Доклад на педсовет «Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».
материал

Ребёнок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано, для разнообразных видов активной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_raz_str.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Доклад на педсовет

«Моделирование комфортной развивающей

предметно-пространственной среды в ДОУ».

Форма проведения: «Телемост»

                                                                                                                                                            Кашина Е.А.

                                                                              Воспитатель высшей                          

                                                               Квалификационной категории

с. Кабанск

2020 год.

«Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».
Форма проведения: «Телемост»

Ребёнок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано, для разнообразных видов активной деятельности.
        Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру, как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.
В дошкольной организации обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребёнка. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Задача педагогов состоит в умении моделировать развивающую предметно-пространственную среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создаёт условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.

Сюрпризный момент.

Раздается сигнал звонка по скайпу, включается видеосвязь. Появляется Домовой Кузьма Петрович с котом Мефодием.

Домовой: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я живу в детском саду уже очень давно, вы про меня своим воспитанникам часто читали. Я даже знаю, кто читал, а кто не читал. Слышал я, что вы здесь обсуждаете, как сделать предметно-развивающую среду в группах комфортной и уютной, чтобы ребятишкам было интересно и весело проводить время.  
За все годы, проведенные в детском саду, а жил я не только в вашем, но и в других садах, да и сейчас наведываюсь в разные, когда попросят или, когда самому нужно, так вот, я повидал очень многое. И я знаю, что сейчас ФГОС требует от детских садов кардинально менять предметно-развивающую среду. Ведь на дворе 21 век! А как менять и что менять мне не совсем и всегда понятно, да и вообще, что это такое ФГОС и РППС?
Ведущий: Ну, что ж Кузьма Петрович, попробуем тебе объяснить.
3.Теоретическое обоснование темы педсовета.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной образовательной программы дошкольного образования, т.е. создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС), которая бы выполняла функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,

организованную, коммуникативную.

Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня, то педагогам необходимо стремиться использовать инновационные подходы к построению пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно организована развивающая среда в группе, во многом зависят показатели развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, его эмоциональное состояние.

Современные исследователи (О.В. Артомонова, Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) подчеркивают необходимость создания условий для личностно-ориентированного взаимодействия в развивающей предметно-пространственной среде. Внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья -важнейшие задачи современной педагогики. При построении РППС групп   несомненно должны учитываться различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования образовательной программы, нормы СанПиН и т.д.

Домовой: Однако необходимо заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети значительно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У них иные психологические и даже физиологические особенности, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Развивающая предметно-пространственная среда групп ДОУ практически не меняется с течением времени: появились новые игрушки, игры, но сама обстановка, подход к организации среды остается тем же.
Ведущий: Конечно, дорогой Кузьма Петрович, на современном этапе перехода в инновационный режим развития нам диктуют необходимость пересмотреть подходы к организации комфортной РППС.

Задача педагогов состоит в умении моделировать РППС, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, реализовывать познавательные, эстетические и коммуникативные потребности в свободном выборе, создать условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.

Окружающая предметная среда, в которой живет ребенок, не может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной. Она должна быть – насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. Но у современных детей, как и у детей, которые были 10-20 лет тому назад, основным видом деятельности была и остается игра. Поэтому при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
В среде через игровую деятельность дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Но самое главное –среда должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Чего очень не хватает современным детям часто из-за чрезмерной опеки взрослых, рассмотрения ребенка со стороны взрослого не как партнера (субъекта), а как объекта, которого должны обязательно научить, обязательно что-то дать и непременно спросить с него, пусть даже этого он не хочет в данный момент. А среда, окружающая ребенка, и должна стимулировать его на инициативу, самостоятельность, проявления творчества и самодеятельности.
Кот Мефодий: а самостоятельность и самодеятельность в чем?
Ведущий: Во всех видах деятельности: (помогают называть воспитатели)
Игровой,
Двигательная активность

Коммуникативная деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность

Восприятие художественной литературы и фольклора

Продуктивная деятельность

Музыкально-художественная деятельность,

Трудовая деятельность, которые пронизывают все образовательные области.

Домовой: С деятельностью мне все понятно. Но только вот не могу разобраться, каким требованиям должна соответствовать развивающая среда. Вы мне можете помочь? Мне дети нашего детского сада загадали кроссворд, который можно разгадать, определив описание требований построения РППС.
Ведущий: Конечно, давай мы тебе поможем.

Разгадывание кроссворда: Воспитателям необходимо внимательно посмотреть видео как играют или занимаются дети и угадать, какое требование наиболее существенно выражено в данном видео.

1: полифункциональность - возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.

2: доступность - свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.
3: насыщенность

безопасность
трансформируемость

вариативность
Домовой: Вот спасибо, помогли мне разобраться с требованиями к организации РППС. Теперь я могу подсказать и в других садах, как им нужно организовать среду.
Кот Мефодий: Ну если вы все знаете, давайте поиграем с вами в игру «Вопрос-ответ».
Игра «Вопрос-ответ»:

На сколько и на какие зоны целесообразно разбивать пространство группы?
(активная зона, рабочая зона и спокойная зона).

2). Что относится к продуктивным видам детской деятельности?
(конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.)

3). В какой зоне располагается центр или уголок сюжетно-ролевых игр?
(активная зона).

4). Какие уголки можно расположить в спокойной зоне? (книжный уголок, релаксации, мини-музеи).
5). Назовите типы материала для познавательно-исследовательской деятельности детей? (объекты и средства для исследования, образно-символический материал, нормативно-знаковый материал).

Ведущий: А сейчас я предлагаю коллегам поиграть в игру «Дизайнер».
Игра «Дизайнер»:

Педагоги разбиваются на группы. Каждой группе раздается лист бумаги темного цвета и макеты элементов РППС (для всех групп одинаковые обозначения. Лист бумаги – это пространство группы, на котором обозначено расположение двери и окна. Задача педагогов каждой группы расположить имеющиеся элементы среды в соответствии с требованиями ФГОС. После выполнения макеты групп вывешиваются на мольберте, рассматриваются и обсуждаются. В начале игры можно воспитателям раздать памятки «Организация РППС в соответствии с ФГОС».

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Что должен знать педагог при организации РППС в группе:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Требования к РППС - среда должна быть:

- содержательно насыщенной;

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной;

- безопасной.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и должны соответствовать возрасту детей группы.

Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
Каждый ребенок должен иметь свободный подход к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы, ля достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС.
Домовой: Ну а в нашем детском саду среда полностью соответствует требованиям ФГОС?
Ведущий: К сожалению, нет.

Справка по итогам тематической проверки.(слово метадисту)
Ведущий: Но создать соответствующую среду в группе это не все, надо уметь взаимодействовать воспитателю с детьми с максимальным использованием данной среды.
Домовой: Да, над многим придется вам поработать, но я думаю, что у вас все получится, потому что педагоги всегда были самыми творческими людьми.
Ведущий: Это действительно так. И сейчас у нас пройдет творческая мастерская «Педагогические находки», где педагоги представят результаты своего домашнего задания: как с минимумом финансовых затрат возможно пополнить или изменить РППС групп.
Педагоги представляют свои педагогические находки.
Домовой: Да, порадовали вы меня. Много интересных идей здесь было представлено, но осталось теперь выбрать каждому лучшую и приемлемую для него, но самое главное выполнимую, и воплотить ее.

Ведущий: Как раз пришло время, Кузьма Петрович принимать решение и начинать воплощать его в жизнь.

Проект решения:( слово методисту)

Рефлексия:
Рисуем ладонь, каждый палец- это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…

СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось…)

БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…

МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…

Итог.
Ведущий: Притча: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
И всегда педагогам необходимо помнить о том, что нельзя быть рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на хорошее.

Желаю всем творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по созданию комфортной, безопасной предметной среды

В статье представлен опыт работы по созданию комфортной предметной среды в соответствии с ФГОС...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды

Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Содержание данных игр на может в полной мере отразить всего разнообразия чувств и эмоций, свойственных де...

«Игра как средство комфортной и доброжелательной среды для познавательно- речевого развития дошкольников»

Гипотеза :Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит мн...

Технология создания эмоционально-комфортной коррекционно-развивающей среды в специальном учреждении

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ)  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  «СПЕЦИАЛЬНАЯ (К...

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды»

"Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды"...

Доклад "Создание психологически комфортной и безопасной среды в ДОУ"

Цель: Создание  психологически безопасной развивающей среды, тоесть среды, в которой ребёнку безопасно и комфортно находится, что в свою очередь способсвует его гармоничному развитию....