Главные вкладки

    Статья "Значение проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"
    статья (старшая группа)

    В последнее время проектный метод активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе.

    Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

    Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Об этом в своих работах говорили Веракса Н.Е., Евдокимова Е.С., Нищева Н.В., Сидорова А.А. и др.

    В настоящее время в ДОО используются проекты разных видов и по разным образовательным областям, в том числе и по образовательной.

    Данная статья будет полезна педагогам, родителям и студентам педагогических образовательных учреждений. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx16.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Сегодня в педагогике часто используется такой термин, как проектная деятельность. Само слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». В наше время этот термин связывается с понятием «проблема».

    Сидорова А.А. утверждает, что проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды [6].

    Опираясь на словарь Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю., отметим, что проектная деятельность – одна из активных форм учебной и внеучебной деятельности субъектов образования, предполагающая совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность детей и педагогов, имеющую общую цель, согласованные способы действий, направленные на достижение общего результата [5].

    Киселева Л.С. трактует понятие метода проектов «как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, как поэтапную практическую деятельность по достижению исследовательской цели» [4, с. 6].

    По мнению Веракса Н.Е., проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса [2, с. 7].

    В свою очередь Килпатрик дал такую характеристику методу проектов: «Это метод планирования целесообразной (целенаправленной) деятельности в связи с решением какого-либо учебного задания в реальной жизненной

    ситуации». Понятие проект Килпатрик понимал в очень широком значении: по его мнению, это активность, необходимая для выявления поставленной цели [7].

    При определении термина «метод проектов» наиболее часто используются выражения: «процесс», «целенаправленная деятельность», «поэтапная деятельность», «способ организации и взаимодействия». Таким образом, мы можем составить такое определение интересующего нас понятия: метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника по достижению исследовательской цели через детальную разработку проблемы, личностно-значимой для ребенка, которая завершается творческим продуктом.

    Реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.10.2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014 г. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности рассматривается в Стандарте в качестве условия формирования индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфики дошкольного образования [1].

    Гулидова Т.В. отмечает, что проектная деятельность между воспитателем и ребенком носит характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители. Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед ДОО. Участие родителей побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника [3].

    Следовательно, метод проектов делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется

    задачами развития познавательных навыков детей, исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют деятельность детей.

    Использование проектного метода в ДОО способствует: формированию у воспитанников ряда значимых компетенций, наращиванию универсальных умений детей, формированию способности дошкольников к элементарной научной деятельности, развитию психических процессов и коммуникативных качеств, повышению качества образовательного процесса, формированию сообществ «дети - родители» через преемственность работы ДОО и семьи.

    Таким образом, метод проектирования является одним из методов развивающего обучения, он позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других субъектов в образовательный процесс дошкольного учреждения.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма Министерства образования и науки. - М.: ТЦ Сфера, 2019. - 80 с
    2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 64 с.
    3. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. - Волгоград: Учитель, 2019. - 135 с.
    4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л.С. Киселева и др.- М.: АРКТИ, 2013. - 96 с.
    5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспиров, А.Ю Коджаспиров. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
    6. Сидорова А.А. Как организовать проект с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
    7. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / Толстикова О.В. и др. -Екатеринбург: ИРО, 2013. - 199 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕДИАТЕХНОЛОГИИ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    В статье рассматриваются медиатехнологии как форма организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения.Ключевые слова: медиатехнологии, информационная культура, медиакультура...

    Организация воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения в летний период

    Организация воспитательно-образовательного  процесса  дошкольного образовательного учреждения в летний период...

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ.

    В практике современной образовательной организации зачастую используются лишь традиционные формы работы по взаимодействию с семьей, такие как: родительские комитеты, выставки, родительские собрания, р...

    Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

    В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

    Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

    В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...