Главные вкладки

    Тренинг на снятие эмоционального напряжения «Сбрось усталость!»
    методическая разработка

    Джабирова Кристина Юрьевна

    Тренинг на снятие эмоционального напряжения

    «Сбрось усталость!»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_s_pedagog.docx225.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Mac OSX:Users:osx:Downloads:IMG_8281.JPG

    Тренинг на снятие эмоционального напряжения

    «Сбрось усталость!»

    Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

    Упражнение 1. «Приветствие»

    Цель: создание позитивного настроения и настроя на работу в группе.

    Воспитатели  садятся в круг. Психолог: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним, и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в сбою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».

    Упражнение 2. «Никто не знает, что…»

    Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения.

    Воспитатели  сидят по кругу. У психолога в руках мяч: «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого он окажется, завершает фразу «Ни кто из вас не знает, что я (или — у меня)..." Будем внимательны и сделаем это так, чтобы каждый из нас принял участие в выполнении задания. У каждого из нас мяч может побывать несколько раз».

    Упражнение 3.  «Сборный портрет»

    Цель: развитие рефлексии, повышение самооценки.

    Психолог говорит: «Я допускаю, что среди вас нет такого человека,  который бы вам казался идеальным. Но сей­час вы пройдете и будете внимательно смотреть на лица. Попробуйте составить сборный портрет, из 5-6 человек, идеальной девушки. Выбранных вами девушек попросите выйти сюда и объясни­те, кого и за что вы выбрали (черты характера). Например: красивая как Галя; веселая как Света; нежная как Лена, и т. д.

    Упражнение 4.  «Лишний стул»

    Цель: снятие психологической дистанции между членами группы.

    Воспитатели сидят на стульях в кругу.  Психолог убирает постепенно 3-4 стула. Воспитателям предлагается уместиться на оставшихся стульях.

     Упражнение 5. «Счет до десяти»

    Цель: развитие взаимопонимания между участниками группы.

    Воспитатели  встают в круг, не касаясь друг дру­га. Психолог: «Сейчас по сигналу «Начали!» вы закроете глаза и попробуете сделать то, что дос­тупно любому ребенку: сосчитать до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой скажет «два», третий скажет «три» и т. д. Однако в игре есть правило: слово должен произносить только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается сначала. Начнем?» Психолог  предлагает добиться желаемого резуль­тат за 5 попыток. После каждой неудачной попыт­ки участники могут открыть глаза и посмотреть друг на друга, но переговариваться запрещается.

    Упражнение 6.  «Психологическая зарядка»

    Цель: снятие мышечного напряжения.

    1.     Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»

    2.     Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней!», вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого!», повернуть голову вправо:  «Чудо как я хороша!», повернуть голову влево: «Проживу теперь 100 лет!»

    3.     Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем становлюсь богаче!»

    4.     Встать на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»

    5.     Руки на бедрах, делая наклоны вправо-влево повторять: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»

    6.     Вытянуть руки вперед, сжав кулаки, делая вращение руками: «На пути у меня нет преграды, все получится, как надо!»

    Упражнение 7. «Поворот»

    Цель: поддержание положительного эмоционального настроя, развитие групповой сплоченности.

    Психолог предлагает участникам встать в шеренгу на расстоянии 40 см друг от друга: «Сейчас вы закроете глаза, и по моему хлопку каждый повернется на 90 или на 180 градусов в любую сторону. Ваша задача — повернуться так, чтобы все смотрели в одну сторону. Неважно, в какую, главное — в одну и ту же. Предваритель­ные переговоры запрещены». Повторяют несколько раз, в идеале все участники должны повернуться в одну сторону.

    Упражнение 8. «Живые руки»

    Цель: снятие мышечного напряжения

    Упражнение выполняется в парах. Психолог: «Сидя лицом друг к другу, вложите всю сою энергию в руки. Ни­чего не говорите. Познакомьтесь с партнером, касаясь своими руками его рук (3 минуты). Познакомив­шись, боритесь руками. Боритесь руками! (3 ми­нут) Борьба окончена. Теперь миритесь с партне­ром с помощью рук (3 минуты). Затем попрощай­тесь с партнером (3 минуты) и откройте глаза. Об­меняйтесь друг с другом своими впечатлениями. 

     

    Упражнение 9. «Карусель»

    Цель: поддержание позитивного настроения в группе,снятие мышечного напряжения

    Упражнение выполняется в парах. Психолог: «Сидя лицом друг к другу, вложите всю сою энергию в руки. Ни­чего не говорите. Познакомьтесь с партнером, касаясь своими руками его рук (3 минуты). Познакомив­шись, боритесь руками. Боритесь руками! (3 ми­нут) Борьба окончена. Теперь миритесь с партне­ром с помощью рук (3 минуты). Затем попрощай­тесь с партнером (3 минуты) и откройте глаза. Об­меняйтесь друг с другом своими впечатлениями.

    Воспитатели  делятся на две подгруппы и вста­ют «круг в круге» лицом друг к другу. Дается задание: один круг стоит на месте, другой идет по часовой стрелке. В каждой паре участники должны сказать пожелание друг другу на день.

    Упражнение 10.  «Покажи пальцем»

    Цель: установление психологической поддержки и обратной связи.

    Упражнение выполняется в кругу. Для начала всем участникам предлагается поднять вверх руку с вытянутым указательным пальцем. Затем психолог  называет какое-либо свойство и предлагает воспитателям опустить руку, показав пальцем на того, кто, с точки зрения каждого из них, обладает сегодня данным свойством:

    ·        Покажите самого активного сегодня;

    ·        Кто сегодня особенно веселил группу;

    ·        Самого сонного;

    ·        Того, кто сегодня помог вам;

    ·        Того, кого вы хотели бы узнать поближе;

    ·        С кем хотели подружиться.

    Упражнение 11.  «Я в лучах солнца!»

    Цель: оптимизация самооценки, позитивного настроя на предстоящий день.

    Психолог: «Нарисуйте на листе бумаги солнце так, как его рисуют дети: кружок посередине и множество лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Вспомните сегодняшний день, и на каждом лучике напишите «Я сегодня молодец, потому что...» Такой рисунок можно повесить дома, на работе и добавлять лучи. Если станет плохо на душе, покажется, что вам ничего не удается и вы ни на что не годны, посмотрите на это солнышко и вспомните, что вы переживали, когда рисовали и подписывали каждый лучик.


    Тренинг на снятие эмоционального напряжения

    «Все в твоих руках!»

    Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

    Упражнение №1. «Как тебя зовут?»

    Цель: знакомство, установление положительного эмоционального настроя в группе.

     

    Выбирается ведущий. Остальные игроки образуют круг. Ведущий по очереди бросает мяч игрокам, а те должны быстро дать ответ на очень простой вопрос: «Как тебя зовут?» Сложность в том, что надо называть не свое имя, которое все знают, а какое-то прозвище. Главное условие – чтобы прозвище соответствовало качествам характера. Например, «Златовласка», «Поэтесса», «Синеглазка», «Гимнастка» и т. д. Если игрок вовремя не смог ответить или не успел быстро перебросить мяч, то должен выйти из игры.

    Упражнение №2. «Подойди ко мне поближе, я хочу тебя обнять!»

    Цель:  формирование положительного настроя на работу, развитие умения выразить положительные чувства к  друг другу,

    Воспитатели образуют один большой круг. Упражнение начинает психолог. По очереди, по цепочке все должны выразить свою симпатию друг к другу с помощью жестов и приятных слов. Психолог обнимает сидящего рядом с ним игрока совсем слабо, а он, в свою очередь, должен обнять своего соседа уже крепче, потом объятия постепенно набирают свою силу, пока не вернутся к ведущему.

    Упражнение №3. «Пианино»

    Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

    Воспитатели садятся по кругу и кладут ладони на колени соседей. Психолог  запускает движение, один хлопок – вправо, два хлопка – влево, сидящие по бокам продолжают заданный рисунок хлопков.

    Упражнение №4. Рисунок «Я, - обо мне»

    Цель: развитие рефлексии, оптимизация самооценки.

             С двух сторон листа участник обводит свою руку. На одной стороне  в середине написать «Я о себе»; на другой стороне «Другие обо мне», и на каждом пальчике подписать черты характера, которые, по мнению участника, есть у него, а затем спросить остальных (каждый говорит по одной черте, которая как им кажется, есть у данного участника).

    Упражнение №5. «Добрые - злые кошки»

    Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения

    Участники  разбиваются на пары. На полу разложены обручи. Воспитатели «превращаются» в кошек и по команде: «добрые» - становятся в центр обруча и начинают гладить друг друга, обнимать; «злые» - выходят из обруча, становятся напротив друг друга (обруч между ними) и начинают «злится», шипеть, «выпускать когти, царапаться» при этом не дотрагиваясь до партнера. Упражнение заканчивается на команде «добрые».

    Упражнение №6. «Зоопарк»

    Цель: развитие эмоционально-экспрессивных средств общения.

    Листочки с названиями животных и птиц раздаются участникам. Прочитав названия, они никому его не должны показывать. По команде психолога воспитателям  необходимо выстроиться в одну шеренгу по размеру изображаемых ими животных или птиц. Разговаривать можно только на языке «своего» животного.  Психолог  уточняет, где должен встать самый высокий, а где самый низкий. После этого участники завязывают себе глаза и игра начинается.

    Упражнение №7. “Сидим без стула”.

    Цель: сокращение дистанции в общении.

    Воспитатели  расходятся по комнате. Включается музыка, играющие начинают двигаться в ее ритме. Когда музыка выключается, участники как можно быстрее образуют пары: один игрок наполовину приседает так, чтобы к нему на колени мог присесть другой игрок. Два участника, выполнившие упражнение последними, выбывают из игры. Последняя оставшаяся пара одаривается аплодисментами и выполняет импровизированный танец.

    Упражнение № 8. «Дыхание»

    Цель: снятие эмоционального возбуждения, состояния напряженности.

    1.     Сядьте и займите удобное положение.

    2.     Положите одну руку на область пупка, вторую – на грудь.

    3.     Сделайте глубокий (менее 2 сек.) вдох, набирая воздух сначала в живот, а затем заполняя им всю грудь.

    4.     Задержите дыхание на 1-2 секунды.

    5.     Выдыхайте медленно и плавно в течение 3 секунд. Выдох должен быть длиннее вдоха.

    6.     Снова сделайте глубокий вдох без остановки и повторите упражнение.

    Упражнение №9.“Я падаю!”.

    Цель: развитие групповой сплоченности.

    Воспитатели прогуливаются по комнате. Неожиданно какой-либо игрок, закричав: “Я падаю!”, начинает медленно опускаться на пол, либо падать вперед. Остальные играющие должны молниеносно поспешить на помощь и подхватить нуждающегося в поддержке игрока прежде, чем он коснется пола. Как только падающий “спасен”, все участники игры расходятся по комнате, действие повторяется снова.

    Упражнение №10. «А за что? а просто так!»

    Цель: развитие чувства сплоченности, установление позитивного общения друг с другом.

    Воспитатели становятся в круг и начинают выражать дружеские чувства, то есть благодарить друг друга за что-то, а может быть, и просто так. Одного человека выбирают и ставят в центр. К нему подходят по очереди игроки и говорят спасибо за…  (Возможные варианты ответов: за хорошее настроение; за то, что ты всегда рядом; за то, что ты меня понимаешь и др.)

    И дальше поэтому же принципу. Тот, кто заходит в круг, обратно на свое место не возвращается, поэтому компания в центре постепенно увеличивается и разрастается. Для установления дружеского контакта воспитатели могут обнять друг друга за талию или за плечи, а когда все окажутся в центре, игра завершается одним дружным и крепким объятием

    Упражнение №11. Музыкальная релаксация

    Цель: снятие мышечных зажимов.

    Психолог: «Сегодня мы с вами будем танцевать. Не смущайтесь. Не бойтесь того, что вы давно не танцевали. Вы просто будете свободно двигаться под музыку, слушая ее ритм. Ваши движения могут быть самыми различными, такими, какие вы захотите выполнить. Импровизируйте. Главное — это ощущение свободы. Вспомните молодость и то, как Вы когда-то танцевали. Ощутите радость движения и двигайтесь в такт музыке. Начали». Звучит вальс «Голубой Дунай» И. Штрауса. Участницы группы танцуют под музыку.

    Упражнение №12. «Мне сегодня…»

    Цель: рефлексия прошедшего тренинга.

    Каждому участнику тренинга предлагается завершить фразу: «Мне сегодня…» и ответить на вопрос, оправдались ли ожидания от занятия.


    Тренинг на снятие эмоционального напряжения

    «Хорошее настроение – залог успеха!»

    Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

    Упражнение 1. Меня зовут… Я делаю так…

    Цель: знакомство, снятие тревожности и напряжения.

    Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Меня зовут… Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

    Упражнение 2.  «Продолжи фразу»

    Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.

    Психолог приветствует участников тренинга и предлагает продолжить фразу, перекидывая друг другу апельсин и обращаясь ко всем членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.

    Упражнение 3. «Плюс-минус»

    Цель: осознание позитивных моментов педагогической деятельности.

    Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

    Психолог: « Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы».

    Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

    Упражнение 4.  «Откровенно говоря»

    Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

    Материалы: карточки с незаконченными фразами .

    Психолог: «Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно».

    Фразы для карточек:

    Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

    Откровенно говоря, во мне вызывает улыбку…

    Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…

    Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

    Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

    Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…

    Откровенно говоря, успехи на работе…

    Откровенно говоря, я мечтаю … и др.

    Упражнение 5. "Мусорная корзина"

     Цель: избавление от негативных эмоций.

      Психолог  раздает воспитателям листочки и ручки, в центр круга ставится мусорная корзина.

    Психолог  обращается к участникам с просьбой написать на бумаге те негативные эмоции, которые имеются в настоящий момент у участников (каждый указывает свои эмоции). После этого бумажки выбрасываются в мусорную корзину.

    Психолог спрашивает, кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки.

    В конце упражнения корзина убирается в сторону (но на видное место).

    Упражнение  №6. «Зажимы по кругу»

    Цель: снятие мышечных зажимов, напряжение.

    Участники идут по кругу. По команде психолога напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело.

    Напряжение в каждом отдельном случае должно быть сначала слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники двигаются несколько секунд (15-20), потом по команде психолога сбрасывают напряжение – полностью расслабляют напряженный участок тела.

    Упражнение №7.  «Я похож на…»

    Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное общение педагогов.

    Материалы и оборудование: картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.

    Психолог: « Выберите одну картинку, назовите, что это и чем вы на этот предмет похожи».

    Упражнение 8.  «Моечная машина»

    Цель: снятие мышечного напряжения, сокращение дистанции в общении.

    Воспитатели  становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

    Упражнение 9.  «Звуковая гимнастика»

    Цель: снятие эмоционального напряжения.

    Упражнение выполняется  стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки:

    А– воздействует на весь организм;

    Е– воздействует на щитовидную железу;

    И–воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

    О– воздействует на сердце, легкие;

    У– на органы, расположенные в области живота;

    Я– на работу всего организма;

    М– на работу всего организма;

    Х– помогает очищению организма;

    ХА– помогает повысить настроение.

    Упражнение 10. «Муха»

    Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

    Психолог: « Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц».

    Упражнение 11.  «Дружественная ладошка».

    Цель: формирование положительного отношения между участниками группы.

    Участникам раздаются листки бумаги.

    Психолог: «Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам».

    Упражнение 12.  «Волшебная шкатулка»

    Цель: поднятие настроения.

    Воспитателям  предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

    Варианты пожеланий:

    - Тебе сегодня особенно повезет!

    - Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

    - Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

    - Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

    - Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

    - Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

    - Сегодня твой день, успехов тебе!

    - Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! и т.д.

    Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.

    Тренинг на  сплочение педагогического коллектива

    «Вместе мы - сила»

    Задачи:

    • способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию  между педагогами;
    • повышение групповой сплоченности;
    • снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов;
    • улучшение эмоционального состояния педагогов.

    Условия проведения:

    Приглашаются все желающие педагоги, группа не более 15 человек. Продолжительность занятия 1-1,5 ч.

    Оборудование:

     

    • мяч;
    • листы чистой бумаги;
    • ручки, карандаши, губка;
    • заготовленные бланки с лепестками;
    • макет «сердца группы».

    Ход тренинга.

    Педагог-психолог:

     

    “Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно,  что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и о коллегах что-то новое, и самое главное, выразить друг другу радость встречи".

    Упражнение №1 «Давайте поздороваемся»

    Педагоги по сигналу педагога-психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

     1 хлопок — здороваемся за руку;

     2 хлопка — здороваемся плечиками;

     3 хлопка — здороваемся спинками.

     

    Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

     

     Упражнение №2 «Пожелай другому»

    Педагоги садятся в круг. У педагога-психолога в руках мяч:

    «Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить».

     

       

    Упражнение №3 «На что похоже моё настроение сейчас?»

                Педагоги сидят в кругу. Мяч передается по кругу. Каждый рассказывает о своём настроении, сравнивая его с каким-либо состоянием, событием или с предметом, фруктом, природным явлением и т.п.

     

    Упражнение №4 «Хип-хоп»

                Педагог-психолог дает задание: «При слове хип  нужно назвать имя соседа слева, при слове хоп – соседа справа». Психолог называет педагога  по имени добавляя хип , или хоп (пример: «Татьяна, хип!» -Татьяна должна быстро назвать имя соседа слева и выбрать следующего педагога, добавив хип или хоп).

     

    Упражнение №5 «Я такой же, как ты»

    Педагог-психолог: «У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу, и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же. «Я такой же, как ты, потому что…» Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему».

     

    Упражнение №6 «Встаньте…»

    Все педагоги садятся по кругу. Педагог-психолог:

     

    «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю „четыре", то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу „спасибо". Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга.

    Упражнение №7 «Угадай, кто это?»

     

    Все педагоги сидят в кругу. Педагог-психолог выходит из круга и дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом: «У вас 1 минута, в ходе которой надо внимательно посмотреть друг на друга». Через 1 минуту педагог-психолог просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из педагогов и говорит, обращаясь к нему, например: «Марина, я иду по кругу (психолог идет вправо или влево) и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь у четвертого человека, кто это?». Марина отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность ответить еще и еще раз, пока не будет получен правильный ответ). После этого психолог предлагает Марине ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного участника группы. Например: «Есть ли у Инны бусы?», «Какого цвета у нее кофта?», «Держит ли Инна что-либо в руках?» и т. д. Далее психолог дает аналогичное задание еще 2—3 педагогам.

    Упражнение №8 « Неожиданные картинки»

    Педагог-психолог: «Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.) По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину». Дайте педагогам возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях остановите упражнение после 8-10 смен или попросите передавать рисунок через одного.

     

    Упражнение №9 «Накопительные комплименты»

     

    Педагог-психолог: «Все мы любим получать комплименты. Я хочу предложить вам игру, во время которой вы можете наговорить друг другу много комплиментов. Встаньте в круг. Постарайтесь придумать комплимент для человека, стоящего справа от вас. Подумайте о каких-либо чертах характера вашего соседа. Первым начнет тот, кто стоит в самом начале ряда. Он поворачивается к  соседу справа и говорит ему свой комплимент. Второй, в свою очередь, поворачивается к третьему, повторяет комплимент первого и добавляет к нему еще и свой и т.д.»

    Упражнение №10 «Узнать через прикосновение»

    Участники сидят по кругу. В центре круга стоит пустой стул. Педагог-психолог: «Один из вас сейчас выйдет в центр круга, сядет на стул, положит руки на колени ладонями вверх и закроет глаза. Мы все в произвольном порядке будем подходить к нему и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на сту­ле должен понять, чьи это руки. Каждый раз я буду говорить «да», если подошедший будет на­зван правильно, и «нет» в случае ошибки. Напоминаю, что подходить мы будем в произвольном порядке, и может оказаться так, что кто-то подой­дет несколько раз, а кто-то — ни разу».

     

    Упражнение  №11 «Лепестки»

    Материалы: Заготовленные бланки для каждого участника (с пустыми лепестками) и большой лист ватмана на котором изображен цветок с заполненными лепестками.

    Этапы работы: Педагоги  делают в своих бланках записи по темам, указанным в образце. Работают молча. Через десять минут можно пройти по комнате, показать остальным свой «цветок» и поговорить о том, что написано в каждом лепестке. Следите за тем, чтобы участники не задерживались и через 2-3 минуты переходили к следующему партнеру. После того как каждый поговорит со всеми, происходит короткий обмен мнениями в кругу.

    Лепестки:

    •  Три вещи, которые мне нравятся
    •   Три вещи, которые мне не нравятся
    •   Человек, которым я восхищаюсь
    • Три места, где я жил
    • Что бы я хотел сделать
    •  Чем я горжусь 

    Упражнение  №13 «Сколько нас?»

    Педагог-психолог: «Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. Кто-нибудь один выйдите в  центр круга. Сейчас мы завяжем вам глаза. Все остальные должны стоять очень тихо. Сейчас я подниму руку, и по этому знаку один за другим вы должны будете осторожно подходить к ведущему и становиться за его спиной. Следующий начинает подходить только после того, как предыдущий займет свое место позади ведущего. Как только я опущу руку, все останавливаются там, где они в этот момент окажутся. После этого ведущий должен определить, сколько человек стоит  у него за спиной. Если он угадает, то все должны громко ему поаплодировать».

     

    Упражнение №14  «Пчелы и змеи»

    Педагог-психолог: «Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи". Для этого вам нужно разбиться на две примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив... Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в зале. Король пчел должен найти мед — вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу — вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжжжжжжж... Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшшшшшш... Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассесться по своим местам. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить».

     

     

    Упражнение №15 «Сердце коллектива»

    Педагог-психолог: «Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги  и сложите его, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем.  Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце коллектива».

    Тренинг для педагогов "Коллектив – это МЫ"

     

     Цель: формирование  хорошего психологического климата в педагогическом коллективе с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.

     Задачи:

    1.      способствовать познанию своих положительных и отрицательных качеств.

    2.      познакомить участников с некоторыми приёмами психологической саморегуляции.

    3.      совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

    4.      развивать коммуникативные навыки.

     

     Психолог:

    Я рада, что мы смогли все встретиться, имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и узнать что-то новое о себе и о коллегах.

     Прежде чем начать работать, мы должны вспомнить правила работы в группе.

    1.      Принцип “Я”: основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточенно на том, что происходит с нами. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа.

    2.      Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.

    3.      Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.

    4.      Конфиденциальность: все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.

    Начать наш тренинг я бы хотела с приветствия друг друга.

    Упражнение 1.  «Приветствия в разных странах».

    Психолог: в разных странах обычаи приветствия очень отличаются друг от друга, сейчас мы с вами познакомимся с традиционными приветствиями, после чего будем приветствовать своеих соседей слева и справа однм из их видов.

    Немцы – пожимают руки

    Полинезийцы – трутся носами

    Японцы – кланяются

    Латиноамериканцы – обнимаются

    Французы – целуют друг друга в щеки

    Северная Америка – прикладывают ладонь ко лбу, губам, груди

    Замбези – хлопают в ладоши

    Самоа – обнюхивают.

     

    Упражнение № 2"Все мы чем-то похожи"

    Психолог: Разбейтесь, пожалуйста, на группы по 4 или 5 человек. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра. ", "Любимый цвет каждого из нас - синий" и т. д. У вас пять минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

     Обратная связь: Сложно ли искать общие черты? 

    Упражнение №3. Узнай рисунок (хорошо ли вы знаете друг друга)

     Психолог  задает участникам вопрос: «Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга?  Вот сейчас это и проверим! Нарисуйте, пожалуйста, за 3 минуты свой портрет. Рисунки подписывать не надо».

     

     После завершения работы психолог собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске. Участники угадывают автора рисунка. 

    Упражнение №4.  «Город-дерево-собака»

     Команда делится на три группы, каждая из которых одновременно берется за ОДИН маркер. Задача каждой подгруппы - нарисовать на листе один из элементов, чтобы получился рисунок «город-дерево-собака». Участники действуют одновременно, разговаривать между собой запрещено. Обсуждается слаженность, качество рисунка. Анализируется способность взаимодействовать, подчиняться, управлять, действовать совместно.

    Упражнение №5. «Квадрат»

    Психолог просит построиться педагогов в круг и закрыть глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен, психолог не разрешает открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, психолог предлагает  участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

     

    Упражнение № 6“Карусель”.

     Психолог предлагает педагогам построиться в два круга: внутренний спиной к центру и внешний – лицом к центру, образуя пары. По сигналу ведущего круги начинают двигаться противоходом, меняясь в парах. В каждой паре участники должны сказать комплимент друг другу.

     Анализ: Понравился ли комплимент? 

    Упражнение №7 "Доска желаний"

    Психолог предлагает педагогам закрыть глаза и на минутку представить (визуализировать) свое самое заветное желание. После чего педагоги открывают глаза, психолог предлагает ряд картинок с возможными желаниями, педагоги выбирают то изображение, которое себе представляли в мечтах. Психолог предлагает сформировать "Доску желаний коллектива" для скорейшего их осуществления

    Упражнение №8. Обратная связь

    Психолог кидает мяч педагогам, они его возвращают, озвучивая впечатления о тренинге


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинг на снятие эмоционального напряжения.

    В материале даются ответы, как управлять эмоциями и чувствами, контролировать их проявление....

    Тренинг на снятие эмоционального напряжения у воспитателей.

    Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном...

    Тренинги по снятию эмоционального напряжения

    Рекомендации педагогам  по снятию тревожного напряжения...

    Тренинг для снятия эмоционального напряжения

    Тренинг для снятия эмоционального напряжения...

    Тренинг по снятию эмоционального напряжения у педагогов

    Тренинг помогает снять эмоциональное напряжение, способствует улучшению эмоцинального состояния, знакомит с упражнениями, которые активизируют полноценную деятельность ума и тела....

    Тренинг для педагогов на снятие эмоционального напряжения «Сбрось усталость!»

    Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....

    Тренинг на снятие эмоционального напряжения «В гармонии с собой»

    Снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы....