Проект «Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Филимонова Лариса Николаевна

Партнерство дошкольной образовательной организации и семьи.  Приобщение родителей к участию в жизни детского сада.  Создание в детском саду психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект 195.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема проекта:

 «Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

                                                                                                                Выполнила:

Педагог: Филимонова Л.Н.

2020г.

Паспорт проекта

Раздел

программы

  Работа с родителями.

Тема

Партнерство дошкольной образовательной организации и семьи: новый формат отношений в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Название

проекта

«Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Тип проекта

Практико-ориентированный, открытый, долгосрочный,

коллективный

Проблема

  Нет общих интересов и точек соприкосновения у членов семьи;

  Неумение и нежелание взрослых организовать совместный семейный труд и отдых;

Чрезмерная занятость родителей.

Цель

Внедрение новых, нетрадиционных форм работы педагогов с

родителями

Задачи

- Повышение педагогической культуры родителей по вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка.

- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение новых, эффективных форм работы.

-Тесное сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах воспитания и

развития ребенка.

- Развитие социально-личностной сферы дошкольников через совместную творческую деятельность детей и родителей.

- Создание в детском саду психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей.

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Непосредственная образовательная деятельность

Беседы

Развлечения

Досуг

Конкурсы

Выставки

Игровая деятельность педагогической

направленности

Праздники

Консультации, индивидуальные беседы

Совместные праздники,

развлечения

Открытые просмотры НОД

Выставки

Проекты

Гость группы

Акции

Опрос, анкетирование

Круглый стол

Дискуссионный клуб

Презентации

Мероприятия

Методы и

приемы работы

Наглядный

Словесный

Практический

Результат

- Стиль общения педагогов и родителей станет партнёрским;

- Воспитание и развитие ребёнка будут осуществляться совместными усилиями ДОУ и семьи;

- Произойдёт вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, духовное общение детей, родителей и педагогов;

- В семье появятся общие интересы, увлечения, как для взрослых, так и для детей;

- Тесное взаимодействие ДОУ и родителей воспитанников сыграет положительную роль на всестороннее развитие ребёнка;

- В большом выигрыше окажутся дети, ради которого осуществляется данный проект.

Критерии

- Согласованность действий педагогов и родителей;

- Соответствие действий участников проекта цели и задачам

проекта;

- Заинтересованность родителей;

- Преобразующий характер проекта.

Ресурсы

Наглядно-информационные пособия

Фотоматериалы

Разработки, сценарии

 Проектная папка

Актуальность.

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. Какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Детский сад является вторым социальным институтом для ребёнка. Здесь малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, проблема неполных семей, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования, низкая компетентность родителей в педагогических вопросах и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо напомнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса. Необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности.

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников - одно из сложных и важных направлений деятельности дошкольного учреждения. В настоящее время современное семейное и дошкольное воспитание не рассматривается, как автономные сферы развития дошкольника. Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения зависит от особенностей взаимодействия семьями воспитанников, утверждением родителей, педагогов и детей как субъектов целостного образовательного процесса. За последние годы учёными и практиками было разработано много разных форм работы с родителями. Но очень важно, чтобы работа эта оценивалась не по количеству проведённых мероприятий, а по их качеству.

Традиционные формы работы с родителями (беседы, собрания, уголки) дают малый результат. Нужно искать новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Наполнять их педагогически-эффективным содержанием.

Таким образом: анализ состояния данной проблемы и определил актуальность темы проекта: «Инновационные формы взаимодействия с семьей в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Цель: Внедрение новых, нетрадиционных форм работы педагогов с родителями.

Основные задачи:

- Повышение        педагогической        культуры        родителей        по        вопросам воспитания, обучения и        развития        ребёнка.

  • Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение новых, эффективных форм работы.

-Тесное сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка.

  • Развитие социально-личностной сферы дошкольников через совместную творческую деятельность детей и родителей.

  • Создание в детском саду психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей.

Тип проекта: практико-ориентированный, открытый, коллективный.

Сроки реализации: долгосрочный.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Ожидаемые результаты:

- Стиль общения педагогов и родителей станет партнёрским.

-   Тесное   взаимодействие   ДОУ   и   родителей   воспитанников

сыграет

положительную роль на всестороннее развитие ребёнка.

- В семье появятся общие интересы, увлечения, как для взрослых,

так и для

детей.

- Воспитание и развитие ребёнка будет осуществляться совместными усилиями ДОУ и семьи.

- Произойдёт        вовлечение        родителей        в        совместную        с        детьми деятельность, духовное общение детей, родителей и педагогов.

- В большом выигрыше окажутся дети, ради которых осуществляется данный проект.

Продукт проекта:

  1. Фотоматериалы.
  2. Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьёй.
  3. Проектная папка.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный:

  1. Изучение психолога - педагогической, методической и научно-популярной литературы по данной теме.

  1. Определение актуальности выбранной темы.

3. Составление плана проектных мероприятий.

4. Подбор новых форм работы с родителями.

2. Основной:

Развитие взаимодействия детского сада с родителями дошкольников предполагает несколько этапов.

Первый этап- демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость этого этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка. (изучение уровня развития детей, наблюдения за детьми и беседы с ними)

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные методы и формы: родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, участие в конкурсах различного уровня, разработка проектов и т.д.

Третий этап – предполагает ознакомление педагога с проблемами семьей в вопросах воспитания детей. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных особенностях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим проблемам.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями ведет к формированию гармонически развитой личности ребенка.

Разнообразные формы работы с родителями позволяют выработать наиболее активную позицию родителей в воспитании, обучении и развитии детей.  И такие формы   отображены в плане проектных мероприятий на каждый возраст.

Объём и содержание работ:

План проектных мероприятий

для средней группы

Месяц

Название мероприятия

Участники

Сентябрь

1.Деловая игра «Давайте

Воспитатели,

познакомимся и будем дружить».

родители.

2.Выставка совместных рисунков на

тему «Внимание-дорога!».

Родители, дети.

Октябрь

3.Совместная экскурсия по территории детского сада «Защитим природу».

Воспитатели,

4.Устный журнал «Ребёнок в детском

Воспитатели,

саду, дома, на улице».

родители.

Ноябрь

5.Творческий конкурс рисунков «Я и

Родители, дети.

моя семья».

Воспитатели,

6. Праздничное чаепитие для мам и

родители, дети.

бабушек.

Декабрь

7. Выпуск стенгазеты «Зима и зимние

приметы».

8.Презентация «Сохраним здоровье

дошкольников».

Воспитатели

Воспитатели,

родители, дети.

Январь

9.Деловая игра: «Воспитание

Воспитатели,

положительных взаимоотношений

родители.

между родителями и детьми».

10. Консультация «Роль сюжетной

игры в развитии детей дошкольного

возраста».

Февраль

11. Фотоконкурс «Любимый папочка».

Воспитатели,

12. Педагогическая библиотека

родители.

«Детская ложь».

Март

13. Семейный фотоконкурс «Мамочка любимая».

Родители, дети.

Апрель

14. Оформление газеты «Смешинки от детей!».

15. Акция: «Встречаем пернатых

друзей» (изготовление и развешивание

скворечников совместно с

родителями).

Воспитатели,

родители, дети.

Май

16. Папка передвижка «Летний отдых

Воспитатели,

без вреда».

родители, дети.

17. Экскурсия к вечному огню.

План проектных мероприятий

для старшей группы

Месяц

Название мероприятия

Участники

Сентябрь

1.Анкета для родителей «Знаете ли вы

Воспитатели,

своего ребенка?».

родители.

2. Гость группы. Встреча с сотрудником

Воспитатели,

ГИБДД.

родители, дети,

сотрудник ГИБДД.

Октябрь

3.НОД совместно с родителями «Моя

Воспитатели,

Родина».

родители.

4. Оформление буклета «Правовое

воспитание дошкольников».

Ноябрь

5. Акция «Позаботимся о птицах»

Воспитатели,

(изготовление кормушек).

родители, дети.

6. Проект «Моя семья».

Декабрь

7. Мини-собрание «Компьютерная игра для

Воспитатели,

будущего школьника - вред или польза?»

родители, дети.

8. Проект «Новогодняя сказка».

Январь

9. Оформить фотовыставку на тему

Воспитатели,

«Путешествие в страну здоровья».

родители, дети.

10. Неделя добрых дел «Постройки на

участке силами родителей».

Февраль

11. Тематическое занятие «День защитника Отечества».

Родители, дети и

воспитатели.

12. Информационный стенд «Безопасность

наших детей».

Март

13. Фотогалерея «Наши мамы».

Родители, дети и

14. Творческая встреча «Учимся общаться

воспитатели.

с ребёнком».

Апрель

15. Акция «Зелёный листок» (посадка

Родители, дети и

Цветов на участке группы).

воспитатели.

16. Деловая игра для детей с родителями

Родители,

«Знатоки природы».

воспитатели

Май

17. Презентация «День победы».

Родители, дети и

18. «Почтовый ящик» отзывы о работе

воспитатели.

ДОУ за год.

Родители,

воспитатели

План проектных мероприятий

для подготовительной группы

Месяц

Название мероприятия

Участники

Сентябрь

  1. Оформить фото стенд с рассказами

Родители, дети и

об отдыхе летом «Ах, лето!».

воспитатели.

2. Семинар-практикум

«Ответственность родителей за

Родители и

поведение детей на дороге».

воспитатели.

Октябрь

  1. Презентация «Мой край-Мордовия

Родители, дети и

моя!».

воспитатели.

  1. Консультация «Профилактика

респираторных заболеваний».

Родители и

Ноябрь

5. Совместный проект «Природа - мой

Родители, дети и

друг!».

воспитатели.

6. Брейн-ринг «Наказывать или не

наказывать?».

Родители и дети.

Декабрь

7. Оформление папки-передвижки на

Родители и

тему: «Здравствуй, гостья Зима!».

воспитатели.

8. Акция «Защитим ёлочку, колючую

Родители и дети.

иголочку».

Январь

9. Беседа с родителями о дополнительном посещении кружков, школ, уроков.

Родители и воспитатели

10.Совместный спортивный досуг «За

Родители, дети и

здоровьем всей семьёй».

воспитатели.

Февраль

11. Дискуссионный клуб «Как из мальчиков воспитать настоящих мужчин».

12. Консультация «Семья на пороге

Родители и

школьной жизни».

воспитатели.

Март

13.Творческий конкурс «У мамы руки

Родители, дети и

золотые!».

воспитатели.

14. Консультация для родителей

Родители и

«Счастье - когда тебя понимают!».

воспитатели.

Апрель

15. Анкетирование «Готовность

Родители и

ребёнка к школе».

воспитатели.

16. Познавательное занятие «Давайте

Родители, дети и

вместе изучать мир».

воспитатели.

Май

17. Информационный стенд «День

победы»

Родители, дети и

18.Круглый стол «У порога школа».

воспитатели.

3.Заключение

Каждый из запланированных проектов – должен являться одним из центров познавательной активности, результатом общения и совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. С использованием таких нетрадиционных мероприятий позиция родителей станет более гибкой.  Они смогут ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Рекомендации: Взаимодействие родителей и детского сада длительный процесс, долгий и кропотливый, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Необходимо продолжать работу над проектом других возрастных группах, искать новые пути сотрудничества с родителями. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Список литературы:

1.Арнаутова, Е.П., Планируем работу ДОУ с семьей //Управление дошкольным образовательным учреждением. 2002. №4 - с 33-38

2.Гарбузов В.И. Воспитание ребёнка в семье: Советы психотерапевта. -СПб.:КАРО,2006.-304c.

3.Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2.

  1. Дергачева, О.М., Проблема взаимодействия детского сада и семьи / О.М. Дергачева, Г.И. Хозяинов // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: 1998. - с 26-30.

5.Доронова, Т.Н., Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина - М.: Линка - Пресс, 2001. - 224с

6.Козлова, А. В., Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина - М.: Сфера, 2007 - 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО)

«Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"   (ФГОС   ДО)...

Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».

Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень  своего р...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

В законе «ОБ образовании в Российской Федерации» отмечается важная роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.  Признание приоритета семейного воспитания требует и ...

Инновационный проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса и интеграция информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания и обучения....

«Преемственность начального и дошкольного образования. Подготовка детей к школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общ...

Методическое пособие "Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

В предлагаемом методическом пособии представлены механизмы реализации эффективных форм взаимодействия с родителями.В пособии представлены практические материалы из опыта работы педагогов Муницип...

Эффективные формы взаимодействия ГБДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Деятельность родителей и педагогических работников , направленная на воспитание, развитие и обучение детей, может быть успешной только в том случа, если и родители, и дошкольное учреждение станут союз...