Интерактивные технологии как средство развития познавательной активности дошколька
методическая разработка (старшая группа)

Шишканова Юлия Александровна

Интерактивное педагогическое взаимодействие – это интенсивная целенаправленная деятельность педагога и детей по организации взаимодействия в целях развития.

   Интерактивное обучение – обучение, погруженное в общение, групповая форма организации образовательного процесса, позволяющая более эффективно решать дидактические задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Сладковский детский сад «Сказка».

План по теме самообразования

Тема: «Интерактивные технологии как средство развития познавательной активности дошкольника»

     

       Воспитатель:

                                                                                         Шишканова Юлия Александровна                

         Квалификационная категория:

         первая категория

2020-2022 г.г.

с.Сладково

Введение

Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

 мы украдём у наших детей завтра.

Джон Дьюи

(американский педагог, социолог)

Пояснительная записка

   Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в области информатики и коммуникации; описывает характер взаимодействия между объектами. Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования, в изменениях динамики процесса психического развития.

   Интерактивное педагогическое взаимодействие – это интенсивная целенаправленная деятельность педагога и детей по организации взаимодействия в целях развития.

   Интерактивное обучение – обучение, погруженное в общение, групповая форма организации образовательного процесса, позволяющая более эффективно решать дидактические задачи.

   Интерактивный – англ. язык (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо.

Интерактивные технологии – организация процесса обучения, основанная навзаимодействии всех участников образовательного процесса, обучающего познания(коллективное взаимодействие)

   Человеческое сознание использует два механизма мышления. Один из них позволяет работать с абстрактными цепочками символов, с текстами и т.п. Этот механизм мышления обычно называют символическим или логическим. Второй механизм мышления обеспечивает работу с чувственными образами и представлениями об этих образах. Его называют образным, интуитивным. Физиологически логическое мышление связано с левым полушарием человеческого мозга, а образное мышление – с правым полушарием.  Каждое из полушарий человеческого мозга является самостоятельной системой восприятия внешнего мира, переработки информации о нем и планирования поведения в этом мире.

   Левое полушарие представляет собой как бы большой и мощный компьютер, имеющий дело со знаками и процедурами их обработки. Речь, мышление словами, рационально-логические процедуры переработки информации и т.п. – все это реализуется именно в левом полушарии. В правом же полушарии реализуется мышление на уровне чувственных образов: эстетическое восприятие мира, музыка, живопись, ассоциативное узнавание, рождение принципиально новых идей и открытий и т.п. Весь тот сложный механизм образного мышления, который нередко определяют одним термином «интуиция», и является правополушарной областью деятельности мозга. Нередко правополушарное мышление связывают с деятельностью в искусстве. Иногда это мышление даже называют художественным. Однако и более формализованные виды деятельности в существенной мере используют интуитивный механизм мышления.

   По данным исследования, проведенного С.В. Гурьевым, логическое мышление выделяет лишь некоторые, наиболее существенные элементы знания и формирует из них однозначное представление об изучаемых объектах и процессах, в то время как подсознание обеспечивает целостное восприятие мира во всем его многообразии.

   Очень важно, чтобы  полушария мозга ребенка работали одновременно и сбалансированно. Тогда у него формируется нормальная координация, он прекрасно воспринимает музыку, у него проявляются артистические и художественные способности.

   Использование интерактивных  технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста  позволяет пропорционально развивать оба полушария головного мозга, что  эффективно сказывается на продуктивности мышления ребенка, обогащении его интеллектуальной сферы, сохранении и укреплении здоровья. Использование современных информационных технологий в работе со старшими дошкольниками является также эффективным средством воспитания и развития у детей творческих способностей, формирования их личности.

   Цель: Использование современных интерактивных технологий в работе с дошкольниками.

   Интерактивное обучение и воспитание одновременно решает несколько задач:

- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между детьми, воспитателем и родителями;

- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;

- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.

-интерактивное обучение и воспитание отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

Этапы

Сроки

Формы работы

Практические выходы

1 – й год изучения темы (2020-2021 г.г.)

Подготовительный этап

Август-ноябрь 2020 г.

- Изучение научно-методической и учебно-методической литературы

- Работа с интернет ресурсами

- Знакомство с работами других педагогов

Подборка материалов по теме самообразования

Сентябрь 2020 г.

- Подготовить консультацию для воспитателей  по теме: «Интерактивные технологии в дошкольном образовании»

- Провести мастер-класса для педагогов

«Интерактивные технологии – инструментарий современного педагога»

- Показать презентацию для воспитателей  по теме «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе»

Подборка консультаций

Мастер-класс

Презентация

Октябрь

2020г.

- Провести  консультацию для воспитателей  по теме «Роль квест-технологии в образовательном процессе»

- Разработка конспектов НОД с использованием квест-технологии.

Информационные материалы

Подборка конспектов НОД

Ноябрь 2020 г.

- Провести консультацию для воспитателей  по теме «Развитие одаренности дошкольников с применением интерактивных технологий»

- Разработать сценарий родительского собрания «Использование интерактивных технологий в работе с дошкольниками».

Подборка консультаций

Информационные материалы

Подборка сценариев методических мероприятий

Практический этап

Декабрь

2020г.

- Провести консультацию для воспитателей  по теме «Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ»

- Провести консультацию «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Подборка консультаций

Информационные материалы

Январь 2021 г.

- Подготовить педчас по теме «Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй».

- Разработать сценарий для педагогов «Современные интерактивные технологии в процессе реализации работы с семьями воспитанников».

Подборка консультаций

Подборка сценариев методических мероприятий

Февраль 2021 г.

- Провести консультацию для воспитателей «Эвристическая технология как средство оптимизации образовательной деятельности ДОО»

- Разработка конспектов НОД с использованием эвристической технологией

Подборка консультаций

Информационные материалы

Подборка конспектов НОД

Март Апрель

2021 г.

Подготовить педчас по теме «Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования»

Подборка консультаций

Май

2021 г.

Выступление на педагогическом совете с отчётом по теме самообразования

Отчёт в папку с материалами педсовета

2-й год изучения темы (2021-2022 г.г.)

Сентябрь 2022 г.

- Подготовить педчас по теме «Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования»

-Провести мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии – инструментарий современного педагога»

Подборка консультаций

Информационные материалы

Мастер-класс

Октябрь Ноябрь

2021 г.

- Провести консультацию-презентацию  для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

- Разработать сценарий мастер-класса «Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в работе у детей»

Подборка консультаций

Информационные материалы

Презентация

Декабрь

2022 г.

Разработать сценарий мастер-класса «Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в работе у детей»

Подборка сценариев методических мероприятий

Февраль Март  2022 г.

- Разработать сценарий мастер-класса «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

  - Провести  мастер-класс «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология».

Подборка сценариев методических мероприятий

Информационные материалы

Апрель Май

 2022 г.

- Провести консультацию-презентацию для воспитателей «Технология «баскет-метод» и «кейс-технология» как средство оптимизации образовательной деятельности ДОО»

- Разработка конспектов НОД с использованием технологий: «баскет-метод», «кейс-технология»

- Разработка конспектов НОД с использованием технологий: «кластер», «карусель»

Подборка консультаций

Информационные материалы

Презентация

Подборка конспектов НОД

Май

2022

Выступление на педагогическом совете с отчётом по теме самообразования

Отчёт в папку с материалами педсовета

Список литературы

  1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. «Современные педагогические технологии»/ Ю. В. Атемаскина , Л. Г. Богославец-  С-П «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2011.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников»/ Н. Е.Веракса , А. Н. Веракса –Москва, 2008.
  3. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования/ Ю.М. Горвиц , Москва, 2008.
  4. Горвиц Ю. М. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании/ Ю. М.Горвиц  , Москва, 2008.
  5. Гурьев С.В. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста/ С.В. Гурьев- Интернет –ресурс сайта Rus.edu.
  6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь/ Г.М .Коджаспирова, К А.Ю.  Коджаспиров -М.: Академия, 2001.
  7. Микляева Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду/ Н.В Микляева ,Москва,«Сфера», 2012
  8. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»/ Б. П.  Никитин -Москва «Просвещение», 1990.
  9. Новая интерактивная энциклопедия, Москва, «Махаон» ,2012.
  10. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе/ Л.  Плужникова  Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
  11. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Для самостоятельного проектирования образовательного процесса я применяю кейс-метод, в него входит: кейс-стади, кейс-иллюстрации, фото-кейс. С его помощью я могу моделировать ситуации, в которых кажды...

Деловая игра для педагогов «Использование информационно – коммуникативных технологий как средство развития познавательной активности старших дошкольников»

laquo;Использование информационно – коммуникативных технологий как средство развития познавательной  активности старших дошкольников»Цель: Активизировать знания педагогов, способство...

STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...

Технологическая карта к мастер-классу «Игровые технологии как средство развития познавательной активности при реализации программы «Английский для дошкольников»

Материал раскрывает методические приёмы, используемые на каждом этапе мастер-класса, разнообразие игровых технологий при изучении английского языка в детском саду...

Мультимедийные технологии как средство развития познавательной активности дошкольников

Использование мультимедийной технологии вносит свой вклад в совершенствование образования и воспитания всесторонне развитой творческой личности ребенка, повышает познавательную активность и познавател...

«Интерактивные игры-презентации как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Использование ИКТ в детских садах способствует развитию у детей не только психических процессов и познавательной активности, но и развивает умение быстро ориентироваться в окружающем мире, работать с ...

«Кейсы обо всем на свете» Кейс-технология как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Познавательная активность - это деятельность по приобретению и использованию знаний. Чтобыподдерживать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей,формировать позна...