Консультация для родителей и педагогов «Техники активного слушания»
консультация

Бурматова Анжела Васильевна

Консультация для родителей и педагогов

 «Техники активного слушания»

 «Психологическое консультирование субъектов

образовательного процесса в ДОО»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

 «Техники активного слушания»

 «Психологическое консультирование субъектов

образовательного процесса в ДОО»

Подготовила:

Бурматова Анжела Васильевна

Ярославль,2020г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

Слушание как вид речевой деятельности……………………………………….4

Активное слушание и его техника……………………………………………….5

Правила активного слушания по отношению к детям………………………….9

Картинки Ключи от двери и Активное слушанье……………………………..11

Используемая литература……………………………………………………….15

Введение

В период царствования Петра 1 по его указанию было подготовлено своеобразное пособие для обучения молодых дворян светскому поведению «Юности честное зерцало…» Среди многих правил, относящихся к общению, мы находим такие, которые касаются умения слушать: «Природа устроила нам только один рот, или уста, а уши даны два, тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить, сему и и древние детей своих обучали». Так уже у семи древних мудрецов, которые славились не только своей мудростью, но и лаконским краткословием, мы находим следующие советы: «Слушай больше» (Биант); «Будь любослух, а не многослов. Будь сдержан на язык» (Клеобул); «Не допускай, чтобы язык забегал вперед ума» (Хилон).

Действительно, умение слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: примерно 25% всей информации об окружающем мире человек получает в устной форме. Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более десяти процентов людей.

Умение слушать – одно из самых сложных коммуникативных умений. Слушание – это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи.

Слушание сопутствует человеку с самых первых лет становления. именно благодаря слушанию ребенок, подражая взрослым, усваивает и механизмы порождения речи.

Слушание как вид речевой деятельности.

Слушание предполагает как непосредственное взаимодействие участников общения – говорящего и слушающего – так и опосредованное их взаимодействие, если на слух воспринимается речь, звучащая на радио, магнитной пленке и т. д.

Очевидно, что слушание в условиях непосредственного общения отличается от слушания, которое носит опосредованный характер. Так, в процессе непосредственного взаимодействия и говорящий и слушающий получают возможность использовать средства невербального общения (мимику, жесты, телодвижения), которые помогают более результативно решать задачи, стоящие перед каждым из участников коммуникации.

Кроме того, на характер и процесс слушания значительное влияние оказывают такие факторы, как количество участников общения (один – один; один – много; много – много; и т. п.). Особенности их социального положения (директор школы – молодой учитель; учитель – ученик и т. п.), психологические особенности общающихся, в учебном процессе – подготовленность к восприятию материала, владение опорными знаниями, приемами восприятия и переработки информации.

В основе слушания лежит активный мыслительный процесс: слушающий одновременно воспринимает звучащий текст и производит смысловую обработку. Результатом смысловой обработки воспринятого текста является понимание услышанного.

Понять воспринятый на слух текст – это значит установить и раскрыть связи и отношения между фактами, явлениями, событиями, о которых идет речь в тексте.

Активное слушание и его техника.

Активное слушание помогает понять, оценить и запомнить информацию, полученную от собеседника. Кроме того, использование приемов активного слушания может побуждать собеседника к ответам, направлять беседу в нужное русло и препятствует неверному пониманию или ошибочной интерпретации информации, полученной от собеседника. Цель - получение максимально полной и точной информации для принятия верного решения.

Среди основных приемов, используемых при активном слушании, можно выделить следующие:

  • поощрение собеседника ("Да-да", "Очень интересно", "Я вас слушаю " и т. п.);
  • уточнение ("Что вы имеете в виду, говоря о...?", "Что значит...?" и т. п.);
  • дословное или почти дословное повторение слов собеседника ("Если я правильно вас понял, вы предлагаете... ", "То есть вы считаете, что... ");
  • выражение сопереживания, понимания чувств собеседника ("Я понимаю ваше состояние ", "Ваше возмущение можно понять ");
  • выдвижение гипотез и подведение итогов, позволяющие уточнить, насколько верно были поняты слова собеседника ("Таким образом, можно сделать вывод о том, что...", "Вы хотите сказать, что... ", "Итак, подводя итоги... " и т. д.).

Техники активного слушания

Согласно психологу Карлу Роджерсу, для разрешения проблем личности, для помощи человеку вполне "безусловного принятия" его вами, и совсем не обязателен длительный глубинный психоанализ.

Безусловное принятие - это, прежде всего, демонстрация другому человеку, что он существует, и что он значим. Это достигается с помощью многих факторов, в частности, благодаря задаванию вопросов, которые сами по себе показывают человеку, что его мнение важно для вас, что вы заинтересованы в его лучшем понимании. А еще, задав вопрос, очень важно услышать ответ, и здесь нам помогут техники активного слушания, основные из которых, по сути, тоже являются вопросами.

  • Техника "эхо", то есть дословное воспроизведение последних слов партнера с вопросительной интонацией;
  • Техника перефразирования - краткая передача сути высказывания партнера, начиная со слов "правильно ли я тебя понял, что ты..."
  • Техника интерпретации, то есть высказывание предположения об истинном значении сказанного, об его причинах или целях. Здесь можно использовать оборот "могу ли я предположить, что ты..."

Карл Роджерс изучал важность умения слушать. Открыв, что творческая способность решения проблемы есть в каждом человеке, он разработал методы раскрытия этой способности. Они включали активное слушание, безусловное положительное отношение, сопереживание и соответствующее несловесное поведение.

Роджер советовал следовать следующим принципам активного слушания:

  • Слушай сопереживая - старайся понять и форму, и содержание.
  • Старайтесь все прояснить для себя, перефразировав услышанную информацию или составив резюме.
  • Задавайте вопросы и все выясняйте.

Активное слушание принесет следующую пользу:

  • Усилит чувство собственного достоинства.
  • Поможет взаимодействию.
  • Определит проблемы и способы их решения.

Успешность беседы во многом зависит не только от умения говорить, но и умения слушать. Когда мы внимательно и заинтересованно кого-то слушаем, то самопроизвольно поворачиваемся лицом к говорящему или немного наклоняемся в его сторону, устанавливаем с ним визуальный контакт и др. Умение слушать «всем телом» помогает вам лучше понять собеседника, показывает собеседнику заинтересованность в нем. При этом умение слушать подразумевает определенный алгоритм, который можно произвольно воспроизводить.

Смотрите на собеседника

Как уже было сказано ранее, зрительный контакт глазами является важным элементом коммуникации.

Если вы смотрите в глаза собеседнику, тем самым вы показываете, что вам важно и интересно то, что говорит собеседник.

Если вы рассматриваете собеседника «с ног до головы», тем самым вы сообщаете ему, что для вас важен в первую очередь сам собеседник, а то, что он говорит, — вторично.

Если в то время, как собеседник что-то говорит, вы рассматриваете предметы в комнате, тем самым вы сообщаете, что вам не важен ни собеседник, ни то, что он говорит, по крайней мере в этот момент.

Реагируйте

Главный элемент активного восприятия — умение дать человеку понять, что вы его внимательно слушаете. Это можно сделать, сопровождая речь собеседника киванием головы, произнесением сопровождающих слов типа «да», «понимаю вас...» и т. п. Важно реагировать на слова собеседника, но не следует переусердствовать. Гротескное реагирование и внимание могут вызвать напряжение и разрушить раппорт.

Не заканчивайте предложение вместо другого человека

Иногда у вас может появляться желание «помочь» говорящему и закончить за него начатую им фразу. Даже если вы уверены в том, что правильно понимаете, о чем хочет сказать человек, не следует стараться продемонстрировать это таким образом. Дайте человеку возможность самому понять и оформить мысль.

Задавайте вопросы на понимание

Если вы чего-то не поняли, спрашивайте. Обращение к говорящему за уточнением, стремление получить дополнительную информацию, прояснить позицию собеседника — один из показателей активного слушания.

Если вы поняли то, о чем хочет сказать человек, но он затрудняется выразить мысль, помогите ему вопросом.

При этом помните, что каждый вопрос содержит в себе ограниченное количество возможных ответов на него. Ваш вопрос определяет те ответы, которые вы получите. Поэтому важно уметь задать правильный вопрос в нужный момент.

Перефразируйте

Перефразирование означает попытку уточнить смысл высказывания собеседника посредством повторения говорящему его же сообщения, но своими словами. Кроме проверки правильности понимания, перефразирование дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают.

Замечайте чувства

Фразы «Я понимаю ваше состояние...»; «Я понимаю, что вам нелегко говорить об этом» и т. п. — показывают собеседнику, что его состояние понимают, ему сопереживают. При этом акцент делается не на содержании сообщения, как при перефразировании, а на отражении чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния.

Правила активного слушания по отношению к детям

1.        Взрослый должен хотеть выслушать ребенка (необходимо показывать свое желание слушать, выделить для этого время, освободиться от других дел).

2.        Взрослый должен принимать чувства ребенка такими, какими они проявляются, как бы это ни отличалось от того, что, по мнению взрослого, должен испытывать ребенок.

3.        Взрослый должен понимать, что чувства ребенка не вечны, они будут меняться сами по себе, тем более, что активное слушание помогает негативным чувствам проявляться и постепенно приводит к тому, что они утрачивают свою агрессивность.

4.        Взрослый должен верить в способность ребенка самостоятельно справиться с проблемой – только тогда родитель сможет быть полезным ребенку.

5.        Чтобы правильно понять смысл сообщения ребенка и помочь ему справиться с проблемой, взрослый должен принять детскую «систему отсчета», посмотреть на проблему глазами ребенка.

Организация активного слушания:

1.        Необходимо повернуться лицом к ребенку, выбрать удобную позицию и дистанцию (например, «глаза в глаза»), всем своим положением, выражением лица показывая ребенку, что взрослый готов его слушать.

2.        Беседуя с огорченным, расстроенным ребенком, не стоит задавать ему дополнительных вопросов. Реплики взрослого должны звучать в утвердительной форме, выражая понимание и сочувствие.

3.        Необходимо держать паузу, не злоупотреблять высказыванием своих соображений. Это время принадлежит ребенку – он может подумать, что-то добавить.

4.        Отвечая ребенку, следует повторить, как взрослый понял, что произошло, и обозначить словом чувства ребенка.

5.        Ребенок имеет право прервать обсуждение, когда ему этого захочется. Это не значит, что проблема останется нерешенной – возможно, получив необходимое понимание и одобрение, ребенок продолжит поиск решения самостоятельно, а через некоторое время сообщит взрослому, что проблема решена.

Результаты использования активного слушания:

  • исчезают или ослабевают отрицательные переживания детей;
  • убеждаясь, что взрослый готов слушать и может понять, ребенок начинает рассказывать о себе все больше, и тогда даже в одной беседе может раскрыться «клубок» детских проблем;
  • ребенок учится сам решать свои проблемы, а родители убеждаются в том, что он на это способен;
  • ребенок начинает сам применять активное слушание в общении с разными людьми;
  • ребенок понимает и принимает те проблемы, которые неразрешимы (например, смерть любимого животного). Благодаря активному слушанию он может хотя бы выразить свои чувства, получить одобрение взрослого и понять, что родитель готов разделить с ним его трудности;
  • родители становятся более чуткими к переживаниям и бедам ребенка, лучше видят, как и от чего ребенку бывает плохо.

Картинки

Ключи от двери и Активное слушанье

1

2

3

4

5

6

7

8

Используемая литература

  1. Руденский У.В., «Социальная психология», М., 1997г.
  2. Андреева Г.М., «Социальная психология», М., 1998г.
  3. Евтихов О. В., Практика психологического тренинга, СПб, «Речь», 2004 г.
  4. Гиппенрейтер, Юлия Борисовна Чудеса активного слушания»: АСТ; Москва; 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техники активного слушания. Семинар-практикум для педагогов

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Знакомство с правилами и техниками активного слушания....

Семинар – практикум для педагогов по активному слушанию.

Очень важным в любом общении является умение слушать и слышать собеседника. Зачастую получается так, что мы то перебиваем собеседника, начинаем говорить, не дослушав его, что приводит к непониманию, а...

Тема родительского собрания: Техника активного слушания (АС).

Авторские разработки занятий, классных часов, лекториев по вопросам психолого-педагогического просвещения педагогов, родителей детей с ограниченными возможностями; создания атмосферы сотворчества....

Консультация для родителей и педагогов "Двигательная активность детей"

Великая ценность каждого человека - здоровье, оно немыслимо без физической культуры.Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личн...

Консультация для родителей и педагогов «Техника рисования солью для детей»

Консультация для родителей и педагогов «Техника рисования солью для детей»...

Практикум "Техника активного слушания"

Техника активного слушания - способ эффективного общения с детьми, с родителями и окружающими людьми.Активное слушание — техника, помогающая быть понятым и услышанным и способствующая улучшению ...