель:

Перед нами – чудесный ящик, в котором находится объект для исследования. Возьмите в руки магнит, рассмотрите его, потрогайте.

Воспитатель: И так перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем и с его помощью отыскать ключик, украденный Кусачкой.

Кто из вас знает, какие секреты хранит в себе магнит? Какое свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?

Как вы думаете, что произойдет с предметами, если поднести к ним магнит? Все ли предметы он притягивает? (ответы детей)

Воспитатель: Конечно, друзья! Так как ключик – металлический предмет, значит нам будет проще отыскать его, применив чудесные силы магнита. И так, с чего начнём поиски? (стимулирует детей подойти к коробочкам, в которых смешаны предметы из различных материалов; побуждает детей высказать своё мнение.

Посмотрите, ребята. Кусачка перепутала все предметы в органайзерах. Разобрав их, возможно, мы отыщем ключик.

На столах стоят органайзеры с предметами из разных материалов.

- Я предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит.

- Как проверить, правильный ли выбор вы сделали? (дети предлагают решение проблемы - с помощью магнита).

- Какие предметы притянул магнит? А какие не притянул?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Воспитатель: Ничего страшного, что ключик не нашёлся, зато вы привели в порядок наши коллекции и познакомились со свойством магнита - притягивать к себе металлические предметы. (Выставляет на мольберт картинку-символ).

Педагог предлагает детям обследовать лабораторию, обращает внимание детей на баночки  в которых налита вода и на дне лежит ключик.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, озорная Кусачка уронила ключик в воду. Как же нам его достать? (Дети выдвигают предположения).

Воспитатель: А я предлагаю достать ключик с помощью магнита. Надо двигать магнит по стенке баночки вверх. Что мы видим? Ключик следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через преграду стекло и воду?

Дети: Да. Магнитная сила может действовать через стекло и воду. Поэтому мы легко достали ключик из воды.

(Воспитатель предлагает открыть сундучок. Попытка детей оказывается неудачной - ключик не подходит).

Воспитатель: Не стоит отчаиваться, друзья. Ключик не подошёл, но мы с вами сделали ещё одно открытие: магнитные свойства сохраняются в воде. (выставляет на мольберт картинку-символ).

Воспитатель: Ребята, обратите внимание - контейнеры с сыпучими веществами стоят открыты. (Дети находят, что в них имеются металлические предметы, а возможно, и ключик, который они ищут.)

Воспитатель: Как же нам достать все предметы, не запачкав рук? (Дети выссказывают свои предположения).

Воспитатель: Предлагаю извлечь их с помощью магнита.

(Дети достают предметы, используя магнит, находят ключ, но он опять не подходит к сундучку).

Воспитатель: Не беда, ведь мы с вами привели в порядок наше лабораторное оборудование и узнали ещё одно свойство этого чудесного камня - магнитная сила действует через сыпучие вещества (выставляет картинку-символ).

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам: начинаем по – порядку нашу дружную зарядку!

Телевизор,телевизор
Телевизор, те-те-те-те-телевизор
Дрыц-тыц, телевизор,дрыц-тыц, телевизор
Дрыц-тыц, телевизор и два фиксика внутри!
Дрыц-тыц, телевизор,дрыц-тыц, телевизор
Дрыц-тыц, телевизор и два фиксика внутри!
Холодильник!

Холодильник,холодильник
Холодильник, ха-ха-ха-ха-холодильник
Дрыц-тыц, холодильник,дрыц-тыц, холодильник
Дрыц-тыц, холодильник и два фиксика внутри!
Дрыц-тыц, холодильник,дрыц-тыц, холодильник
Дрыц-тыц, холодильник и два фиксика внутри!

Кофемолка!

Кофемолка,кофемолка
Кофемолка,ка-ка-ка-ка-кофемолка
Дрыц-тыц, кофемолка,дрыц-тыц, кофемолка
Дрыц-тыц, кофемолка и два фиксика внутри!
Дрыц-тыц, кофемолка,дрыц-тыц, кофемолка
Дрыц-тыц, кофемолка и два фиксика внутри!

Вентилятор!

Вентилятор,вентилятор
Вентилятор,ви-ви-ви-ви-вентилятор
Дрыц-тыц, вентилятор,дрыц-тыц, вентилятор
Дрыц-тыц, вентилятор и два фиксика внутри!
Дрыц-тыц, вентилятор,дрыц-тыц, вентилятор
Дрыц-тыц, вентилятор и два фиксика внутри!

Калькулятор? Нет!Не…
Трансформатор! Нет!Не…Да что Вы говорите такое?
Синтезатор? Нет!Не…не угадали!
Экскаватор? Ну, вааще! Да нет же! Совсем не то!

Помогатор,помогатор
Помогатор,па-па-па-па-помогатор
Дрыц-тыц,помогатор,дрыц-тыц, помогатор
Дрыц-тыц, помогатор с инструментами внутри!
Дрыц-тыц,помогатор,дрыц-тыц, помогатор
Дрыц-тыц, помогатор с инструментами внутри!

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт». Для этого нам нужно разделиться на пары. Возьмите с обеих сторон одной рукой чудесную полянку с дорожками лабиринта. Бабочку поставьте сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать бабочку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути. Чья бабочка окажется первой на цветке?

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Что происходит с бабочкой?

Дети(двигается).

Воспитатель: Почему так происходит?

Дети: Она двигается под действием магнита.

Воспитатель: Магнит оказывает свое волшебное действие не только через стекло, но и через более плотные предметы, картон. (Выставляет картинку-символ).

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз внимательно осмотрим нашу лабораторию и подумаем, куда же ещё Кусачка могла спрятать ключик. (Во время осмотра педагог подводит детей к аквариуму).

Воспитатель: Что-то неладное творится в нашем аквариуме. Что вы видите?

Дети: улитки, водоросли, гвозди, гайки, монетки, скрепки… Может быть ключик там?

Воспитатель: Предлагаю выловить мусор. А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.

По очереди дети очищают аквариум от мусора.

Воспитатель: Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело! И хоть ключика мы пока ещё не нашли, но сделали очень много открытий. (Подводит ребят к мольберту с картинками-символами). Давайте по цепочке назовём все свойства удивительного камня- магнита.

Дети, используя картинки-символы, размещённые на мольберте, называют свойства и качества магнита.

Воспитатель: Осталась одна последняя карточка, которая всегда задаёт нам вопрос - где применяют материал, который мы сегодня исследовали. Кто желает поместить её на мольберт и ответить на вопрос?

Желающий ребёнок поднимает карточку - символ и видит под ней ключик от сундучка. Отвечает н вопрос и открывает сундучок. Педагог достаёт из сундучка болтики и гаички. Дети выражают восторг. Раздаётся звонок телефона:

Симка: Спасибо, ребята, вы нам сегодня очень помогли. А ещё, благодаря вам, я столько интересного узнала о магните! Я теперь могу и Нолику, и Верте, и Игрику, и Масе, и Папусу, и все-всем рассказать об этом чудесном камне. Я принимаю вас в клуб «Фиксиков» и награждаю вас медалями - магнитами. До свидания!

Дети: До свидания! (Звучит музыка из мультфильма «Фиксики»)

Рефлексия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, сделали очень много добрых дел и открытий. (Дети называют). Предлагаю вам поделиться своими знаниями с родителями, спросите у папы магнит и узнайте, какие металлические предметы есть у вас дома. Завтра вы расскажете нам, что же удалось вам отыскать.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Чудеса с молоком»

Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. В процессе детского э...

Конспект занятия по познавательному развитию №28 в подготовительной группе «Чудеса, да и только»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Чудеса, да и только»...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Чудеса"

Развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Чудеса от Деда Мороза»

- Расширить представления детей о российском Деде Морозе: его истории и современности.- Познакомить детей с понятием «кристалл», с условиями образования кристаллов, выращивать кристаллы в ...