Участие в методическом объединении «Интеграция образовательных областей в процессе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».
материал

Задера (Маркова)Таисья Витальевна

Предварительный просмотр:

Заседание методического объединения воспитателей

Доклад «Интеграция образовательных областей в процессе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Маркова Т.В., воспитатель

Слайд 1 «Интеграция образовательных областей по духовно – нравственному воспитанию»

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Слайд 2

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном детстве формирует благотворное влияние на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Слайд 3

Духовность – это потребность и способность человека устремляться к вершинам бытия, слушать свой внутренний голос и бескорыстно, по зову сердца, проявлять деятельностную любовь к окружающим людям и природе. В связи с этим духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной культуры, направленный на становление внутренней системы духовных ценностей (абсолютных, общечеловеческих). Основываясь на этом, были разработаны цель и задачи работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Цель: Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и общественными организациями.

Слайд 4

Вся работа по духовно-нравственному развитию детей в ДОО ведется по трем направлениям:

1.Самообразование педагогов. Самообразование педагогов осуществляется в следующих формах: - консультации; - тематические семинары, мастер-классы, педагогические советы; - изучение передового опыта и литературы (вебинары, и др).

2. Взаимодействие с родителями. Взаимодействие с родителями является неотъемлемой частью воспитательно образовательного процесса в ДОУ.Это: - тематическое анкетирование; - родительские собрания; - папки-передвижки; - тематические выставки (выставки семейного творчества и др.); - совместные праздники.

3. Совместная деятельность с детьми. Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. - Праздники (традиционные, тематические, развлекательные); - беседы на нравственные темы; - проектная деятельность; - слушание аудиозаписей; - рассматривание книжных иллюстраций и фотографий; - продуктивная деятельность (рисунки, поделки и др.).

Период 5-7 лет является наиболее сензитивным для формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка - дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.

Слайд 5

Использование принципа интеграции имеет свои плюсы. Первое -это четкость, большая информативность. Второй плюс — это обеспечение взаимопроникновения содержания образовательных областей и целостного восприятия ребенком окружающего мира. Это значит, что интегрированное обучение имеет свои преимущества: у дошкольников формируется видение целостной картины мира, дети раскрепощаются в творчестве, у них формируется познавательный интерес, повышается мотивация. Интегрированное обучение помогает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон. Таким образом, реализуя принцип интеграции, ФГОС ориентирует не на чётко спланированное и организованное по времени ООД, а на взаимодействие — совместную деятельность всех субъектов образовательного пространства в целостном интегрированном процессе.

Слайд 6

Интеграция в образовательном процессе - особо выстроенный структурный процесс, направленный:

-на обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;

-развитие умения применять знания из различных областей в решение конкретной задачи;

-формирование способности самостоятельно проводить посильные небольшие исследования.

Слайд 7

Содержание образовательной программы охватывает 5 образовательных областей, каждая из которых наполнена определенным содержанием.

ФГОС ДО представляет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников. Оно обеспечивает развитие личности, и охватывает определенные направления развития и образования детей, образовательные области.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Слайд 8

Физическое развитие направленно на охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья.

Художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Слайд 9

В деятельности дошкольного учреждения прослеживаются несколько направлений работы с детьми.

Духовно-образовательное (Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей). Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, используются следующие методы:

Беседа В старших группах проводятся этические беседы - это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например, "Из какой я сказки?", где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Примерные темы бесед: "Будь всегда вежливым", "Что хорошо, что плохо и почему", "Ваши добрые поступки", "Чем можно порадовать маму", "Что такое дружба?", "Что такое подвиг?", «Добро и зло» и т. д.

Чтение и анализ художественных произведений, например, Л.Н.Толстой «Два товарища», «Отец и сыновья» «Дед и внук», А. Кузнецовой "Мы поссорились", К.Д. Ушинского "Умей обождать", А.Барто "Помощница". Эстетический фон занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности необходимо включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуются выставки работ.

Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Положительный эффект дают такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день», «Нарисуй, расскажи о них»; Помоги ребятам составить «Словарь вежливых слов»; К тебе пришли гости: игра «Гость — хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…» (закончи фразу).  Конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии). «Как поступить…: проблемные ситуации»; рассказ «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь дома…

 Культурно-познавательное. (Развлечения, праздники, художественно-продуктивная деятельность, экскурсии, целевые прогулки).

В течение года в детском саду проводится множество праздников. Предварительно детям необходимо подробно разъяснять некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.

Особое место занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к женщинам. Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более глубоком основании.

Таким образом, благодаря культурно-познавательному направлению создаются условия, при которых ребенок до школы получает знания о Боге, мире, человеке при активном и радостном участии самого ребенка.

Нравственно-трудовое направление (все виды труда, продуктивная деятельность) Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.

Включение труда в систему воспитания делает возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе, заповеданной Богом человеку, предусматривает не столько накопление знаний о природе, сколько воспитание любви к ней. Умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка.