Формирование позитивных детско-родительских отношений через тренинговую форму работы
методическая разработка

Материал для психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_treningov_v_rabote_s_roditelyami.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Быстрая Наталья Владимировна, педагог-психолог

Формирование позитивных детско-родительских отношений через тренинговую форму работы

В настоящее время одной из актуальных проблем является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения, и в частности  педагога-психолога, с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Эффективное общение предполагает повышение психолого-педагогической культуры родителей, которая, в свою очередь, помогает избежать возможного противоречия между воспитательным потенциалом семьи и его использованием.

Для того чтобы удалось наладить успешное взаимодействие с родителями, далеко не всегда приходится изобретать велосипед, то есть придумывать какие-то невиданные формы работы. Одним из основных факторов, влияющих на успешность взаимодействия с родителями, является хорошая организация, предполагающая большую предварительную работу, которая включает в себя выявление актуальных вопросов, подготовку информационного материала и организацию интересной формы подачи материала.

Среди различных форм взаимодействия с родителями, используемых в НДОУ, можно отметить проведение тренингов. На таких встречах участникам предоставляется возможность проигрывания проблемных ситуаций, выбора нескольких вариантов решения и выработку оптимального.

В программу проведения тренинга помимо основных вопросов включаются вопросы-дискуссии между родителями, мозговой штурм, игры, чаепитие. Нередко мероприятие проводится совместно с детьми.  Это дает возможность проанализировать форму взаимодействия в паре «родитель – ребенок».  Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.

Тренинг – это тренировка, и участникам группы надо предоставить возможность тренироваться.

В качестве примера можно рассмотреть коммуникативный тренинг «Уже не малыш, еще не школьник», для родителей и детей подготовительной группы, разработанный педагогом-психологом НДОУ «Детский сад № 203 ОАО «РЖД».

Цель:  снятие напряжения у родителей в связи с поступлением в школу; обучение способам эффективной коммуникации родителей с детьми; предоставить родителям и детям возможность проявить творческую активность.

  • Ритуал приветствия

Ведущий зажигает свечу, держит ее в руках и говорит слова приветствия, затем передает свечу участникам и предлагает поприветствовать всех собравшихся.

  • Упражнение «Познакомьтесь, это я»

Каждому участнику предлагается небольшой листок, на котором участник пишет свое имя, так как хотел бы, чтобы его называли во время тренинга. Листок крепится с помощью булавки на одежду.

  • Упражнение «Знакомство»

Участники разбиваются на пары и в течение нескольких минут проводят взаимное интервью. По окончании каждый представляет своего оппонента (это упражнение помогает родителям пережить те чувства, которые переживает их ребенок при знакомстве с новыми детьми).

  • Упражнение «Стихочитальный табурет»

Родителям предлагается вспомнить стихи А.Барто.(«Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Козленок»)

Затем родителям предлагается прочесть стихотворение, встав на небольшой табурет. После этого им предлагается рассказать, что они чувствовали(это упражнение помогает родителям почувствовать себя детьми, оценить эмоциональное состояние ребенка в такие моменты).

  • Упражнение «Чего вы боитесь на пороге школы?»

Участники делятся на пары, затем по очереди один из пары задает вопрос оппоненту: «Чего вы боитесь на пороге школы?», другой участник постарается ответить как можно решить данную проблему.

  • Вопрос для обсуждения. 

Как вы считаете «информированный» и «образованный»- это одно и то же?

  • Тест «Куб в пустыне»

Участникам выдается альбомный лист и простой карандаш и дается инструкция: «Представьте себе пустыню. Представьте в этой пустыне куб. Как он выглядит? Где он расположен? Изобразите его на бумаге таким, каким его представляете. Теперь представьте лестницу. Какого она размера, где расположена относительно куба, из чего она, сколько в ней перекладин. Нарисуйте ее. Теперь представьте себе лошадь (коня). Где он расположен, какой он, что он делает? Изобразите ее. Теперь представьте себе цветы или цветок. Какие они, сколько их, что это за цветы? И, наконец, представьте себе бурю в этом пейзаже. Подумайте где она на вашем рисунке, что это за буря? ».

  • Пустыня — это мир, каким вы его представляете.
  • Куб — это вы сами, список эпитетов характеризует именно вас.
  • Лестница — ваши друзья.
  • Лошадь — любимый человек.
  • Буря — неприятности (а возможно, трудная, но интересная задача: этот образ может нести и положительный смысл).
  • Цветы - это дети (или работа: они могут относиться к чему угодно из того, что вы творите или окружаете заботой, от картин до домашних животных).

    Куб символизирует представление человека о самом себе. Большой куб на пол листа - преувеличенное внимание к своей персоне, раздутое эго, завышенная самооценка. Маленький куб - считает себя незначительным, застенчивость, его не понимают. Куб, лежащий на земле - хорошо ощущает реальность, твердо стоит на ногах. Куб вдалеке - ощущает себя забытым, на обочине жизни. Куб, закопанный в песок - человек чувствует себя подавленным, под грузом внешних обстоятельств. Куб в воздухе - мечтатель, богатое воображение, но оторванность от реальности. Куб высовывается за линию горизонта - большие амбиции (и наоборот). Куб стоит на ребре - неустойчивая жизнь. Куб из прочного материала - уверенность в себе, основательность. Куб из золота - считает себя бесценным. Куб из стекла - чистота и невинность. Куб, заполненный чем-то мутным - ненавидит себя. Пустой внутри - ощущает себя опустошенным, неудовлетворенным.* Лестница символизирует ближайшую социальную структуру человека (друзья, родственники). Длинная, со многими перекладинами - общительность, большой круг общения. Лестница из необычного материала - чувствует, что его друзья странные, не такие, как все. Лестница в плохом состоянии - считает, что вокруг него испорченные люди. Лестница далеко от куба - не пускает окружающих в личную жизнь, окружен панцирем. Лестница прислонена к кубу - считает, что много делает для друзей, дает им больше, чем они, его окружают слабые люди. Лестница на кубе - друзья/семья подавляют, чересчур вмешиваются в личную жизнь. Лестница под кубом - ощущает поддержку. Прочная лестница - окружен надежными людьми, или стремится к этому.* Цветы - роль детей в ее жизни человека. Число - сколько хочет детей, если много - то работает с или хочет быть окруженным ими, работать с ними... Цветы близко к кубу - очень нуждается в детях. Ярко цветущие цветы - мечтает о яркой судьбе детей. Помятые цветы - окружен испорченными детьми. Цветы гнутся на ветру - боится трудностей у своих детей. Повсюду и покрывают куб - дети утомляют его. Красивые цветы (розы, мак) - очень любит детей.* Лошадь или конь символизирует представление человека о нынешнем сексуальном партнере, если о будущем, то какого он хочет. Сильный, большой - нужен надежный партнер. Цвет указывает на характер, темперамент, яркость, холодность и т.д. (Интерпретацию цветов можно посмотреть в психологической литературе.) Близко от куба - нуждается в эмоциональной и физической близости с партнером. Далеко - не спешит полностью открываться партнеру. Лошадь (конь) кусает, обнюхивает, облизывает куб - его представление о ласках. Небольшая, послушная лошадь (конь) - хочет доминировать в отношениях. Необузданная лошадь (конь) - нужен неприручаемый партнер. Привязанная - хочет всегда держать партнера под контролем. Лошадь (конь) что-то делает с лестницей - отношения партнёра с его близкими. Лошадь (конь) вдалеке - чувствует себя брошенным.* Буря символизирует отношение человека к жизненным проблемам. Буря вдалеке - неприятностей сейчас практически нет. Приближается - боится кризиса в жизни. Уходит - неприятности отступают. Большая буря - ощущает себя в огромной яме неудач. Буря проходит мимо - проблемы мало затрагивают его. Маленькая гроза - не особенно боится предстоящих проблем.

После теста на тренинг приглашаются дети, далее он проходит совместно.

  • Упражнение «Угадай героя сказки»

          Участникам предлагается дать ответ на вопрос так, чтобы слово начиналось с    

          буквы «Б»:

  1. Деревянный мальчуган. (Буратино.)
  2. Пантера, друг Маугли. (Багира.)
  3. Хозяйка избушки на курьих ножках. (Баба Яга.)
  4. Кто жил у семи гномов? (Белоснежка.)
  5. Злой разбойник, живущий в Африке. (Бармалей.)
  • Интеллектуальная разминка. Блиц – опрос.
  1. Учебное заведение, в которое поступают после детского сада? (Школа)
  2. В ней пишут ученики. (Тетрадь)
  3. Сколько цветов в радуге? (Семь)
  4. Инструмент для письма? (Ручка)
  5. Как называют учеников первого класса? (Первоклассники)
  6. Второй месяц учебного года? (Октябрь)
  • Коллективный рисунок «Моя будущая школа»

Родителям и детям предлагается нарисовать школу, в которую они пойдут.

  • Упражнение «Надо мечтать»

На разнос наливается немного теплой воды. Каждый участник выбирает из корзины бумажный цветок любого цвета, на нем предлагается написать мечту. Затем  у цветка загибаются внутрь лепестки. Цветочки кладутся на воду, и участникам предлагается понаблюдать, как лепесточки откроются. (Упражнение сопровождается лиричной музыкой).

В завершении тренинга всем участникам предлагается продолжить вечер общением за чашкой чая .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние совместной деятельности на формирование позитивных детско-родительских взаимоотношений

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непони...

статья "Формирование позитивных детско-родительских отношений через тренинговую форму работы"

Работа с родителями должна строится на деятельностном подходе. Давать практические рекомендации для решения конкретных жизненных задачь. Этот материал помогает родителям самим найти и применить решени...

Формирование художественно-речевого развития дошкольников через различные формы работы.

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства языка, форм и функций речи...

Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Анализируя состояние здоровья детей, мы...

Формирование позитивных детско-родительских отношений через тренинговую форму работы

Матариал содержит практические приемы работы с родителями с использованием тренинговой системы....