Познавательное развитие дошкольников через использование упражнений «ГИМНАСТИКА УМА».
консультация

Консультация для педагогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: Познавательное развитие дошкольников через использование упражнений «Гимнастика ума».

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Профессия педагога особенная. Она выделяется среди других своей многогранностью. Моя жизненная позиция: не бывает: не талантливых детей, талантлив каждый ребенок. И моя задача помочь раскрыть эти природные таланты, используя для этого различные технологии. Вступивший в силу в январе 2014 года Федеральный Стандарт Дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед педагогами решение целого ряда задач.  Решая, задачи нельзя забывать о принципах дошкольного образования, указанных в Стандарте. На каждом возрастном этапе перед педагогом стоит задача – создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка. Я работаю с детьми дошкольниками, а это возраст почемучек, исследователей окружающего мира. Мне хотелось, чтобы познавательная активность не угасала. Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность. Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне преимущественно сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.

 Я начала искать возможность поддерживать и стимулировать детей в этом направлении. Так, я обратила внимание, познакомилась и изучила методику «Гимнастика мозга» и применяю в своей работе. Эта методика была разработана американским ученым Полом Деннисоном в Америке в 70х годах. Впервые в России она появилась в 1988 году. Методика основана на кинезеологических упражнениях, т.е. с помощью движений развиваем мозг. Но на самом деле слово кинезеология было известно уже давно, еще Гепократ и Аристотель использовали кинезеологические упражнения для развития интеллекта и других сторон личности. Отечественные ученые такие как Александр Романович Лурия, Алексей Николаевич Леонтьев, Лев Семенович Выготский определили пользу кинезеологических упражнений.: влияют на развитие головного мозга и позволяют развивать межполушарное взаимодействие коры больших полушарий мозга ребёнка, способствуя тем самым процессу развития его личности.

Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий. А сензитивным периодом для интеллектуального развития является возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована. Основной период развития приходиться на дошкольный возраст.

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений. Они эффективны для развития интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют запоминанию, повышают внимания, помогают в развитии речевых функций, облегчают процессы чтения и письма; дают положительный эффект при занятиях музыкой, живописью и всеми видами танцев. Благодаря тому, что упражнения «Гимнастики Мозга» снижают стресс, они также улучшают общее состояние здоровья и является одной из составляющих здоровье сберегающих технологий.

Главная идея гимнастики мозга – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению. Физическое и двигательное развитие ребенка идет параллельно с психическим и умственным развитием. На каждой ступени сенсомоторного развития происходит скачек в развитии мозга. В движении ребенок получает информацию об окружающем мире через органы чувств, получает жизненный опыт, что дает толчок в развитии внимания, памяти, мышления и других высших психических функций, а также речи и интеллекта. Так как временной промежуток формирования сенсомоторного интеллекта достаточно мал, то существует вероятность его недостаточно полного и сбалансированного формирования. Одна из задач, на которые направлены упражнения гимнастики мозга - это восполнение навыков равновесия, движения или сенсомоторной координации. Гимнастика мозга состоит из 26 упражнений, каждое из которых направлено на восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно.

Все упражнения делятся на 4 группы.

Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела, что является необходимым требованием для свободного чтения, письма и множества других навыков.

Вторая группа – это упражнения энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. На уровне работы мозга, эти упражнения способствуют связи лимбического отдела головного мозга, отвечающего за эмоции и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.

Третья группа – растягивающие упражнения. Эти упражнения снимают напряжение с мышц и сухожилий нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы головного мозга, эти упражнения способствуют связи стволовых отделов головного мозга, отвечающих за реакцию «убегания» и «нападения» во время стресса и передних отделов головного мозга, отвечающих за волевую регуляцию поведения. Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.

 Четвертая группа – упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому. 

Огромная польза и привлекательность «Гимнастики мозга» состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте. Главная идея, этих упражнений – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Сегодня этот метод успешно используется в детских садах, школах, спортивных секциях, в больницах, психологических консультациях

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. И.А.Аршавский. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1985.;
  2. С.Ю.Афонькин, М.С.Рузина. Страна пальчиковых игр. СПб., 1997.;
  3. В.И.Гордеев, Ю.С.Александрович. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. СПб.: Речь, 2001.;
  4. Н.Н.Данилова, А.Л.Крылова. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1989.;
  5. П.Деннисон, Г.Деннисон. «Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М.Масгутовой, М., 1997 г.;
  6. В.Д.Еремеева. «Мальчики и девочки – два разных мира», «Линка – пресс», М., 1998 г.;
  7.  Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Шпаргалка для взрослых. СПб.: Речь, 2002.;
  8. М.С.Рузина. Пальчиковые и телесные игры для малышей. СПб.: Речь, 2003.;
  9. П.В.Симонов, П.М.Ершов. Темперамент, характер, личность. М.: Наука, 1984.;
  10.  А.Л.Сиротюк. «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», М. 2001г.;
  11.  А.Л.Сиротюк. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», «Сфера», М. 2003г.;
  12.  А.В.Семенович. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие.  М.: Генезис, 2007г.;
  13.  Н.В.Самоукина. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1993г.;
  14.  В.А.Сухомлинский. Самый отстающий в классе…// Воспитание школьников – М., 1991г.;
  15.  Т.П.Хризман. Развитие функций детского мозга. Л., 1978г.;
  16.  В.В.Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996г.;
  17.  Г.Е.Шанина. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999г.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников через использование современных форм организации работы по ФЭМП.

Доклад "Развитие познавательной активности дошкольников через использование современных форм организации работы по ФЭМП" в подготовительной группе...

«Развитие познавательного интереса дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми».

Использование в работе новых компьютерных технологий имеет преимущества перед традиционным ведением ОД:- возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;- иллюстраци...

Опыт работы: Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО

Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку  взгля­нуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, волнует многих из нас, педагогов.    Поиск новых методов обу...

Буклет: «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО»

Интерактивное обучение   - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлечен...

Познавательное развитие дошкольников через использование интерактивного глобуса.

Развитие познавательной активности детей через использование современных технологий....

Рекомендации: «Развитие познавательного интереса дошкольников через использование ИКТ»

Рекомендации: "Развитие познавательного интереса ребёнка через использование ИКТ"...