Интерактивные технологии как средство развития познавательной активности дошколька
методическая разработка (старшая группа)
Интерактивное педагогическое взаимодействие – это интенсивная целенаправленная деятельность педагога и детей по организации взаимодействия в целях развития.
Интерактивное обучение – обучение, погруженное в общение, групповая форма организации образовательного процесса, позволяющая более эффективно решать дидактические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Сладковский детский сад «Сказка».
План по теме самообразования
Тема: «Интерактивные технологии как средство развития познавательной активности дошкольника»
Воспитатель:
Шишканова Юлия Александровна
Квалификационная категория:
первая категория
2020-2022 г.г.
с.Сладково
Введение
Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра.
Джон Дьюи
(американский педагог, социолог)
Пояснительная записка
Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в области информатики и коммуникации; описывает характер взаимодействия между объектами. Новизна компьютера и интерактивного оборудования отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования, в изменениях динамики процесса психического развития.
Интерактивное педагогическое взаимодействие – это интенсивная целенаправленная деятельность педагога и детей по организации взаимодействия в целях развития.
Интерактивное обучение – обучение, погруженное в общение, групповая форма организации образовательного процесса, позволяющая более эффективно решать дидактические задачи.
Интерактивный – англ. язык (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо.
Интерактивные технологии – организация процесса обучения, основанная навзаимодействии всех участников образовательного процесса, обучающего познания(коллективное взаимодействие)
Человеческое сознание использует два механизма мышления. Один из них позволяет работать с абстрактными цепочками символов, с текстами и т.п. Этот механизм мышления обычно называют символическим или логическим. Второй механизм мышления обеспечивает работу с чувственными образами и представлениями об этих образах. Его называют образным, интуитивным. Физиологически логическое мышление связано с левым полушарием человеческого мозга, а образное мышление – с правым полушарием. Каждое из полушарий человеческого мозга является самостоятельной системой восприятия внешнего мира, переработки информации о нем и планирования поведения в этом мире.
Левое полушарие представляет собой как бы большой и мощный компьютер, имеющий дело со знаками и процедурами их обработки. Речь, мышление словами, рационально-логические процедуры переработки информации и т.п. – все это реализуется именно в левом полушарии. В правом же полушарии реализуется мышление на уровне чувственных образов: эстетическое восприятие мира, музыка, живопись, ассоциативное узнавание, рождение принципиально новых идей и открытий и т.п. Весь тот сложный механизм образного мышления, который нередко определяют одним термином «интуиция», и является правополушарной областью деятельности мозга. Нередко правополушарное мышление связывают с деятельностью в искусстве. Иногда это мышление даже называют художественным. Однако и более формализованные виды деятельности в существенной мере используют интуитивный механизм мышления.
По данным исследования, проведенного С.В. Гурьевым, логическое мышление выделяет лишь некоторые, наиболее существенные элементы знания и формирует из них однозначное представление об изучаемых объектах и процессах, в то время как подсознание обеспечивает целостное восприятие мира во всем его многообразии.
Очень важно, чтобы полушария мозга ребенка работали одновременно и сбалансированно. Тогда у него формируется нормальная координация, он прекрасно воспринимает музыку, у него проявляются артистические и художественные способности.
Использование интерактивных технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста позволяет пропорционально развивать оба полушария головного мозга, что эффективно сказывается на продуктивности мышления ребенка, обогащении его интеллектуальной сферы, сохранении и укреплении здоровья. Использование современных информационных технологий в работе со старшими дошкольниками является также эффективным средством воспитания и развития у детей творческих способностей, формирования их личности.
Цель: Использование современных интерактивных технологий в работе с дошкольниками.
Интерактивное обучение и воспитание одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между детьми, воспитателем и родителями;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает детей необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
-интерактивное обучение и воспитание отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.
Этапы | Сроки | Формы работы | Практические выходы |
1 – й год изучения темы (2020-2021 г.г.) | |||
Подготовительный этап | Август-ноябрь 2020 г. | - Изучение научно-методической и учебно-методической литературы - Работа с интернет ресурсами - Знакомство с работами других педагогов | Подборка материалов по теме самообразования |
Сентябрь 2020 г. | - Подготовить консультацию для воспитателей по теме: «Интерактивные технологии в дошкольном образовании» - Провести мастер-класса для педагогов «Интерактивные технологии – инструментарий современного педагога» - Показать презентацию для воспитателей по теме «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе» | Подборка консультаций Мастер-класс Презентация | |
Октябрь 2020г. | - Провести консультацию для воспитателей по теме «Роль квест-технологии в образовательном процессе» - Разработка конспектов НОД с использованием квест-технологии. | Информационные материалы Подборка конспектов НОД | |
Ноябрь 2020 г. | - Провести консультацию для воспитателей по теме «Развитие одаренности дошкольников с применением интерактивных технологий» - Разработать сценарий родительского собрания «Использование интерактивных технологий в работе с дошкольниками». | Подборка консультаций Информационные материалы Подборка сценариев методических мероприятий | |
Практический этап | Декабрь 2020г. | - Провести консультацию для воспитателей по теме «Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ» - Провести консультацию «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» | Подборка консультаций Информационные материалы |
Январь 2021 г. | - Подготовить педчас по теме «Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй». - Разработать сценарий для педагогов «Современные интерактивные технологии в процессе реализации работы с семьями воспитанников». | Подборка консультаций Подборка сценариев методических мероприятий | |
Февраль 2021 г. | - Провести консультацию для воспитателей «Эвристическая технология как средство оптимизации образовательной деятельности ДОО» - Разработка конспектов НОД с использованием эвристической технологией | Подборка консультаций Информационные материалы Подборка конспектов НОД | |
Март Апрель 2021 г. | Подготовить педчас по теме «Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования» | Подборка консультаций | |
Май 2021 г. | Выступление на педагогическом совете с отчётом по теме самообразования | Отчёт в папку с материалами педсовета | |
2-й год изучения темы (2021-2022 г.г.) | |||
Сентябрь 2022 г. | - Подготовить педчас по теме «Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования» -Провести мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии – инструментарий современного педагога» | Подборка консультаций Информационные материалы Мастер-класс | |
Октябрь Ноябрь 2021 г. | - Провести консультацию-презентацию для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» - Разработать сценарий мастер-класса «Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в работе у детей» | Подборка консультаций Информационные материалы Презентация | |
Декабрь 2022 г. | Разработать сценарий мастер-класса «Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в работе у детей» | Подборка сценариев методических мероприятий | |
Февраль Март 2022 г. | - Разработать сценарий мастер-класса «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» - Провести мастер-класс «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология». | Подборка сценариев методических мероприятий Информационные материалы | |
Апрель Май 2022 г. | - Провести консультацию-презентацию для воспитателей «Технология «баскет-метод» и «кейс-технология» как средство оптимизации образовательной деятельности ДОО» - Разработка конспектов НОД с использованием технологий: «баскет-метод», «кейс-технология» - Разработка конспектов НОД с использованием технологий: «кластер», «карусель» | Подборка консультаций Информационные материалы Презентация Подборка конспектов НОД | |
Май 2022 | Выступление на педагогическом совете с отчётом по теме самообразования | Отчёт в папку с материалами педсовета |
Список литературы
- Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. «Современные педагогические технологии»/ Ю. В. Атемаскина , Л. Г. Богославец- С-П «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2011.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников»/ Н. Е.Веракса , А. Н. Веракса –Москва, 2008.
- Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования/ Ю.М. Горвиц , Москва, 2008.
- Горвиц Ю. М. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании/ Ю. М.Горвиц , Москва, 2008.
- Гурьев С.В. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста/ С.В. Гурьев- Интернет –ресурс сайта Rus.edu.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь/ Г.М .Коджаспирова, К А.Ю. Коджаспиров -М.: Академия, 2001.
- Микляева Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду/ Н.В Микляева ,Москва,«Сфера», 2012
- Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»/ Б. П. Никитин -Москва «Просвещение», 1990.
- Новая интерактивная энциклопедия, Москва, «Махаон» ,2012.
- Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе/ Л. Плужникова Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
- Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Для самостоятельного проектирования образовательного процесса я применяю кейс-метод, в него входит: кейс-стади, кейс-иллюстрации, фото-кейс. С его помощью я могу моделировать ситуации, в которых кажды...
Деловая игра для педагогов «Использование информационно – коммуникативных технологий как средство развития познавательной активности старших дошкольников»
laquo;Использование информационно – коммуникативных технологий как средство развития познавательной активности старших дошкольников»Цель: Активизировать знания педагогов, способство...
STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...
Технологическая карта к мастер-классу «Игровые технологии как средство развития познавательной активности при реализации программы «Английский для дошкольников»
Материал раскрывает методические приёмы, используемые на каждом этапе мастер-класса, разнообразие игровых технологий при изучении английского языка в детском саду...
Мультимедийные технологии как средство развития познавательной активности дошкольников
Использование мультимедийной технологии вносит свой вклад в совершенствование образования и воспитания всесторонне развитой творческой личности ребенка, повышает познавательную активность и познавател...
«Интерактивные игры-презентации как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Использование ИКТ в детских садах способствует развитию у детей не только психических процессов и познавательной активности, но и развивает умение быстро ориентироваться в окружающем мире, работать с ...
«Кейсы обо всем на свете» Кейс-технология как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Познавательная активность - это деятельность по приобретению и использованию знаний. Чтобыподдерживать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей,формировать позна...