Роль беседы в развитии связной речи детей дошкольного возраста
методическая разработка

Яликова Ольга Вячеславовна

Беседа играет значительную роль в развитии связной речи и является одним из главных методов её формирования у детей дошкольного возраста. Использование беседы на занятиях позволяет воспитателю заложить основы грамотной и правильной речи у дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль беседы в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Но что же такое беседа, имеет ли она свою структуру и на какие компоненты ее можно разделить, на эти вопросы ответила Е.И. Радина.

Таблица 1.

Структурные компоненты беседы по Е. И. Радиной.

Первый структурный компонент (начало беседы)

В самом начале беседы взрослый должен заинтриговать дошкольников, вызвать у них настоящий и живой интерес к предстоящей теме, основываясь на их жизненном опыте.

Второй структурный компонент (основная часть беседы)

На этом этапе взрослому необходимо продолжать поддерживать интерес у детей и помогать им анализировать, те знания, которые он им даёт.

Третий структурный компонент (окончание беседы)

В заключении беседы взрослому необходимо подвести дошкольников к логическому выводу и помочь обобщить знания и сделать самостоятельные выводы.

Успешность любой беседы будет во многом завесить от следующих факторов:

  • от эмоционального настроя воспитателя;
  • от эмоциональной обстановки, которую создаст взрослый;
  • от продолжительности беседы;
  • от имеющегося у дошкольников опыта по данной тематике.

Давайте теперь рассмотрим роль беседы в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Будет ли беседа действительно являться эффективным методом и как именно благодаря беседе будет происходить процесс развития связной речи у дошкольников.

Говоря о важности значения беседы для педагогов дошкольного образовательного учреждения надо отметить, что знание её теории позволит глубже и интересней построить содержание работы с детьми:

  • при использовании беседы как дидактического способа в приобретении и формировании новых умений и навыков, беседа поможет развить связную речь в доступной и интересной для ребенка форме, сформировать у него умственные действия;
  • беседа поможет дошкольнику лучше познать себя и окружающий мир;
  • беседа расширит словарь ребёнка, сформирует правильные речевые конструкции;
  • беседа имеет огромное значение для развития познавательного интереса и психического развития;
  • беседа очень важна для связной речи, как переход на новый уровень развития.

        Дошкольный возраст – это время интенсивного всестороннего развития ребенка. Развитие связной речи в дошкольный период в основном происходит через общение со взрослыми, а именно через беседы. Взрослый в лице воспитателя становится для дошкольников проводником в окружающий мир, и чем больше он даст качественной информации, тем больше сможет принять и усвоить ребенок.

Беседа, как и игра относится к совместной деятельности взрослого и ребенка, воспитателю важно всегда помнить, что для проведения беседы, необходимым условием прежде всего является правильное соотношение речевой активности взрослого и дошкольников. Так, например, с детьми младшего и среднего дошкольного возраста ведущую роль берёт на себя воспитатель, с детьми постарше взрослый старается активизировать каждого ребёнка, для того чтобы в итоге состоялась беседа между несколькими собеседниками, в которой, безусловно, ведущая роль принадлежит педагогу, но одновременно будет прослеживаться и речевая самостоятельность детей.

В ходе бесед у детей дошкольного возраста развивается:

  • умение в овладении навыками составления простых распространенных предложений по вопросам;
  • умение, а в дальнейшем и навык демонстрации действий по наглядному материалу или картинно-графической схеме;
  • формируются и совершенствуются навыки ведения диалога;
  • постепенно формируется умение самостоятельно задать вопрос. 

Беседа также помогает детям овладеть навыками составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов. Всё выше перечисленное в свою очередь определяет и формирует правильное развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Для того чтобы у детей в этот период жизни развитие связной речи было более качественным необходимо некое стимулирование, в роли которого и выступает беседа.

Беседа играет значительную роль в развитии связной речи и является одним из главных методов её формирования у детей дошкольного возраста. Использование беседы на занятиях позволяет воспитателю заложить основы грамотной и правильной речи у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР - РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»    Доклад на тему:«Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

Роль моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Обоснование актуальности и перспективности педагогического опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."

"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов: «Роль воспитателя в развитии связной речи детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов:«Роль воспитателя в развитии связной речи детей дошкольного возраста»....

Статья для родителей на тему: «Роль родителей в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, ...

«Роль родителей в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую н...