Сценарий НОД "Секреты магнита" для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сценарий НОД по познавательному развитию на тему "Секреты магнита" предназначен для детей подготовитеьной группы и направлен на развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_nod_sekrety_magnita.docx36.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №95

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Секреты магнита»

Воспитатель: Крутенок Даяна Алексеевна

Используемые технологии:

  • Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • Технология деятельностного подхода;
  • Игровые технологии;
  • Технология исследовательской деятельности;
  • Информационно-коммуникативные технологии.

Санкт-Петербург

2020 год

Название: «Секреты магнита»

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Форма организации: подгрупповая.

Задачи:

1.Образовательные

  • Расширить представление о магните и о его свойстве притягивать предметы.
  • Выяснить через какие материалы воздействует магнит.
  • Познакомить с использованием магнита в жизни человека.

2.Воспитательные

  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

3. Развивающие

  • Развивать интерес к экспериментированию.
  • Развивать умение включаться в коллективное исследование, выдвигать свои предположения и доказывать их.
  • Развивать умение обсуждать ход исследования, сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Активизировать словарь детей. (притягивает, магнит, магнетические, немагнетические, магнитно-резонансная томография и др.)

Предварительная работа:

- беседа по технике безопасности в быту с мелкими предметами;

- игры с магнитом;

- игры с магнитной доской и магнитными буквами;

- использование детьми в свободной деятельности дидактической игры «Рыболов»;

- просмотр мультфильма «Фиксики-Советы. Опыты с магнитом».

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности:

- посылка;

- «волшебная рукавица» (с магнитом внутри);

- ложки - пластмассовая, деревянная, металлическая;

- магниты (каждому ребенку);

- ширма;

- лабораторные халаты (на каждого ребенка)

- план-схема научной лаборатории – 2 шт.

- лоскутки ткани (на каждого ребенка);

- различные металлические предметы (монетки, скрепки, железные пластинки, шурупы, шайбы);

- тарелочки с гречневой крупой (каждому ребенку);

- стаканы с водой (каждому ребенку);

- различные неметаллические предметы (лоскутки ткани, бумага, резиновые, деревянные предметы);

- стол с дорожной разметкой;

- ноутбук;

- экран;

- презентация «Магниты в жизни человека»;

- мяч;

- синяя и красная табличка, свеча для игры «Магнитные человечки»;

- подарки (магниты)

Организация детей: 

Используемые методы и приемы:

1. Приемы пространственной организации:

  • Стоя в кругу
  • Сидя полукругом
  • Стоя в колонне

2. Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • Сюрпризный момент
  • Проблемная ситуация
  • Использование игр
  • Поощрение, похвала

3. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • Объяснение
  • Указания
  • Беседа
  • Загадка
  • Показ иллюстраций
  • Демонстрация
  • Лабораторные опыты

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Роль педагога заинтересовать и сопровождать детей по ходу занятия, вопросы поисково-исследовательские…

Действия детей, их предложения по ходу занятия (предположительно), самостоятельные поиски решения проблемных ситуаций…

Организация детей перед занятием

- Ребята, какое прекрасное утро! Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

- Повторяйте, пожалуйста, за мной:

Доброе утро лесам и полям!

Доброе утро скажу всем друзьям!

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад!

Дети подходят к воспитателю, встают в круг.

Выполняют движения и слова за воспитателем:

Поднимают руки вверх,

Руки вперед,

Руки в стороны,

Хлопают в ладоши.

Мотивация

Стук в дверь.

- Ой, кто же это может быть?

Воспитатель открывает дверь, входит почтальон

Почтальон: Здравствуйте, ребята!

- Вы узнали кто это?

Почтальон: Это 12а группа?

- Тогда эта посылка для Вас. (почтальон передает посылку детям в руки и уходит)

Воспитатель: Что там находится?

- Какие ложки лежат в посылке?  - - Что еще кроме ложек есть в посылке?

- Правильно!

Дети услышали стук и подходят к двери.

Предположения детей.

Дети говорят, что пришел почтальон, здороваются с ним.

Говорят, что он пришел по правильному адресу.

Дети благодарят почтальона, берут посылку, затем открывают её.

Перечисляют содержание посылки. Достают ложки (металлическую, деревянную, пластмассовую) и рукавицу.

Проблематизация

Игра «Волшебная рукавица»

- Как Вы думаете, почему здесь лежит рукавица?

- Мне кажется, что рукавица здесь не случайно.

- Можно я ее посмотрю? Воспитатель надевает рукавицу.

- Повнимательней, смотрите, за рукой моей следите.

 Воспитатель подносит рукавицу к ложкам. Сначала к деревянной, затем к пластмассовой и к металлической. Деревянная и пластмассовая ложки не притянулись к рукавице, а металлическая притянулась.

- Что Вы видите? Почему так произошло?

Послушайте загадку и тогда Вы точно разгадаете этот секрет:

«Этот жадный предмет все предметы хватает.
Для него нормы нет, прилипанием страдает»

- Верно! Это магнит, и действительно он находится в рукавице.

Ответы детей

Дают рукавицу воспитателю

Дети наблюдают за действиями воспитателя.

Дети фантазируют, выдвигают

свои предположения.

Дети слушают загадку.

Называют отгадку

Целеполагание

- Ребята, как Вы, думаете, что такое магнит?

Показ магнита.

- Молодцы! Магнит — это кусок железа или стали, который притягивает к себе металлические предметы.

- Ребята, это обычный магнит, но он хранит в себе много секретов.

- Попробуем разгадаем их?

Дети объясняют, что такое магнит.

Рассматривают магнит

Дети соглашаются

Планирование будущей деятельности

- Ну что же, если Вы готовы разгадать все секреты магнита. Тогда я предлагаю Вам превратится в настоящих исследователей и отправиться в научную лабораторию для проведения опытов с этим удивительным камнем.

- Готовы?

- Все настоящие исследователи в лаборатории носят халаты. И у нас с вами они есть. Воспитатель достает белые халаты.

Надеваем и отправляемся.

Воспитатель показывает вход в лабораторию.

Обращает внимание детей на план-схему лаборатории, которая висит на ширме.

- Ребята, что изображено на план-схеме?

- Что нам надо для проведения всех опытов?

Воспитатель достает магниты,

затем достает план-схему в уменьшенном формате и предлагаем взять ее с собой.

- Какой опыт мы будем проводить первым?

- Начинаем!(Воспитатель отодвигает ширму)

Дети соглашаются.

Дети превращаются в исследователей, надевают белые халаты.

Подходят к ширме, за которой спрятана лаборатория

Дети рассматривают план-схему.

Проговаривают каждый пункт, изображенный на план-схеме.

Ответы детей. (магниты)

Дети берут по 1 магниту.

Ответы детей

Дети по план-схеме определяют, какой опыт будет первым по счёту.

Дети оказываются в научной лаборатории

Реализация плана

Обследование магнита

- Рассмотрим какой магнит?

- Определите какой магнит на ощупь.

- Постучите по столу, какой звук слышите?

- Попробуйте сломать: твёрдый или мягкий?

- Имеет ли он вес? Тяжелый или легкий?

- Какой мы можем сделать вывод?

- Магнит мы обследовали, теперь приступим к опыту.

Опыт 1 «Северный и южный полюса» 

На столе лежат магниты по количеству детей, синяя и красная карточка, а также изображение свечи.

- Вы знаете, что у магнита существует два полюса?

- У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Одинаковые полюса (сев./сев., юж./юж.) отталкиваются друг от друга, а разные полюса (сев./южн.) притягиваются

- Хотите это проверить?

- Возьмите еще один магнит со стола.

Поднести два магнита друг к другу. Затем переверните один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

- Что произошло? Какой вывод мы можем сделать?

 У магниты северный полюс обычно принято окрашивать в синий цвет, а южный – в красный (показ). 

Игра «Магнитные человечки»

- Ребята, давайте поиграем? Вставайте в круг.

Внимательно послушайте правила игры:

Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», вы притягиваетесь ко мне «северным полюсом» - спиной. Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваетесь ко мне животиками – «южными полюсами». Магнит боится огня, высокой температуры, поэтому, когда вы увидите свечу, то присаживаетесь на корточки и закрывайтесь руками. - Начали!

- Молодцы! Понравилась игра?

- Раскроем следующий секрет магнита?

- Куда мы отправимся дальше?

Опыт №2 «Ткань и магнит»

На столе лежат лоскутки ткани на каждого ребенка и предметы из железа (скрепки, монетки)

- Ребята, как Вы считаете, если магнит притягивает предметы только из железа, действует ли его сила через преграду?

- Проверим?

- Первой преградой у нас будет – ткань. (воспитатель предлагает каждому ребенку взять по лоскутку ткани)

- Сейчас накройте железные предметы тканью и поднесите магнит.

- Что произошло? Какой вывод мы можем сделать?

- Какой стол с опытом, будет следующим?

Опыт №3 «Перебери крупу».

На столе лежат тарелки с разной крупой, металлическими и неметаллическими предметами, мяч.

- Что Вы видите на столе?

- Сможет ли магнит взаимодействовать с металлическими предметами, спрятанные в крупе? 

- Как мы можем быстро достать их из крупы? (Магнитом проводим над тарелкой с крупой и притягиваем металлические предметы)

- Проверим?

- Как быстро Вы справились с заданием, будто по взмаху волшебной палочки очистили крупу.

- Какие предметы волшебный магнит помог найти и достать из крупы?

- Почему они притянулись к магниту?

- Все предметы, которые притягиваются к магниту, называются магнетические.

- Давайте запомним это слово, произнесем его все вместе.

- Если бы, в крупе были резиновые, бумажные, пластмассовые предметы, смогли бы вы очистить крупу?  Проверим это?

Воспитатель достает резиновые, бумажные, пластмассовые предметы и предлагает их детям.

Закончили. Получилось или нет? Почему нет?

-Предметы, которые не притягиваются, называются немагнетические.

Давай запомним и это слово.

- Какой вывод мы можем сделать после проделанного опыта?

Игра с мячом «Притянет - не притянет»

- Поиграем? Тогда встаньте в круг. Воспитатель берет мяч и встает в центр круга.

-Представьте, что мяч - это магнит, а Вы – предмет, который я буду называть. Вы будете должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловите или не ловите мяч.

- Молодцы! Вам понравилось?

- К какому столу мы пойдем теперь?

Опыт № 4 «Не замочи руки».

На столе стоят стеклянные стаканы с водой, в которых лежат скрепки.

- Сейчас мы попробуем разгадать еще один секрет магнита. Сможет ли магнит взаимодействовать с металлическим предметом через стекло и воду?

- Что нам потребуется для этого опыта?

- Как мы можем достать скрепку, не замочив рук?

- Правильно! Проведите магнитом по внешней стороне стакана снизу-вверх.

- Работаем аккуратно. Молодцы!

- Что произошло? Какой вывод мы можем сделать?

- Все ли секреты мы раскрыли?

- К какому столу мы еще не подходили?

Опыт № 5 «Гонка автомобилей»

Стол с изображение гоночной трассы, монетки (с наклейкой машины).

- Сможет ли магнит действовать на предмет через преграду – столешницу? Проверим?  

- Но для проведения этого опыта нам надо поделится на команды, в каждой команде должно быть по четыре человека.

- Представьте, что монетки – это автомобили, а вы – гонщики. Мы попробуем по дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита.

- Первая команда встает с правой стороны стола, другая – с левой.

- Первые игроки установите свой «автомобиль» на старте сверху, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее и быстрее до финиша, не заезжая на обочину. Чья команда быстрее перевезет свои машины на другую сторону стола, та и победила в эстафете.

- Готовы?

- На старт, внимание, марш!

- Стоп! Молодцы!

- Что происходит? Почему?

- Совершенно верно! Сила магнита, проходя через преграду, притягивает металлические монетки и вынуждает их следовать за магнитом.

Показ презентации

- Ребята, сейчас я предлагаю Вам посмотреть небольшую презентацию «Магниты в жизни человека» (слайд 1), присаживайтесь на стулья.

- Еще используют магниты в строительстве. Для поднятия тяжелых металлических грузов. (слайд 2)

- В водопроводах устанавливают магнитные фильтры воды, которые улавливают частички металла, и вода в кран поступает чистой. (слайд 3)

-Еще, ребята, магнит есть в компасе (слайд 4)

- Что такое компас?

- Компас — прибор для определения своего местоположения.

- Внутри у него есть магнитная стрелка, которая вращается вертикально и по кругу. Стрелка всегда указывает на север. А определив по стрелке, где север, можно определить и где находятся остальные части света: юг, восток, запад.

- Кому нужен компас? Молодцы!

- Ребята, где в нашей группе можно увидеть магниты? 

- Молодцы!

Подходят к первому столу. И встают вокруг его. Ответы детей.

Обследуют магнит и называют его качества.

Обобщают полученные результаты обследования

Предположения, ответы детей.

Дети соглашаются.

Дети со стола берут по второму магниту.

Выполняют опыт.

Объясняют, что увидели во время опыта, делают вывод (одинаковые полюса магнита отталкиваются, а разные – притягиваются)

Дети рассматривают подковообразный магнит с окрашенными полюсами.

Ответы детей.

Дети встают вкруг в центре группы.

Слушают правила игры «Магнитные человечки».

Следят за карточками, которые показывает воспитатель и выполняют движения в соответствии с правилами игры: притягиваются к водящему то спиной, то животом или присаживаются.

Ответы детей

Дети вспоминают, какой опыт будет следующим или смотрят на план-схему.

Подходят ко второму столу

Предположения и ответы детей

Дети соглашаются.

Проводят опыт: берут железный предмет, накрывают его лоскутком ткани, а сверху подносят магнит.

Объясняют, что увидели во время опыта, делают вывод, что магнит действует через преграду – ткань.

По план-схеме решают куда отправится дальше.

Подходят к третьему столу, встают вокруг его.

Дети перечисляют предметы, которые лежат на столе.

Предположения детей.

Предлагают план действий.

Дети соглашаются

Проводят магнитом над крупой, притягивая металлические предметы.

Дети перечисляют металлические предметы, которые достали из крупы. (монетки, скрепки, шурупы, болты)

Предположения детей

Дети всем вместе произносят слово «магнетические».

Предположения детей

В крупу кладут резиновые, бумажные, пластмассовые предметы. И повторяют опыт.

Выдвигают свои предположения почему не притянулись предметы, спрятанные в крупе.

Дети повторяют слово «немагнетические»

Делают вывод, что магнит может взаимодействовать с предметами через крупу.

Ответы детей.

Дети выходят в центр, встают в круг.

Слушают правила игры.

Выполняют движения в соответствии с условиями игры: ловят или не ловят мяч.  

Ответы детей.

Дети берут план-схему и решают куда идти дальше

Подходят к четвертому столу, встают вокруг его.

Ответы детей.

Перечисляют необходимые материалы для проведения опыта.

Предлагают план действий.

Проводят магнитом по внешней стороне стакана снизу-вверх

Дети объясняют, что видели во время опыта и делают вывод, что магнит действует через стекло и воду.

Ответы детей.

Дети по план-схеме определяют, какой опыт остался последним.

Дети подходят к последнему столу, встают вокруг его.

Предположения. Дети соглашаются

Дети делятся на равные команды по своему желанию и интересам.

Дети слушают ход действий для проведения опыта.

 

Дети встают в две колонны у стола.

Первые игроки устанавливает монетку на столе сверху, а магнит прикладывает снизу.

Выполняют опыт в форме игры-эстафеты.

Объясняют, почему двигался металлический предмет. Делают вывод, что магнит действует через преграду – столешница.

Дети садятся на стульях пред экраном.

Просмотр презентации «Магниты в жизни человека»

Дети дают определение слову «компас»

Предполагают кому в жизни нужен компас.

Из личного опыта рассказывают о магнитах на доске, магнитном конструкторе, игре «Рыбалка» и др.

Оценка и рефлексия

- На сегодня мы разгадали все секреты с магнитами?

- Вспомните, какие секреты вы узнали сегодня.

- Что нового сегодня Вы узнали?

- У Вас всё получилось?

-Возникали трудности?

-Вам понравилось?

- Молодцы, вы хорошо сегодня поработали!

- Много нового узнали об удивительном камне магните. Вы были настоящими исследователями. Спасибо, вам, за вашу научную работу.

- Я хочу Вам подарить магнитики, чтобы у Вас была возможность поэкспериментировать и дома. (воспитатель раздает магниты) 

- А завтра мы обсудим ваши проделанные эксперименты.

Дети отвечают на вопрос

Дети подводят итог, перечисляют все секреты магнита, по необходимости опираются на план-схему.

Дети высказывают своё мнение.

Дети получают подарки – магниты.

Говорят «Спасибо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сценария развлечения для детей подготовительной группы (по ознакомлению детей с игрушками мордовских умельцев) День рождения у мордовской матрёшки

Программное содержание:Способствовать закреплению знаний о родном крае, о национальных орнаментах одежды, мордовском фольклоре. Дать представление о национальной деревянной игрушке - Матрёшке, е...

Сценарий утренника для детей подготовительной группы к 8 марта "Как дети маму искали"

Данный сценарий утренника к празднику 8 марта предназначен для детей подготовительной группы детского сала, а также учащихся начальных классов школы. В основу сценария положен сюжет известной легенды....

Сценарий утренника для детей подготовительной группы на 8 марта «Как дети помогли Федоре»

В сценарии учавствуют дети. Роли Федоы и Мойдодыра принадлежат взрослым....

Сценарий праздника для детей подготовительной группы «выпуск детей в школу»

Сценарий праздника для детей подготовительной группы «выпуск детей в школу»...

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи - "В гости к лесовичку"

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию сценарий азвлечения для детей подготовительной группы "В гости к лесовичку", с использованием интерактивной панели, а именно, программы "Л...

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы на тему: «Если добрые все дети — будет счастлива планета»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 108»       Сценарий развлечения для детей подготовител...