Статья«Организация работы с дошкольниками по правилам дорожного движения»
статья

Чистякова Елена Анатольевна

Цель: способствовать формированию у педагогов потребности в планомерной, систематической и последовательной работе по обучению детей правилам дорожного движения для совершенствования качества работы по ПДД при тесном взаимодействии с родителями.

Дети – самые уязвимые участники дорожного движения. Именно халатность близких людей, ответственных за ребёнка, пренебрегающих правилами дорожного движения становится причиной многих трагедий. Главная причина дорожных трагедий – отсутствие у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и умения наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость и направление движения, предвидеть возможность появления двигающегося на большой скорости автомобиля из-за стоящего транспорта и других предметов (кустов, заборов, сугробов, киосков и т. д.), закрывающих обзор проезжей части. Для того чтобы избежать неприятностей на дороге, нам педагогам необходимо проводить систематическую работу в этом направлении, как с дошкольниками, так и с родителями. Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.

Педагогам необходимо знать правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте. Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсии, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют раннее полученные знания. Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни. Проводя работу по обучению правилам дорожного движения, воспитатель должен использовать ее для воспитания у детей любви к родному краю, для усвоения дошкольниками норм и правил поведения, проявления нетерпимости к антиобщественным поступкам.

Педагог знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе, опираясь на их опыт.

Для того чтобы проанализировать систему работы по обучению ПДД необходимо оценить и развивающую среду групп, планирование работы:

Обогащение пространственной предметно – развивающей среды

  • Уголок безопасности
  • Дидактические игры
  • Настольно-печатные игры
  • Иллюстративный материал
  • Познавательная литература для детей в книжном уголке
  • Оформление уголка изобразительной деятельности
  • Наглядная информация для родителей

Формы работы при планировании

  • НОД «Познание» (ФЦКМ)
  • НОД «Художественное творчество»
  • Интеграция во всех образовательных областях
  • Целевые прогулки, экскурсии
  • Дидактические игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Настольно-печатные игры
  • Индивидуальная работа
  • Работа в книжном уголке
  • Работа в уголке изобразительной деятельности

В «Уголке безопасности» для дошкольников должны быть представлены наглядные, интересные дошкольникам, художественно оформленные материалы. Например:

• рисунки детей по тематике безопасности дорожного движения, полезные для запоминания цветные иллюстрации из художественной и методической литературы, плакаты небольшого формата с изображением опасных и обязательно (в качестве альтернативы) безопасных дорожных ситуаций;

• отдельные иллюстрации для сравнения транспортных и пешеходных светофоров, пешеходных светофоров, пешеходных переходов («зебры», подземного, надземного);

• иллюстрации известных дошкольникам дорожных знаков, правильных и неправильных действий пешеходов (на предмет определения детьми, можно или нельзя совершать изображенные на картинках действия).

Закрепить у детей знания правил  дорожного движения помогает совместная работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. Организуя работу по ПДД, обязательно надо задействовать в ней родителей воспитанников. Для этого нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание.

Одним из эффективных методов работы с родителями является оформление информационных уголков.

Подобные стенды и уголки должны оформляться на видном месте. Представленный на стендах материал можно распределить по рубрикам:

• «Внимание, дети! »

• «Какие опасности могут быть по дороге в детский сад»

• «Для вас, родители! » или «Информация для родителей»

Можно организовать с родителями дискуссионную встречу «за круглым столом», где выступят специалисты (врачи - травматологи, инспектора ГИБДД). Возможен показ фотографий, кинофильмов, презентаций.

В «Уголок безопасности» для родителей можно поместить следующее:

«Информация обо всех профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении по безопасности дорожного движения (игры, смотры-конкурсы на лучший рисунок, развивающие и обучающие занятия по изучению правил безопасного поведения на улице, заучивание стихов, отгадывание загадок, театрализованные спектакли – представления; показ мультфильмов и т. д. с указанием дат, сроков проведения, сообщениям о ходе подготовки к ним, участии родителей в этих мероприятиях и подведении итогов) .

«Краткая информация с разъяснениями о некоторых психофизиологических и возрастных особенностях поведения дошкольников, типичных ошибках в их поведении на улице.

«Информация о современных учебно-методических и наглядных пособиях, статьях в газетах и журналах по безопасности дорожного движения, которые родители могут использовать при объяснении детям основ безопасности дорожного движения. Ознакомиться с данной литературой родители могут, воспользовавшись прозрачными «карманами» на стенде, где рекомендуется размещать образцы современных методических разработок, наглядных пособий и др.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Организация работы с дошкольниками по правилам дорожного движения»

 

Цель: способствовать формированию у педагогов потребности в планомерной, систематической и последовательной работе по обучению детей правилам дорожного движения для совершенствования качества работы по ПДД при тесном взаимодействии с родителями.

Дети – самые уязвимые участники дорожного движения. Именно халатность близких людей, ответственных за ребёнка, пренебрегающих правилами дорожного движения становится причиной многих трагедий. Главная причина дорожных трагедий – отсутствие у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и умения наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость и направление движения, предвидеть возможность появления двигающегося на большой скорости автомобиля из-за стоящего транспорта и других предметов (кустов, заборов, сугробов, киосков и т. д.), закрывающих обзор проезжей части. Для того чтобы избежать неприятностей на дороге, нам педагогам необходимо проводить систематическую работу в этом направлении, как с дошкольниками, так и с родителями. Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.

Педагогам необходимо знать правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте. Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсии, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют раннее полученные знания. Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни. Проводя работу по обучению правилам дорожного движения, воспитатель должен использовать ее для воспитания у детей любви к родному краю, для усвоения дошкольниками норм и правил поведения, проявления нетерпимости к антиобщественным поступкам.

Педагог знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе, опираясь на их опыт.

Для того чтобы проанализировать систему работы по обучению ПДД необходимо оценить и развивающую среду групп, планирование работы:

Обогащение пространственной предметно – развивающей среды

  • Уголок безопасности
  • Дидактические игры
  • Настольно-печатные игры
  • Иллюстративный материал
  • Познавательная литература для детей в книжном уголке
  • Оформление уголка изобразительной деятельности
  • Наглядная информация для родителей

Формы работы при планировании

  • НОД «Познание» (ФЦКМ)
  • НОД «Художественное творчество»
  • Интеграция во всех образовательных областях
  • Целевые прогулки, экскурсии
  • Дидактические игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Настольно-печатные игры
  • Индивидуальная работа
  • Работа в книжном уголке
  • Работа в уголке изобразительной деятельности

В «Уголке безопасности» для дошкольников должны быть представлены наглядные, интересные дошкольникам, художественно оформленные материалы. Например:

• рисунки детей по тематике безопасности дорожного движения, полезные для запоминания цветные иллюстрации из художественной и методической литературы, плакаты небольшого формата с изображением опасных и обязательно (в качестве альтернативы) безопасных дорожных ситуаций;

• отдельные иллюстрации для сравнения транспортных и пешеходных светофоров, пешеходных светофоров, пешеходных переходов («зебры», подземного, надземного);

• иллюстрации известных дошкольникам дорожных знаков, правильных и неправильных действий пешеходов (на предмет определения детьми, можно или нельзя совершать изображенные на картинках действия).

Закрепить у детей знания правил  дорожного движения помогает совместная работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. Организуя работу по ПДД, обязательно надо задействовать в ней родителей воспитанников. Для этого нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание.

Одним из эффективных методов работы с родителями является оформление информационных уголков.

Подобные стенды и уголки должны оформляться на видном месте. Представленный на стендах материал можно распределить по рубрикам:

• «Внимание, дети! »

• «Какие опасности могут быть по дороге в детский сад»

• «Для вас, родители! » или «Информация для родителей»

Можно организовать с родителями дискуссионную встречу «за круглым столом», где выступят специалисты (врачи - травматологи, инспектора ГИБДД). Возможен показ фотографий, кинофильмов, презентаций.

В «Уголок безопасности» для родителей можно поместить следующее:

«Информация обо всех профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении по безопасности дорожного движения (игры, смотры-конкурсы на лучший рисунок, развивающие и обучающие занятия по изучению правил безопасного поведения на улице, заучивание стихов, отгадывание загадок, театрализованные спектакли – представления; показ мультфильмов и т. д. с указанием дат, сроков проведения, сообщениям о ходе подготовки к ним, участии родителей в этих мероприятиях и подведении итогов) .

«Краткая информация с разъяснениями о некоторых психофизиологических и возрастных особенностях поведения дошкольников, типичных ошибках в их поведении на улице.

«Информация о современных учебно-методических и наглядных пособиях, статьях в газетах и журналах по безопасности дорожного движения, которые родители могут использовать при объяснении детям основ безопасности дорожного движения. Ознакомиться с данной литературой родители могут, воспользовавшись прозрачными «карманами» на стенде, где рекомендуется размещать образцы современных методических разработок, наглядных пособий и др.