Главные вкладки

    Психолого-педагогические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста
    план-конспект занятия

    Надеждина Наталья Николаевна

    Воспитательное и образовательное значение природы трудно переоценить. Особенно велика роль природы в воспитании и образовании  детей дошкольного возраста. Познание природы имеет многогранное значение для разностороннего развития личности ребенка: расширение кругозора, обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности мышления.

           Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekol_vospit.docx22.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 48 города Ставрополя

    Лекция на тему: «Психолого-педагогические основы  экологического воспитания  детей дошкольного возраста»

    Подготовила педагог-психолог

    Надеждина Н.Н.






    г. Ставрополь, 2020

    Воспитательное и образовательное значение природы трудно переоценить. Особенно велика роль природы в воспитании и образовании  детей дошкольного возраста. Познание природы имеет многогранное значение для разностороннего развития личности ребенка: расширение кругозора, обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности мышления.

           Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств.

    Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

    Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

    Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

    Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

    Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:

    1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

    2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для животных и растений условия, близкие к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важным являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность отдельных живых организмов и систем. Именно освоение детьми практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

    3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе - гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связанно с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей. Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и т.д. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

    Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

    Педагогический процесс экологического образования требует решения всех перечисленных задач в единстве. Реализация задач экологического образования возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность.

    С.Н. Николаева в программе «Юный эколог» пишет о дошкольном возрасте, как самоценном этапе в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

    Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

    Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Экологическое воспитание начинается с раннего возраста, но только в среднем возрасте дети особенно готовы воспринимать информацию о природе, бережного и заботливого отношения к ней.

    Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:

    1. Создание условий
    2. Повышение экологической грамотности педагогов
    3. Обновление содержание и форм, методов работы с детьми
    4. Экологическое просвещение родителей

    Условия необходимые для экологического воспитания дошкольников.

    Внутренняя природная зона: экологическая комната, уголок природы в каждой группе, живой уголок, огород на окне, уголок экспериментирования.

    Внешняя природная зона: огород, цветник, фруктово-ягодный сад, экологическая тропа , фитогрядка.

    Познакомить  детей  с  природой, воспитать любовь   к   ней   поможет утолок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

    Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх:

    - функциональных

    - творческих

    Работа с родителями. 

    Работая с детьми, по теме «Экологическое воспитание», воспитатели учат каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

    Родители участвуют в совместных акциях в приобщении детей к миру природы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическое сопровождение детей среднего дошкольного возраста.

    Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада.  В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, отличающих их от малышей. Для предупреждения негативных последствий п...

    Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

        В данной работе содержится анализ данных научной литературы по теме, результаты исследования особенностей психических процессов детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....

    Статья Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.

    Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда ...

    творческий отчет "Использование наглядного моделирования в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста"

    Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории  Я.А.Камен...

    Программа дополнительного образования по психолого – педагогическому развитию детей раннего дошкольного возраста (1,5 – 3 года) «Развивай – ка!»

    Пояснительная записка Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в проц...

    Организационные и психолого - педагогические условия восприятия детьми дошкольного возраста фольклора.

    I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Форму...