Комплексно - тематическое планирование работы по экологическому развитию в старшей разновозрастной группе "Почемучки"(с 5-7лет)
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)

Комплексно - тематическое планирование работы по экологическому развитию в старшей разновозрастной группе "Почемучки"(с 5-7лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx63.15 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование работы по экологическому воспитанию

в старшей разновозрастной группе «Почемучки» (с 5 до 7 лет).

I подгруппа (5 – 6 лет)

Период        

Тема периода

Содержание работы в НОД

Кружок «Юный эколог»

Образовательная деятельность в режимных моментах

Итоговое мероприятие

1-я - 2-я недели сентября

Растения на участке детского сада

Расширение представлений о растениях, растущих на территории детского сада.

1). «Что цветет на нашем участке?»

Программное содержание. Уточнить с детьми названия цветов, которые растут на участке; обратить внимание на особенности их окраски, красоту участка с цветущими растениями. Продолжать учить определять строение цветов (называть части растения); сравнивать их по высоте, форме, окраске, запаху и т.п. Выяснять, что нужно цветам для роста.

2). «Что сначала, что потом?»

Программное содержание. Уточнить представления детей о том, какие изменения происходят с растениями во время их роста. Обращать внимание детей на появление у растений семян на месте цветков. Показать семена дикорастущих растений, выяснить, как они распространяются, кто ими питается.

Диагностика.

Наблюдение за берёзой на участке детского сада.

Чтение рассказа С.Воронина «Моя берёза».

Сбор листьев деревьев и кустарников для засушивания.

Изготовление гербария осенних листьев

3-я недели сентября

Календарь природы

Формирование способности символического обозначения явлений окружающего мира

Занятие «Как заполнять календарь природы?»

Программное содержание. Познакомить детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями; учить рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно

раскрашивать квадратики, обозначающие дни недели; развивать интерес к наблюдениям за природой.

3-я неделя сентября - недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы, работа с календарём природы.

Чтение книги В.Бианки «Мышонок Пик»

Труд в уголке природы.

4-я неделя сентября  – 1-я неделя октября

Осень

Уточнение представлений об осени

1) «Овощи и фрукты на нашем столе»

Программное содержание. Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее распространенных в местности, где находится детский сад, о способах их употребления в пищу; закреплять представления о значении свежих плодов для здоровья людей.

2).  «Уходит золотая осень»

Программное содержание. Уточнять представления детей об осени, когда все в природе меняется (уходит тепло, становится холоднее, небо пасмурное, часто идут дожди; замирает жизнь среди растений и животных: вянут травы, расцвечиваются и опадают листья с деревьев и кустарников, перелетные птицы улетают на юг, насекомые прячутся и замирают, животные в лесу, в речках и прудах готовятся к зиме; люди осенью обирают урожай овощей

и фруктов); развивать художественное восприятие – умение слушать литературные произведения, смотреть картины художников на темы осени; пробуждать стремление выразить

себя в изобразительном творчестве.

Чтение рассказов В.Бианки «Прощальная песенка», «Опять лето?», «Запасы овощей»;  рассказа С.Воронина «Моя берёза». «Осенью».

Труд в уголке природы.

Праздник «Осень»

2-я – 4-я недели октября

Мир книги

Формирование представлений о ценности книги, развитие представлений о творчестве В.Бианки

1). «Делаем книгу „Приключения мышонка Пика”»

Программное содержание. Дать детям представление о людях, создающих книгу, – писателе и художнике-иллюстраторе, о строении книги (обложка, титульный лист, страницы с текстом и иллюстрациями); объяснить, что книгу можно сделать самим, для этого надо интересно рассказать о событиях, записать рассказ, нарисовать к нему картинки.

2). Экскурсия в библиотеку

Цель. Познакомить детей с библиотекой – учреждением, в котором имеется собрание книг для всех желающих; книги выдают на дом, после прочтения их возвращают; за книгами следит и выдает их библиотекарь; он может посоветовать, какую выбрать книгу, рассказать

о писателе. Познакомить детей с творчеством Виталия Бианки (натуралист, очень любил природу, наблюдал ее, писал рассказы; в библиотеке много его книг).

3) «Для чего животным хвосты?»

Программное содержание. Познакомить детей со сказкой В.Бианки «Хвосты». Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста), о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой; учить слушать чтение книги познавательного содержания, инсценировать ее, делать выводы, строить умозаключения.

Чтение книги В.Бианки «Мышонок Пик».

3-я неделя октября - недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы, работа с календарём природы.

Труд в уголке природы.

Изготовление самодельных книг

1-я неделя ноября

Комнатные растения

Уточнение представлений о комнатных растениях и условиях их жизни

«Растения в нашем уголке природы» (осенью)

Программное содержание. Уточнить представления детей о 4—5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях (разная потребность во влаге связана с разным строением растений – засухоустойчивые растения запасают влагу в толстых листьях и стеблях, их следует поливать редко; растения с тонкими, мягкими листьями не запасают влагу, их надо поливать часто – через день; осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше – у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме; в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не болеют); учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры.

Труд в уголке природы.

Изготовление альбома «Такие разные комнатные растения»

2-я неделя ноября

Птицы

Уточнение представлений о птицах, особенностях их поведения.

«Какие птицы прилетают на участок?»

Учить детей различать птиц по размеру, окраске оперения (обратить внимание детей на маскировочную окраску птиц), издаваемым звукам; познакомить с их названиями. Учить заполнять календарь наблюдений за птицами.

 

 

Разучивание стихотворений Е.Ильиной «Синица», «Снегирь», чтение стихотворения В. Звягиной «Воробьишки»

Наблюдения на прогулке «Ищем птичьи следы», «Как птицы передвигаются по земле?», «Как птицы летают?»

Начало зимней подкормки птиц на участке.

Труд в уголке природы.

Изготовление кормушек для птиц (к Синичкиному  дню (12 ноября))

3-я – 4-я недели ноября

Домашние животные

Формирование обобщённых представлений о домашних животных.

1). «Корова и коза – домашние животные»

Программное содержание. Формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные (живут у человека – в сарае, коровнике), не боятся его и позволяют ухаживать за собой; приносят пользу: корова дает молоко, мясо, рога, кожу; коза дает молоко, шкуру, шерсть, пух; человек заботится о них, создает все условия для жизни: строит специальное помещение, убирает в нем, кормит, поит, заготавливает сено).

2). «Лошадь и овца – домашние животные»

Программное содержание. Формировать у детей обобщенное представление о том, что лошадь и овца – домашние животные (живут вместе с человеком, не боятся его; используются в хозяйстве; человек заботится о них, создает все условия для их жизни: строит специальные помещения – конюшню, овчарню, ухаживает за ними, кормит и заготавливает корм впрок, сушит сено); закреплять представление о том, что корова и коза – домашние животные.

3-я неделя октября - недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы, работа с календарём природы.

Подкормка птиц на участке.

Труд в уголке природы.

Выставка рисунков «Моё любимое домашнее животное» (к Всемирному дню домашних животных (30 ноября))

1-я неделя декабря

Здоровый образ жизни

Воспитание ценностного отношения к здоровью.

«Письма заболевшим детям»

Программное содержание. Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый ребенок красиво выглядит: у него чистая кожа, ясные глаза, румянец на щеках, стройное тело, крепкие мышцы; здоровый ребенок всему радуется, часто улыбается, смеется, приветлив с другими детьми и взрослыми, имеет хороший аппетит, с удовольствием играет и занимается любимыми делами; больному ребенку плохо, он часто плачет, не может играть, должен лечиться, принимать лекарства, сидеть дома. Воспитывать

внимательное и заботливое отношение к близким людям – взрослым и детям; подсказать, что больному ребенку бывает очень приятно получить письмо от ребят из группы – оно помогает ему выздороветь; научить детей писать письма, показать конверт и познакомить с процессом его оформления для отправки письма по почте.

Подкормка птиц на участке.

Труд в уголке природы.

Заполнение «Панорамы добрых дел»

2-я – 4-я недели декабря

Лес как экосистема

Формирование представлений о лесе как сообществе растений и животных. Расширение представлений о жизни лесных животных, их приспособленности к условиям зимы. Уточнение представлений о ели, воспитание бережного отношения к ней.

1). «Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме»

Программное содержание. Дать детям представления о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год (они находят пищу, устраивают гнездо, берлогу, выводят потомство; осенью эти звери готовятся к жизни в зимний период: медведь отъедается, подыскивает место для берлоги, поздней осенью залегает в нее, белка делает запасы орехов, желудей, грибов). Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме.

2). «Лес – это дом для многих жильцов»

Программное содержание. Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга; главные в лесу – деревья, они создают тень, под ними растут теневыносливые кустарники, травы, ягоды и грибы, в лесу на земле и на деревьях, кустах живет множество животных – там они находят пищу могут прятаться, строить гнезда и убежища.

3). «Станем юными защитниками природы»

Программное содержание. Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного

отношения к ели.

3-я неделя декабря - недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы, работа с календарём природы.

Чтение сказки С. Михалкова «Ёлочка», рассказов В.Бианки «Готовятся к зиме», «Белкина сушильня», «Прячутся…».

Труд в уголке природы.

Подкормка птиц на участке.

Наблюдения за елью «Как узнать ель?», «Какие у ели иголки», «Сравниваем ель с искусственной ёлкой», «Сколько лет нашей ели?», «Кто может обидеть ель и как мы можем ей помочь?», «Наша ёлочка красивая».

Новогодний праздник

Заполнение панорамы добрых дел

2-я – 3-я недели января

Лес как экосистема

Расширение представлений о лесе и его обитателях.

1). «Как лесные звери – белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время (медведь спит в берлоге; заяц питается корой деревьев, отыскивает стога сена, которые люди запасли на зиму для скота, имеет белую маскировочную окраску шерсти, быстро бегает, петляет, спасаясь от хищников (лисы, волка, совы), в этом ему помогают чуткие уши, раскосые глаза, способность делать большие прыжки и затаиваться; белка питается запасами растительной пищи, которые сделала осенью (грибы, желуди, орехи, семена шишек), имеет маскировочную серую, серо-голубоватую окраску густой шерсти, которая спасает ее от холода и делает менее заметной в кронах хвойных деревьев, в морозы белка подолгу не выходит из дупла, где спит, укрывшись пушистым хвостом; самый опасный враг белки – куница, которая, как и белка, быстро бегает по деревьям; лиса охотится на зайцев, выслеживая их по следам, подстерегает мышей; ей помогают чуткие нос и уши, способность незаметно подкрадываться, затаиваться).

2). «Как люди помогают лесным обитателям»

Программное содержание. Формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормке животных. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.

3). «Прошла зима холодная»

Программное содержание. Уточнить представления детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе (холод, мороз, земля покрыта снегом, вода затянулась льдом, очень мало света, так как день короткий, небо чаще всего пасмурное. Растения и животные по-разному приспособлены к жизни в зимнее время: деревья и кустарники зимой стоят без листьев, не растут; лесные животные зимуют каждый по-своему – медведь и еж спят, заяц и лось кормятся корой и ветками, белка – своими запасами); развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы (ее отражение в произведениях поэтов, художников, композиторов); побуждать к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности.

3-я неделя января - недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы, работа с календарём природы.

Чтение рассказа В.Бианки «Приспособился», рассказа С.Воронина «Моя берёза» - «Зимой», стихотворения С.Есенина «Берёза».

Подкормка птиц на участке.

Чтение книги Виталия Бианки «Синичкин календарь», изготовление модели года.

Заполнение панорамы добрых дел.

Труд в уголке природы.

Наблюдения «Какой снег?», «Снежинки очень красивы».

Изготовление игры «Экологическая башня – лес»

1-я – 2-я недели февраля

Вода волшебница

Расширение представлений о воде

1) «Вода»

Рассказать о роли воды в жизни всего живого. Показать и рассказать детям, что снег, принесённый в тёплое помещение, постепенно тает, из него образуется талая вода, она содержит мусор, грязь, поэтому снег брать в рот не следует, но талой водой хорошо поливать комнатные растения.

2). «Волшебные превращения воды»

Показать детям, что жидкая вода на морозе меняет своё состояние – превращается в лёд (а не в снег); из подкрашенной воды можно сделать красивые цветные льдинки, чтобы украсить ими участок, ёлку. Познакомить детей с паром, объяснить, как он образуется. Рассказать, что пар – это мельчайшие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду.

Подкормка птиц на участке.

Наблюдения и опыты со снегом, водой.

Наблюдение за луком.

Заполнение панорамы добрых дел.

Труд в уголке природы.

Праздник, посвящённый творчеству В.Бианки

3-я неделя февраля – 1-я неделя марта

Домашние животные

Уточнение представлений о домашних животных (собаке и кошке). Развитие способности творчески воспроизводить впечатления о природе.

1). «Наши четвероногие друзья»

Программное содержание. Формировать у детей представления о том, что собака – умное домашнее животное, предана хозяину, ее можно дрессировать, многому научить,

поэтому собак используют на разных службах – для охраны частных домов, учреждений, для охраны стада, в качестве поводырей, для розыска правонарушителей; воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение к ним, умение правильно обращаться с ними.

2).  «Сравним кошку с собакой»

Программное содержание. Уточнить представления детей о кошке как домашнем животном (живет вместе с человеком, ловит мышей, радует человека своим присутствием;

хозяин заботится о ней; кошка – независимое, умное, чистоплотное животное, любит хозяина, если он хорошо с ней обращается; кошку нельзя заставлять делать то, чего она не хочет;

с молодой кошкой можно играть. Кошка отличается от собаки: она по-другому ведет себя и по-другому общается с хозяином).

3). «Подарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестренке»

Программное содержание. Воспитывать доброе отношение к близким людям; побуждать к отражению в подарке ярких впечатлений о природе; познакомить детей с произведениями искусства, в которых запечатлена собака.

3-я неделя февраля - недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы, работа с календарём природы.

Инсценировка произведения Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса».

Подкормка птиц на участке.

Наблюдение за луком.

Чтение книги Виталия Бианки «Синичкин календарь», изготовление модели года.

Заполнение панорамы добрых дел.

Труд в уголке природы.

Праздник 8 марта (вручение подарков)

2-я неделя марта

Комнатные растения

Уточнение представлений о комнатных растениях

«Растения в нашем уголке природы» (весной)

Программное содержание. Учить детей определять по внешним особенностям растений их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения; их можно узнать по внешним признакам: светлая яркая окраска листьев выдает светолюбивые растения, темная – теневыносливые; растения с тонкими мягкими листьями любят много влаги, растения с толстыми листьями и стеблями запасают ее и могут долго обходиться без воды; слабые, давно не цветущие растения нуждаются в питательной почве, их надо пересадить.

Заполнение панорамы добрых дел.

Наблюдение за луком.

Труд в уголке природы.

Викторина

3-я неделя марта

Мир книги

Развитие воображения и умения слушать познавательный материал.

«Что за зверь!»

Программное содержание. Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание совершать простейшие опыты.

3-я неделя марта - недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы, работа с календарём природы.

Заполнение панорамы добрых дел.

Труд в уголке природы.

Выставка рисунков

4-я неделя марта

Здоровый образ жизни

Уточнение представлений  детей о человеческом теле, его оздоровлении весной.

«Как люди заботятся о своем здоровье весной»

Программное содержание. Уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении (функциях) отдельных его частей и органов; объяснить, что внутри тела есть скелет, сердце, легкие, что все органы важны для человека (он здоров и хорошо себя чувствует, если они нормально работают); что организм надо укреплять и развивать (заниматься физкультурой, закаляться, поддерживать чистоту и порядок в помещении, проветривать его, ухаживать за растениями, так как они улучшают воздух и создают красоту); что весной организм ослаблен, поэтому надо больше бывать на воздухе, употреблять продукты, богатые витаминами. 

Заполнение панорамы добрых дел.

Труд в уголке природы.

Спортивный досуг

1-я - 2-я недели апреля

Весна в лесу

Уточнение и расширение представлений о лесе как сообществе и весенних явлениях в нём.

1). «Весна в жизни лесных зверей» Программное содержание. Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж), насекомые, которые зимой спали; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство; весна для всех создает хорошие условия (много света, тепла, пищи).

2). «Экскурсия» в лес

Программное содержание. Познакомить детей с весенними явлениями природы в лесу (распускаются листья на кустах и деревьях, оживают муравейники, появляются первоцветы); показать, что лес – это «многоэтажный дом» (сообщество), в котором на разных «этажах» (ярусах) живет много растений и животных, которые нужны друг другу; учить правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизни. Воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое; развивать чувство «дома»: лес – это «дом» для человека, где он отдыхает, набирается сил и красоты, собирает дары леса.

Чтение произведения В.Бианки «Лесные домишки»

Чтение книги Виталия Бианки «Синичкин календарь», изготовление модели года.

Заполнение панорамы добрых дел.

Труд в уголке природы.

Дидактическая игра «Лесник»

3-я неделя апреля

Природоохранная деятельность человека

Формирование представлений о природоохранных мероприятиях. Воспитание бережного отношения к природе родного края.

«Как человек охраняет природу»

Программное содержание. Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить: создают заповедники – территории, на которых природа (растения, животные) охраняется, а хозяйственная деятельность запрещена; познакомить с Красной книгой (российской, региональной), рассказать, что есть охраняемые растения и животные; их осталось мало и они могут исчезнуть совсем; рассказать о местных растениях, которые находятся под охраной.

Заполнение панорамы добрых дел.

Труд в уголке природы.

Акция «Берегите первоцветы»

(к Дню подснежника (19 апреля))

Праздник юных любителей природы к Дню Земли (22 апреля)

4-я неделя апреля  

Водоёмы и их обитатели

Формирование представлений о водно-наземном сообществе растений и животных.

«Экскурсия» на пруд

Программное содержание. Познакомить детей с прудом – природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения (по берегам пруда растут деревья, кустарники, травы, которые очень любят влагу; в пруду живут караси, они поедают мелких рачков, водных насекомых; по воде плавают дикие утки; утка и селезень весной в тихом месте пруда выводят потомство: устраивают гнездо, утка откладывает яйца и насиживает их; потом все семейство плавает в пруду, кормится тем, что есть в воде; иногда утки выходят на берег посушить перышки, пощипать травы; возле пруда люди отдыхают, любуются водой, растениями, животными; рыбаки ловят рыбу; пруд не следует засорять: в грязной воде и растениям, и животным жить плохо – они начнут умирать, а пруд превратится в болото).

Заполнение панорамы добрых дел.

Труд в уголке природы.

Изготовление лото «Кому нужна вода?»

1-я  – 2-я недели мая

Как человек использует деревья

Расширение представлений об изготовлении предметов из дерева, о бумаге и бумажных изделиях, воспитание бережного отношения к ним.

1). «Береги деревянные предметы»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что дерево является важным строительным материалом (из стволов деревьев делают доски, фанеру, которые идут на изготовление домов, мебели, предметов быта, сувениров; дерево – легкий, теплый материал, из него получаются удобные и красивые предметы; дерево не тонет в воде, поэтому из него делают лодки, плоты, корабли; все предметы, изготовленные из дерева, надо беречь); познакомить с богородской резной игрушкой.

2).  «Бережно относимся к бумаге»

Программное содержание. Познакомить детей с разными видами бумаги и ее назначением; объяснить, что бумагу делают из древесины, бумага очень важна: она идет на изготовление книг, газет, альбомов, тетрадей, обоев; толстая бумага (картон) используется для изготовления коробок и упаковки предметов; надо бережно обращаться с книгами и чистой бумагой: старые книги можно подклеивать, хорошая бумага нужна для рисования, бумажные игрушки можно делать из старой бумаги.

Труд в уголке природы.

Наблюдения за первоцветами и насекомыми.

Досуг «Люблю берёзку русскую»

(к Всероссийскому дню посадки леса (14 мая))

3-я неделя мая

Весна

Уточнение и обобщение представлений о весне - быстро меняющихся условиях  жизни  и приспособленности растений и животных к ним. Развитие эстетического восприятия красоты природы.

 «Весна кончается – лето начинается»

Программное содержание. Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни (становится тепло, увеличивается световой день, оттаивает земля, при таянии снега и льда образуется много воды, поэтому оживают все растения и животные; распускаются листья, цветы, растут молодые побеги, оживают насекомые, просыпаются животные, которые были в спячке, возвращаются перелетные птицы, которые вьют гнезда, выводят потомство; весна – красивое время года, поэтому про весну поэты написали много стихотворений, художники создали замечательные картины).

Чтение книги Виталия Бианки «Синичкин календарь», изготовление модели года.

Наблюдения за одуванчиками и за насекомыми

Чтение стихотворения М.Поляковской «Одуванчики»

Труд в уголке природы.

Выставка рисунков

4-я неделя мая

Диагностика.

Определение уровня экологической воспитанности детей в конце учебного года.

Труд в уголке природы.

II подгруппа (6 – 7 лет)

Период

Тема периода

Содержание работы в НОД

Кружок «Юный эколог»

Образовательная деятельность в режимных моментах

Итоговое мероприятие

1-я – 2-я недели сентября

Природоохранная деятельность человека

Формирование представлений о природоохранных мероприятиях. Воспитание бережного отношения к природе родного края.

1). «Планета Земля в опасности»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды, есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Таких материков шесть: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. На земном шаре есть два полюса: Северный и Южный. На планете Земля обитает много живых существ: в океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные), живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.

2). «Начинаем читать книгу „Экология в картинках"»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о доме для разных живых существ: растений, животных, людей. Сберегая их дом – условия, в которых они живут, – мы сбережем живые существа. Учить слушать чтение познавательной книги, правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа. Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других.

Диагностика.

Игры с песком

Труд в уголке природы.

Наблюдения за растениями участка.

Изготовление самодельной книги по рассказам из книги «Экология в картинках»

3-я – 4-я недели сентября

Дикие животные

Формирование представлений об особенностях поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни.

1). «Беседа о кроте»

Программное содержание. Дать детям представление об особенностях внешнего

строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни (короткое овальное тело, передние ноги, похожие на лопаты (ими крот роет подземные ходы), отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заостренный вытянутый нос с короткими усами).

2). «Слепые землекопы»

Программное содержание. Закреплять представления детей о кротах. Расширять знания о животных, живущих в почве, об их приспособленности к подземному образу жизни.

3-я неделя сентября - недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы, работа с календарём природы.

Труд в уголке природы.

Экологический проект «Такие разные животные» (к Всемирному дню животных 4 октября)

1-я неделя октября

Осень

Формирование обобщённых представлений об осени, развитие эстетического восприятия природы.

 «Беседа об осени»

Программное содержание. Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года (заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.); растения и животные приспособились к этим изменениям: лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву, насекомые прячутся и замирают, перелетные птицы улетают в теплые края). Учить по значкам и рисункам календаря описывать события природы.

Наблюдения за солнцем и тенью.

Труд в уголке природы.

Праздник «Осень»

2-я – 4-я недели октября

Почва и камни

Формирование представлений о различных камнях, использовании ценных камней в строительстве и ювелирном деле. Расширение представлений о свойствах глины и песка.

1). «Простые и ценные камни в природе»

Программное содержание. Развивать у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.). Дать представление о том, что камни в природе есть в земле, реках и морях, поэтому их называют речными и морскими; их легко узнать: речные камни неровные, разной формы, бывают с острыми углами; морские камни всегда округлой формы, гладкие – такими их сделали морские волны; камни тяжелые, очень твердые и прочные, поэтому используются в строительстве зданий, дорог, мостов и других сооружений. Дать первое представление о ценных камнях, которые применяются для украшения построек, изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор), показать изделия из драгоценных камней (женские украшения, броши, браслеты и пр.).

2). «Что человек делает из глины?»

Программное содержание. Познакомить детей с различными изделиями, созданными из глины (сувениры, посуда). Дать представление об изготовлении кирпичей и их значении в строительстве. Сообщить, что глина бывает разная по цвету и качеству; из хорошей белой глины делают столовую посуду. Познакомить детей с народной глиняной игрушкой – дымковской, филимоновской.

3). «Сравнение песка, глины и камней»

Программное содержание. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней, учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках. Познакомить детей с песочными часами, развивать чувство времени, творчество в лепке, умение правильно называть разные явления, объяснять их.

3-я неделя октября - недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы, работа с календарём природы.

Знакомство с глиной, углём и мелом.

Труд в уголке природы.

Оформление коллекции камней

1-я – 2-я недели ноября

Лягушки

Формирование представлений о сезонной жизни лягушек и их приспособленности к наземно-водной среде обитания.

1). «Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что лягушки – это обитатели сырых мест. Они часто встречаются вблизи пруда, озера, болота. Лягушки хорошо приспособлены передвигаться как по земле, так и в воде. У них короткое компактное тело обтекаемой формы, голая, покрытая слизью кожа, длинные складывающиеся задние ноги, между пальцами которых есть перепонки, короткие передние ноги. Такое строение позволяет им легко плавать в воде, а по земле передвигаться прыжками. На голове у лягушки выпуклые глаза, ноздри, большой рот, в котором длинный липкий язык. Уши прикрыты барабанными перепонками, они незаметны. У лягушки маскировочная окраска кожи: на земле, в траве ее совсем не видно, если она затаилась. Лягушки питаются мошками, комарами: из воды или из травы они следят за их полетом, а потом «выстреливают» языком. Их можно встретить в теплое время года. С наступлением холодов они зарываются в иле на дне пруда, где и проводят всю зиму. Оживают весной с наступлением тепла, откладывают икру в воду. Из каждой икринки развивается головастик, который потом превращается в лягушонка.

2). «Где зимуют лягушки?»

Программное содержание. Закреплять представления детей о жизни лягушек в природе, особенностях их питания, передвижения, появления новых лягушек, образе жизни в разные сезоны. Показать приспособленность лягушек к жизни в разных температурных условиях.

Зимняя подкормка птиц

Труд в уголке природы.

Беседа «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения».

Изготовление самодельной книги по рассказам из книги «Экология в картинках»

3-я – 4-я недели ноября

Домашние и дикие животные

Уточнение представлений о домашних и диких животных.

1). «Сравнение домашних и диких животных»

Программное содержание. Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используются им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных – создает им все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких – они не приспособлены самостоятельно жить в лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя от врагов. Упражнять умственные умения (объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях).

2). «Сравнение кроликов и зайцев»

Программное содержание. Уточнить представления детей о жизни зайцев в лесу, о жизни кроликов как домашних животных. Дать представление о диких кроликах, местах их обитания, образе жизни. Показать их отличие от зайцев и домашних кроликов. Уточнить признаки домашних и диких животных.

3-я неделя ноября - недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы, работа с календарём природы.

Подкормка зимующих птиц.

Труд в уголке природы.

Выставка рисунков «Моё любимое домашнее животное» (к Всемирному дню домашних животных (30 ноября))

1-я неделя декабря

Юные экологи

Воспитание осознанного отношения к хорошим поступкам.

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

Программное содержание. Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.

Подкормка зимующих птиц.

Труд в уголке природы.

Заполнение панорамы добрых дел

2-я – 4-я недели декабря

Лес как экосистема

Формирование представлений о лесе как природном сообществе, взаимосвязи всех проживающих в нём обитателей.

1). «Беседа о лесе»

Программное содержание. Уточнять и расширять представление детей о лесе. В лесу растет много разных деревьев, кустарников, травянистых растений, лесных ягод и грибов. В лесу живут разные животные: хищные звери (волк, лиса, медведь, рысь, куница), животные, которые питаются растениями или насекомыми (лось, заяц, белка, лесная мышь, еж, лягушка, ящерица), лесные птицы (сорока, соловей, сова, синица, дятел, клест), насекомые (муравьи, жуки, гусеницы, комары). Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Леса бывают разные. Смешанные – в них растут лиственные и хвойные деревья. Бывают березовые, дубовые рощи, сосновый бор, тайга. Лес по-разному выглядит в разное время года. Он всегда красив, поэтому многие художники любят рисовать лес. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.

2). «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»

Программное содержание. Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. (Белка питается орехами, грибами, желудями, из своих запасов потрошит шишки. Заяц обгладывает кору деревьев, отыскивает стога сена. Лось поедает ветки деревьев. Эти животные живут на разных этажах леса – там, где они находят пищу. У них есть враги – хищные звери: лиса, волк, куница. Животные по-разному спасаются от них: быстро убегают, маскируются, прячутся. Все они хорошо приспособлены к жизни в лесу в зимнее время: заяц имеет острые зубы, белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться; белка живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, может легко лазать по деревьям, делать большие прыжки; лось очень крупный, высокий, имеет длинные ноги, сильные копыта, достает ветки деревьев, легко ходит по глубокому снегу, может быстро бежать, ударять копытом.) Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, делать выводы.

3). «Волк и лиса – лесные хищники»

Программное содержание. Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. (Живут в лесу, питаются мясом других животных, которое добывают самостоятельно. Поэтому волк и лиса называются хищниками, их боятся все мелкие животные: зайцы, мыши, кроты, белки. Волк крупнее лисы, очень вынослив, может нападать на больших животных (оленя, лося). Зимой хищникам голодно, они подходят к жилищу человека, нападают на домашних животных. Зимой волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, а днем спят на снегу в чаще леса.) Формировать представления о приспособленности хищников к добыванию пищи (чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость (могут по 2—3 дня голодать, долго выслеживать добычу)); характерном для них особом поведении (лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы; волк может подолгу гнаться за добычей, у него длинные сильные ноги). Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.

3-я неделя декабря - недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы, работа с календарём природы.

Цикл наблюдений за елью на прогулках «Чем ель не похожа на другие деревья?», «Как различить ель, сосну лиственницу?», «Чем ель на участке отличается от игрушечной ёлки?», «Сколько лет ёлке?», «Ель очень красивое и полезное дерево»

Подкормка зимующих птиц.

Труд в уголке природы.

Заполнение «Панорамы добрых дел».

Наблюдения «Снежинки очень красивые», «Зимние узоры на окне», «Следы на снегу».

«Изготовление плакатов на тему

„Сохраним елку – красавицу наших лесов"»

2-я – 3-я недели января

Планета Земля

Формирование элементарных представлений о Солнечной системе. Расширение и уточнение представлений о планете Земля, условиях жизни на ней.

1). «Солнце, Земля и другие планеты»

Программное содержание. Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы. (Солнце – это звезда: огромный горячий шар, имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света. Солнце постоянно вращается вокруг себя. Вокруг Солнца вращаются планеты – твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше Солнца. Ближе всех к Солнцу расположена планета Меркурий, затем идет Венера, потом наша Земля, далее Марс и другие планеты. Каждая планета вращается вокруг Солнца по своей орбите. Орбита – это путь планеты вокруг Солнца. У планеты Земля есть свой спутник – это планета Луна, которая вращается вокруг Земли.)

2). «Земля – живая планета»

Программное содержание. Уточнить представления детей о Солнечной системе; рассказать об уникальности Земли. (На ней есть жизнь, потому что на планете есть вода, воздух, тепло – эти условия нужны всем живым существам. Земля – дом для всех людей, его надо любить, не разрушать, содержать в чистоте. На Земле разные условия, но везде есть жизнь: в Арктике и Антарктике очень холодно – растений там нет, из животных приспособились жить белые медведи, тюлени, пингвины. Люди постоянно здесь не живут, на некоторое время сюда приезжают исследователи для изучения погоды и природы. На Земле есть пустыни – там очень жарко, засушливо, жить трудно – растений мало, все они колючие, из животных там приспособились жить верблюды, черепахи, ящерицы. На Земле много водного пространства (океанов и морей) – там обитают киты, разные виды рыб, человек не живет под водой, но спускается в морские глубины для исследования. На суше есть большие пространства, покрытые лесами, – там, среди деревьев живут разные животные. Люди живут на суше в разных местах, но там, где есть пресная вода. Такой разнообразной жизни нет ни на какой другой планете Солнечной системы, потому что нигде нет таких условий.)

3-я неделя января - недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы, работа с календарём природы.

Наблюдения за вечерним небом, Луной.

Наблюдения «Как обнаружить воздух  в помещении?», «Воздух есть во всех предметах»,  «Воздух упругий», «Дуем играем», «Воздух нужен для жизни», «Чем пахнет воздух», «Есть ли в воде воздух», наблюдения за ветром.

Подкормка зимующих птиц.

Труд в уголке природы.

Заполнение «Панорамы добрых дел».

Познавательно-развлекательное мероприятие «Путешествие в космос»

4-я неделя января - 2-я неделя февраля

Вода и водоёмы

Уточнение представлений о воде и водоёмах, о роли человека в сохранении природы.

1). «Морские коровы и Красная книга»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; морские коровы – животные, которых больше никогда не будет на Земле. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать воображение в изобразительной деятельности. 

2). «Море бывает в беде»

Программное содержание. Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать о том, что человек своей деятельностью загрязняет море: от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные.

3). «Кому нужна вода?»

Программное содержание. Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт. (Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода – из родника, колодца, водопровода. Самая чистая – это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько-соленая, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала.) Познакомить с круговоротом воды в природе, с явлением кислого дождя, который получается от загрязненного воздуха (кислый дождь вреден всем: земле, растениям, животным и людям).

Цикл наблюдений за водой

«Какая вода льётся из крана?», «Как из снега получить воду?», «Снег – он какой?», «Можно ли пить талую воду?», «Если воду замораживать..»,  «Что такое пар и когда его можно увидеть?», «Пар не всегда можно увидеть», «Когда из тарелки с едой идёт пар?», «Что бывает с паром при охлаждении».

Подкормка  птиц.

Цикл наблюдений за ростом лука.

Труд в уголке природы.

Заполнение «Панорамы добрых дел».

Экологическая акция к Всемирному дню защиты морских млекопитающих (Дню кита) (18 февраля)

3-я – 4-я недели февраля

Дикие животные

Формирование представлений о белых медведях, их приспособленности к среде обитания.

1) «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Программное содержание. Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни (крупные сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в

снежной берлоге, летом кочуют по льдинам Северного Ледовитого океана; у медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она сначала кормит своим молоком, затем рыбой).

Белые медведи приспособлены к жизни в суровых северных условиях: у них густая, теплая шерсть, в том числе и на подошвах лап, – она спасает их от мороза; белая маскировочная окраска шерсти делает их незаметными в снегах; они умеют хорошо нырять и плавать, затаиваться, тихо подкрадываться к добыче; сильные лапы с острыми когтями, крепкие острые зубы помогают поедать ее. Белый медведь занесен в Красную книгу находится под

охраной государства.

2). «Сравнение белого и бурого медведей»

Программное содержание. Уточнять и расширять представление детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленность к ним. Учить сравнивать животных по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания; выделять наиболее характерные признаки для сравнения – устанавливать сначала различия, затем сходство.

3-я неделя февраля - недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы, работа с календарём природы.

Подкормка птиц.

Цикл наблюдений за ростом лука.

Труд в уголке природы.

Заполнение «Панорамы добрых дел».

Досуг «Путешествие на Северный полюс»

(к Международному дню полярного медведя (27 февраля))

1-я неделя марта

8 марта

Развитие эстетического восприятия красоты природы и произведений искусства, её отражающих. Воспитание доброго отношения к близким людям.

«Подарок любимому человеку к 8 Марта»

Программное содержание. Побуждать детей осмысливать свое отношение к окружающим близким людям. Учить выражать это отношение готовностью сделать приятное – изготовить подарок своими руками и преподнести его в праздничный день. Продолжать знакомить с произведениями искусства, на которых изображена природа. Показать, что художественные произведения созданы руками человека на основе впечатлений от природы,

радостного переживания ее красоты. Учить осмысливать свои впечатления от природы, совершенствовать эстетическое видение ее красот; выражать свои впечатления изобразительными средствами, доводить работу до конца.

Труд в уголке природы.

Цикл наблюдений за ветками в вазе.

Заполнение «Панорамы добрых дел».

Праздник 8 марта (вручение подарков)

2-я недели марта

Комнатные растения

Уточнение представлений о комнатных растениях, условиях их жизни в весенний период.

 «„Зеленая служба" Айболита – весенний уход за комнатными растениями»

Программное содержание. Учить детей определять по внешним особенностям растений их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения; их можно узнать по внешним признакам: светлая яркая окраска листьев выдает светолюбивые растения, темная – теневыносливые; растения с тонкими мягкими листьями любят много влаги, растения с толстыми листьями и стеблями запасают ее и могут долго обходиться без воды; слабые, давно не цветущие растения нуждаются в питательной почве, их надо пересадить.

Наблюдение за ветками в вазе

Подкормка  птиц.

Труд в уголке природы.

Цикл наблюдений за ветками в вазе.

Заполнение «Панорамы добрых дел».

Викторина

3-я - 4-я недели марта

Птицы

Закрепление и обобщение представлений о жизни и приспособленности птиц к наземно-воздушной среде обитания.

 1). «Что мы знаем о птицах»

Программное содержание. Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. (Птицы летают, потому что у них: 1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полым стержнем; 3) плотные и жесткие маховые перья; 4) птицы легкие, так как едят понемногу и часто.)

2). «Птичий город на деревьях»

Программное содержание. Дать детям представление о заповедниках как местах, где богатую природу специально охраняют. Познакомить, читая рассказ, с Астраханским заповедником. Показать, что в местах впадения Волги в море скапливается много редких, очень

интересных птиц; в заповеднике их охраняют, поэтому их не становится меньше. Учить детей отражать впечатления о природе в рисунках.

3-я неделя марта - недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы, работа с календарём природы.

Наблюдение за ветками в вазе.

Подкормка  птиц.

Труд в уголке природы.

Заполнение «Панорамы добрых дел».

Изготовление скворечников

Международному дню (птиц 1 апреля))

1-я – 2-я недели апреля

Лес как экосистема

Уточнение представлений о лесе как сообществе и взаимосвязи его обитателей.

1). «Цепочки в лесу»

Программное содержание. Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

2). «Кто главный в лесу?»

Программное содержание. Уточнить представления детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются различные животные. Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе: бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от беды.

Труд в уголке природы.

Заполнение «Панорамы добрых дел».

Изготовление самодельной книги по рассказам из книги «Экология в картинках».

3-я недели апреля

«Земля, с днем рождения тебя!»

Уточнение представлений о Земле, об условиях жизни на ней для растений, животных, человека. Развитие эмоционально положительного отношения к планете как своему дому.

«Земля, с днем рождения тебя!»

Программное содержание. Уточнить представления детей о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных и людей (воздух, вода, пища, температура). Показать, что в разных местах условия разные: есть территории, где жить легко (плодородные земли, лесистые местности, умеренная погода), но есть горы (каменистые территории), песчаные и каменистые пустыни, очень холодные и очень жаркие места, где жить трудно; человек, растения и животные приспособились жить почти везде. Воспитывать чувство гордости за свою планету – она единственная в Солнечной системе «живая» планета и является общим домом для всех людей, этот дом надо беречь. Пробуждать желание сделать приятное для Земли – сказать хорошие слова, выразить добрые намерения в рисунке.

3-я неделя апреля - недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы, работа с календарём природы.

«Знакомство» с первоцветами.

Труд в уголке природы.

Акция «Берегите первоцветы» (к Дню подснежника (19 апреля))

Праздник посвящения в юные экологи (на День Земли 22 апреля)

4-я неделя апреля - 2-я недели мая

Лес как экосистема

Формирование представлений о равновесии в природе и его нарушении. Продолжение чтения книги В.Танасийчука «Экология в картинках».

1). «Когда животных в природе становится много или мало?»

Программное содержание. Уточнить представления детей о том, как создаются в природе пищевые связи растений и животных (цепочки питания). Показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки. Нарушение равновесия в цепочке чаще всего происходит от резкого изменения погоды. Иногда люди неправильно действуют и нарушают цепочки в природе.

2). «Олени и хищники»

Программное содержание. Уточнять и расширять представления детей о взаимосвязи обитателей леса, цепочках питания. Показать положительную роль хищника в равновесии лесного сообщества (на примере волка).

3). «Лес в жизни человека»

Программное содержание. Уточнить представления детей о значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. (В лесу человек отдыхает, укрепляет свое здоровье, наслаждается тишиной, лесными запахами, красотой природы. От леса человек много получает для своего хозяйства: грибы, ягоды, орехи, древесину, пушнину. Из древесины делают разные предметы, мебель, дома и бумагу. Каждый человек должен заботиться о лесе: правильно вести себя на отдыхе, не разрушать условий жизни лесных животных, собирать дары леса осторожно и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу.)

Закрепление полученных знаний. Диагностика.

Труд в уголке природы.

Наблюдения за первоцветами и насекомыми

Заполнение «Календаря сезонных изменений в природе».

Досуг «Люблю берёзку русскую»

(к Всероссийскому дню посадки леса (14 мая))

3-я неделя мая

Природоохранная деятельность человека

Воспитание любви и интереса к «малой родине»

«Мой родной край: заповедные места и памятники природы»

Программное содержание. Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы Красноярского края. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края, пробуждать желание побывать в этих местах.

Диагностика.

3-я неделя мая - недельный цикл наблюдений за сезонными явлениями природы, работа с календарём природы.

Наблюдения за одуванчиками и мать-и-мачехой.

Труд в уголке природы.

Изготовление Красной книги своего края

 4-я недели мая

Заключительная беседа на основе изготовленных в течение года пособий: календарей природы, самодельных книг, «Панорамы добрых дел» и др.

Диагностика.

Труд в уголке природы.

Наблюдения за одуванчиками и мать-и-мачехой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группе Комплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР.

Перспективное тематическое планирование коррекционной работы в старшей логопедической группеКомплексно-тематическое планирование работы старший возраст (5-6 лет) ОНР....

Комплексно - тематическое планирование работы по речевому развитию в старшей разновозрастной группе "Почемучки"

КомпКомплексно - тематическое планирование работы по речевому развитию в старшей разновозрастной группе "Почемучки"лексно - тематическое планирование работы по речевому развитию в старшей ра...

Комплексно - тематическое планирование работы изобразительной деятельности в старшей разновозрастной группе "Почемучки"

Комплексно - тематическое планирование работы изобразительной деятельности в старшей разновозрастной группе "Почемучки"...

Комплексно - тематическое планирование работы по ФЭМП в старшей разновозрастной группе "Почемучки"

Комплексно - тематическое планирование работы по  ФЭМП в старшей разновозрастной группе "Почемучки"...