" Родная природа как средство сенсорного развития детей"
статья (старшая группа)

Зотова Ольга Ивановна

Окружающая природа неисчерпающий источник форм. красок, звуков.Её можно широко использовать в целях сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Она является источником красоты и прекрасным средством всестороннего развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorn.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

 « Родная природа  как средство сенсорного развития детей»

Мы привыкли с вами  считать, что родная природа  - источник творческого вдохновения. Она является неисчерпаемым  источником красоты и прекрасным средством всестороннего развития ребенка.

Еще Е. И. Тихеева писала:

 Окружающая природа, неисчерпаемый источник форм, красок, звуков. Её можно широко использовать в целях сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!

Действительно, предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми и непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимается  многообразие свойств природных объектов: цвет, форма, величина, звуки, пространственное расположение.

 Существует достаточно много программ и методических рекомендаций по ознакомлению детей с природой. Мы для работы с детьми выбрали программу Е. Ф. Купецковой «Природа и я».  Почему?  Ответ прост: содержание этой программы основано на  родном, близком  материале доступным для понимания и созерцания детьми.  К тому же данная программа дает педагогу ее творчески осмыслить и сделать акцент на той проблеме, которая актуальна  для него сейчас.                                                                                  

Цель: обеспечить гармоническое развитие личности  каждого ребёнка, создать ему возможность радостно и содержательно прожить годы дошкольного детства.                                                           

Задачи программы:                                                                                                    -формировать у детей любознательность, познавательный интерес к природе, обращать внимание детей на наиболее значимые природные явления, особенности живых организмов;                                                                                           -   развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;                                                                       - формировать у детей навыки экологического грамотного поведения в природных условиях, в быту прививать навыки рационального природопользования;                                                                                                          - воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.                                                                                                                   Свою работу по данной программе мы неоднократно представляли на различных форумах.  Сегодня нам бы хотелось  рассказать о том, как данная программа, а конкретно тематические дни «Мир растений» помогают решать задачи сенсорного развития.

Вводя детей в чудесный мир растений, предусмотренных  программой, мы не забываем о них, как о средстве сенсорного развития.

Ребенок дошкольного возраста видит окружающий мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребенок все хочет взять в руки, опробовать предмет в действии, попробовать на вкус, запах и цвет.

П.Г. Саморукова полагает, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. 

 Одна из главных задача сенсорного воспитания  – это  развитие тактильных функций. А именно, общаясь с природой,  ребенку хочется  дотронуться до растений, почувствовать запах и ощутить поверхность. А это важно для детей, которые учатся познавать  мир через тактильные ощущения.                        Для   развития  тактильного ощущения ребенка - кора деревьев неиссякаемый источник  их развития. Ствол разных деревьев отличается по толщине. Кора по шероховатости, цвету и даже запаху. У дуба (толстая, темная), у березы (белая, потоньше), сосны (чешуйчатая, коричневая, с резко выраженным запахом). Мы предлагаем детям не просто  познакомиться с деревьями,  но и    определить  кору на ощупь, по запаху. Найти сходство и различия  лиственных и хвойных деревьев.                                                                       Знакомим детей с пнями, их текстурой, пальцами обводим контур, рассказываем о свих ощущениях.                                                                        Полученные детьми знания и ощущения закрепляем через дидактические игры.

Деревья  служат не только средством тактильных ощущений, но и средством развития обоняния.

 Очень интересно было узнать детям, что почки деревьев пахнут по – разному и поиграть в игру «Угадай по запаху, с какого дерева почки», что, несомненно, обогащает их сенсорные представления.                                                        В ознакомлении детей с родной природой большую роль играет среда. Чем больше на участке детского сада природных объектов, тем разнообразнее мир детских ощущений, и восприятий.                                                                 Цветочные клумбы необъемлемая часть любого участка детского сада. Но это не только украшение участка и средство трудового воспитания детей, но  продуманный  ассортимент растений  для ароматного эталона, ведь каждый цветок имеет свой неповторимый запах.                                                             Знакомя  детей с  цветами на участке  нашего детского сада, мы рассказывали детям легенды о цветах, воспитывали желание ухаживать за ними. Так наших воспитанников заинтересовала легенда о том, что там где растут бархатцы,  по преданию зарыт клад. Естественно детей это очень увлекло. Так родился и реализовался проект «Бархатцы». В результате которого дети изготавливали духи из  этих цветов, определяли их запах, делали  цветочную косметическую маску,  настойку для полоскания  горла, и в итоге доказали, что поиск клада с помощью бархатцев, это просто красивая легенда. Что их, конечно, разочаровало.                                                                                             Наш детский сад расположен  рядом с лесом. К сожалению, сейчас  у нас нет такой возможности посещать его часто, но каждый раз экскурсия в лес или на луг это настоящее событие. Ведь именно там ребенок может ощутить запах свежескошенной травы, луговых растений, сравнить их, познать и почувствовать. Летние растения служат простым и эффективным средством не только для наблюдения, но и для сенсорного развития. Это настоящая сенсорная кладовая природы.

Получить положительные эмоции и сенсорные ощущения   от соприкосновения с травой дети могут не только руками, но и с помощью ног. Для этого мы используем травянистое покрытие на участке детского сада.                                                                   Результатом нашей работы стало то, что дети поняли, что мир  родной природы разнообразен, он способен создать положительное настроение, пробудить  положительные эмоции и сделать  нас  счастливым, а главное она являются не только украшением, но и средством сенсорного развития.

Встреча с природой, это каждый раз чудо.                                                                          И что бы ознакомление с   родной природой не превращалось в простую банальность, мы используем адвент-календарь (или как его еще называют волшебный календарь). 

Для этого мы изготовили такое чудо - дерево, на котором  периодически появляются не листочки, а различные интересные детали: то конверты, то домики с цифровым изображением дня недели. Открывая нужный конверт, дети находят каждый раз необычное задание.  Так, например, проводя тематический день «Мир растений», открыв конверт календаря дети имеют возможность   развивать свое  восприятие цвета  выполнив различные задания.

Из принесенных фотографий,  сделанных с родителями оформили выставку цветов, подобрав их по форме и оттенкам.

Познание мира происходит в каждую секунду и от нас зависит, будет ли наполнена наша жизнь приятными эмоциями и ощущениями.

А это  способствует в дальнейшем воспитанию грамотной личности и формированию стойкого положительного отношения к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические средства сенсорного развития детей с задержкой психического развития.

Для того, чтобы развитие восприятия детей с задержкой психического развития шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики (то есть ставятся специальные цели, определяется содержание ...

Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возраста

Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возрастаОдним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. По мнению ряда авторов, основная особенн...

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста.

Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт....

Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».

Консультация для родителейТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....

Методическая разработка: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни»

Цель данной работы:раскрытие возможностей дидактических игр в формировании сенсорной культуры детей третьего года жизни....

Статья. Тема: «Игрушка как средство сенсорного развития детей от рождения до 3-х лет».

Статья. Тема: «Игрушка как средство  сенсорного развития  детей от рождения до 3-х лет».Статью написала: воспитатель ГБДОУ д/с № 47 Гончаренко Е. М.Игрушка во все исторически эпохи была связ...

Предметно-пространственная среда как средство сенсорного развития детей четвертого года жизни

В данной статье рассматривается влияние педметно-пространственнаой среды на развития детей четвертого года жизни. Правильно организованная развивающая среда представляет собой систему условий, которая...