Главные вкладки

    Статья "Раннее выявление одаренности детей"
    статья

    Табунина Марина Геннадьевна

    Статья для педагогов и родителей о том, что такое детская одаренность и как ее выявить в раннем возрасте

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Раннее выявление одаренности детей

    Тема раннего выявления одаренности у детей очень актуальна в настоящее время в связи с тем, что появились большие возможности развивать и обучать детей, как в муниципальных, как и коммерческих детских садах, кружках, студиях, группах раннего развития, школах искусств, у большинства родителей часто возникает вопрос: как и что развивать у ребенка? Ведь семьи инженерно-технических работников уверены, что их дети, несомненно, будут склонны к математике и технике, но, ни как не могут быть художниками или иметь гуманитарный склад ума и поэтому, развивая только математические способности, врожденный творческий гуманитарный дар может просто «уснуть», и ребенок в своей дальнейшей жизни не сможет полностью реализоваться, ни в одной из областей. Поэтому необходимость раннего выявления одаренности детей очевидна.

    Что же такое детская одаренность?

    Детская одаренность – это наличие у ребенка потенциально высоких интеллектуальных способностей и достижений, которые значительно превышают нормы, характерные для его возрастного этапа.

    Однако, следует заметить, что как и у любой монеты, у детской одаренности есть две стороны: положительная и отрицательная.

    Опираясь на личный опыт педагогической работы с детьми раннего возраста, положительными проявлениями детской одаренности являются: лидерство, независимость, настойчивость, разнообразие интересов, смекалка, отличная память, нестандартное мышление, неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями одновременно, большой словарный запас, изобретательность и и богатая фаетазия; а отрицательными проявлениями детской одаренности – зачатки диктаторства, нетерпимости и повышенной требовательности к себе, нестабильность настроения, дети более капризны и импульсивны.

    Детская одаренность, как правило, проявляется в очень раннем возрасте, многие психологи и педагоги, занимающиеся этой темой исследования профессионально, считают, что выявить одаренность можно у ребенка, начиная с девятимесячного возраста. Чем раньше будет выявлена одаренность, тем больше времени будет на реализацию, раскрытие и развитие таланта.

    Как выявить детскую одаренность?

    Выявление одаренности – это очень сложный и многогранный процесс.

    Опять же, опираясь на свой педагогический опыт, выделю шесть основных этапов выявления детской одаренности в раннем возрасте:

    1 этап. Классификационный, который предусматривает определение видов одаренности у детей раннего возраста по следующим направлениям деятельности для проведения дальнейшей диагностики детей раннего возраста :

    - практическая деятельность (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная);

    - познавательная деятельность (интеллектуальная одаренность в различных сферах деятельности);

    - художественно-эстетическая деятельность (хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность);

    - коммуникативная деятельность (лидерская и аттрактивная одаренность);

    - духовно-ценностная деятельность ( одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям).

    2 этап.  Исследовательско-диагностический, который предусматривает:

    - анкетирование родителей, воспитателей и психологов с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;

    - проведение диагностики, которая позволяет с помощью простых заданий установить степень развития познавательной сферы, оценить развитие памяти и внимания, уровень развития речевой сферы, крупной и мелкой моторики. Для диагностики используются кубики, предметы быта, игрушки (пирамидки и конструкторы), карточки с изображениями.

    3 этап. Развивающий (прогностический), который определяет: сроки реализации программы; сроки реализации каждого этапа диагностики; прогнозируемые результаты; критерии оценивания результатов по этапам работы.

    4 этап. Экспериментально-практический, который осуществляется в трех направлениях: работа с педагогами, работа с детьми и работа с родителями.

    5 этап. Аналитико-рефлексивный, который включает: непосредственно анализ результатов диагностики; описание динамики развития детей с предпосылками одаренности; Анализ и обобщение полученных результатов, их соответствие или не соответствие поставленным целям и задачам.

    6 этап. Реализационной, который включается в себя не только разработку предложений, рекомендаций по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования управленческой деятельности и регулирования процесса реализации программы в целом, но и определение направлений дальнейшей работы с одаренными детьми.

    Какие методы могут определить одаренность ребенка раннего возраста?

    При диагностике одаренности детей раннего возраста психологи и педагоги должны использовать следующие методы:

    1. Наблюдение (определение задачи и цели (для чего? с какой целью?); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)).

    2. Тесты, опросники, анкеты.

    3. Биографический метод.

    4. Психологические тренинги.

    Выявление одаренности у детей происходит постепенно. Результаты любых тестирований на одаренность ребенка не являются окончательными и могут быть интерпретированы по-разному. Ведь высокие показатели психодиагностических методик вовсе не говорят об уникальной талантливости, а низкие – о бездарности малыша в той или иной сфере деятельности. Нельзя оценивать уровень одаренности только на основании одного лишь тестирования. Каждый ребенок индивидуален и поэтому ни один из методов в отдельности, так и в совокупности не смогут со стопроцентным результатом оценить степень одаренности ребенка.

    Одним из лучших методов диагностики, на мой взгляд, является психолого-педагогический мониторинг, который включает в себя следующие требования:

    - оценка деятельности и поведения малыша должна проводиться со всех сторон. Педагог обязан использовать разные источники информации о способностях ребенка;

    - процесс выявления одаренности предусматривает наблюдение за ребенком в течение длительного времени;

    - для того чтобы проанализировать способности ребенка, нужно его вовлекать в разные занятия  и виды деятельности;

    - при оценке продуктов деятельности детей (например, стихотворений, рисунков, идей) нужно привлекать экспертов с разных областей;

    - нужно не только смотреть на ту одаренность, которая есть, а и на перспективы ближайшего развития;

    - при обследовании педагог должен использовать множество диагностических процедур. Их нужно отбирать в соответствии с предполагаемым видом одаренности;

    - любую диагностику одаренности нужно максимально приближать к реальной жизни;

    - педагог должен проанализировать реальные достижения ребенка. Речь идет об олимпиадах, соревнованиях, конкурсах.

    Даже комплексная многоэтапная оценка степени или уровня одаренности детей раннего возраста не исключает субъективных оценок педагога. Поэтому категорически нельзя называть ребенка исключительно одаренным или же наоборот, обычным малышом. Такие оценки могут впоследствии очень негативно повлиять на развитие ребенка.

    Зачем же тогда диагностировать одаренность у детей?

    Выявлять одаренность нужно, чтобы потом правильно и рационально развивать ребенка в той или иной сфере.

    А в заключении хочется сказать, что каждый ребенок – одаренный ребенок, которому необходима родительская любовь и постоянная поддержка!

    Любите своих детей такими, какие они есть!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

    Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

    Презентация "Выявление одаренных детей через взаимодействие работы с родителями"

    В презентации показаны этапы работы с родителями  по выявлению одаренных детей...

    Методика выявления одаренных детей

    Консультация для педагогов...

    план график по выявлению одаренных детей

    План – график по выявлению одарённых детейАктуальностьСамым продуктивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребёнка этого возраста характе...

    мониторинг выявления одаренных детей

    В данном материале представлена методика определения одаренности детей(  методика А.А.Лосева)....

    Выявление одаренных детей в детском саду и организация работы с ними.

    В этой статье вы можете прочитать о детской одаренности....