Методический семинар для воспитателей «Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями»
материал

Регуш Наталья Ивановна

Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_seminar_osobennosti_raboty_s_odaren.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей №15»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

Методический семинар

для воспитателей

«Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями»

Подготовила

Регуш Н.И.

старший воспитатель

с. Владимировка,

2020 год

Слайд 1

Тема: «Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями».

         Одной из задач современного образования является ориентация на выявление и поддержку креативных дошкольников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему. Поэтому в нашей дошкольной образовательной организации стоит цель — так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога, реализовались в педагогической деятельности с этими детьми.

Слайд 2

        Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В. А. Сухомлинский

        Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  

Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

        Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь.

        Я предлагаю дать определение понятий одарённого ребёнка и одарённости. У вас на столах находятся карточки с отдельными фразами из определения «Одарённый ребёнок» и «Одарённость». В течение минуты вы должны составить определение, озвучив его.

Слайд 3

         Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

         Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 4

        Национальная ассоциация одарённых детей определяет одарённость как «способности, значительно превышающие среднестатистическую норму для определённого возраста». Ребёнок может быть одарённым в одной или нескольких из следующих сфер:

•        Художественная;

•        Творческая;

•        Интеллектуальная;

•        Лидерская;

•        Академическая (языки, математика или естественные науки).

Слайд 5

        Сразу оговоримся, что интеллект измерить довольно сложно. Учителя считали Томаса Эдисона и Альберта Эйнштейна тугодумами, хотя они, несомненно, были одарёнными. «Одарённые дети уже знают около 60% детсадовской программы в самый первый день занятий».

       Важно понимать, что одарённые дети не просто умны. Способные дети умны, в то время как одарённые дети изобретательны. Вспомните величайших новаторов в истории — да Винчи, Тесла, Белл, Эдисон, Гейтс, Джобс. Эти люди были теми, кого мы сейчас называем «одарёнными». Стоит отметить, что не все из них могли похвастаться хорошими оценками в школе.

Многие одарённые дети живут для того, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Когда что-то (например, школьный предмет) привлекает их внимание, одарённые дети хотят не только учиться, но и применять полученные знания на практике. Нестандартное мышление и тяга к инновациям — причины, по которым альтернативная образовательная среда чаще оптимальна для одарённых детей.

Признаки одаренных детей: по данным Национальной ассоциации.

1. Они говорят, как преподаватели.

Одарённые дети усваивают знания гораздо быстрее, чем среднестатистические. Осваивать языковые навыки им также проще. У одарённых детей обширный словарный запас, и они могут использовать в речи сложные предложения.

2. Они замечают последовательности.

Навык выявления последовательностей (например, пазлов или времени, когда мама приходит домой) довольно редко развит у маленьких детей. Если, конечно, ваш ребёнок не относится к одарённым.

3.Они много читают.

Одарённые дети невероятно любознательны. Чтобы удовлетворить своё любопытство, им нужно прочитать каждую книгу, которая попадает им в руки. Эта особенность наиболее ярко проявляется, если ребёнка что-то сильно заинтересует.

4. Они невероятно талантливы в чём-либо.

Одарённость — ещё одно слово для выдающегося таланта. Некоторые дети от природы талантливы в спорте, науке или искусствах. Выдающийся талант — это явный признак одарённости ребёнка.

5. Они предпочитают общество взрослых и детей постарше.

Одарённым детям в силу их высоко развитых умственных способностей неинтересно общаться со сверстниками. Они их не понимают, либо же одарённым детям с ними просто скучно. Поэтому они будут пытаться общаться с детьми постарше и взрослыми для стимуляции.

6. Они невероятно сосредоточены.

Тут стоит кое-что добавить: большинство одарённых детей обладает выдающейся способностью сосредоточиваться на том, что их интересует. На скучном уроке одарённый ребёнок утратит эту способность. Из-за этого ошибочно можно решить, что у ребёнка плохо получается сосредоточиваться.

7. Они не по годам зрелые.

Одарённый ребёнок может также обладать высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Если ребёнок одарённый, вы можете заметить, что он с неодобрением относится к шалостям сверстников. Одарённые дети обычно не склонны к проделкам и озорству.

8. Они оригинальны.

Одарённые дети также обладают навыками решения проблем. Такие дети не только по-другому подходят к повседневным проблемам, но и могут придумать способ улучшить что-либо.

9. Они — лидеры.

Благодаря своей зрелости, а также умению решать проблемы и мыслить нестандартно из одарённых детей получаются хорошие лидеры. Конечно, эти лидерские качества наиболее ярко проявятся, когда ребёнок будет находиться в подходящей обстановке.

10. Им не нужно указывать правильное направление.

Тогда как остальным детям нужно, чтобы родители говорили им, как правильно что-либо делать, одарённые дети сразу же берутся за дело и уже потом задают вопросы. Либо же вообще их не задают, если им удаётся самим во всём разобраться.

11. Они полны сил.

Одарённые дети всегда в движении, вероятнее всего потому, что их мозг постоянно работает. Обратите внимание, что умные и одарённые дети зачастую очень быстро разговаривают. Так происходит потому, что они пытаются (безуспешно!) сделать так, чтобы слова поспевали за мыслями.

12. Им нужно проводить время в одиночестве.

Как и большинству детей, одарённым нравится проводить время с другими людьми. Тем не менее, одиночество позволяет им остаться наедине со своими мыслями и развивать свою креативность. Одарённым детям нравится в одиночестве читать, писать и рисовать.

13.Они любят природу.

Некоторые одарённые дети, особенно те, у кого высоко развиты творческие способности, любят красивые виды и звуки природы. Их любознательность больше всего проявляется на природе.

14. Им иногда не удаётся реализовать свой потенциал.

Умные и одарённые дети тратят почти всю свою умственную энергию на то, что им интересно. Нередко случается, что они преуспевают в одной области и терпят неудачу в другой. Одарённые дети иногда не могут реализовать все свои возможности из-за невнимательности, небрежности, фрустрации или обычной скуки.

15. Им интересно учиться.

Одарённым детям настолько нравится учиться, что это становится их хобби. Благодаря своим умственным способностям и тяге к знаниям ребёнок может даже разделять какие-то интересы сверстников.

А вам встречались такие дети?

Слайд 6

Одаренность—конечно дар,

Богом данный, данный свыше.

Одаренность—это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность—пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок.

Одаренный—философ и шут,

В общем, трудный еще ребенок.

        Педагог, впервые встречающий в своей практике одаренного ребенка, нередко испытывает определенные трудности, поскольку взаимодействие с такими детьми весьма незаурядно и требует особых знаний и особого подхода.

         Одаренные дети. Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня

этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники.

         В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность?

        Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.

Методы выявления одаренных детей

1. Анализ результатов педагогического мониторинга;

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского

творчества);

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Слайд 7

Психологические особенности развития одаренных детей.

1. Неравномерность развития. Интеллектуальное развитие может опережать физическое, эмоциональное. Наблюдается: отставание в развитии тонкой моторики и моторной координации; проблемы общения (точки зрения, отличные от других, нетерпимость к критике, обостренная чувствительность к социальному отчуждению, командное поведение, монополизация внимания взрослого); повышенная истощаемость и проблемы произвольного поведения, саморегуляции (дети занимаются интересной деятельностью, делающей их одаренными и только), двигательная расторможенность; незрелость эмоционально-личностного развития; мотивационная незрелость

(привлекает только яркая новая деятельность, а когда надо докопаться до сути – интерес пропадает).

2. Нетерпимость жесткой регламентации (для творчески одаренных детей), трудности освоения навыков и правил социальной жизни.

Слайд 8

Основными задачами сопровождения одаренных детей в детском саду

является следующие:

1.Создание условий для развития одаренного ребенка. Эта задача решается

средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

2.Создание условий для развития субъектной позиции одаренного ребенка.

Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог –

ребенок - родитель.

3.Отслеживание особенностей развития одаренного ребенка на различных

возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном

средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей

педагогической деятельности.

Слайд 9

Проблемы одарённых детей.

1.Отсутствие интереса к занятиям в группе.

Такое отношение часто появляется оттого, что программа, рассчитанная на

среднестатистического ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и

неинтересна.

2.Трудности в общении со сверстниками.

Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их одногруппники. Вследствие этого одаренный ребенок предпочитает играть один, избегает эмоциональных и социальных контактов

с детьми.

3.Отрицание социальных норм и общегрупповых правил.

Одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4.Погружение в философские проблемы.

Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как

смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Это может приводить к чрезмерной застенчивости, гипертрофированным страхам.

5.Стремление к совершенству.

Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

6.Потребность во внимании взрослых.

В силу стремления к познанию одаренные дети нередко испытывают повышенную потребность в общении и внимании взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо

относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или

нетерпение.

Слайд 10

Методы работы с одаренными детьми:

- Привлечение ребенка к проектной деятельности, которая подразумевает не

только анализ возможностей, но и выбор способов решения задачи (например, сделать подставку для карандашей). При этом обязательным условием успешного выполнения является педагогическое сопровождение на

каждом этапе работы.

- Обсуждение ежедневных обязанностей ребенка, которые он должен будет

выполнять в группе (например, полив цветов или иной вид деятельности интересный для ребенка). Это позволит ему чувствовать собственную значимость, необходимость участия в жизни группы.

- Эмоциональная поддержка, словесное поощрение за успехи и нестандартное решение задач, позволят ребенку чувствовать более уверенно.

Привлечение к исследовательской деятельности через решение опытно-экспериментальных задач решит проблему поддержания и развития познавательного интереса.

Слайд 11

Задачи воспитателя в общении с одаренными детьми:

1. Создание атмосферы доброжелательности, избегание жесткого пресечения отрицательных форм поведения.

2. Использование конструктивной критики. Необходимо объяснить ребенку, что вы расстроены. Большинство одаренных детей знают, что хорошо, а что плохо и настроены на диалог.

3. Удовлетворение познавательных потребностей ребенка (отвечать на вопросы, быть благодарной аудиторией для всевозможных фантазий).

4. Поощрение и радость за успехи ребенка.

5. Обсуждение содержательных моментов деятельности, избегание критики за неуспех.

6. Развитие не только специфического дарования, предотвращение запущенности других невостребованных сторон детской личности.

Слайд 12

Работа с родителями ребенка с признаками одаренности.

        По мере развития одаренного ребенка его родители начинают замечать, что ему становится скучно со сверстниками, его тянет к старшим детям. Он отличается от ровесников – это отмечают знакомые, воспитатели. Мысль об уникальности привычна  родителям, но вот когда об этом начинают говорить другие. У родителей появляется желание получить объективную оценку со стороны, совет, что же делать дальше.

Задачи воспитателей в работе с родителями детей с признаками одаренности:

1. Знать внешние проявления одаренности (высокий интеллект, любознательность, исследовательская активность, ранняя увлеченность какой-либо деятельностью, высокая познавательная активность). Это убережет от возможности ошибочной идентификации одаренности, т.н. «ложной одаренности» (вербализм, высокий уровень механической памяти, искусственная провокация одаренности, односторонняя (компенсаторная) одаренность).

2. Пропагандировать значение ведущей деятельности – игры. Убеждать родителей не подменять игру «школьными» методами обучения, играть вместе с ребенком – поддерживать развитие игры, создавать условия для развертывания новых сюжетов.

3. Бывает, что ребенок с 3-4 лет тянется к изучению букв, цифр, чтению и т.п. Нельзя закрывать пути реализации возможностей ребенка. Помогите родителям в проведении самостоятельных занятиях с ребенком (чтении, математике, рисовании), привлекая свои методические знания.

4. Убеждать родителей в необходимости адекватного отношения к одаренности:

- создавать условия творческого развития ребенка (например, в кружковой

деятельности);

- поддерживать и поощрять творческие создания (устраивать выставки, обсуждения), продукты самовыражения ребенка, а также тягу к искусству, спорту (посещать музеи, театры, выставки, соревнования);

- быть аккуратнее с критическими замечаниями, терпимо и с пониманием

относится к точке зрения ребенка;

- развивать у ребенка коммуникативные навыки, добиваться соблюдений норм и правил общественной жизни;

- развивать «ущербные» качества (эмоциональность, моторику и т.п.).

Слайд 14 

        «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В. А. Сухомлинский

         А теперь мне хотелось бы услышать от вас рекомендации друг другу при работе с одарёнными детьми.

•        Подготавливаясь к занятиям с одарёнными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к воспитателю – обязательные составные части успешности занятий.

•        Подумайте о методике обучения. Одарённые дети требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к  экспериментированию.

•        Центральной задачей педагога в работе с одарённым ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

•        Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обострённой чувствительностью – и не удачная шутка может на  долго выбить их из колеи.

•        Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одарённые дети наиболее восприимчивы.

•        Стимулируйте  ребенка, хвалите, но не наоборот.

•        Не бойтесь оказаться смешными и в тоже время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

•        Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

        В результате нашей работы, мы подтвердили, что проблема одаренности - комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей. Повышения эффективности работы с одаренными детьми можно достичь при условии решения комплекса задач, направленных на формирование компетенций и внедрение современных образовательных технологий, через усиление роли психолого–педагогической службы.

         К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием. Н.С.Лейтес

Спасибо за общение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста"

процесс полоролевой идентификации необходим для полноценного развития личности ребёнка...

консультация для воспитателей «Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста»

Педагог должен помнить, что перед ним не просто дети, а мальчики и девочки, разнополые дети требуют к себе разный подход....

Консультация для воспитателей. Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями.

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями"

Психологические особенности детей с признаками одаренности. Некоторые аспекты работы с одаренными детьми и их родителями....

Консультация для воспитателей "Особенности работы с агрессивными и гиперактивными детьми"

Особенности работы с гиперактивными и агрессивными детьми в ДОУ...

консультация для воспитателей "Особенности работы с агрессивными и гиперактивными детьми"

чтобы работа с детьми была более успешной, необходимо знать особенности некоторых категорий детей...

Презентация для воспитателей «Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями»

Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями...