Главные вкладки

    Подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы в детском саду
    статья

    Матюшевская Ирина Степановна

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Одним из подходов к патриотическому  воспитанию дошкольников может стать реализация общеобразовательных программ по изучению истории и культуры родного города в рамках дополнительного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_dlya_sbornika_imts_-_kopiya.docx30.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы в детском саду

    Матюшевская Ирина Степановна, педагог дополнительного образования

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. С 2001 года в нашей стране был сделан ряд шагов по разработке системы механизмов, направленных на реанимацию духовно-нравственного потенциала наших граждан, важнейшим из которых явилось разработка государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».  С  принятием данной программы,  патриотическое воспитание обрело характер систематической и целенаправленной деятельности органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

    Значимость патриотического воспитания отражена в ряде нормативных документов  в сфере образования. Сегодня мы отмечаем,  что государство в законодательном порядке закрепляет за системой образования необходимость воспитания в подрастающем поколении гражданственности и патриотизма.

     30 декабря 2015 года  поставновлением Правительства Российской Федерации  №  1493 утверждена государственная программа «Пратриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Основной целью программы является продолжение развития и совершенствования системы патриотического воспитания граждан.

    Законом «Об образовании в Российской Федерации» (подп. 3 п. 1 ст. 3)  закреплено, что государственная политика и правовое регулирование в сфере образования основываются, в том числе, на воспитании гражданственности, ответственности и патриотизма.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 11553, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и  учет этнокультурной ситуации развития детей отнесены к основным принципам дошкольного образования. А объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества определяется стандартом как одна из задач дошкольного образования. Формирование у дошкольников первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира,  является  неотъемлемой частью деятельности педагогов, работающих в системе дошкольного образования.

    Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер, культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.

    В.Г. Белинский говорил о патриотизме так: «Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному».

    По мнению Н.Г. Чернышевского: «Патриот – это человек, служащий родине, а родина – это, прежде всего народ». Патриотизм сложное чувство, возникающее еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, и в частности – чувства патриотизма.

    Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. По словам Сергея Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшедствующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.

    Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, Н.А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей страны неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жетсокости.

    В.А.Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства ребенка, учить ребенка соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестить к истории и культуре других народов.

    Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм якобы должен войти в человека естествееным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас хотелось ее полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину?

    На мой взгляд, воспитывать чувство патриотизма просто необходимо! Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, неразумно. Родина такова, какой мы сами ее делаем. База для  формирования у детей патриотизма - это накопленный ребенком социальный опыт жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

    В детских садах всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности: коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения  к истории своей Родины, к своему народу. И наш детский сад не исключение. Вариативная часть образовательной программы дошкольного образования, разработанная коллективом нашего детского сада с учетом требований Федерального образовательного стандарта дошкольного образования,  включает в себя раздел по патриотическому воспитанию дошкольников, где  определены основные направления  работы педагогического коллектива детского сада  с детьми. Основные задачи включают в себя: 

    - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    - воспитания уважения к труду;

    - развитие интереса к русским традициям и промыслам;

    - формирование элементарных знаний о правах человека;

    - расширение представлений о России, ее столице;

    - знакомство с символами государства – гербом, флагом, гимном;

    - развитие чувства гордости за достиженния своей Родины;

    - формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

    - формирование представлений детей о родном городе, о его истории и культуре, достопримечательностях.

    Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности – в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту, так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь – в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    В соответствии с образовательной программой детского сада,  решая задачи нравственно патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

    - «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

    - непрерывность и преемственность педагогического процесса;

    - диференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его особенностей, возможностей и интересов;

    - деятельностный подход;

    - развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

    Особое внимание при построениии работы по развитию патриотических чувств детей мы уделяем непосредственно знакомству дошкольников с родным городом,  поскольку путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике « от близкого – к далекому», от любви к родителям, родному дому, к детскому саду, к улице, к городу – до любви к родной стране. Поэтому знакомство ребенка с родным краем начинается  с ближайшего окуружения ребенка – с улицы, на которой он живет, с объектов, расположенных на ближайщих улицах (поликлиника,  школа, магазин, почта, аптека и т.п.). Постепенно диапозон объектов расширяется: это район, затем город в целом, его достопримечательности, памятники и исторические места, архитектурные особенности, и далее название странны в которой он живет, народах ее населяющих, традициях этого народа, его достижениях. 

    Старший дошкольник должен знать названия своего города, своей улицы и прилегающих к ней улиц; историю возникновения названий, основные достопримечательности родого города.

    К концу дошкольного периода ребенок должен знать , что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ талантлив и богат одаренными людьми: музыкантами, художниками, поэтами, писателями и т.д.

    Воспитание любви к Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи, исповедуемой им религии.  Безусловно, толерантное отношение к представителям других национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием семьи и педагогов.

    В настоящее время актуальной, трудной, требующей большого такта и терпения от педагога, является  работа с родителями по вопросам патриотического воспитания и гражданственности, так как в молодых семьях эти вопросы часто не считаются важными и, зачастую, вызывают недоумение. Поэтому от педагога требуется максимум внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого – это обязательное требование и условие данной работы.

    Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать эти открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое способствовало бы формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с нашей помощью открывает для себя красоту родного города, своего Отечества, учится гордиться своими личными достижениями и достижениями своей страны, старается сохранить и приумножить ее богатства. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации проекта" Приамурье моё"

    Выступление на семинаре. Опыт работы по реализации проекта " Приамурье мое" в старшей группе....

    Патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО

    Представлена система работы со старшими дошкольниками по формированию патриотических чувств и гражданственности в ДОУ в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями и учреждениями культуры...

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «БАСКЕТБОЛ»

       Рабочая учебная программа «Баскетбол разработана на основе программы образования детей Адашкявичене Э.И. «Баскетбол для дошкольников». Современные дети видят боль...

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «Юный шахматист»

    Шахматы - это целый мир со своими законами, легендами, «паролями» и трагедиями. Это не только игра, доставляющая детям радость, но и действенное, эффективное средство их умственного развит...

    РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительной общеобразовательной программы для детей «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?» по гражданско – патриотическому воспитанию

       Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в...

    Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

     Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...