Главные вкладки

    Проект «Так жили наши предки»
    проект

    Ядыкина Валентина Анатольевна

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_tak_zhili_nashi_predki.docx28.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» село Мамонтово.

    Проект

    «Так жили наши предки»

    Авторы  проекта:

    Ядыкина Валентина Анатольевна

    Воспитатель

    Жигальцова Ольга Николаевна

    Воспитатель

    село Мамонтово 2019год

    Краткая аннотация проекта:

    Данный проект направлен на нравственно - патриотическое воспитание детей разной возрастной категории от 3 до 7 лет в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой методический материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры, к истинно человеческим ценностям, традициям, истории, искусству своего народа, и знакомству с  традициями и играми других национальностей, на формирование эмоционально-ценного отношения к объектам социальной действительности.

    Цель проекта

    Разработать  и внедрить в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию нашего народа.

    На этапе осуществления проекта решается проблема сохранения и изучения детьми дошкольного возраста  культурно - исторического наследия, нравственно - патриотического воспитания через организацию образовательно-воспитательного процесса в помещении, оборудованном в стиле «Русская изба».

    Реализация проекта осуществляется по трем направлениям: дети, родители, педагоги ДОУ. По каждому направлению определены задачи  способствующие  достижению общей цели.

    В проекте указаны методы, формы, условия, план и сроки его реализации.

    Участники проекта дошкольники 3-7 лет, их родители и педагоги детского сада.

    Реализовывать проект будет группа педагогов ДОУ, в состав которой войдут: педагог-психолог, музыкальный руководитель,  старший воспитатель, воспитатели.

    Актуальность проблемы

    В  нашем детском саду, уже в первые дни работы с детьми, в группе №8 под руководством воспитателя Ядыкиной Валентины Анатольевны собирались старинные предметы домашнего обихода – самовар, утюги на углях, прялка, глиняные горшки, вышитые вручную занавески, скатерти и многое другое. В одной группе все эти уникальные вещи занимали много места, но интерес детей к ним был огромен. И пришло время найти для экспонатов  отдельное помещение. Силами воспитателей Ядыкиной В.А. и  Жигальцовой О.Н. помещение было оборудовано в стиле русской избы.  

    Одним из приоритетных направлений организации воспитательно – образовательной деятельности в ДОУ является нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Но как показал опыт работы , занятия направленные на приобщение детей к истокам русской народной культуры, к знакомству с традициями и жизнью русского народа имеют мало наглядного материала.

    К тому же выяснилось, что у детей недостаточно сформированы нравственно-этические чувства, связанные с привязанностью к родному краю, своей родине. Разные поколения «отцов» и «детей» плохо находят общий язык, возникает недопонимание, так как нравственные и культурные ценности одного поколения не находят понимания в другом. Дети недостаточно ориентируются в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре, не испытывают потребности использовать данные знания и умения на практике. Возникла необходимость в привлечении родителей к социально-значимой деятельности, в формировании нравственных качеств у детей, патриотизма, ценностного отношения к истории нашего народа.

        В настоящее  время,  при разработке новых нормативных документов, регулирующих работу современных детских садов и работу педагогов, пристальное внимание уделяется проблеме приобщения детей к русской культуре.   Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувства принадлежности к мировому сообществу. Одной из задач духовно - нравственного воспитания является развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

    С целью оптимизации образовательного процесса по приобщению детей к русской народной культуре, нравственно-патриотического воспитания  и разработан данный проект.

    Цель и задачи проекта

    Цель: Повышение качества работы дошкольного учреждения по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре и быту.

    Задачи: 

    1.Повышать профессиональный уровень и творческую активность педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ.

    2. Познакомить детей и родителей с избой - жилищем крестьянской семьи, с ее устройством на основе собранных экспонатов.

    3.Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением. Прививать интерес к предметам русской старины.

    4.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

    5. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками и играми.

    6. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в совместных с взрослыми народных праздниках, играх.

    7. Формировать художественно - эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

    8. Воспитывать нравственно - патриотические чувства детей и родителей через совместную познавательную и творческую деятельность.

    Обоснование актуальности проекта

    Одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения – формирование у детей устойчивых нравственных норм и привычек, патриотических чувств на основе заинтересованного, уважительного отношения к культуре своего народа. Она рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. Особую актуальность приобретает принятие законопроекта «О патриотическом воспитании граждан РФ».

    Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

    Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.

    Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру.

    Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Погрузить детей в атмосферу старины способствует обстановка русской избы.

    Предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление об истории и культуре русского народа. Он должен способствовать самообразованию педагогов, родителей и быть стимулом к взаимодействию взрослых и детей, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания культурного наследия нашего народа.

    Этапы, содержание и методы реализации проекта

    Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МКДОУ д/с «Радуга» село Мамонтово по трём направлениям, каждое из которых нацелено на решение определенных задач:

    • с детьми - в различных видах деятельности, (в совместной и самостоятельной деятельности);
    • с педагогами – презентация опыта работы;
    • с родителями - в совместной деятельности.

    Методы и средства реализации проекта:

    Основные направления работы по проекту:

    1. Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, обобщение имеющегося опыта ДОУ.

    2. Создание электронного банка методических разработок  и наглядных материалов .

    3. Проектирование образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей (законных представителей) воспитанников в педагогический процесс дошкольного учреждения.

    Используемые методы:

    Наглядный метод используется во время

    • чтения педагогом рассказов, сказок;
    • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
    • проведения дидактических игр;
    • моделирования сказок;

    Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

    • чтения литературных произведений воспитателем;
    • чтение стихотворений детьми, воспитателем;
    • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
    • ответов на вопросы педагогов, детей;
    • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и др.)
    • сообщения дополнительного материала воспитателем;
    • загадывания загадок;
    • рассматривания наглядного материала;
    • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
    • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
    • чтения литературных произведений родителями;

    Практический метод используется, когда необходимо:

    • организовать продуктивную деятельность;
    • провести игры (дидактические, малоподвижные, строительные, подвижные, инсценировки и др.);
    • изготовить кукол к сказкам;
    • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
    • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий;

     Реализация проекта будет осуществляться поэтапно.

    I. Подготовительный  этап:

    Задачи:

    1.  Сбор наглядного материала, старинных предметов, загадок, сказок, потешек, народных игр, предметов народно-прикладного творчества. Создание картотеки по возрастам.
    2. Оформление помещения в стиле «Русская изба».
    3. Разработать перспективный план мероприятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

    II. Организационный  этап:

    Задачи:

    - определение содержания и форм работы с дошкольниками, педагогами,

    родителями;

    - способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию;

    - повышение уровня педагогической культуры родителей;

    - развивать у родителей активный интерес к жизни ребёнка в ДОУ;

    -реализация плана проекта.

    Тематический годовой план занятий – посещений «Русской избы» (занятия проводятся 1 раз в 2 месяца)

    (по подгруппам)

    Номер занятия

    Тема занятия

    Содержание

    Младшая группа

    1

    «Милости просим гости дорогие»

    Первое посещение детьми «избы». Знакомство с её хозяйкой.

    2

    «Ходит сон близ окон»

    Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями

    3

    «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

    Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой

    4

    «Сорока – белобока кашу варила»

    Знакомство с предметом обихода – глиняным горшком

    Средняя группа

    1

    «Приглашаем в гости к нам»

    Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям»

    2

    «Сошью Маше сарафан»

    Знакомство с женской русской народной одеждой

    3

    «Волшебные спицы»

    Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть.

    4

    Русская свистулька

    Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.

    Старшая группа

    1

    «Гостеприимные хозяева»

    Знакомство с обычаями  приема гостей.

    2

    «Знаешь ли ты сказки»

    Литературная викторина по сказкам «Заяц хвастун», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый»

    3

    «А за нами такая гладь – ни морщинки не видать»

    Знакомство детей с различными способами глаженья белья. Загадывание загадок о предметах обихода.

    4

    «Весна ленивого не любит, проворного голубит»

    Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

    Подготовительная к школе группа

    1

    «Дружно в гости мы идем, хвалу хозяевам поем»

    Знакомство с обычаями ходить в гости. Игровое упражнение «Здравие хозяевам»

    2

    «Человек без Родины, что соловей без песни»

    Заключительная беседа о прошлом  родного края.

    3

    «Чудо-чудное, диво-дивное – русский самовар»

    Знакомство с традициями чаепития. Изготовление из соленого теста калачей.

    4

    «Прощание с избой»

    Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне.

    Один раз в три месяца проводится для всех детей мероприятие «Наши посиделки». Где каждая группа выступает с номером художественной самодеятельности.

    III. Заключительный  этап:

    Отчет о реализации проекта  в виде презентации;

    Анкетирование воспитателей;

    Подведение итогов за учебный год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Как жили наши предки"

    Познание (Предметный мир)...

    Конспект занятий на тему: "Как жили наши предки"

    Конспект занятий на тему: "Как жили наши предки"...

    Фотоотчёт к открытому занятию на тему:"Как жили наши предки "

    Фотоотчёт к открытому занятию на тему:"Как жили наши предки "...

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...

    Презентация для детей "Как жили наши предки"

    Презентация для детей "Как жили наши предки" знакомит дошкольников с предками русского народа, их жилищами, бытом, занятиями...

    конспект открытого занятия Как жили наши предки

    Конспект формирует знания детей о жизни наших предков....

    Проект "Как жили наши предки"

    Проект разработан для детей подготовительной группы с целью воспитания нравственно-патриатических чувств через ознакомление с жизнью наших предков. Содержит цели, задачи, краткое содержание и системну...