Главные вкладки

    Консультация для воспитателей детского сада "Особенности организации детского досуга летом в период эпидемии в детском саду"
    консультация

    Ревнивцева Елена Алексеевна

    При организации детского досуга летом  в период эпидемии в детском саду важно помнить, что мы имеем дело с разновозрастной группой детей, в которой могут находиться дети, раньше не встречавшиеся в одном коллективе. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл organizatsiya_detskogo_dosuga_letom_v_period_epidemii.docx22.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей детского сада

    Особенности организациии детского досуга летом  в период эпидемии в детском саду

    Детские сады летом в период эпидемии короновируса продолжают работать в режиме дежурных групп. Посещают эти группы дети, родители которых вышли на работу.

    При организации детского досуга летом  в период эпидемии в детском саду важно помнить, что мы имеем дело с разновозрастной группой детей, в которой могут находиться дети, раньше не встречавшиеся в одном коллективе. Необходимо тщательно продумывать сам «сценарий» знакомства ребят в новой группе. Если представить всех детей друг другу сразу, впопыхах, скороговоркой, рассчитывая, что потом они сами «перезнакомятся», то это может существенно затруднить сам период формирования разновозрастной группы.

    Прежде всего, воспитатель, которому предстоит работать в такой группе, должен заранее «попросить о помощи» тех ребят, которых он уже хорошо узнал за предыдущий (учебный) период. Даже если среди ваших воспитанников, оставшихся в саду на летний период, собрались, на ваш взгляд, одни «растеряхи» и «неумехи», не опасайтесь доверить им ряд несложных режимных моментов: встреча новичков, прибывающих в группу, знакомство их с помещениями группы, показ их мест за столом и в спальне.

    Если вы работали в средней группе, а на лето к вам переводят детей более старшего возраста, все равно имеет смысл привлекать малышей к такой «помощи». Это поможет детям младшего возраста быстрее «подтянуться» к своим старшим товарищам, почувствовать себя гостеприимными и радушными хозяевами, которые умеют хорошо принимать новичков в новом, пусть временном доме.

    Отдельно следует подготовиться к оборудованию помещения для такой группы. Подобрать по габаритам детскую мебель (стол, стул, кровать), проверить уровень, на котором подвешены полки с игрушками. Для переоборудования помещения и переноса мебели надо обязательно привлекать родителей будущих воспитанников данной группы. Проводя вместе с родителями подготовку помещения группы к летнему периоду, вы сможете быстро и эффективно решить не только организационные, но и педагогические задачи. Папы и мамы обязательно захотят узнать, где будет расположена кровать их ребенка, за каким столом ему отведут место и кто будет его соседями. Родители также с удовольствием поделятся с вами информацией о том, в какие игрушки любит играть их ребенок в детском саду и дома, какие вкусовые пристрастия имеет их малыш, хорошо ли он спит днем и не мешает ли спать остальным детям. Это поможет вам заранее скорректировать некоторые возможные противоречия, неизбежно возникающие в новом детском коллективе, когда, например, все хотят спать у окна, сидеть за одним столом только с детьми из своей прежней группы и играть только в свою любимую красную машинку.

    Вы сможете сразу сделать родителей своими союзниками, если объясните им несложные педагогические «заповеди»:

    1. Ни один ребенок не должен чувствовать себя на особых условиях в детском коллективе, иметь исключительные права на что-либо, даже если из-за хронической болезни или перенесенной психологической травмы он нуждается в создании специальных педагогических условий. Надо заранее предусмотреть реальные возможности оказания помощи и поддержки данному ребенку без ущемления прав и интересов других детей.

    2. Нельзя обсуждать в присутствии ребенка достоинства и недостатки его новых товарищей по группе, со­общать детям любую конфиденциальную информацию об их сверстниках, которая может касаться только взрос­лых (состав семьи ребенка, его национальность, имущественное положение и жилищные условия).

    3. Надо ежедневно напоминать детям о том, что каждый ребенок в группе по-своему может помочь воспитателю организовать интересный отдых для всех малышей. Один малыш может принести интересную книжку из дома, чтобы ее почитали всем детям, другой — подарить каждому красивый бейджик с именем, чтобы было легко и удобно обращаться к детям в новой группе, третий — показать своим товарищам ракушки и морские камешки, которые он коллекционировал целый год, или с помощью воспитателя подготовить интересный рассказ о своей поездке в другую страну или другой город.

    4. Дети разного возраста — это не дети с разными интересами, а дети с различными возрастными особенностями реализации своих желаний, уровнями развития мотивационных потребностей и познавательных способностей. Там, где один ребенок схватывает информацию «с лету», другой долго ее «переваривает». Более старший ребенок заведомо более терпелив и выдержан, чем его непоседливый товарищ младшего возраста. Важнейшая задача взрослых — учитывать различные психофизиологические возможности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста при организации общих игр и других досуговых мероприятий в разновозрастной группе.

    Особенности организации игр.

    Дети трех — четырех лет еще плохо играют, совместные сюжетно-ролевые игры находятся у них только в стадии становления. Хотя в силу возрастных особенностей и возможностей они уже способны и к принятию несложного сюжета, и к распределению ролей (под руководством воспитателя или старших, хорошо играющих детей), но в течение учебного года играют не очень много, и их игры редко достигают творческого уровня. Гораздо чаще они отображают простые сюжеты или даже цепочки действий с игрушками, редко объединяясь в более или менее стабильные коллективы. Однако попав в новый детский коллектив, дети обнаруживают, во-первых новые игрушки, а во-вторых, новых партнеров по игре, причем часть из них старше, "опытнее", они играют в какие-то другие интересные игры и тем самым привлекают внимание к себе и своей игре. Появляется возможность для обмена игровым опытом — та самая возможность, которая не может развиваться в одновозрастных группах с постоянным составом детей и набором привычных игровых сюжетов. Естественно, объединяющей силой здесь все равно выступает воспитатель. При этом он опирается на старших детей, вспоминая какую-либо игру, которая им уже знакома и посильна, но в которую они играли мало, и она им еще не надоела.  Для детей трех — пяти лет это могут быть более приближенные к их опыту игры: в путешествие, зоопарк, цирк (дети могут изображать и зверей, и зрителей), семью и больницу, аптеку, магазин. Важно, чтобы наряду с главными ролями, которые принимают на себя более старшие дети, оставались многочисленные, но не сложные для исполнения роли для младших. Обычно малыши охотно подражают "большим" и бывают польщены, когда их принимают в свои игры старшие дошкольники, пусть даже и на второстепенные роли. И если воспитатель чуть-чуть их поддерживает, подсказывает, как играть, не дает угаснуть сюжету, когда сами дети уже "застряли" и не могут его развивать, — возникает и продолжается совместная сюжетно-ролевая игра, та самая, которая все реже встречается в обычной жизни перегруженного занятиями современного дошкольника. Для детей трех — пяти лет сложности могут возникать из-за привлекательной игрушки — часто для малышей она является более желанным "партнером", чем сверстник, и тогда можно оставить такого ребенка в покое, пока он сам не захочет присоединиться к детям. Если же он и с игрушкой не может расстаться, и одновременно испытывает интерес к игре других детей — можно подобрать ему роль, где с этой игрушкой расставаться не придется.

     Дети пяти — семи лет, обладающие развитой фантазией и воображением и имеющие большой игровой опыт, легко подхватывают предложенные воспитателем сюжеты, могут в определенных пределах сами их развивать, распределять роли, объяснять младшим, что от них ожидается. Разумеется, главные роли достаются более старшим, хорошо играющим. Но и второстепенные распределяются без конфликтов между младшими и "чужими" детьми. И тот, кто раньше у себя  претендовал только на ведущие роли, спокойно смиряется с безмолвной ролью чьей-то дочки или второго медвежонка у медведицы. Только постепенно, ознакамливаясь с особенностью игры этой новой для себя группы, с новыми детьми, их характерами, игровым и социальным статусом, ребенок начинает делать "игровую карьеру", добиваясь в конце концов желанной роли дрессировщика, предводителя пиратов или главной принцессы. Воспитателю остается только поддерживать игру вербально, дать материальное подкрепление — атрибутику и переложить остальное на де­тей: они сами друг друга научат. Нередко в такой группе обнаруживаются дошкольники, которые не могут примкнуть ни к одному игровому коллективу. Это застенчивые дети, плохо адаптированные и неумело играющие, неуверенные в себе, с дефектами внешности или речи. Для них единственной возможностью влиться в новый смешанный коллектив являются игры дидактического типа, игры с правилами, подвижные игры (но без соревновательного мотива) и постоянная помощь воспитателя. В занятиях, играх, развлечениях, организованных взрослым, они чувствуют поддержку (их надо много хвалить, отмечать малейшие достижения), через воспитателя вступают в контакты с детьми, необходимые по правилам игры. Постепенно формальное соблюдение правил уступает место непосредственному общению, дети включаются в игры, организованные взрослым. После того как воспитатель выключается из игры, передоверив свои функции кому-то из детей, такой ребенок хоть и недолго продолжает играть. Этим детям полезно давать несложные поручения (обязательно в паре с кем-нибудь "умелым"): накрыть на столы, внести на участок необходимые игрушки, позвать кого-нибудь, раздать стаканы или бутылки с водой, чтобы пить на прогулке, и т. д. Если проводится фольклорный или музыкальный праздник, им желательно поручать небольшие, но привлекательные роли, не забывая при этом, что они сильно стесняются. Но если удастся уговорить их петь со всеми хором, танцевать в общем круге и т. п. — они бывают счастливы. Главное, погромче их похвалить. Иногда старшие дети с удовольствием помогают застенчивым, младшим или новичкам влиться в новую группу, но это зависит от многих особенностей и склонностей детей. Чаще всего это свойственно шести — семилетним девочкам — "надежде и опоре" воспитателя, которые охотно принимают на себя функции "воспитательницы" по отношению к младшим детям. Если в группе есть такая девочка, объединение младших и старших, "своих" и "чужих" происходит легко, без напряжения и с минимальным вмешательством взрослых.

       Таким образом, организация воспитательного процесса в разновозрастных группах требует особенно пристального внимания к детям со стороны работающих в таких группах педагогов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей на тему: «Организация детской продуктивной деятельности на прогулке».

    Консультация для воспитателей  на тему: «Организация детской продуктивной  деятельности на прогулке»....

    Консультация для воспитателей "Требования к организации детского труда"

    Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание....

    Рекомендации воспитателям по организации деятельности детей в период адаптации к детскому саду

    Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет не то...

    Консультация для воспитателей детских садов: «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС ДО»

    В статье рассматривается проблема организации развивающей среды в детском саду. Раскрыта важность  безопасности жизни детей, укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них....

    Консультация для воспитателей детского сада «Организация проведения прогулки в детском саду»

    Для физического развития детей большое значение имеют пребывание детей на свежем воздухе, прогулки  и активные игры. Педиатры рекомендуют проводить их при любой погоде, поскольку прогулка я...