Главные вкладки

    План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2020 – 2022 учебный год.
    учебно-методический материал

    Артюхова Светлана Андреевна

          Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie.docx32.9 КБ

    Предварительный просмотр:

                                     

                                МБДОУ «Беллыкский детский сад»

                        План по самообразованию

    Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

                              2020 – 2022 учебный год.

                                                                     Составила: воспитатель

                                                                    Артюхова С.А.

                                                    с. Беллык

    Пояснительная записка

          Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

          Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

          Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль  над  выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

         Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.

    Актуальность выбранной темы:

         На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

        Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

         Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

    Выполнение упражнений и ритмичных  движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

          Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

    Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

    Задачи:

    1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

    2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

    3. Улучшить общую двигательную активность;

    4. Содействовать нормализации речевой функции;

    5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

    6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

                                                                                                               

    Самореализация:

    Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение

    профессиональной компетентности в вопросах развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

    Задачи:

    1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

    2. Разработать перспективный план работы с детьми, подготовить методический материал, картотеку пальчиковых игр, дидактических игр.                                                      4. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.                                                                                                            5. Подготовить и провести консультации  для родителей на тему.     6. Подготовить материал и провести мастер-класс для родителей по теме: «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях»

    Основные направления работы с детьми на занятиях.

    - Пальчиковая гимнастика

    - Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

    - Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

    -Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

    - Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

    - Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью, горохом, крупой  или цветными крышками.

    Предполагаемый результат:

    1. Усовершенствована предметно – развивающая среда;

     2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

    Формы работы:

    -совместная деятельность воспитателя с детьми

    -индивидуальная работа с детьми

    -свободная самостоятельная деятельность самих детей.

    Работа с родителями:

    Октябрь:

    1.  Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

    Ноябрь:

     памятки на тему: «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода».

    Декабрь:

     1.Консультация «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

    2. «Игровой самомассаж для кистей и пальцев» ,

    Январь:

    Оформление папки – передвижки «Пальчиковые игры для малышей»

    Февраль:

     Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем»

    Март:

    1.Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»

    2. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

    Апрель:

     Консультация на тему «Играя, учимся говорить»

     Май. Анализ работы по теме самообразования. 

    Литература:

    1. А. Николаев. Пальчиковые игры от 1до 4. РИПОЛ классик, 2012.(Играем и учимся).

    2. А. М. Круглова. Развивающие игры для малышей от 1до 3лет. РИПОЛ классик, 2012.(Играем и учимся).

    3. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,2010.

    4. Т.А. Ткаченко. Развиваем мелкую моторику. ООО «Издательство «Эксмо»

    5. Интернет ресурсы

                     

                           План работы с детьми на 2020-22

    Месяц

           Содержание

                       Задачи

                               Октябрь

    Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка»

    Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

    Д/игра "Цветные вкладыши".

    Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета.

    Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока».

    "Пальчики, здравствуйте!"

    Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого.

    Прищепки «Прищепалки»

    Игра "Найди прищепку".

    Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее.

                            Ноябрь

    Д/игра "Чудесный мешочек".

    Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

    Пальчиковая гимнастика «Совушка-сова», «ладушки»,

    «тук-тук».

    Учить детей сжимать кулачки  разжимать, действовать в соответствии с текстом.

    Игры с крупой. Перекладывание из одной емкости в другую.

    Формировать умения действовать по указанию педагога - брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

    Д/и «Прищепки» «Солнышко», «Елочка», «Ежата».

    Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее.

           Декабрь

    Пальчиковая гимнастика «Семья», «Кулачок », «Муха».

     Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца, выполнять круговые движения ладонями, сжимать руки в кулачок.

    Д/И «Овощи» (прищепки)

    Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее.

    Самомассаж «Ручки греем».

    Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

    Игра «Веселые упражнения с карандашом»

    Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

                 Январь

    Д/игра "Мозаика".

    Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

    Игра «Веселые упражнения с карандашом»

    Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

     Д/и «Ёж и ежата»

    Упражнять детей втыкать спички в пластилиновый комочек.

    Игра «Лепим снежки»

    Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

    Февраль

    д/и «Найди игрушки» (сухой бассейн)

    Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне».

    Развития чувственного восприятия.

    Пальчиковые игры «Ути-ути», «Указочка», «Чижик-пыжик»

    Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

    Прищепки «Травушка-муравушка», «Цветочки», «Тучка».

    Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее.

    Шнуровка «Собираем бусы»

    Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок .

    Март

    Пуговицы «Веселые зайчата и медвежата»

    Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

    Пальчиковые игры «Кулачки», «Цыплятки», «Гуси-гуси».

    Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

    Прищепки «Кактус», «Осьминожка», «Рыбка».

    Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее.

    Д/и «Рисуем на крупе»

    Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

    Апрель

    Д/и «Рассортировать фасоль и горох»

    Формировать умения действовать по указанию педагога - брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев

    Пальчиковые игры «Мышка», «Шалун», «Кисточка».

    Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

    Прищепки «Перчатки», «Разноцветный круг», «Птичка невеличка».

    Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее.

    Игры со шнуровками и пуговицами.

    Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

    Май

    Д/и «Подарок для мышек и мышат»   сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

    Формировать умения действовать по указанию педагога - брать большим и указательным пальцем семечко тыквы и подсолнуха. Развивать гибкость пальцев.

    Пальчиковые игры. «Игрушки», «Капуста», «Цыплятки».

    Упражнять в выполнении различных имитационных движений.

    Игры с крупой. «Пересыпание» - дать ребёнку ложку и две ёмкости с крупой и пустую.

    Формирования  навыка самостоятельного пользования ложкой.

    Прищепки. Игра «Самолет»,

    «Стрекоза», «Цветы».

    Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Ловкие пальчики» Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности»

    Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы.Задачи: •Познакомить  детей с нетрадиционными  методами изобразительной дея...

    «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)

    Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы....

    Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

    Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;Содействовать нормализации речевой функции;Развивать воображение, логичес...

    Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2020-2021 г.

    Пояснительная запискаИстоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, ...

    Планирование работы в соответствии с темой самообразования «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2020-2021 г.

    Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи: 1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук; 2....