Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 8» Корсаковского городского округа

Сахалинской области

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РИСОВАНИЯ НА БАЗЕ «ДЕТСКОГО САДА № 8» КОРСАКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»

Фоменко Ирина Адамовна

Педагог дополнительного образования

МБДОУ «Детский сад № 8»

Г.Корсаков

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

5

  1. СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗДЕЛ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

6

  1. РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9

РАЗДЕЛ 4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ  УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

15

  1. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

18

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ДИАГНОСТИКА УРАВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Т.С. КОМАРОВОЙ

19

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

24

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ВИДЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

28

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. КОНСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ

31

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

38

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ФИЗМИНУТКИ

45

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

48

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. МАСТЕР КЛАСС: «АРАНЖИРОВКИ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА»

51

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

53

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. РИСУНКИ ДЕТЕЙ

57

“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

В.И. Сухомлинский.

Введение.

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно - технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

         Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

           По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это период, когда изобразительная деятельность является устойчивым увлечением всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Благодаря применению на занятиях по изобразительному искусству

нетрадиционных техник рисования можно намного повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много форм нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

С самого раннего детства дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми "картины", так называемые "каракули", понятны только самим "художникам". На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками.

Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В этот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющимися место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию. При таком рисовании неизвестно, какое изображение получится, но оно заведомо успешно по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает большой толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели нас к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Изучив методическую литературу, сделали вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

Актуальность исследования видим в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных форм изобразительной деятельности является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Целью исследования является определенные системы работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, накопления в детском саду материала по рисованию с помощью нетрадиционных форм.

Для достижения этой цели мы определили следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты по проблеме развития творческой личности в дошкольном возрасте.
  2. Накопить материал и разработать комплекс занятий по данной теме.
  3. Разработать пути развития творческих способностей в области рисования нетрадиционными способами.
  4. Апробировать инновационные техники в рисовании нетрадиционными формами для детей дошкольного возраста.
  5. Провести исследовательскую работу по выявлению творческих способностей детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Из всех видов изобразительной деятельности детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Н.Б. Хализовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие.

По мнению современных педагогов – практиков таких как: А. А. Фатеевой, Г.Н. Давыдовой, И. И. Дьяченко именно нетрадиционная форма изобразительной деятельности позволяет раскрыть потенциал детских возможностей и способностей.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию. При таком рисовании неизвестно, какое изображение получится, но оно заведомо успешно по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности.

Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позиции «творца».

Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».

Рисование – большая и серьёзная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство изобразительной деятельности по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций, таких как:

память

внимание

логическое мышление

образное мышление

воображение

речь

Рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит».

РАЗДЕЛ 2. Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух – трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.

Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Образовательная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник в изодеятельности, способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. При действии кисточкой и красками работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи.

Рисование для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз педагог создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

В основу работы положены общеметодические принципы, определяющие основные положения, содержания, организационные формы:

  • Принцип доступности материала.
  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
  • Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
  • Принцип дифференциации, учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
  • Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве педагога дополнительного образования с воспитателями, с семьёй.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
  • Принцип повторности материала.

Данные формы изобразительной деятельности не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

• личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

• коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

• игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

• педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработано примерное перспективное планирование по изобразительной деятельности во всех возрастных группах. В работе с детьми значима интеграция образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

В своей работе мы используем разнообразные методы и приемы рисования нетрадиционными способами.

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

В процессе работы по нетрадиционному рисованию возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. Мы стали использовать в качестве художественных материалов, хорошо знакомые предметы: пробки от пластиковых бутылок, зубные щетки; листья деревьев, цветов, травы; целлофан; штампы и печати; соломку; пористые губки и т.д.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Используемые нами нетрадиционные методы изобразительной деятельности помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным формам рисования начинаем уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования, далее  с усложнением в выборе материала и способов рисования.

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, даёт свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.  

Руки и пальцы – это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир. Разве можно удержаться и не порисовать загорелым пальцем на теплом песке у кромки моря, чтоб волны, как огромный ластик смывали рисунок? А как не изобразить смешную мордочку на запотевшем стекле или не провести пальцем по пыльному боку машины? Как не расковырять причудливо наледь на замороженном окошке троллейбуса, если порой от этого не могут удержаться даже взрослые? Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь грязный палец легко отмоется мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться.

Рисование с использованием нетрадиционных методов  - это увлекательная, завораживающая деятельность. И мы не раз убедились в этом, рисуя с детьми и дошкольного возраста.

Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.

Следует помнить, что творческие способности, следует целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.

РАЗДЕЛ 3. Организация работы по развитию творческих способностей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. Практика показывает, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если педагоги и родители будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Совместная работа педагога и семьи велась в нескольких аспектах:

 - объяснение значимости нетрадиционных приемов рисования;

 - расширение знаний родителей о роли нетрадиционных форм изобразительной деятельности, о роли цвета и разъяснение приемов и методов руководства изобразительной деятельностью детей в семье (где ребенок использует в своих рисунках нетрадиционные приемы рисования, цвет).

 Мы в беседах с родителями давали советы, как знакомить детей с нетрадиционным формами. Как знакомить детей с цветом через наблюдения в природе, в искусстве и т. д.; как организовать занятие по рисованию в домашних условиях, как изготовить совместно с детьми дидактические игры и пособия по цвету, а также какие пособия необходимо использовать, какие художественные материалы используются в работе с детьми. Были разработаны консультации для родителей: «Чем занять непоседу», «Рисование нетрадиционными способами», «Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?...», мастер класс «Аранжировки из бросового материала».

 Было проведено открытое занятие для родителей. На информационном стенде: «Для вас родители» также отражается материал по данному направлению.

 Вопросы формирования творческих изобразительных способностей  у детей были предметом обсуждения на родительских встречах.

 Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

Работа с детьми строится так, чтобы дать дошкольникам элементарные представления о системе взаимодействия изобразительной деятельности, творчества, искусства с жизнью. В работе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней служит источником самостоятельных творческих поисков.

Разработка специальных занятий с использованием нетрадиционной техники рисования, включающих систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение. Каждое из занятий дифференцировалось по виду в зависимости от критерия выделения (по содержанию изображения: рисование по представлению, по памяти, а также предметное, сюжетное и декоративное; по источнику замыслов, тем: тему, предложенную педагогом (литературные темы, по музыкальным произведениям), тему, выбранную детьми, свободную тему; комплексные занятия (объединение под одним тематическим содержанием разных видов художественной деятельности: рисование, лепка, создание коллажей, музыкальное (пение, танец, слушание музыки), художественно – речевая; интегрированные занятия (в основе интеграции выступает не только тема, но и задача развития творчества в восприятии и создании художественных образов); занимательные занятия (цель которых в создании устойчивой мотивации к художественно – творческой деятельности) сюда вошли занятия: «Я рисую море синее…» (граттаж), «Чародейкою зимою околдован, лес стоит…» (кляксография, оттиск мятой бумагой),  «Как снеговики за елкой ходили» (тычек, коллаж, бросовый материал), «В далеком космосе» (граттаж), «На дне морском» (граттаж); были изготовлены мобили (подвесные игрушки): «Под куполом цирка», «Бабочки", «Весна» и т. д.

Также занятия дифференцировались по характеру познавательной деятельности детей:

1. Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения.

2. Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений.

3. Занятия творческие, на которых дети включались в поисковую деятельность, были свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. Степень самостоятельности и творчества в освоении детьми художественного опыта была различной на разных этапах обучения. Так к первому типу относятся занятия, на которых демонстрируется образец творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей), а также занятия, направленные на овладение детьми собственно изобразительными действиями. Второй тип занятий реализовывался в темах: «Заколдованная елка», «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», «Бабочки», «Весна», «Волшебный круг». Планирование третьего, творческого типа занятий осуществлялось с учетом индивидуального опыта детей. В системе работы творческое занятие могло не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае была возможность выявить уровень представлений детей о предмете и способах его изображения. Так тема «Зимой на прогулке» предшествовала темам «Дети лепят снеговика», «Катание на санках», «Лыжники». В процессе этой работы родился замысел для создания коллективной композиции «Зимние забавы». Творческими были также занятия на темы: «Лики осени», «Поэтический образ природы» (рисование по представлению), «Гуси-Лебеди» (сюжетное рисование по сказке), «Новогодняя открытка» (по замыслу).

Была разработана модель развития художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности:

1. Сначала демонстрация образца творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей).

2. Совместное творчество педагога и ребят.

3. Творчество детей с минимальной помощью взрослого.

4. Самостоятельное творчество детей.

Все занятия по изобразительной деятельности, проходили в изостудии, оборудованной и оснащенной всеми необходимыми современными изобразительными материалами. Кроме традиционных кистей, красок (гуашь, акварель), карандашей, пластилина и цветной бумаги, имеются в наличии: восковые мелки, акварельные карандаши, пастель, пальчиковые краски, уголь, свечи, тычки, зубные щетки, разовые ложки, коктейльные трубочки, разовые пипетки, самоклеящаяся пленка, бумага разной фактуры и формата, а также природный и бросовый материал. Большинство изобразительных материалов дети уже освоили, технику работы с другими продолжали совершенствовать и закреплять (уголь, сангина).

1.Демонстрация образца творческой деятельности проходили ненавязчиво, с начало демонстрируется процесс творчества, рассуждая, размышляя вслух. Дети проявляли заинтересованность и внимание, когда на их глазах демонстрировались приемы изображения образа разными способами. Создавались оригинальные работы, нестандартно использовался художественный материал, комбинировались техники для создания более выразительного образа и показывалась вариативность подходов при работе над одной и той же темой. После того как дети заинтересовались, следовали практические задания в игровой форме как упражняющего, так и творческого характера. Например, на занятии «Лики осени» (ранняя, золотая, поздняя) дети превращались в деревья (хрупкую белоствольную березоньку, могучий дуб, стройный тополь, раскидистый каштан, задумчивую плакучую иву, беспечный кудрявый клен, тонкую рябину, пушистую красавицу ель). Мы побуждали детей передавать не только внешнее сходство, но и характер. В словесной форме от имени дерева дети описывали свои ощущения, делились мыслями (ива: «мне грустно, и я все время думаю, чтобы дети не сломали мои ветки»; клен: « у меня пожелтели листочки и мне щекотно, потому что они опадают»; дуб: «я самый главный в лесу, слежу за порядком и чтобы зверей не обижали»). Такие упражнения -  способствовали образному восприятию, развитию фантазии. Следующий шаг – выполнение работ в разной технике и широкое использование бросового и природного материала: "Старое корявое дерево" (уголь), " Туман в лесу" (акварелью по – сырому), " Березонька" (гуашь), "Осенняя роща" (ниткография), "Осенний ковер" (фитографи), "Веточка рябины (тычек), "Листопад"(фитография),

"Осенний букет" (природный материал), "Осенний пейзаж" (коллаж) и т.д. Затем, опираясь на полученный опыт творческой деятельности, дети с удовольствием рисовали на осеннюю тематику, передавали впечатление и свое видение окружающей действительности.

2.Совместное творчество педагога и детей. В процесс поисковой деятельности на уровне предварительного замысливания, исполнительства и дальнейшего при этом развития замысла мы постепенно подключали кого-то из детей. Советуясь с детьми, демонстрируя радость, удовлетворение от их участия, подхватывая и развивая их идеи, постепенно раскрывали им сущность такой деятельности. На этапе совместного творчества детям предлагались в игровой форме интересные темы, вместе с ребятами продумывали, обсуждали содержание образа (что и как будет изображено), способы (в какой технике и какими материалами будем работать, какой формат листа лучше взять, последовательность воплощения замысла. Дети учились выслушивать мнение другого, аргументировать свое, творчески общаться и сотрудничать. В процессе практической деятельности пришли к выводу, что коллективная художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству. Коллективные картины и панно вызывали у детей живой интерес. Такие работы стали для детей хорошим примером, иллюстрирующим особенности многофигурных композиций, где одни предметы расположены ближе, другие – удалены на расстояние («Подводный мир», «Чудо-Африка», «Зимние забавы»). Сохраняя и поддерживая мотив игры, постепенно формировали стремление выполнить изображение, узнаваемое другими людьми, производящее впечатление на зрителей, то есть общественно-направленные мотивы, в основе которых потребность общения с людьми, с взрослыми и детьми. Становление общественно-направленных мотивов делали детскую деятельность подлинно художественной, близкой по смыслу и значению к зрелой деятельности. Мы также формировали мотив более высокого порядка – стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

3.Творчество детей с минимальной помощью взрослого. На занятиях всегда царила творческая, непринужденная обстановка. При помощи сюрпризных моментов, атрибутов создавали эмоционально - радостное настроение, атмосферу сказочной таинственности. Дети раскрепощались, проявляли активность и инициативу, предлагали смелые решения, интересные варианты исполнения, это все побуждала их к созданию разнообразных и относительно неповторимых замыслов, учили обогащать замысел на основе наблюдения, чтения литературы, общения с произведениями изобразительного искусства. В этом типе занятий руководство взрослого выражалось: во-первых, в наблюдении, выяснении, а то и в предложении мотивов деятельности; во-вторых, в наблюдении за процессом замысливания (индивидуального и коллективного), помощи в случае необходимости; в-третьих, в положительном принятии результата деятельности и его применении. Предоставив детям свободу выбора техники и материалов, сразу стало ясно, кто к чему тяготеет. Практически всем нравилось рисовать набрызгом из-за их яркости, необычности и многофункциональности, тычками (отчасти из-за легкости применения и быстроты), восковыми мелками (детей привлекало их свойство – с нарисованной поверхности изображения краска «скатывается»). Некоторым очень нравилось рисовать углем и постелью, но многих не устраивала эта «грязная» работа, не нравилось, что изображение осыпается и так легко размазывается. Почти совсем забытыми оказались цветные карандаши, поскольку дети рисуют ими чаще всего дома. Всем детям нравилось работать в нетрадиционной технике («граттаж», «акватипия», «рисование мятой бумагой» и.д.), особый интерес вызывало применение природного и бросового материала, самоклеящейся пленки. Когда дети уже овладели достаточными умениями, предлогали им темы: сюжетное рисование «Как снеговики за елкой ходили», «Ночь в зимнем лесу» (коллективное, по представлению). В процессе исполнения продолжалась работа по обучению детей умению обогащать первоначальный замысел. На всех типах занятий присутствовал сюрпризный момент, в игровой форме создавались проблемно - поисковую ситуации, из которой дети с большей или меньшей долей самостоятельности должны были найти выход. Например, при рисовании зимнего леса якобы закончилась бумага, и детям пришлось подумать, на чем еще можно рисовать. Были варианты: на доске, на стекле, а затем дети заметили рулон обоев с необычной фактурой (заранее приготавливаются варианты бумаги с разной фактурой) и были удивлены, что придется рисовать на такой неровной поверхности. «Путешествуя на пароходе», мы с детьми «высадились» на красивый берег, решили, что на необитаемый остров, а оказались в жаркой Африке (так родилось занятие «Чудо – Африка»).

4.Самостоятельное творчество детей. Дети уже научились задумывать образ, отбирать технические материалы.

Знакомство детей с нетрадиционными формами изобразительной деятельности начинается с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения.

Этот способ рисования обеспечивает детям свободу действий. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали сразу с использованием нескольких цветов.

Позднее учатся рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты:

использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.

Детям очень нравится этот способ рисования. В работе использовали рисование пробками и печатками из цветной пенки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, в младшей группе: корзинку с ягодам, мешок с репой, банку клубничного варенья, печатками украшали галстук для папы. В старших группах украшали ими открытки, салфетки, платки и т.д.

Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.

Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы, пушистый белый снег.

Учила детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый щенок».

В старшей группе мы часто учились рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы: деревья смотрят в воду, бабочки, осенние деревья и др.

Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу при изображении пейзажа, радуги и техника рисования по трафарету для изготовления открыток для мам, натюрмортов.

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя на участке с воспитателем, идя в детский сад с родителями, дети собирали листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.

Детям очень нравится кляксография: когда ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

В работе использовались такие формы организации и проведения образовательной деятельности, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых форм изобразительной деятельности. В работе с дошкольниками использовались так же и другие различные техники беспредметного рисования: “Рисование нитками”,“Рисование мыльной пеной”,“Рисование с помощью соли”,“Оттиск поролоном”, ид.р.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации. На занятиях нетрадиционной техникой изобразительного искусства нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

В работе использовались материалы: пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста», программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки». Для непосредственной образовательной деятельности старалась приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляя детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало

работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразия и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. Необходимо использовать любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Для них проводились консультации и беседы: «Чем занять непоседу», «Рисование нетрадиционными способами», «Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?...», мастер класс «Аранжировки из бросового материала»; открытые занятия, развлечения, оформлен стенд «для вас родители». Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально - комфортное состояние.

РАЗДЕЛ 4. Обработка результатов  уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали радости и разочарования – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать для себя, что то новое, еще неизвестное. Результатом работы можно считать не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы мы увидели, что у детей

возрос интерес к нетрадиционным формам изобразительной деятельности. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.

Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. В начале, и в конце каждого учебного года проводилось выборочное диагностирование.

В основу диагностическое обследование легла диагностика уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности под редакцией  Т.С. Комаровой. 

Оценка проводилась по 4 критериям:

  1. Оценка уровня владения нетрадиционными формами изображения;
  2. Оценка процесса деятельности (самостоятельность, интерес);
  3. Оценка продукта деятельности (рисунок);
  4. Оценка творческого воображения.

Диагностическое задание было предложено детям старшей и подготовительной групп с целью определения уровня развития творческих способностей детей. Анализ и обработка полученных результатов осуществлялась совместно с воспитателями данных групп. Диагностические данные показали, что у большинства детей благодаря применению на занятиях нетрадиционных техник рисования повысился уровень развития творческих способностей.

Результаты диагностики уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности под редакцией Т.С. Комаровой

Уч./год

2012 –2013 г.

2013 –2014 г.

2014 –2015 г.

Группа

старшая

подготовительная

старшая

подготовительная

Высокий

26%

52%

39%

86%

Средний

53%

37%

50%

12%

Низкий

21%

11%

11%

2%

  1. Оценка уровня владения нетрадиционными формами изображения

Уч./год

2012 –2013 г.

2013 –2014 г.

2014 –2015 г.

Группа

старшая

подготовительная

старшая

подготовительная

Высокий

34%

73%

45%

91%

Средний

58%

41%

57%

15%

Низкий

23%

15%

18%

2%

  1. Оценка процесса деятельности (самостоятельность, интерес)

Уч./год

2012 –2013 г.

2013 –2014 г.

2014 –2015 г.

Группа

старшая

подготовительная

старшая

подготовительная

Высокий

24%

37%

33%

86%

Средний

51%

55%

59%

11%

Низкий

25%

8%

8%

3%

  1. Оценка продукта деятельности (рисунок);

Уч./год

2012 –2013 г.

2013 –2014 г.

2014 –2015 г.

Группа

старшая

подготовительная

старшая

подготовительная

Высокий

28%

52%

30%

85%

Средний

50%

36%

41%

13%

Низкий

22%

12%

29%

2%

  1. Оценка творческого воображения.

Уч./год

2012 –2013 г.

2013 –2014 г.

2014 –2015 г.

Группа

старшая

подготовительная

старшая

подготовительная

Высокий

19%

46%

32%

90%

Средний

57%

45%

64%

9%

Низкий

24%

9%

4%

1%

У детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов. Значит, мне удалось заинтересовать детей, зажечь их сердца, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственного мнения и вкусов. Ведь рисование для ребёнка — радостный, вдохновенный труд, к которому, по моему мнению, не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Ведь, в конце концов, самоценным является не конечный продукт – рисунок или аппликация, а развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Адресная направленность

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека.

Трудности при применении данного опыта: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности могут заключаться в: - планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Список использованной литературы

Нормативно – правовые акты

  1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года – М. 2007.
  2. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: [Федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2005г.]. – СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2005.
  3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая):Федер. закон № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: по состоянию на 12 окт. 2008г. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 12.08.2011).
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования".
  5. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 4 апреля 2014 года).

Учебники, монографии, брошюры

  1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008.
  2.  Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1. Часть 2. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.
  3. Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р. Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры/ авт. - сост. М.Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. - М. Мозайка - Синтез, 2008.

Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010.

11.    Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз - Дидактика», 2007.

12.     Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008.

Электронные ресурсы

13.     Карамышева О. Рисование тычком Рисуем пушистые и колючие картины /

novenkoe.org›veseloe-risovanie/ (дата обращения:11.03.2011).

14.     Нетрадиционное рисование :: рисование : Мама.Ру

mama.ru›articles/netradicionnoe-risovanie/ (дата обращения:19.10.2010)